Воронеж. 29.07.2013. ABIREG.TV – Аналитика – Воронежский регион демонстрирует хорошие результаты по самым важным показателям уже не первый год. По итогам 2012 года стало ясно, что область движется в верном направлении, доказательством чего стало повышение индекса промышленного производства и увеличение инвестиционной привлекательности. Эти успехи не остались не замеченными и на федеральном уровне – развитие Воронежской области положительным образом оценило Министерство регионального развития РФ. Какие преференции принесет одобрение федерального ведомства, как будет развиваться областной центр и как оценить работу воронежских чиновников, обо всем этом рассказал зампред регионального правительства Александр Гусев.
- Александр Викторович, на этой неделе было много событий, связанных с подготовкой города к зиме, с ремонтом дорог. И, насколько нам известно, в областном бюджете зарезервировано на нужды города 400 млн. рублей. С чем это связано и куда пойдут деньги?
- Вы знаете, я бы хотел немного с другого начать. На самом деле мы в последние четыре года, ежегодно в рамках областной адресной инвестиционной программы, на город выделяем около 2 млрд рублей. Объекты все известные. Это и крупные, такие как перинатальный центр, это и небольшие, которые мы выполняем из этих же денег. На самом деле мы смогли в этом году, уже после утверждения бюджета, в мае дополнительно выделить 400 млн рублей для города. Средства появились у нас, во-первых, благодаря тому, что регион сильно продвинулся в рейтинге Минрегионразвития. Заняв высокие места, регионам-победителям выделяются гранты, и нам в этом году выделено около 800 млн рублей. Большая часть средств направлена на объекты дошкольного образования – детские сады, другая часть попала в городской бюджет.
Второй источник финансирования – это размещение нашего облигационного займа. В начале года мы его разместили и по поручению Алексея Васильевича направили его на реализацию программ развития, в том числе и на помощь городу. Я хочу отметить, что 400 млн рублей не является критичной суммой для города. Это некий бонус, который возник. Мы должны думать о городе, о развитии, должны на этом базировать формирование нашего бюджета. Не могу не сказать, что эти деньги никак не связаны с подготовкой к выборной кампании - все объекты были определены еще в мае. Они были согласованы и нами, и городской администрацией. А сейчас идет работа по выполнению сметной документации, проектной документации, подготовки к торгам. Реальные объекты появятся уже после выборов, в октябре-ноябре.
- Как будут распределяться приоритеты в трате этих денег? Что будет сделано в первую очередь и на что они будут направлены?
- Мы хотели закрыть некие острые моменты, которые сейчас в городе существуют. Около 100 млн рублей будут потрачены на приобретение дополнительной коммунальной техники для города, и чуть меньше 80 млн. рублей – на приобретение пассажирского транспорта. Третья существенная статья в размере 100 млн рублей – ремонт фасадов домов. Мы сумели в 2010-2011 годах существенно продвинуться в этом вопросе, и хотелось бы эти темпы сохранить. Оставшиеся средства распределяются по более мелким предприятиям, но большая часть из них направлена на ремонт детских садов и объектов культуры.
- Вы сказали, что мы заняли достаточно высокие места в рейтингах Министерства регионального развития. За счет чего области удалось занять это место? И о каком месте вообще идет речь?
- Существует два указа президента, на основании которых Министерство регионального развития проводит ранжирование регионов по показателям. Есть так называемый комплексный показатель оценки исполнительных органов государственной власти, то есть фактически областных правительств или администраций. Этот показатель состоит из 12 отдельных пунктов, которые совершенно различные. Я некоторые могу назвать: доходы консолидированного бюджета, инвестиционная активность, оценка населения действий исполнительных органов власти. По комплексной оценке мы заняли шестое место среди всех регионов Российской Федерации и существенно продвинулись – в прошлом году мы были 14-ми, что тоже само по себе высоко, но вот, мы уже шестые.
Второй показатель, по которому оценивает Минрегион, касается деятельности губернаторов. Здесь у нас показатель еще лучше: мы стали пятыми, а среди регионов с высокой базой – мы первые. На мой взгляд, это совершенно объективно, потому что губернатор сейчас делает очень много для региона.
- Вы сказали, что будет грант. Грант – это те 800 млн рублей, о которых вы говорите, или еще какие-то?
- Нет, это те 800 млн рублей, которые нам будут предоставлены дополнительно к тем субсидиям и субвенциям из федерального бюджета.
- Буквально на прошлой неделе губернатор запустил новый проект, это интернет-проект, мониторинг качества госуслуг для бизнеса. Население может оценить деятельность каждого руководителя органов исполнительной власти Воронежской области, поставив ему оценки в Интернете: как настроен климат, благоприятный или нет и т.д. Каковы вообще параметры данного проекта и как вы будете в правительстве его реализовывать?
- Вы знаете, губернатором поставлена задача – активизировать работу так называемого «открытого правительства». Мы сегодня должны все больше и больше открываться для населения, для общественных организаций и объединений. А мониторинг – один из элементов. Работа будет выстроена в двух направлениях: можно будет получить анкету, в том числе она есть в электронном виде на наших порталах, заполнить ее и направить на наш адрес с оценкой деятельности того или другого непосредственно руководителя либо исполнителя, который работает в правительстве области. И второй вариант – это возможность в режиме онлайн выразить свое мнение, заполнив все на портале, где наши коллеги из Агентства по инновациям и развитию обработают эту информацию. Что нам это дает? Данное анкетирование анонимное. Мы получаем совершенно объективную картинку того, как предоставлена услуга. Мы будем оценивать около 50 сотрудников правительства. В бизнесе тоже есть подобные методы оценки, когда твои коллеги выставляют тебе баллы – я такое тестирование и сам проходил. Это очень объективный фактор. Мы должны понять, где у нас проблема, является ли она объективной в части наших процедур, которые сложны, или на самом деле проблема в должностном лице, которое пока недостаточно хорошо исполняет свои обязанности. Мониторинг нам необходим не для наказания, это для улучшения инвестиционного климата. Это пробный шаг, который будем развивать.
- Александр Викторович, скажите, а вот пойдет ли эта практика дальше? Будут ли тестировать всех чиновников? И вообще, какие вы требования сегодня предъявляете к основному составу правительства?
- Безусловно, это пилотный проект, который предполагает свое развитие и продолжение. Фактически мониторинг коснется всех областей деятельности нашего правительства. Больше того, я думаю, что мы сумеем договориться с руководителями муниципальных образований и перенесем эту практику на муниципальный уровень. Это должна быть комплексная оценка. Мы хотим понять и показать людям, что работать в органах исполнительной власти должны люди честные и инициативные. Именно они получат большие оценки.
- А если человек будет плохо работать и вы будете реально понимать, что это «слабое звено», что будет с ним?
- У него есть контракт, который мы просто прекратим, и, собственно, на этом наши отношения закончатся. Не вижу никаких проблем в том, чтобы ротировать кадры. На мой взгляд, все это делается в рамках законодательства, тем более что квалификационные требования к тем людям, которые приходят на службу, очень высоки.