Воронеж. 09.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Дорожная отрасль, «благодаря» известным событиям с известным персонажем, сейчас находится под пристальным вниманием правоохранительных органов и общественности. Но жизнь продолжается: дороги строятся и ремонтируются и, надо признать, в Воронежской области весьма неплохо и активно. О том, что грандиозного возводится вокруг Воронежа, почему в одном регионе дороги лучше, а в другом хуже, как не допустить до федеральных денег недобросовестных подрядчиков - в интервью руководителя ФКУ «Черноземуправтодор» Александра Лукашука.
- Какие конкретно дороги строит и содержит ваше учреждение?
- За ФКУ «Черноземуправтодор» закреплено 624,8 км дороги, из них 420,1 км – в Воронежской области и 204,7 км – в Липецкой. В Липецкой области это дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Тамбов и подъезд к городу Липецк (участок между селом Хлевное и Липецком). В Воронежской области нам подведомственна дорога Р-298 Курск – Воронеж по курскому направлению до границы с Курской областью и по саратовскому направлению до границы с Саратовской областью. Помимо этого, еще две автомобильные дороги – Р-193 Воронеж – Тамбов до границы с Тамбовской областью и всем известная подъездная дорога к городу Воронежу, которая выходит потом к Московскому проспекту, 0-14 км.
- Где на подведомственной вам территории сейчас производятся наиболее масштабные работы?
- Один из главных проектов, обход города Борисоглебска, уже сдан в ФАУ «Главгосэкспертиза». Общая протяженность новой дороги составит более 15 км. Ориентировочно на строительство обхода будет потрачено 5 млрд рублей. Это будет автомобильная магистраль второй категории, рассчитанная на движение в две полосы – по одной в каждом направлении. В составе варианта предполагается строительство четырех транспортных развязок в разных уровнях. Дорога обогнет город с восточной стороны. При пересечении реки Ворона предусматривается строительство мостового перехода общей длиной 1 км.
На сегодняшний день проводится капитальный ремонт на нескольких федеральных трассах. Работы ведутся на км 325 - км 334 автодороги Р-298 Курск – Воронеж, в районе п.г.т. Анна. На км 160 - км 163, в районе Девицы, ремонтные работы должны были завершиться, но помешала погода. К 31 октября планируется закончить работы по устройству дополнительных полос на подъем на км 423 - км 429 автодороги Р-298 Курск – Воронеж.
В настоящее время осуществляется строительство десяти надземных пешеходных переходов. Четыре из них – в Липецкой области. На федеральной дороге А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Липецк строятся надземные переходы в с. Ленино, с. Подгорное, с. Хрущевка на 51 км, 53 км, 54 км соответственно. Также строится надземный переход на 302 км трассы Р119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов. В Воронежской области на трассе А-134, подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Воронеж, возводятся сразу два надземных пешеходных перехода на 14 км. Работы по строительству переходов также осуществляются на трассе Р-298 Курск – Воронеж: на 206 км в селе Девица, на 216 и 217 км в юго-западной части города Воронежа. На автотрассе Р-193 Воронеж – Тамбов ведутся работы по возведению надземного пешеходного перехода на 12 км.
Семь из десяти надземных переходов возводятся из композитных материалов. Это значительно снижает затраты на их дальнейшее содержание.
На автодорогах Р-298 Курск – Воронеж и М-6 «Каспий», в Анне и Борисоглебске, произведена установка «умных» светофоров. Внедряем и другие инновационные технологии. В сентябре на наших дорогах была нанесена разметка пешеходных переходов в 3D-формате. Также проводится капремонт автобусных остановок в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения».
- Много ли денег в распоряжении ФКУ «Черноземуправтодор» в этом году?
- Около 4,5 млрд рублей. При том что в прошлом году было всего около 2 млрд рублей.
- А платные участки на вашей территории есть или планируются?
- Нет, и не планируются. Не мы принимаем решение о том, где будут платные участки, – все прописано в законе об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Но, на мой взгляд, на наших участках это делать пока нецелесообразно.
Помимо нескольких платных участков на М-4 «Дон», в Воронежской области будет платным обход Воронежа, который вскоре будет введен в эксплуатацию. Но это тоже не наша зона ответственности, а ГК «Автодор».
- Вы назвали основные стройки. Наверняка знаете проблемные точки, куда еще требуются средства?
- Например, на курском направлении выезд из Семилук. Уже подан запрос на финансирование проектирования и строительства развязки на данном участке. Пока же выехать из Семилук можно, но только по направлению в Курск. А вот разворот на этой дороге затруднен, так как дорога весьма узкая. Она давно построена и требует вложений.
Также необходимо строить обход Анны. Надеемся на положительное решение вопроса строительства обхода Воронежа со стороны Москвы в сторону Курска. Мы работаем над этой проблемой совместно с губернатором Воронежской области и с Росавтодором. Сейчас, чтобы попасть на курское направление из Москвы участнику движения приходится ехать через город по улице Антонова-Овсеенко. Чтобы попасть из Курска на ростовское направление, также приходится въезжать в город, проезжая по окрестностям ВАИ.
- Сильно ли отличаются технологии, материалы, используемые вами сейчас в работе, от тех, которые вы использовали несколько лет назад? Чем вы сегодня можете удивить водителей и пешеходов?
- В зонах пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, чтобы пешеходам не поскользнуться и автомобильный транспорт не заносило, применяется цветное покрытие противоскольжения красного цвета. Такая технология недешевая, но свои деньги оправдывает: количество ДТП значительно сократилось.
Который год осуществляем ремонт асфальтобетонного покрытия с устройством защитного слоя износа из литой эмульсионно-минеральной смеси типа «Сларри-сил». Данная технология позволяет избежать разрушений дорожного полотна, поскольку там применяется геосинтетический материал и добавки битума. По сравнению с поверхностной обработкой, которую мы также активно применяем, эта технология стоит в 1,5 раза дороже. Но по сроку эксплуатации и гарантии «Сларри-сил» в два раза эффективнее. Наглядно можно посмотреть это покрытие на въезде в Воронеж со стороны аэропорта.
Также мы применяем щебеночно-мастичный асфальтобетон. Технология не нова, но имеет большой положительный опыт применения. Там применяются специальные добавки - минеральные порошки, смеси.
- Вот вы рассказываете про супертехнологии. Но почему ощущаются такие серьезные отличия в качестве дорог в одном регионе и в другом? Да даже взять область и город. Ведь, наверное, деньги выделяют более или менее равные.
- Это не совсем так. Но даже не в этом дело. Во-первых, большую роль играет природно-климатический пояс. Например, в Липецке зима и температурный режим холоднее в сравнении с Воронежем. Другая причина – несовершенное законодательство о торгах. Распознать недобросовестного участника торгов практически невозможно. Открывается ООО с 10 тыс. рублей в уставном капитале, никакой юридической ответственности не несет, за душой имеет одну авторучку и листик бумаги, а выходит на федеральные деньги и объемы. И третья причина – нечеткое соблюдение законодательства.
Что касается различий в качестве дорог в городе и области. Город и федеральные трассы – это совершенно разная нормативно-правовая документация и технологии. Если взять, например, Воронеж и Москву, то в Воронеже асфальт кладут вверх, а в Москве – вниз. Одним словом, московская технология такова: снимают все слои и перекладывают заново. А в Воронежской области земляное полотно позволяет укладывать асфальт сверху, потому что дороги строились здесь 50 лет назад.
- Вы, с одной стороны, как специалист, с другой – как потребитель, проезжая по Воронежу, наверняка видите, где схалтурили. Где?
- Вижу. Но не готов давать экспертные оценки. Каждому управлению подведомственны свои дороги.
- Вокруг дорожной отрасли крутятся огромные деньги. Большой соблазн, которому сложно не поддаться. Вы как справляетесь?
- У нас деньги федеральные, ответственность очень большая. Все отслеживается ФАС, контролирующими органами в лице прокуратуры, МВД, контрольно-ревизионными управлениями, счетной палатой. Всюду открытость и гласность. Все торги, в том числе запрос котировок, электронные аукционы, конкурсы, общедоступны на едином электронном портале. Ни один конкурс, ни одна процедура кулуарно не проведена.
В отношении «Черноземуправтодора» никогда никаких мер, влекущих за собой административное наказание и больше, не было на моей памяти. И потом... Насколько мне известно, ни одного дорожника в списке «Форбс» нет. Не надо судить всех работников этой отрасли одной меркой.
- Если посмотреть, кто выигрывал торги, – ведь получатся, что одни и те же подрядчики на протяжении многих лет?
- Не совсем. Если взять статистику нескольких лет, то некоторые организации выигрывали много каких конкурсов. Достойно выдержали конкуренцию. Часть из этих работ выполнена качественно и к ним никаких претензий – ни с нашей стороны, ни со стороны контролирующих органов. Но там, где работы выполнены некачественно, тут уж извините.
- Да, но вы же сами говорите, что система торгов несовершенна и позволяет разным «Рогам и копытам» выигрывать крупные контракты. Что, видимо, вынуждает вас идти на нарушения и разными путями привлекать проверенных подрядчиков. Так?
- Нет.
- Тогда получается, у вас есть участки, которые строят «Рога и копыта»?
- Нет. Первый этап – это допуск. Согласно технической документации и согласно действующему законодательству, прописываются требования заказчика. И в этих пределах комиссия решает, допускать или нет данную подрядную организацию. У нас было, кажется, два предписания ФАС – они оба обжалованы в арбитражном суде, и на сегодняшний день вынесены положительные решения в сторону «Черноземуправтодора».
Но, конечно, есть такие виды работ, на которые не пропишешь требования в полной мере.
- Хорошо. Победили «Рога и копыта» и не сделали дорогу. Что дальше?
- По всем тем, кто победил и не выполнил обязательств, сведения отправлены в следственные органы и арбитраж.
- Здорово! Но деньги потрачены, а дорога не сделана.
- Нет, на стадии подписания контрактов подрядчик должен обеспечить его исполнение. Сейчас это или денежный залог (в размере 30% от суммы контракта), или безотзывная банковская гарантия на эту сумму, которая в обязательном порядке нами проверяется. Перед участием в аукционе вносится также денежный залог, который в таком случае уходит в пользу федерального бюджета.
- То есть у вас левых подрядчиков не может быть?
- У нас были такие прецеденты. Но данные организации у нас находятся в черном списке. По решению ФАС такие организации в течение двух лет не могут участвовать в аукционах ни в дорожной отрасли, ни в какой-либо другой.
- Большой черный список?
- От «Черноземуправтодора», кажется, три организации. Может, хотели бы и больше, но законодательство не позволяет. Если мы видим, что организация не справляется, согласно Гражданскому кодексу, мы обязаны предложить ей добровольно расторгнуть контракт. Если они согласны, то нам нужно заново просить деньги и заново организовывать всю процедуру - объявлять новый конкурс и т.д. Мы теряем время. А у нас не Африка - лето не круглый год, не все дорожные работы можно выполнять под дождем. При этом подрядчик остается безнаказанным. Отвечать за все приходится заказчику.
- Может, система контрактов жизненного цикла способна избавить нас от недобросовестных подрядчиков?
- Контракты жизненного цикла имеют право на жизнь. ГК «Автодор» первый такой контракт проторговала и сейчас пытается его внедрить. Однако у нас, по моему мнению, не хватает нормативно-правовой базы, которая позволяла бы с уверенностью доверить кусок дороги в пользование. Ну, выиграл подрядчик конкурс, приступил к работам. Но чем он отвечает по исполнению обязательств? Если брать страны Европы, там на контракты жизненного цикла попасть может далеко не каждая организация. Должен быть опыт, репутация, оборудование, должна быть обеспечена, помимо банковских гарантий и счетов, стабильность.
- У «Черноземуправтодора» пока контрактов жизненного цикла не намечается?
- У нас есть долгосрочные контракты на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на 5,5 лет. Это максимальный срок сейчас. И, как мне кажется, этого пока достаточно.