WorldClass

20 апреля 2024, 08:07
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Глава Воронежского УФНС Сергей Дуканов: «Недостатки региона в условиях спада промышленности являются нашим преимуществом»

31.01.2014 17:15
Автор:

Воронеж. 31.01.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – В прошлом году в стране и регионе произошло много событий, где так или иначе должна была сказать свое веское слово налоговая. За главой Воронежской УФНС Сергеем Дукановым дело не стало: в эксклюзивном интервью «Абирегу» он прошелся по основным результатам года, пояснил последствия изменения налогового законодательства и дал оценку нескольким щепетильным историям, в которых фигурировала налоговая служба.

- В конце года по всей стране снижаются экономические показатели. Тем не менее в банках в конце прошлого года наблюдался рост кредитования, активов. На ваш взгляд, какие основные процессы происходят сейчас в экономике Воронежской области - рост, падение? Какие есть проблемы, достижения?

- У нас рецессия, но не кризис. То есть мы совпадаем по вектору движения с Россией и ЦФО по макроэкономическим показателям. Происходит снижение темпов роста оборота организаций: по результатам 2012 года рост составил 117,9 % теперь – 109,2%. Наблюдается снижение индекса промышленного производства: было 129,4%, сейчас – 106,4%. Уменьшились темпы роста прибыли организаций - с 118,6% по итогам 2012 года до 73,8% по итогам за 11 месяцев 2013 года. В то же время растут совокупные сбережения населения региона, что обусловлено ростом сбережений во вкладах и ценных бумагах - в 1,8 раза за 9 месяцев 2013 года. Происходит увеличение потребительского кредитования. Примерно на том же уровне сохраняется потребление населения. По заработной плате задолженность отсутствует, безработица сокращается. Номинальные и реальные доходы населения выросли. Это все признаки отсутствия кризиса.

Несмотря на ухудшение макроэкономических показателей, самые главные показатели – доходы населения и потребление населением – не сократились. Воронежская область оказалась в относительно неплохой экономической ситуации, которая позволила иметь положительную динамику по налогам. Прирост составляет более 9% к прошлому году, в то время как в целом по РФ этот прирост либо значительно ниже, либо динамика является вообще отрицательной. Наши недостатки в условиях спада промышленности являются нашим преимуществом.

Если брать движение капитала по отраслям экономики, то капитал достаточно подвижен. Прежде всего, он идет в сельское хозяйство. По-прежнему активно инвестируются средства в строительство. Если шесть лет назад 600 тыс. кв. м жилья в год для Воронежской области были пределом мечтаний, то сегодня 1,2 млн кв. м являются вполне достижимым результатом работы в этом секторе.

Вместе с тем не исполняются бюджетные назначения, в том числе по налогу на прибыль. В первой половине прошлого года перед налоговыми органами стояла задача получить хотя бы нулевой результат к середине 2013 года. Но начиная с конца августа налоговые поступления увеличились, произошло небольшое оживление наиболее значимых макроэкономических показателей по всей Воронежской области, поэтому год мы закончили лучше, чем прогнозировали.

- На рост показателей, вероятно, повлияли запуск «Подгоренского цементника», предприятий «Масловского», перезапуск шинного завода?

- Нет, это, сыграет свою роль позже.

Анализируя, почему мы достигли таких результатов, мы смотрим на показатели конкретных налогоплательщиков. И, как ни парадоксально, одни и те же плательщики оказываются в совершенно разных категориях по годам. Я вам больше скажу: у тех налогоплательщиков, которые на слуху, есть определенные проблемы с налогами, и мы постоянно с ними работаем. Но самыми лучшими плательщиками оказались те, о которых мы вообще ничего никогда не слышали и не читали. Из 130 крупнейших плательщиков о 70 мы даже не знаем. Они не являются объектами проверок налоговых органов, так как имеют высокую налоговую нагрузку.

Когда мы пытаемся понять, что же сыграло основную роль в развитии экономики, мы обращаемся к конкретным налогоплательщикам. Составляем список: какие дали плюс, какие минус. В целом некую картину по области дают не конкретные 20-30 плательщиков, а тысячи, до 10 тысяч, вот оно - конкурентное преимущество региона. Если бы бюджетную ситуацию в области определяли 5-10 плательщиков, то, разумеется, ухудшение финансового положения по одному из них повлекло бы за собой риск ухудшения налоговых отчислений в бюджет в целом. Для Воронежской области не имеет принципиального значения, как сработали единичные налогоплательщики. Важно, какова экономическая ситуация в регионе, какова ситуация в стране с точки зрения спроса на товары, работы, услуги. Кроме того, имеет принципиальное значение активность населения области. А она оценивается, с моей точки зрения, доходом от предпринимательской деятельности, уровнем зарплаты, доходом от дивидендов. Ежегодно именно эти позиции и растут. В прошедшем году наибольшие темпы роста налоговых поступлений дал налог от доходов физических лиц - 111,5%, а его удельный вес в доходах области – 43%. Налог на имущество организаций показал немного худшие темпы роста, чем в прошлом году (116,2% против 129% в 2012 году). Это во многом объясняется большим количеством налоговых льгот. Налог на прибыль фактически на уровне 2012 года - 99%, его доля - 25%. Всего за 2013 год в консолидированный бюджет РФ поступило в виде налогов от региона 74,5 млрд руб.

- А вообще, по-вашему, насколько оправданно предоставление различных льгот?

- 2013-й год для нас оказался успешным в этом плане. Правительство области поддержало наше предложение о включении в критерии оценки эффективности мер господдержки социальную эффективность, бюджетную и экономическую. Причем бюджетная эффективность понимается как налоговая отдача от каждого проекта. Именно в этом году количество налоговых льгот было пересмотрено в сторону их уменьшения, и действительно удалось отказаться от значительного количества льгот, оцененных как неэффективные. Состоялось первое заседание облправительства, где обсуждался вопрос эффективности мер господдержки по одной небольшой категории плательщиков. Дана оценка - «эффективный» в целом, за исключением двух предприятий. То есть впервые создается инструмент межведомственной оценки эффективности. Единственное, что предстоит реализовать, – публичное обсуждение любой льготы не столько в бизнес-среде, сколько на уровне экспертов.

Я считаю, что в области сработали саморегулирующие механизмы, которые позволили предложению по оценке эффективности воплотиться в жизнь.

- Подорвали ли хорошую банковскую статистику последние месяцы года?

- Банки в прошедшем году не стали основным звеном, формирующим налоговые доходы региона. Они дали существенное снижение поступлений по отношению к 2012-му. Это пока никак не объясняется, в апреле 2014 года мы сможем подвести итоги по отчетам за год. Пока можем строить гипотезы. Скорее всего, будет серьезное расслоение банков по разным критериям. Принято формировать рейтинги банков, куда включаются такие показатели, как развитость сети, стоимость активов, но в ближайшее время ключевым будет другой фактор. Или банк выполняет функции финансового учреждения, либо банк, его владельцы и менеджмент откровенно встают на путь хищения средств клиентов, переводят их на подконтрольные фирмы. Перспектив у такого бизнеса вне зависимости от места в рейтингах нет никаких. Происходящие в конце года события тому доказательство: лицензии отзываются по одному критерию – есть ли какие-то здоровые силы у банка вести свою деятельность и рассчитываться по обязательствам или дешевле остановить растаскивание актива сегодня, чем дожидаться завтрашнего дня?

Государство дает понять, что лучше сегодня рассчитываться по долгам конкретного банка, чем потом. Это дешевле. Тот факт, что данный процесс начался, - еще одно подтверждение, что страна находится не в кризисе, а в рецессии. Сегодня, как я считаю, принимаемые регулятором действия укрепляют экономическую составляющую, финансовую дисциплину в стране и создают хорошие предпосылки для органичного вытеснения слабых организаций.

- Еще одна проблема прошлого года - сокращение ИП...

- Да, число воронежских индивидуальных предпринимателей в прошлом году сократилось более чем на 9% и по состоянию на начало этого года составило 51,1 тыс. ИП. При этом официально налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в прошлом году выросли. По итогам года в целом – 5,5% (114 млн рублей). В целом за прошлый год в регионе зарегистрировано около 6,3 тыс. ИП, прекратили деятельность 12 тыс. ИП. В сопоставимых условиях потери бюджета от сокращения числа предпринимателей в 2013 году приблизились к 250 млн рублей.

- Как получилось, что в экономике рецессия, а зарплаты растут?

- Экономический спад не означает кризис. Мы должны, наверное, провести некую грань между понятиями «кризис» и «рецессия». Последняя подразумевает снижение темпов роста. То есть мы не имеем тех темпов, что были год назад, но имеем рост по отношению к предыдущим показателям. При этом организации могут вводить некоторые ограничения на инвестирование средств в завтрашний день, но основной свой капитал, рабочие руки и головы, они сохранят. А по отношению к прошлому году мы имеем рост как номинальных, так и реальных доходов даже при снижении темпов роста макроэкономических показателей. Долго ли это будет продолжаться? Если мы относимся к рецессии как к временному явлению, то она будет продолжаться год или два в зависимости от наших надежд и перспектив. Падение темпов может приобрести и критический характер. Очень важно, что индекс промышленного производства остался положительным к рекордному позапрошлому году (более 130%). Поэтому я думаю, что рецессия в нашем случае может замениться и экономическим ростом.

- Многие предприятия уводят прибыль в офшоры. В Воронеже есть такая проблема?

- Напрямую вывести прибыль в офшорную зону практически невозможно. Как только вы ее показываете на бумаге, то уже не имеет значения, в какую зону она уйдет, потому что она будет обложена налогом. Скорее всего, речь идет о некоем образном выражении, куда уходят капиталы, а не прибыль. За пределы России уходят капиталы, которые зарабатываются здесь. Сфера ЖКХ является наиболее криминальной в этом отношении по той причине, что как минимум ежегодно емкость только сферы услуг (если не брать «Водоканал», «Теплосеть», а только сферу услуг ЖКХ - УК, ТСЖ) – это 5 млрд рублей со стабильным ростом из года в год. А вот эти 5 миллиардов могут осесть в виде работ, услуг или быть обналичены в РФ или за ее пределами, то есть уйти в незаконное извлечение прибыли. В итоге мы теряем налоги, отчисления в бюджет. Явно эти средства не оседают ни в виде заработной платы, ни конкретных работ, услуг, связанных с ремонтом, содержанием, лишь мизерная часть этих средств действительно используется по прямому назначению.

Если пять-шесть лет назад сфера ЖКХ на 60% находилась в руках муниципалитетов, то сейчас в руках муниципалитета - 0%. Либо муниципалитет должен создать систему контроля, либо просто расписаться в своем бессилии. С другой стороны, управление муниципалитетом оказалось неэффективно и закончилось банальными банкротствами, неэффективным использованием этих же самых средств. Но собственнику в лице муниципалитета можно было хотя бы предъявить претензии.

- Задолженность муниципальных предприятий растет или сокращается?

- Роста банкротств по области вообще нет, и это тоже показатель отсутствия кризиса. На начало 2014 года количество предприятий-банкротов составляло всего 342. За минувший год на 55 (14%) количество банкротов сократилось. Темпы роста новых банкротов отстают от темпов роста прекращения банкротных дел. Общая сумма задолженности банкротов составляет на сегодня почти 4,9 млрд рублей, тогда как на начало 2013 года было 5,4 млрд (доля УФНС на начало 2014 - 7,6%), муниципальных банкротов осталось 10 предприятий, из них шесть в Воронеже. За последние два года не вводилось банкротство ни на одном муниципальном предприятии, сумма реестровой задолженности по муниципальным предприятиям составляет всего 392 млн руб. В основном она приходится на одно предприятие – «Воронежгорэлектротранс».

Налоговая задолженность муниципальных предприятий, которые не являются банкротами, составляет около 100 млн рублей. Она сократилась с 2010 года на 887 млн рублей. Это результат работы областных властей, налоговой службы, правоохранительных органов и муниципалитетов.

- Как вы оцениваете план антикризисной работы по Бутурлиновскому ЛВЗ? Вас устраивает, как реализуется программа?

- Схемы, которые отрабатывались и согласовывались с правительством области по Бутурлиновскому ЛВЗ, предусматривали 100%-ое погашение долгов перед бюджетом. На сегодня, как мы видим, есть проблемы с эффективностью нового актива предприятия ЛВЗ, который работает на площадке предприятия-банкрота. Я думаю, что если бы новый актив был более эффективным и рентабельным, то погашение наших долгов наступило бы ранее. Последний срок, в который нам гарантировали погасить долги, - апрель 2014 года.

- По поводу «Висанта» выяснилось, что есть уголовное дело о преднамеренном банкротстве...

- Если вы следите за историей этого предприятия, все заводы, из которых в конечном итоге образовался «Висант», прошли банкротство. Все они сопровождались выводом активов и списанием долгов кредиторов, в том числе и бюджетных долгов после завершения процедуры банкротства. Одни и те же фамилии по одной и той же схеме на одну и ту же компанию продают весь актив за большие деньги за несколько недель до банкротства и взамен получает другой актив. В конкурсной массе оказывается пара сараев, а весь актив уходит новому предприятию, на котором начинает работать новый завод. Все банально, как 10 лет назад.

«Висант», который находится в Гремячем, - это последнее банкротство. Здесь налоговым органам удалось впервые доказать, что применяется схема вывода активов, реализация актива по заниженной цене. Правоохранительные органы увидели в наших аргументах подтвердившиеся факты и возбудили уголовное дело. Я думаю, что перспектива у него есть. По меньшей мере в рамках процедуры банкротства можно решить вопрос о возврате в конкурсную массу реального актива.

- С 2014 года у вас появились какие-то новые возможности по контролю над доходами физлиц?

- До настоящего момента все физические лица имели возможность уйти от госкотроля в части налогообложения доходов физлиц, потому что самый главный инструмент - проверка движения средств по счетам - отсутствовал. Теперь эта возможность у налоговых органов есть. Во всем мире контроль за движением капитала, в том числе физлиц, существует и к банковской тайне никакого отношения не имеет. Налоговые органы только в узкопрофессиональных целях могут иметь доступ к определенным сегментам информации, хранящимся в банке и не более того.

Кроме того, серьезно повлияют дополнения к законодательству о госрегистрации физических лиц: появились новые основания для отказа - теперь запись в реестре по закону имеет обязательную силу для третьих лиц только после ее внесения. Нам предоставлена возможность дополнительного контроля в рамках камеральных и выездных проверок в отношении налогоплательщиков.

- А сейчас официальных миллиардеров у нас нет?

- Всего 141 человек получил налогооблагаемый доход свыше 10 млн рублей, свыше 50 млн – 11 человек и только четыре - свыше 100 млн рублей. Сумма уплаченного миллионерами НДФЛ - 424,3 млн рублей, доля обеспеченных граждан в общих поступлениях этого налога составила чуть меньше 2% . Наиболее успешные люди у нас заняты в сельском хозяйстве, энергосбытовой отрасли, производстве мебели. А миллиардеров в области больше нет.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0