WorldClass

28 марта 2024, 15:36
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Начальник управления инновационной и промышленной политики Липецкой области Владимир Лаврентьев: «У нас есть инженеры самой высокой пробы, но их пока единицы»

26.09.2013 14:37
Автор:

Липецк. 26.09.2013. ABIREG.RU – Аналитика - В Липецкой области за несколько лет произошла, фактически, техническая революция в промышленности. В федеральной и региональных экономзонах строят предприятия, где применяют самые передовые технологии производства. Заводы, построенные еще при советской власти, тоже модернизируют. Но чем больше становится предприятий так называемого европейского уровня, тем острее ощущается в регионе недостаток высококвалифицированных кадров, готовых работать на предприятиях нового поколения. О том, как решается проблема инженерных кадров в регионе, рассказал «Абирегу» глава областного управления инновационной и промышленной политики Владимир Лаврентьев.

- В последнее время стали много говорить о том, что инвесторов, которые приходят в Липецкую область, в первую очередь стали интересовать не преференции, инженерные сети и площадки – с этим все в порядке, их стали интересовать кадровые ресурсы. Попросту говоря, в регионе не хватает людей, готовых работать на предприятиях с новыми технологиями производства.

- Да, нам задают такие вопросы, потому что производство начинается не со стен и станков, а с высококвалифицированных кадров. Даже если на предприятии стоят станки с программным управлением, кто-то должен создать программу. К сожалению, так получилось, что вузовские программы отстали от жизни. Они слишком далеки от требований современного производства – программы подготовки инженеров просто устарели. Вузы меньше стали заниматься научными исследованиями и научными разработками. Все свелось к зарабатыванию средств на преподавательской деятельности. И все это привело к тому, что мы сделали революцию в промышленности, к нам пришли мировые лидеры машиностроения, построили заводы, а высококвалифицированных кадров у нас оказалось мало. Речь ведь идет не о специалисте, который умеет зажать болванку в тиски и точить ее напильником. Возьмите, например, «Индезит». Он стоит на пороге создания роботизированной бытовой техники. Не за горами день, когда с их конвейера будут сходить, например, пылесосы, которые без помощи хозяйки сами пропылесосят всю квартиру и, если надо, вещи во всех шкафах. Представляете, какой уровень специалистов нужен этому предприятию?

- А в регионе их не готовят?

- Нет, сейчас готовят. Мы же не могли строить заводы и не думать о кадрах. Но еще совсем недавно это было для нас серьезной проблемой. Так случилось, что вузы, в том числе и технические, очень долго не готовили – а многие и до сих пор не готовят – таких инженеров, какие нужны нашей промышленности. Тех, кого они выпускают, нельзя назвать профессионалами, готовыми конструкторами, проектировщиками, владеющими современными технологиями, способными идти в ногу со временем. И это касается не только инженеров и технологов, это касается и рабочих профессий. Конечно, молодые люди приходят на производство, их переучивают на предприятиях, стажируют за рубежом, и, например, в экономзоне «Липецк» мы имеем специалистов самой высокой пробы. Но это – единицы. Квалифицированных кадров нам действительно пока не хватает.

- Но вы же сказали, что ситуация изменилась?

- Да. Мы пошли своим путем. Мы не стали дожидаться, пока перестроится вся система образования и подготовки специалистов. Совсем недавно на базе технического университета мы создали институт машиностроения. В ближайшие годы этот институт станет центром подготовки специалистов для машиностроительной промышленности региона. Таких специалистов, какие востребованы современным производством. В институте работают опытные преподаватели. Одних только докторов наук пять человек. Есть учебно-научные лаборатории кузнечно-штамповочного оборудования, робототехники, метрологии и стандартизации, есть станочная лаборатория с набором металлорежущих станков различного профиля, лаборатории вычислительной техники и т. д.

- А новые программы тоже есть? Вы же говорите, что вузы готовят специалистов по устаревшим программам.

- Есть новые программы. В апреле этого года при институте машиностроения мы создали попечительский совет, в который вошли более десяти руководителей крупнейших российских и зарубежных предприятий, которые работают в Липецкой области. Это руководители компаний «Бекарт», «Индезит», «Промизделия», «Восток-Пром», «Гидропривод» и других. Всех мы, конечно, включить, не могли – у нас сегодня 217 предприятий машиностроения. Но в этом совете представлено все самое передовое, что есть в машиностроения мирового уровня. И этот совет помогает создавать новые программы подготовки специалистов с учетом современных требований. Вообще говоря, институт готовит специалистов на заказ. Предприятия подписали с этим вузом договоры, и он готовит несколько специалистов конкретно для этого предприятия, несколько – конкретно для другого и т. д. Есть, допустим, у меня производство сложнобытовой техники – производство стиральных машин. И мне нужны инженеры, которые могут работать на производстве холодильников. У нас никогда таких специалистов не выпускали. В России и кафедры такой нет. И мы договариваемся: я как специалист мирового уровня участвую в разработке программы, вы по ней готовите для меня профессионалов.

- Вообще, сейчас, по-моему, не много желающих пойти в инженеры. Все сориентированы на экономику, право, менеджмент.

- Мы это понимаем, и я больше скажу: мы сейчас занимаемся не только со студентами, но и с ребятишками. Планируем с детства ориентировать детей на профессию инженера. Нам уже выделили из регионального и федерального бюджетов больше 8 млн рублей, и мы создаем в Липецке два центра молодежного инновационного творчества. И будем прививать интерес к инженерным профессиям, к изобретательству, вообще к техническому творчеству. Знаете, есть такое понятие, как коэффициент изобретательской активности в обществе. Так вот, по этому коэффициенту мы значительно уступаем европейским странам, и отсюда тот дефицит инженеров, который мы сегодня имеем. Так вот, мы хотим возродить, как раньше было, ВОИР – Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. ДОСААФ готовил кадры для армии, а ВОИР – для машиностроения. Этой темой сейчас занимается доктор технических наук и изобретатель Вячеслав Тигров. Мы ему сказали: возьми детей 12 лет и сделай из них будущих инженеров. И мы вместе это сделаем, поверьте. И из тех, кто сегодня ходит в пятый класс, и из тех, кто учится сегодня на втором курсе института машиностроения.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0