WorldClass

29 марта 2024, 09:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

«Абирег топ-100» - Конец «промышленного империализма» в сельском хозяйстве

31.07.2014 13:19
Автор:

Воронеж. 31.07.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Центральное Черноземье оправдывает принадлежность к «золотому сельхозпоясу» России, сосредоточив на своей территории большинство успешных агропроектов в различных секторах АПК – от растениеводства и птицеводства до разведения крупного рогатого скота и производства сахара. Производства, расположенные в пяти областях – Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской, – дают около 50% сельскохозяйственного ВВП страны. Выручка местных агрохолдингов (см. рейтинг) сопоставима с выручкой крупных проектов несырьевого сектора. Но при всем позитиве сельское хозяйство в благоприятной зоне обнажает наиболее чувствительные проблемы агросектора – очевидную зависимость от госдотаций и высокий уровень закредитованности большинства игроков.

К так называемому «золотому сельхозпоясу» России относят Центрально-Черноземную зону, Южный федеральный округ, Воронежскую, Белгородскую и Тамбовскую области и частично Волгоградскую, Астраханскую и Саратовскую. Это наиболее благоприятные регионы для достижения высокой маржи на производстве продукции растениеводства, поскольку их отличает благоприятная для этого вида сельхоздеятельности почва, а также продолжительность сезона полевых работ. Благодаря земельному ресурсу Центральное Черноземье имеет заведомо более высокую, чем в других регионах, урожайность с одного гектара, а значит, местные предприятия имеют возможность получить более высокую прибыль при минимальных затратах. Говоря сухим языком статистики, показатели урожайности здесь на 1-5 центнеров с гектара (в зависимости от года) выше, чем по многим другим областям РФ. Даже в текущем благоприятном сезоне при высокой средней урожайности в целом по стране в 35 центнеров с га в областях Центрального Черноземья этот показатель составляет 36 центнера с га и редко опускается ниже 30 центнеров с га даже в неблагоприятные годы.

Местные агрохолдинги, среди которых предприятия «Мираторга» (5-е место в рейтинге), ГК «Эфко» (6-е), «Русагро» (9-е), «Приосколья» (8-е), «Белой птицы» (13-е), «Белгранкорм-холдинга» (15-е), «Черкизово» (16-е), «Агро-Белогорья» (20-е), «Продимекса» (31-е), формируют топ-5 российского АПК по нескольким основным направлениям сельского хозяйства, начиная с растениеводства и заканчивая производством сахара и мясопереработкой. Так, согласно отчету Союза российских свиноводов, первая пятерка лидеров отрасли по итогам 2013 года выглядела следующим образом. Первое место - ГК «Мираторг» с долей 13,7% от общего объема производства этого вида мяса в убойном весе, далее «Черкизово» – 6,1%, ГК «Агро-Белогорье» – 5,7%, ГК «Русагро» – 4,5%, исключение составляет лишь «Аграрная Группа» – 2,6%, чей основной бизнес сосредоточен на Урале, в Томской и Свердловской областях. При этом прибыльное сейчас свиноводство и менее доходное сейчас птицеводство задают тон в регионе, поскольку являются составной частью экономики более прибыльного и масштабного растениеводческого бизнеса, обеспечивая безотходность обоих производств. Поэтому, если смотреть предприятия АПК, вошедшие в рейтинг, их бизнес вертикально интегрирован и имеет практически полную цепочку производства с целью снижения зависимости основного бизнеса от цен на корма. Если животноводческий проект в данной местности не входит в такую экономическую цепочку, ему постоянно придется конкурировать с экспортными ценами на зерно, а значит, закладывать более высокую стоимость кормов.

Впрочем, для компаний, попавших в рейтинг, вопрос зависимости от рынка уже не стоит так остро: за более чем 10 лет своего существования они научились сглаживать для себя ценовые колебания рынка. Зато регион в целом и каждая из областей в отдельности в большой степени зависят от их благополучия. Сравнимы стали не только годовые выручки агрохолдингов с аналогичными показателями компаний несырьевого сектора (предприятия нефтяной, газовой и металлургической промышленностей пока остаются вне конкуренции – см. рейтинг), но и по другим важнейшим показателям, таким как заработная плата и социальная обеспеченность сотрудников. Так, по данным Росстата за 2013 год, абсолютным лидером по величине заработной платы в сфере АПК стала Белгородская область, где средний доход занятых в сельском хозяйстве превысил аналогичный показатель работников других отраслей экономики на 4,3% и составил более 20 тыс. рублей. На сегодняшний день это единственный российский регион, где работать на селе в среднем выгоднее. В остальных областях Центрального Черноземья этот показатель достаточно высок, но более чем на 6 процентных пунктов и на 3-5 тыс. рублей ниже показателей Белгородчины. В частности, в Тамбовской области величина заработной платы на селе составляет 89,2% от средней зарплаты по региону, в Курской области – 86,5%, в Липецкой – 82,3%, в Воронежской – 76,3%.

В целом позитивную картину развития агарного потенциала региона нарушают дотации, доступ к которым в РФ имеют прежде всего крупные агрохолдинги, а для остальных перспективы развития выглядят менее радужно. В частности, в целом по Центральному Черноземью за последние три года были обанкрочены или из-за невозможности расплатиться по кредитам сменили владельцев порядка 30 мелких и средних птицефабрик, несколько комбикормовых заводов и более 10 свинокомплексов. Несмотря на достаточно высокую выручку, до 70% от общего объема полученных средств даже крупным компаниям приходится отдавать на погашение текущих долгов. Говоря об уровне задолженности компаний АПК перед банками, Минсельхоз называет цифру в 2 трлн рублей, хотя большая часть экспертов рынка считает, что эта цифра может быть в два-три раза выше.

При условии высокой социальной интегрированности современных агрохолдингов государство вряд ли пойдет на то, чтобы оставить их совсем без поддержки, но, как показало начало текущего года, уровень ее в условиях дефицитного бюджета будет резко снижен. Кроме того, федеральные власти еще до конца не решили, что делать с агрохолдингами так называемой первой волны, созданными в начале 2000-х годов и на сегодняшний день либо уже распроданными по частям, либо фактически отошедшими за долги госбанкам. Среди наиболее известных можно назвать АПК «Агрос» (распродан владельцами по частям), Группу «Разгуляй» и татарстанский «Вамин», находящихся в предбанкротном состоянии и ожидающих решения своей участи.

В ситуации высокой кредитной нагрузки большинство предприятий АПК не могут воспользоваться и субсидиями на процентные ставки по кредитам, так как при существующей долговой нагрузке получить кредит чаще всего невозможно. Последние кредиты коммерческих банков для проектов в аграрной сфере предоставлялись заемщикам под 16-18% годовых, что почти неподъемно для сектора даже при благоприятной внешней конъюнктуре.

Выход из ситуации эксперты видят в отказе от так называемого «промышленного империализма» на селе, для которого в том числе характерно создание крупных агрохолдингов, и приоритетном развитии небольших комплексных вертикально интегрированных проектов на селе. Причем основными особенностями этих проектов должны стать их инновационность, обеспечивающая высокие показатели выхода продукции, и малолюдность, поскольку дефицит кадров в АПК считается третьей (после двух уже перечисленных) основной проблемой современного сельского хозяйства. При этом вложения государства или частных инвесторов, как и доход, должны рассчитываться на один гектар земли, поскольку для любого сектора АПК продукция растениеводства является определяющей при расчете себестоимости. При этом трудозатраты и вложения в него выше, чем в остальных секторах, а отдача зачастую ниже. Так, выращивание овощей на сегодня в три раза, а производство мяса в шесть-восемь раз выгоднее, чем выращивание зерна, при том что себестоимость последнего для мясного сектора является определяющей. Поэтому приоритет государственной поддержки должен быть смещен в сторону проектов, рассчитанных на одну-три семьи, способных с помощью инновационных технологий содержать порядка 300 голов крупного рогатого скота (КРС) молочного или мясного стада и обрабатывать необходимое для его содержания количество земли. Опора на собственную кормовую базу в таких проектах может повысить эффективность производства даже сырого молока, имеющего один из самых низких в сфере АПК уровней рентабельности, на 20%. Финансовая эффективность модели изначально строится на собственном производстве кормов, что позволяет снизить себестоимость кормов в два раза по сравнению с закупками на стороне и на 30-40% обеспечить снижение затрат на производство готового продукта.

При этом господдержка таких программ должна привести к сокращению инвестиционных сроков по самым затратным (таким, как выращивание КРС) проектам с нынешних 9-12 лет до шести-восьми лет.

Реализация подобных проектов должна привести к формированию прослойки фермеров, единственными задачами государства в помощи которым фактически станет помощь в организации сбыта продукции и защита внутреннего рынка.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0