WorldClass

19 апреля 2024, 16:04
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Технопарк на базе ВАСО – шаг к Европейскому авиакластеру

04.02.2014 10:54
Автор:

Воронеж. 04.02.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Почти ровно год назад Воронежское авиационно-строительное общество (ОАО «ВАСО»), Объединенная авиастроительная корпорация (ОАО «ОАК») и региональные власти анонсировали создание технопарка, площадкой для развития которого должно было выступить ВАСО. За минувший год проект сделал реальные шаги вперед: в настоящее время Воронежский авиационный технопарк официально зарегистрирован и начал свою деятельность. При этом авторы создания технопарка не ставят своей целью развитие авиационного продукта исключительно в рамках региона. Предполагается, что технопарк послужит базой для выстраивания современных инновационных бизнес-отношений с западными инвесторами и резидентами, а также будет интегрирован в крупный Европейский авиационный кластер.

В рамках подписанного в июне прошлого года соглашения между воронежским правительством, ОАК, ВАСО и другими заинтересованными сторонами заявлялось, что технопарк создается «для развития авиационного кластера в Воронежской области, в том числе с целью развития инновационного высокотехнологичного малого и среднего бизнеса». Однако предпосылки для создания данного проекта появились намного раньше. Вслед за строительным бумом 80-х годов, с развалом СССР, как и во многих других областях науки и промышленности, начался спад и в авиационном производстве. Поэтому для большого числа «заводов-гигантов» стала актуальной проблема недозагруженности производственных мощностей. Не стал исключением и воронежский авиазавод.

Воронежский завод построен по технологиям 50-х годов. В 90-е глубокой модернизации производства не произошло, в связи с чем ВАСО сейчас, с одной стороны, обладает большим логистическим потенциалом и готовыми инженерными коммуникациями, а с другой - содержание незадействованных площадей обходится предприятию слишком дорого. От подобного неэффективного использования возможностей было решено отказаться в пользу создания Воронежского авиационного технопарка (ВАТП).

«Пока ВАСО не может полностью отойти от прежних технологий, мы собираем сложную наукоемкую продукцию и поэтому вынуждены сохранять все необходимые для этой технологии компетенции. А так как это требует больших затрат, очень трудно выйти на прибыльность всего производства в целом», - заявляет руководитель проекта создания ВАТП от ОАО «ВАСО» Александр Лисицын.

Арифметика экономии только за счет избавления от неиспользуемой площади получается более чем убедительной. В планах предприятия - передать до 2016 года под нужды технопарка до 115,4 тыс. кв. м своих площадей, благодаря чему «чистая» экономия составит свыше 640 млн рублей.

ВАСО, в свою очередь, выступит в качестве материнской компании технопарка. Во всем мире, да и в России тем более, таких предприятий, как ВАСО, - считанные единицы. Вокруг таких масштабных производств всегда образуется определенный круг предприятий, занимающихся изготовлением комплектующих и материалов или оказывающих различные услуги. Эти компании, по идее авторов проекта, будут заходить в технопарк и открывать свои производства.

Проекты, которые будут реализованы в рамках ВАТП, ориентированы не только на ВАСО, но и на всю авиационную отрасль в целом. В прошлом году кураторы технопарка подготовили перечень перспективных проектов. Сейчас они проходят экспертизу в ОАК. Помимо этого, Объединенная авиастроительная корпорация утвердит список резидентов парка и проведет анализ различных концепций создания технопарка на территории ВАСО. Одобрение ОАК должно быть получено уже в первом квартале нынешнего года. После чего в ВАТП начнется стадия проработки перспективных проектов, а в 2015 году они могут получить статус самостоятельных единиц и стать полноценными внутренними резидентами. Этот период является первым этапом в развитии технопарка. После успешной реализации второго и третьего этапов к 2020 году должно произойти полное становление технопарка.

Важную роль в успешном функционировании ВАТП играют и правительственные структуры. В случае успешной защиты проектов в Минэкономразвития РФ резиденты получат софинансирование. Как показывает практика реализации кластерных проектов, формат частно-государственного партнерства достигает соотношения 50 на 50, что является хорошим подспорьем для развития малого и среднего бизнеса.

Региональные власти демонстрируют полную заинтересованность в успешном развитии проекта и осознают значимость технопарка для области. В частности, зампред облправительства Алексей Беспрозванных заявлял, что «для повышения гарантий успешной коммерциализации подобных проектов эти предприятия должны формироваться в структурах национальной инновационной системы, действующих в рамках государственно-частного партнерства, таких, например, как технопарки». Также господин Беспрозванных отмечал, что регион принимает активное участие в помощи при заключении госконтрактов между ОАО «ВАСО» и крупными федеральными заказчиками. Очевидно, что правительство осознает перспективность проекта, который в ближайшие годы позволит создать новые рабочие места и привлечь в область крупные инвестиции.

Уже сейчас в ВАТП говорят о наиболее привлекательных и реальных проектах, которые могут быть реализованы в рамках технопарка. Прежде всего, это композитное и механообрабатывающее производство, а также производство пилонов и мотогондол.

Важным шагом на пути формирования технопарка стало создание Управляющей компании в конце прошлого года. В функции УК войдет целый спектр направлений деятельности: предоставление площадей в аренду, консалтинговые и бухгалтерские услуги, маркетинг, привлечение инвесторов и другое.

Руководство ВАТП заявляет, что для инвесторов данный проект представляется достаточно привлекательным по ряду причин. «Мы можем капитализировать заказ, чтобы инвестор знал, что его вложения окупятся. Мы готовы предоставить гарантии заказа, условия для развития малого и среднего бизнеса, а также необходимые для работы площади», - рассказал Александр Лисицын.

Сейчас уже есть компании, которые готовы зайти в технопарк, - это прежде всего инвесторы, желающие открыть механообрабатывающее производство, заготовительно-штамповочное производство и другие. На данный момент существуют определенные юридические проблемы: инвесторы, в том числе и зарубежные, требуют полной прозрачности создаваемой структуры технопарка.

«Бизнес-процесс должен быть прозрачным и понятным, сами организационные формы должны быть правильно юридически оформлены. Не должно быть неэффективно используемого производства. Все инвесторы также хотят иметь юридические гарантии заказов, цен и прочего. Ряд зарубежных компаний из Англии, Франции и других стран готовы отдавать часть своих производств в Россию, но они требуют исполнения всех перечисленных условий», - подчеркивает господин Лисицын.

В ВАТП считают, что эффективность высокотехнологичных компаний, которые будут созданы в технопарке, будет зависеть от качества инжиниринга. Поэтому создание инжинирингового центра, который займется разработкой для малых и средних предприятий технических и экономических обоснований, бизнес-планов, работой с инвесторами и сопровождением проектов, имеет важное значение для становления технопарка. В ВАТП поясняют, что без качественного инжиниринга развитие проекта технопарка просто невозможно. К решению этого вопроса, кстати, уже подключились региональные власти.

Перед ВАТП стоит задача уже в первом полугодии 2014 года представить проект технопарка на защиту в местные органы власти, после чего он будет рассмотрен на федеральном уровне. Делается это для того, чтобы в бюджет 2015 года можно было включить средства поддержки создания его инфраструктуры.

ВАТП не является отдельно развивающейся структурой. Подобные технопарки также создаются и работают еще в четырех городах России: Нижнем Новгороде, Жуковском, Ульяновске и Казани. Все они находятся на разных этапах реализации, тем не менее в ОАК отмечают, что Воронежский технопарк выгодно отличается от других хорошей степенью подготовки концепции развития и успешным прохождением всех необходимых согласовательных процедур.

В планах федеральных и региональных властей, а также ОАК – создание объединенного Европейского авиационного кластера, куда и войдут технопарки из пяти городов РФ. Масштабный авиакластер должен стать значимой единицей в мировом секторе специфичного бизнеса.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0