WorldClass

28 марта 2024, 18:06
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Руководитель Воронежского УФНС Сергей Дуканов: «Процедура банкротства в Воронежской области становится чисто хозяйственной, и это – заслуга налоговых органов»

26.11.2012 13:36
Автор:

Воронеж. 26.11.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Главный воронежский налоговик, известный своим особым, не всегда оптимистичным взглядом на экономические процессы, на этот раз был щедр на положительные оценки. Количество поступлений по НДС существенно выросло, что говорит об общем подъеме экономики. Муниципальные предприятия не банкротятся. «Серые» схемы уплаты налогов, похоже, если не совсем сходят на нет, то минимизируются. Новые собственники «Минудобрений» исправно платят налоги. Даже животноводческие предприятия, находящиеся в инвестиционной фазе, вот-вот порадуют первыми налогами. Два вопроса, по которым есть претензии у Сергея Дуканова, – целесообразность налоговых льгот для предприятий и размер налога на имущество физлиц. Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью «Абирегу».

- Сергей Сергеевич, в ноябре налоговики отметили профессиональный праздник. С какими достижениями вы к нему пришли?

- Достижений у нас много, но они стали для нас уже не праздничными успехами, а обычными трудовыми буднями. Основное достижение по этому году – увеличение поступлений по налогу на добавленную стоимость. Сам по себе НДС является косвенным маркером, свидетельствующим об уровне развития экономики региона, ведь чем больше добавленной стоимости создается, тем больше начинает расти объем налогов на добавленную стоимость. Я думаю, что это хороший признак, он не случаен и связан с экономическими показателями региона.

В этом году мы полностью закрыли вопросы по «Водоканалу Воронежа», это был большой, тяжелый процесс. Сразу же после заключения концессионного соглашения, над которым работали правительство области и администрация города, была погашена в полном объеме задолженность «Водоканал Воронежа» во все уровни бюджета. На сегодня долгов нет. Это, на мой взгляд, мегапроект, многие не были уверены в погашении долгов перед бюджетом, потому что ситуация с погашением налоговых долгов после прекращения процедуры банкротства была сложная и неоднозначная. В результате бюджет получил 100% долгов. В общей сумме это более 1,5 млрд рублей.

Это заслуга не только налоговых органов. Меняется налоговая культура в Воронежской области. В обществе формируется нетерпимое отношение к бизнесу, который не платит налоги. В этом плане налоговым органам стало работать легче.

- По вашим словам, доля НДС в бюджете выросла. Может быть, это связано с поступлениями от «Водоканала» и запуском после ремонта пятого энергоблока?

- Нет, погашение долгов «Воронежводоканала» увеличило поступления, но не так значительно. Если вы помните, первый этап погашения был два года назад и поступило в бюджет тогда также около 800 млн рублей. В 2012 году меняются темпы роста, прибавка стала более 40%, и, что интереснее, она соответствует и высоким темпам роста индекса промышленного производства в Воронежской области.

Составляющая энергоблока в налоговых поступлениях есть, но могу сразу сказать, что она в налоге на добавленную стоимость Воронежской области никак не отражается, потому что атомная станция стоит на учете в Москве и платежи осуществляются там. Я говорю только о тех поступлениях НДС, которые администрируются на территории Воронежской области. Поэтому этот индикатор косвенно свидетельствует о том, что выросло количество оказанных услуг, работ и произведено больше товаров.

- Какие предприятия показали лучший результат?

- Наибольшие поступления, наибольший темп роста достигнуты предприятиями финансовой деятельности - это крупные банки. Также производство и распределение электроэнергии, газа и воды - к этой сфере относится в том числе «Водоканал», структуры газовой промышленности, электроэнергетики. На третьем месте - операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг, темпы роста по ним составили 1,4 раза – сюда относится все, что связано с вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимости, в первую очередь коммерческой, а также с предоставлением различных услуг.

Самое интересное, оптово-розничная торговля в Воронежской области является превалирующим сектором экономики, но раньше она не давала такого темпа роста и налоговые поступления были непропорциональны объему выручки. Сегодня начался процесс выравнивания. Думаю, во многом это связано в том числе и с работой по легализации как заработной платы, так и декларируемых доходов, исчислением налогов на прибыль, сюда можно отнести и налоги, связанные с эксплуатацией производственных и торговых площадей, налог на имущество.

И последнее направление – это производство пищевых продуктов. Почти миллиард рублей дополнительно поступило от этого вида деятельности, рост 34 %.

Я назвал те отрасли экономики, в которых темп роста опережал средний по области. Финансовая деятельность – в 1,5 раза, производственное распределение воды и газа, электроэнергии – в 1,4 раза, операции с недвижимым имуществом - в 1,4 раза, оптово-розничная торговля – 1,3 раза, производство пищевых продуктов – 1, 3 раза.

- Позитивные движения в экономике всегда радуют. А как на экономике региона отразился запуск шинного завода?

- У нас два завода занимались производством шин – это Воронежский шинный завод «Амтел-Черноземье» и завод «Амтел». Оба находились в процедуре банкротства с кредиторской задолженностью, превышающей миллиарды рублей. Налоговые органы в числе кредиторов значились, но доля голосов составляла незначительную сумму. Закончилась процедура банкротства тем, что с торгов все имущество было реализовано по достаточно высокой цене, которая позволила рассчитаться со значительной частью долгов. Налоговых платежей от процедуры банкротства в бюджет поступило свыше 300 млн рублей. Параллельно с этим возобновил работу Воронежский шинный завод, но пока существенных изменений в начисленных и уплаченных налогах нет по сравнению с предыдущими налоговыми периодами. Но уже можно сказать, что, скорее всего, численность работников и объем производства либо сохранятся, либо будут иметь тенденцию роста. Думаю, этот налогоплательщик будет вносить существенный вклад в бюджетную систему области.

- А что касается крупных животноводческих проектов, о которых говорят региональные власти?

- Здесь мы видим существенное вложение средств, но значимой налоговой отдачи пока нет. Объясняется это в том числе и тем, что не все проекты вышли на полную производственную мощность. В то же время сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что темп роста налогов на доходы физических лиц в животноводстве высокий и в целом превышает средний по области. Налог на доходы физических лиц увеличился в 1,4 раза. Что это значит? Это значит, что либо растет заработная плата, растет численность занятых в сфере животноводства.

- В этих проектах сами завозимые породы очень дорогие, что увеличивает срок окупаемости проекта.

- Действительно, уменьшаются доходы, потому что очень велики расходы, и ожидать быстрой отдачи по налогам не приходится. Если вы сегодня спрашиваете о налоговом результате, то пока он отрицательный, поскольку сумма возмещения налога на добавленную стоимость превышает его уплату. Такое возможно на стадии инвестирования в животноводство. Тем не менее по налогам на доходы физлиц выявлена положительная тенденция. Соответствующая тенденция в 2012 году появилась и по налогам на имущество – темпы роста также высокие, составляют 141,5 % за 9 месяцев 2012 года по сравнению с 130% в 2011-м. Это очень хороший темп роста, свидетельствующий о том, что прирастает и стоимость имущества в этих животноводческих проектах. Пока налог на добавленную стоимость имеет отрицательное значение, это связано с опережающими темпами роста вычетов налога на добавленную стоимость при приобретении, в том числе и коров, осуществлением строительства объектов инфраструктуры. Ожидается, что как только эти предприятия выйдут на полную производственную мощность, НДС будет уплачиваться и добавленная стоимость будет создаваться.

- Как был учтен ваш опыт, который вы получили при строительстве крупных объектов, например сити-парка «Град»?

- При анализе поступления налогов от реконструкции трассы М-4, строительства торговых центров, производственных объектов наша задача была легализовать рабочую силу, строительный бизнес и, соответственно, получить дополнительный доход в виде налогов. И сегодня работа по легализации строительной деятельности на территории Воронежской области продолжается. В настоящее время губернатор Воронежской области Алексей Гордеев придает этому направлению работы приоритетный характер.

- Какие процедуры банкротства в Воронежской области вы считаете ключевыми?

- Сегодня я могу сказать, что нет ключевых процедур банкротства на территории Воронежской области, в которых налоговые органы имеют решающее количество голосов на собрании кредиторов. Значимая процедура по суммам задолженности – это банкротство ЛВЗ «Бутурлиновский». Новое предприятие «Бутурлиновский ЛВЗ» получило лицензии. Правительством поставлена задача вывести это предприятие на уровень производства и уплаты налогов, который был в самые лучшие годы на ЛВЗ, а это примерно полмиллиарда рублей. Если эта задача будет реализована, бюджетная эффективность, экономическая и социальная отдача от проекта будет гигантская. И вторая задача – получение максимального удовлетворения требований государства в реестре кредиторов. В рамках своих полномочий налоговые органы контролируют деятельность арбитражного управляющего и стараются пресекать возможные ошибки. Я думаю, что сегодня есть все шансы к тому, чтобы вся реестровая задолженность была погашена и погашена максимально.

- Как по-вашему, эффективно работает ЛВЗ «Висант»?

- У предприятия имеется налоговая задолженность, и в отношении него принимаются меры принудительного взыскания.

И еще. За последние шесть лет существенно изменилась роль налоговых органов в процедурах банкротства. Если ранее налоговые органы участвовали практически во всех процедурах банкротства, то в настоящее время уполномоченный орган является кредитором в менее половины от общего числа банкротных дел. В 2006 году налоговые органы были кредитором в полутора тысячах процедур. Сегодня мы участвуем только в 410 процедурах. Если раньше доля голосов в процедурах составляла 86%, то в настоящее время – менее 8%. Если раньше реестровая задолженность перед бюджетом по банкротам была 12 млрд, то сейчас – 3,5 млрд рублей. Налоговые органы стали неудобным кредитором, поэтому в современных процедурах банкротства долги перед государством либо отсутствуют, либо близки к нулю. Так, из оставшихся 410 банкротств более чем в 200 долги перед государством не превышают 5%.

- Почему вас называют «неудобным» кредитором?

- Объяснение очень простое. Налоговые органы Воронежской области в настоящий момент приобрели огромный опыт по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, по привлечению учредителей, участников и директоров к субсидиарной ответственности, к поиску и возврату в конкурсную массу сокрытого имущества, по обеспечению прозрачности торгов, по взысканию убытков с нерадивых арбитражных управляющих, по привлечению арбитражных управляющих к административной и уголовной ответственности. Поэтому коммерсанты стараются не допускать уполномоченный орган к банкротству, а это можно сделать только путем полного погашения налоговой задолженности. В Воронежской области в последнее время банкротство приобретает чисто коммерческий характер. Эта тенденция в полной мере соответствует практике банкротств в странах с развитой экономикой и положительно характеризует Воронежскую область.

- А что с муниципальными предприятиями-банкротами?

- Вы вспомните, когда чуть больше пяти лет назад муниципальные предприятия по три-пять раз банкротились, налоговые органы были единственным кредитором, то есть тем, кому не платили. В последние три года ситуация кардинально изменилась. Сегодня процедура банкротства проводится менее чем в 30 муниципальных предприятиях, раньше их было порядка 150. Сегодня повторных банкротств муниципальных предприятий уже нет, а самое главное – в 2012 году не было ни одного нового банкротства муниципального предприятия. В этом однозначная заслуга налоговых органов и это безусловная заслуга губернатора области, которым была четко поставлена задача, что банкротство муниципального предприятия – это не просто какая-то экономическая проблема, это проблема собственника. Если ты как собственник довел свое предприятие до банкротства, значит, либо ты был неэффективным управленцем, либо просто не проследил за работой менеджеров, которые работают на предприятии. Поэтому в банкротстве либо ищется управленческая составляющая, либо криминальная.

- Как вы можете прокомментировать развитие ситуации с «Павловскгранитом»?

- Там было принято решение о введении наблюдения. Наша доля в долгах отсутствует, потому что это предприятие платит все налоги. Если процедура конкурсного производства будет введена, мне кажется, долгов по налогам вообще не будет. Это чисто коммерческое банкротство.

- Я имею в виду с точки зрения платежей: если предприятие все платит, то понятно, с точки зрения здравого смысла, что процедуру банкротства они хотят провести, чтобы избавиться от долгов по кредитам и получить чистое предприятие. Это внешне так выглядит. Нет ли в этой ситуации угрозы, что они смогут уменьшить налогооблагаемую базу?

- Предприятие в этом году стало прибыльным. Оно вышло на рекордные налоговые отчисления. Увеличилась чуть ли не в два раза выручка, существенно выросла прибыль. Предприятие отказалось от торговых домов, от минимальных наценок. Теперь цены соответствуют рыночным, поэтому, по нашим оценкам, перспектив для банкротства, конечно, нет. Но существует очень высокий долг перед Сбербанком, который был сделан не самим предприятием - оно оказалось в этой ситуации поручителем. И скорее банкротство этого предприятия вызвано невозможностью поручителя выполнить обязательство должника в силу очень большого объема. Поэтому будет конкурсное производство введено или не будет, мое мнение, что у этого предприятия есть все шансы остаться в неизменном виде. Я думаю, что даже не потребуется реализация активов предприятия, кредиторы могут в конце концов найти какой-нибудь компромисс и заключить мировое соглашение на любой стадии банкротства, в том числе конкурсного производства. Налоговая инспекция следит за развитием ситуации и примет все меры по взысканию долгов, если появятся.

- Остались в воронежской экономике какие-то направления, на которые властям нужно обратить внимание?

- Среди проблем, которые на сегодня актуальны, хочу выделить вопрос эффективных налоговых льгот. При областном правительстве создана межведомственная рабочая группа по оценке эффективности налоговых льгот. УФНС участвует в ее работе. На мой взгляд, назрела необходимость введения более жестких и четких критериев оценки эффективности налоговых льгот. Проблему налоговых льгот следует разделить на две категории – социальные льготы и льготы для бизнеса. По социальным льготам было бы неплохо их еще больше расширить. Да и на фоне растущих имущественных налогов продолжается расслоение общества по имущественному признаку. Поэтому необходимо ставить вопросы о введении дополнительных социальных критериев для установления льгот для населения. Это в первую очередь налоги на имущество и на землю. И проблема здесь серьезная. Налог на имущество, налог на землю устанавливается каждым муниципалитетом в отдельности, здесь хотелось бы совместно выработать более четкую социально ориентированную налоговую политику.

Вторая категория – коммерческие льготы. Здесь также имеются, на мой взгляд, серьезные проблемы. Очень большой объем средств выпадает на льготы для бизнеса. В то же время мы видим деятельность компаний, которые получают эти льготы, но эффект для экономики зачастую не всегда виден.

УФНС предлагает свои критерии оценки эффективности льгот. Во-первых, налоговая льгота должна иметь бюджетную эффективность, то есть любая налоговая льгота по истечении определенного периода времени (срок строительства, модернизации, реконструкции) должна повлечь сопоставимое увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Во-вторых, экономическая или инвестиционная эффективность налоговой льготы. Льготное налогообложение должно служить инструментом привлечения инвестиций и увеличения экономических показателей бизнес-проекта (рост объема выручки, внедрение новых технологий, повышение производительности труда, рентабельности). Индекс промышленного производства, оборот организаций, рост валового регионального продукта являются критерием оценки экономической эффективности налоговой льготы. В-третьих, социальный эффект. Под ним понимается рост заработной платы и улучшение условий труда работников, создание новых рабочих мест. Ни в коей мере не следует относить к социальному эффекту, как это часто бывает, понятие сделки – государство дает льготу, а плательщик взамен что-то построит, купит, отремонтирует. Такие вещи вряд ли можно отнести к социальному эффекту, потому что в таких отношениях имеет место возмездный характер. И самое главное, мы предлагаем, чтобы любая льгота на территории Воронежской области проходила слушания, причем публичные, с точки зрения ее эффективности. По каждой льготе для бизнеса должна даваться оценка ее социальной, бюджетной и экономической эффективности. По итогам года должны подводиться итоги по критериям бюджета и выполнения ожидаемых результатов эффективности. Публичность представления и открытость информации по льготам существенно может повысить эффективность налоговых льгот для бизнеса.

- По-моему, у нас льготы даются под организацию инвестпроектов, под создание рабочих мест. Как я понимаю, это один из способов заманить инвестора.

- Вы абсолютно правы, но льготы не всегда дают ожидаемый эффект.

- Вы можете привести примеры предприятий, где неэффективно используются льготы и наоборот?

- Не буду называть конкретные предприятия, но могу сказать, что на комиссии рассматривались многие организации и по многим есть вопросы. Есть и позитивные примеры. Когда предприятие получает льготу, осуществляет строительство, создает рабочие места, после этого уплачивает большие суммы налогов в бюджетную систему, после чего повышается индекс промышленного производства. Системные примеры есть. Нельзя сводить вопрос о налоговых льготах исключительно к негативной составляющей. Предлагается ввести критерии оценки эффективности льгот и создать механизм публичных слушаний.

- Вы выступаете за увеличение льгот для населения, какая динамика платежей в Воронежской области по увеличению налогов на землю?

- Что касается оплаты этих налогов, на сегодня мы имеем тот же уровень взыскания к поступлению, они практически идентичные прошлогодним, даже немножко опережают. В этом году ставка налога на имущество не понизилась, а инвентаризационная стоимость увеличилась. В этом году совпали эти два фактора и произошло существенное увеличение налоговой базы. С налогом на землю произошло тоже самое. И для отдельных категорий граждан, малообеспеченных такая нагрузка оказалось неподъемной – есть дом, участок, а налог заплатить нечем. Нужно учесть, что имущественные налоги – это не налог с дохода, а налог с капитала. То есть не всегда капитал (как правило, имущество, используемое в потребительских целях, например, для проживания) имеет движение к росту. А налог с него каждый год берется.

- Вы считаете, что Россия не готова к этому?

- Политика государства заключается в том, чтобы имущественные налоги стали значимыми для страны. Но темпы приближения к намеченной цели, на мой взгляд, должны были быть медленнее. А здесь все происходит быстро. Мы посчитали: в Воронежской области, в общей копилке бюджета имущественные налоги сегодня достигают 8%. Это показатель развитых стран, которые столетиями шли к такой налоговой нагрузке.

- А я наоборот, правых взглядов придерживаюсь. Должны быть рыночные условия – если не можешь содержать пятикомнатную квартиру, продай. Получи доход, купи себе однокомнатную. Да и прошло 20 лет, как не менялась ставка.

- Да, изменения должны быть. Но есть и определенные проблемы. Достаточно большое количество плательщиков – пенсионеры и налог на землю от 3 до 10 тыс. рублей для них непомерный, притом что он раньше составлял 300-700 рублей. А самое главное, я вам назвал показатель 8% в бюджете. Раньше в этой корзине налог составлял не боле 1%. Да и не у всех есть пятикомнатная квартира, чтобы ее продать. А если это однокомнатная, а ты еще не пенсионер – что тогда делать? Я считаю, что это не тот случай, когда мы должны гнать и состязаться.

- С вашими предложениями согласны?

- В комиссии наши предложения приняты, и в настоящее время обсуждаются. В наших предложениях есть смысл и их можно обсуждать. Что касается льгот для бизнеса, в развитых странах они вводятся только при соблюдении перечисленных критериев. В России публичные слушания помогут придать вопросу налоговых льгот более прозрачный характер.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0