WorldClass

20 апреля 2024, 08:41
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Руководитель департамента промышленности и транспорта Воронежской области Алексей Бродецкий: «Кластер – это реальная возможность предприятий обеспечить конкурентоспособность в будущем»

27.08.2013 18:36
Автор:

Воронеж. 27.08.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – В 2011 году по решению правительства Воронежской области был создан Центр кластерного развития, основной целью которого стала реализация кластерной политики и привлечение федеральных, региональных и частных финансовых ресурсов. О том, как реализуется кластерная политика в регионе, какие приоритеты видят в кластеризации региональные власти, а также какую пользу могут принести кластеры среднему и малому бизнесу, рассказал «Абирегу» руководитель департамента промышленности и транспорта Алексей Бродецкий.

- Алексей Юрьевич, губернатор региона, говоря о кластерной политике, отмечал, что «она является одним из важнейших этапов в выстраивании системы стратегического управления регионом». Как может, по вашему мнению, измениться инвестиционный облик региона в случае успешной реализации кластерных идей?

- Кластерный подход достаточно понятно и эффективно определяет условия взаимоотношений между предприятиями в конкурентнообразующей среде. В какой бы то ни было отрасли он дает конкретно обозначенную цель и четкий вектор развития группе предприятий.

Основной целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры. Кластеры, будучи межотраслевыми образованиями, усиливают взаимосвязь и взаимодополняемость предприятий благодаря более быстрому распространению специфических для нашего региона технологий, профессиональных навыков, информации и маркетинга. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность – быстрое освоение новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки.

Все это можно рассматривать как составляющие синергетического эффекта кластеризации, при котором доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.

Таким образом, кластерный подход необходимо рассматривать в качестве новой управленческой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и отрасли или региона.

- Какую реальную выгоду получают предприятия, объединяющиеся в кластеры? Есть ли субсидии или льготы для таких компаний?

- В первую очередь, это возможность для предприятий и для региона в целом развиваться не по инерции. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики. Кластер – это реальная возможность предприятий обеспечить конкурентоспособность в будущем - разработать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5-10 лет вперед.

Объединение усилий предприятий для получения максимальной прибыли – ключевой момент, определяющий выгоду и смысл пребывания в кластере. Согласованное развитие и инвестирование позволяет выиграть всем, ведь звенья в кластере взаимозависимы. Прибыль одного из звеньев при этом распределяется между остальными в оптимальном соотношении, за счет чего выигрывает весь кластер.

Что касается помощи со стороны властей, то хотелось бы выделить одно из мероприятий ведомственной целевой программы «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 – 2013 годы» - создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, целью которого является реализация проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства путем финансирования из областного и федерального бюджетов, в рамках которого предусмотрены определенные субсидии. В частности, проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств, в том числе технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования, разработка и приобретение новых технологий: разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

Кроме того, в программе речь идет об организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставление консультационных услуг в интересах участников кластеров, разработке, внедрении и сертификации систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.

Отмечу также техническое обеспечение качества - закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования.

Данный перечень субсидий не исчерпывающий, с более полной информацией вы можете ознакомиться в самой программе.

- В Липецкой области недавно приняли поправки в закон «О промышленной политике в Липецкой области», согласно которым в регионе планируется создание кластеров вокруг промпредприятий с оборотом не менее 3 млрд рублей. Насколько такие меры эффективны и нужны ли они в нашем регионе?

- Есть несколько моделей организации кластеров, в том числе создание их вокруг крупных предприятий. В данном случае якорное предприятие выступает своего рода «зонтиком» для малых и средних предприятий, обеспечивая их заказами, содействуя внедрению инноваций, иногда представляя доступ к дорогостоящему производству и исследовательскому оборудованию, помогая развить рыночные коммуникации. По такой схеме в Воронежской области развивается, например, авиационный кластер, где таким якорным предприятием выступает Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».

Воронежская область тесно контактирует и обменивается опытом по созданию кластеров с соседними областями – Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Волгоградской и Ростовской. В частности, представители администрации Липецкой области приезжали к нам за изучением опыта создания кластеров и организации работы Центра кластерного развития. В свою очередь, мы будем следить за развитием кластерной политики в Липецкой области и использовать их опыт в своей работе.

В то же время необходимо отметить, что универсальных рецептов в создании кластеров нет: то, что работает в США или Израиле, не обязательно будет работать в России. Каждый регион должен искать свой путь, опираясь на свои конкурентные преимущества и развивая инновационный потенциал.

- В этом году сразу два проекта (аддитивные технологии и ИП «Перспектива») Воронежской области получили одобрение на уровне Минэкономразвития России. Насколько эффективна схема взаимодействия департамента промышленности и транспорта, Центра кластерного развития и федеральных институтов в продвижении новых производств?

- Департамент промышленности и транспорта Воронежской области совместно с ЦКР оказывает поддержку в реализации инновационных инвестиционных проектов, инициируемых малыми и средними предприятиями области, предприятиями – участниками территориальных кластеров в сфере промышленного производства, как основного механизма повышения конкурентоспособности экономики региона.

В данном случае ЦКР выступает своего рода инструментом, оператором реализации кластерной политики в регионе, активно и эффективно используя в своей работе методы проектного управления.

За более чем полтора года существования ЦКР удалось привлечь более 286 млн рублей субсидий из федерального бюджета, запущен проект «Центр технологической компетенции «Литье», реализуются проекты по созданию учебного центра профессиональной подготовки, питомнического комплекса Воронежской области, информационного ресурса поддержки кластерных образований в сети Интернет. Кроме того, создана нормативно-правовая база, разработан ряд организационно-методологических документов, определяющих подходы к реализации кластерной политики, подписаны соглашения о формировании кластера электромеханики Воронежской области, радиоэлектронного кластера Воронежской области, кластера авиастроения Воронежской области, кластера производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области.

- Будет ли региональное правительство в ближайшее время еще представлять подобные проекты в Минэкономразвития России?

- В настоящее время идет отбор наиболее перспективных инновационных проектов, планируемых к реализации в 2014 году и участию в конкурсе Минэкономразвития России. Среди таких проектов можно отметить «Создание Центра по разработке и производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего материала промышленного парка «ПромИнвест», «Создание межотраслевой системы компьютерной поддержки профессионального творчества», «Создание международного центра инженерно-технической компетенции в области производства огнеупорной продукции, теплоизолирующих и шлакообразующих смесей», «Создание центра коллективного доступа по заточке деревообрабатывающего оборудования», «Создание научно-производственного инжинирингового центра предприятий – производителей нефтегазового оборудования», «Создание центра лазерной промышленной метрологии».

- Достаточно много обсуждаются перспективы создания IT- и мебельного кластеров. Будут ли они созданы до конца года и какие вы видите пути их развития?

- Действительно, данные проекты широко обсуждаются и имеют достаточно большой потенциал в развитии.

По вопросу реализации мебельного кластера прошел ряд совещаний в лесотехнической академии при участии руководителей ведущих мебельных предприятий Воронежской области. На совещаниях обсуждался вопрос создания обучающего центра для специалистов деревообрабатывающих отраслей. Данный центр будет создан на базе лесотехнической академии и будет оснащен передовым оборудованием, которое широко используется в современной мебельной промышленности.

Кроме этого, сейчас рассматривается возможность создания на базе предприятий мебельного кластера Центра коллективного доступа по заточке деревообрабатывающего оборудования, который позволит скоординировать деятельность ученых, инженеров и специалистов, работающих в области деревообрабатывающей и мебельной промышленности, и повысит эффективность использования парка дорогостоящего уникального оборудования.

Что касается ИТ-кластера, то еще в 2012 году была подготовлена программа развития ИТ-кластера для включения в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, формируемый Минэкономразвития России. Однако поддержки из федерального бюджета данный проект не получил. В настоящее время ведется проработка данного проекта, в частности, формируется совет кластера, рабочая группа, проводится сбор и анализ предложений по совместным кластерным проектам IT-предприятий Воронежской области и определение возможностей их реализации на территории региона.

- В апреле нынешнего года на заседании правительства Воронежской области озвучивалось успешное функционирование четырех кластеров: нефтегазового и химического оборудования, авиастроения, электромеханики и радиоэлектронного кластера. В них задействовано в общей сложности 78 организаций. Идет ли экспансия по вовлечению новых предприятий в кластеры?

- Безусловно. Этот вопрос прорабатывается. Мы постоянно осуществляем мониторинг тех отраслей, где идет кооперация предприятий, и проводим ряд мероприятий. В частности, совместно с ЦКР организуем круглые столы и семинары, на которых обсуждаем с руководителями воронежских предприятий преимущества кластерных объединений, условия вступления в кластеры и т. д. Мы стараемся привлечь в кластеры не только крупные и средние компании, но и малый бизнес, а также научно-исследовательские институты и консалтинговые фирмы.

- Насколько вообще кластерный подход к развитию промышленности и экономики помогает малому и среднему бизнесу в нашем регионе?

- Преимущество кластерного подхода применительно к развитию региональной экономики заключается в ориентации на развитие малого и среднего высокотехнологичного инновационного промышленного бизнеса.

Кроме указанных выше мер государственной поддержки, ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 – 2013 годы» включает в себя мероприятие «Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов», которое предполагает предоставление субсидий из областного и федерального бюджетов в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением правительства Воронежской области.

Стоит отметить, что правительство Воронежской области намерено и дальше поддерживать и развивать малый и средний бизнес на основе кластерного подхода в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы».

- Какова сейчас главная цель регионального кластерного подхода? К каким итогам стремится воронежское правительство в этом вопросе?

- Основной целью реализации кластерной политики правительства Воронежской области в промышленном секторе экономики является обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики региона за счет содействия формированию и развитию региональных кластеров.

Мы концентрируем свое внимание на развитии кластерной инфраструктуры, усилении горизонтальной интеграции предприятий-участников кластеров, а также оптимизации использования производственных мощностей организации путем исключения малозагруженных и дублирующих производств, что возможно за счет применения механизмов аутсорсинга и субконтрактации.

К числу запланированных результатов можно отнести рост объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона, а также повышение процента локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области.

- Какую роль играет кластерная политика в инновационном развитии производства?

- В настоящее время происходит осознание значимости кластерной политики при решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики, развитии ее инновационной составляющей.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, кластеры являются главным объектом государственной политики стимулирования инноваций – за счет поддержки не просто групп предприятий, но и эффективных взаимосвязей между участниками инновационной системы.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, проявляющаяся в быстром освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки.

Есть несколько факторов, стимулирующих инновационную деятельность предприятий. Во-первых, это взаимодействие образовательных учреждений и промышленных предприятий, обеспечивающее развитие научных исследований и инновационной деятельности в регионе. Кроме того, членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям, используемым предприятиями – участниками кластера, уменьшаются издержки на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в результате развития кооперационных связей, облегчается и удешевляется доступ к специализированным факторам производства (комплектующим, оборудованию, персоналу, услугам) по сравнению с другими вариантами интеграции (вертикальной, формирование альянсов). Также отмечу, что предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций, а также гибкую предпринимательскую структуру малых предприятий, конкурирующих в процессе производства креативных идей, позволяющую выявлять инновационные точки роста экономики региона.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0