Воронеж. 27.11.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Думаю, что любой из нас сталкивался с продукцией «ЭФКО». Кто-то ест их майонез, кто-то использует в готовке подсолнечное масло. Даже если вы не потребляете продукцию холдинга, не заметить ее почти невозможно. В каждом супермаркете на хороших местах можно увидеть бренды, производимые этой фирмой. Компания является флагманом бизнеса Черноземья, это одно из самых узнаваемых предприятий Черноземья.
История компании тоже характеризует ее с положительной стороны. Алексеевский масложировой комбинат не стал «дойной коровой» для бенефициаров бизнеса, было вложено много средств и производство, и в сырье (сейчас компания гордо пишет о трех заготовительных компаниях и шести элеваторах, однако, что гораздо важнее, именно «ЭФКО» развивало десятки хозяйств на территории Белгородской области), и в дистрибуцию. Компания имеет современный совет директоров с авторитетными независимыми топ-менеджерами в своем составе, ведет активную социальную политику, у нее работает собственный корпоративный университет. Впрочем, как и в любом другом бизнесе, есть и свои проблемы.
Первый источник негатива – спорные результаты работы компании «на земле». Сама фирма проводила большое исследование, в котором доказывала, что виной всему особенности менталитета российских крестьян. В то же время упомянутые крестьяне критикуют низкую управленческую эффективность компании, «потогонную» систему оплаты труда, неправильные аграрные решения. С подобными проблемами сталкивались и другие инвесторы, так что не обязательно проблемы именно в «ЭФКО». Однако факт остается фактом: определенные сложности в работе с сельским населением у компании есть.
Другим источником интернет-негатива о компании являются отзывы ее бывших сотрудников. Многие говорят о ней как о «секте» с излишне жесткой корпоративной культурой и специфическими внутрифирменными взаимоотношениями. Впрочем, при всем при том компания имеет достаточно сильный HR-бренд, и студенты считают ее интересным работодателем. Основную массу составляют вполне востребованные сотрудники до 40 лет, а значит, их специфическая корпоративная культура устраивает.
Боролись с «ЭФКО» и таманские экологи. Сколько в этой борьбе было реальных требований, а сколько типичного экошантажа, знают, думаю, только в самом холдинге. Тем более что в претензиях объединяли низкое качество продукции (якобы использовалось пальмовое масло) и неэкологичность работы терминала. Если второе – действительно прямая работа экологов, то за качество продукции отвечает много кто, но точно не экоактивисты. Краснодарский край – в принципе место специфическое, но компании все ж таки пришлось и штрафы платить, и деятельность свою там приостанавливать. Сейчас же вроде бы все поутихло.
Еще одна негативная информация, которая появилась и в прессе, и на рынке в последнее время – слухи о перегруженности кредитами и даже невозможности нормально рефинансировать долги. Этот вопрос – гораздо более сложный. Информация о совокупном объеме долга в открытых источниках отсутствует, а сама компания не готова раскрывать свои консолидированные данные. Попытки рассмотреть долги «вручную», используя базы по отчетности предприятий, не дают возможности оценить всю совокупность информации. Впрочем, даже эти неполные сведения подтверждают достаточно значительную долговую нагрузку. Например, по «Эфирному» (основной производственный актив группы) кредиты и займы составляют 14,6 млрд рублей при активах в сумме 19,5 млрд рублей. Общую сумму долгов на основе данных, предоставляемых самой компанией, можно оценить в размере около 30 млрд рублей. При этом сейчас у компании более 900 млн чистой прибыли, а размер EBITDA – 3,6 млрд рублей. Однако вполне возможно, что компания действительно, как утверждают источники, не консолидирует часть бизнеса, и в этом случае сумма долгов может достигать значительно большей величины. Например, если уровень долга действительно составляет 40 млрд. рублей (как утверждают источники), то компания не имеет чистой прибыли и «работает на проценты». Неприятная картина, но далеко не катастрофа. Постепенно, благодаря инфляции, погашению кредитов и т.д. реальное долговое давление на компанию будет снижаться. Впрочем, это все наши догадки, сама компания уровень загруженности долгами, а также поименную структуру группы не раскрывает, так что нам остаются только приблизительные расчеты на основе далеко не полных данных.
С финансовой информацией о группе компаний в принципе плохо. Фирма не публикует консолидированную отчетность, информацию об эффективности работы на конкретных сегментах, да и отчетность по отдельным компаниям пришлось брать из баз. Даже поименный список юридических лиц, входящих в состав группы, отсутствует. Возможно, именно такая закрытость и создает почву для разнообразных слухов и инсинуаций. Тем более что и руководители – люди глубоко не публичные. Попробуйте, например, найти интервью Евгения Ляшенко. В лучшем случае это будет пара фраз комментария к какой-то новости. Не любят в компании говорить о себе.
Все это, впрочем, не отменяет значимости этого крупного холдинга для экономики всего Черноземья, тем более что компания не просто эксплуатирует недра или более или менее эффективно управляет советским наследством, а создает нечто новое.
Напомним, что пресс-секретарь компании «ЭФКО» Александра Япрынцева не смогла прокомментировать «Абирегу» ситуацию с долговой нагрузкой. На сайте компании финансовые данные за 2013 год найти не удалось.