WorldClass

16 апреля 2024, 21:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский бизнес-журнал // Владимир Ключников: «Законодательные грани воронежского прорыва»

24.04.2014 18:54

Председатель регионального парламента – о налоговых льготах, деофшоризации экономики, привлечении инвестиций и росте госдолга области

На должность председателя Воронежской областной думы Владимир Ключников был избран в 2005 году. В 2010-м депутаты областной думы V созыва единогласно приняли решение утвердить его спикером. Девять лет руководства региональной думой — опыт, позволяющий дать оценку развитию законодательной базы области, ее влияния на макроэкономические процессы. Накануне двадцатилетия, которое региональный парламент отметит в апреле, наш корреспондент встретился с Владимиром Ключниковым

— За последние пять лет объем инвестиций в регионе вырос в 2,3 раза. Есть ли в этом заслуга законодательной власти?

— Действительно, среднегодовой объем инвестиций увеличился с 94 млрд рублей в 2008 году до 217 млрд рублей в 2013 году. Некоторые эксперты оценивают показатели экономического развития региона как воронежский прорыв. Удельный вес инвестиций в объеме валового регионального продукта области составляет более 30%, что превышает целевое значение, определенное в «майских» указах президента — 25% от ВВП к 2015 году. Подобный рост, безусловно, стал возможен во многом благодаря созданию в области прогрессивной законодательной базы. В частности, в рамках регионального закона о государственной поддержке инвесторов предусмотрен широкий перечень преференций.

За 2012-2013 годы на территории области выработана стратегия по взаимодействию с муниципальными районами с низким уровнем экономического развития — таких территорий у нас семь. Здесь инвесторам предложены: льготы по налогу на прибыль в части зачисления в областной бюджет, освобождение от налога на имущество, предоставление имущества областного залогового фонда и другие. Сейчас в этих семи районах уже заявлено 14 новых проектов на общую сумму около 3,2 млрд рублей.

Важным этапом для получения инвестором предусмотренных льгот является включение проекта в программу социально-экономического развития области. Данное решение принимается на заседаниях думы. Предварительно каждый проект проходит обсуждение в профильных комитетах.

— Насколько сильны для инвесторов бюрократические препоны?

— В 2012 году Министерством экономического развития наш регион признан лидером по показателям создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. По итогам 2013 года по оценке рейтингового агентства «Эксперт-РА» Воронежская область заняла шестое место среди российских регионов по уровню инвестиционного риска. Предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объекта непроизводственного назначения, в 2013 году составил 216 дней. Для сравнения: в 2011 году — 430 дней.

— Областная дума регулярно предоставляет различные льготы предприятиям региона. Проводит ли кто-то анализ эффективности подобных мер?

— Да, в несколько этапов. Основным является подготовка заключения и принятие решения по инвестиционному проекту экспертным советом по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области. Состав экспертного совета сформирован при правительстве с привлечением представителей областной думы и независимых экспертов. На его заседаниях принимаются решения о рекомендуемых видах и размерах поддержки предприятиям и организациям.

На следующем этапе департаментом экономического развития области осуществляется ежеквартальный мониторинг реализации проектов.

С 2012 года только в рамках тех проектов, которые вошли в Программу социально-экономического развития области, привлечено более 175 млрд рублей инвестиционных средств. На эти деньги создано более 9 270 новых рабочих мест и сохранено еще порядка 1750. Бюджетная эффективность по «особо значимым» инвестиционным проектам по итогам 2013 года вышла на показатель в 2,8 раза. То есть поступления в бюджет области превысили общий объем предоставленных льгот практически втрое.

Эффективность использования льгот проверяет не только департамент, но и Контрольно-счетная палата. В 2013 году КСП проведено 20 проверок предприятий — получателей средств областного бюджета и проектов, имеющих преференции. Есть примеры, когда по результатам проверок дума принимала решение о сворачивании льготного режима для предприятий, которые сорвали представленный ими график реализации проектов.

— Если говорить не об отдельных проектах, а о комплексных мерах поддержки промышленности, то кому ее предоставили депутаты областной думы?

— Нами установлены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (в размере 13,5%) для резидентов технопарков и промышленных парков, инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, предприятий, осуществляющих лизинговую деятельность в отношении авиационной техники. В феврале 2014 года дума предоставила льготы нашему авиастроению в размере 150 млн руб.

— Кроме налоговых льгот, какие еще существуют меры господдержки инвесторов со стороны области?

— Инвесторам предоставлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета. Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета и обеспечение обязательств инвестора залогом областного имущества. Предоставление инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами. Софинансирование строительства или реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Предоставление субсидий На возмещение затрат по технологическому присоединению к электрическим сетям, и целый ряд других мер.

— С каждым годом доля казны, вкладываемая в развитие региона, снижается. Несколько лет назад мы тратили на «социалку» 65%, сегодня — 82%. Где грань, за которую нельзя переступать?

— Грань мы уже перешли. Причина в том, что федеральный центр перекладывает на регионы все большие объемы социальных обязательств. Особенно это стало заметно в связи с исполнением майских указов президента и повышением заработной платы бюджетникам. Аналогично складывается ситуация и в большинстве других субъектов РФ, кроме столичных. В Санкт-Петербурге или Москве только 45% бюджета тратится на социальные цели.

У нас количество бюджетников выше среднего по субъектам федерации, широкий территориальный разброс социальных объектов, что требует дополнительных ресурсов. Мы выполнили указы президента. Другое дело, что теперь необходимо опережающими темпами наращивать доходы региона, привлекать кредитные ресурсы, чтобы снизить общую долю затрат в бюджете на «социалку». Иначе мы просто прекратим поддерживать село, промышленность и другие направления.

— На федеральном уровне сейчас разворачивается кампания по деофшоризации экономики. Насколько эта проблема актуальна для нашего региона и как на ситуацию могут повлиять депутаты?

— На сегодня это вопрос полностью относится к компетенции федеральных органов власти. Офшорные компании работают в рамках действующего законодательства. Поэтому у региональной власти один путь — переговорный процесс и создание благоприятных условий для ведения бизнеса. На уровне области по инициативе губернатора создана рабочая группа, которую возглавил заместитель губернатора — первый заместитель председателя правительства Андрей Ревков. В состав комиссии от депутатов вошел глава комитета по бюджету, налогам и финансам областной думы Александр Вериковский. Говорить о результатах — еще не время.

— Отдельные СМИ сейчас активно пытаются навязать общественному мнению образ представительной власти в регионах как «малоэффективного политического института». На ваш взгляд, есть ли критерии оценки эффективности работы законодательного собрания?

— В рейтинге Фонда свободы информации по итогам 2013 года областная Дума стала пятой в РФ среди заксобраний по уровню открытости. Если говорить о критериях оценки работы регионального парламента, то его эффективность, считаю, нужно оценивать исходя из социально-экономической обстановки в регионе. Она сегодня в Воронежской области абсолютно стабильная. Значит, обе ветви власти — исполнительная и законодательная — работают синхронно и эффективно.

Воронежский бизнес-журнал, №4, 2014.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0