WorldClass

24 апреля 2024, 07:12
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский бизнес-журнал // Заказ на инкубацию

30.10.2014 11:32

Несмотря на наличие бизнес-инкубаторов и господдержку инновационных проектов, в Воронежской области ощущается острая нехватка качественных стартапов. Проблема «деньги есть – проектов нет» не утрачивает своей актуальности в регионе, констатируют эксперты.

И дело вовсе не в нехватке идей — научный потенциал в столице Черноземья всегда был довольно высоким. Проблема — в качестве изобретений, а именно — в том, что большинство из них не предлагают решения актуальных на сегодня задач.

В поисках прорыва

Возьмем, например, региональный конкурс «Кубок инноваций». В 2013 году на участие в нем подали 95 проектов от восьми учебных заведений региона. Гранты получили пять человек, поощрительные призы — еще пять. В сумме ребятам досталось чуть более миллиона рублей. При этом экспертная комиссия акцентировала — внимание привлекли проекты с высоким уровнем проработки инновационной составляющей в части их практического внедрения и коммерциализации. Так, победитель конкурса Сергей Малюков уже имеет договор на изготовление образцов 50 машин для тушения лесных пожаров грунтом собственного изобретения. Технологии повышения стойкости режущих и мерительных инструментов, разработанные Александром Хваном, который занял второе место, уже внедрены и применяются на нескольких крупных заводах региона.

Но пять проектов в год для столицы Черноземья, известной своим научным потенциалом, согласитесь, не много. Примерно так же обстоят дела и с другими конкурсами.

— Сегодня мы наблюдаем скорее погоню за быстрыми успехами и занимаемся поиском «прорывных» проектов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше, — отмечает директор инновационного бизнес-инкубатора Воронежского ГАСУ им. проф. Ю. М. Борисова Евгений Яковлев. — Уже сейчас крайне важно выстраивать отношения с молодежью через конкурсы. УМНИК — отличный конкурс, но 15 «умников» в год для города-миллионника крайне недостаточно! Селигер — отличная конкурсная площадка, но федеральная; БИТ-Черноземья — конкурс скорее для уже продвинутых предпринимателей. «Правила роста», «Кубок инноваций» — это заочные конкурсы, направленные на распределение заслуженных призов и поощрений.

«Перегретые» поддержкой

Причина такой ситуации, как считают эксперты бизнес-инкубатора, кроется в сложившихся принципах распределения мер государственной поддержки.

— Сегодня наблюдается «перегретость» сектора «проекты» предложением господдержки, — отмечает Евгений Яковлев. — Правда, поддержка осуществляется исходя из принципа облегчения отчетности, а именно — «лучше дать больше одному, чем распределять меньшие суммы среди многих». Ситуация такова, что идет погоня за быстрыми успехами и поиск «прорывных» проектов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. В результате мы наблюдаем дефицит действительно стоящих проектов и дееспособных команд.

Еще одна причина кроется в недостаточной работе с молодежью.

— Стимулирование 20-25-летних толковых ребят, занимающихся научными разработками сегодня и задумывающихся о собственном инновационном бизнесе в будущем, является залогом успеха нашего региона лет через 10-15. Они будущие руководители научных проектов с высоким потенциалом коммерциализации и директора инновационных компаний. Сегодня же нужно больше очных конкурсов с презентациями, с заседаниями экспертных комиссий, и главное — не бояться выдавать небольшие гранты, которые скорее оказывают психологическое воздействие и помогают конкурсантам понять значимость их усилий. Вот тогда можно надеяться на приход в региональную систему новых, амбициозных, умных ребят, будущих руководителей компаний, готовых изобретать, рисковать, состязаться, — считает Евгений Яковлев.

По мнению экспертов вузовского бизнес-инкубатора, на ситуацию может повлиять и введение понятия «предынкубационный период» сроком до одного года, чтобы подготовить идеи в инновационный проект и оформить его в малое инновационное предприятие. По сути, такая предынкубационная экспертиза позволит отсеивать слабые проекты еще на начальном этапе.

Другие эксперты уверены, что причина проблем куда глубже и не решится лишь организационными переменами. Так, региональные бизнес-инкубаторы в основной массе находятся лишь в начале своего пути и взрастить как можно большее число перспективных стартапов порой не в состоянии.

Процент выживаемости

Сегодня в Воронеже бизнес-инкубаторы созданы практически при каждом вузе. И это, пожалуй, самые «плодовитые» на идеи инкубаторы, так как продвигают в основном научные разработки собственных студентов. Однако уровень опыта в коммерциализации проектов у них достаточно низкий. Так, по данным исследований «Бауман Инновейшенс» и «ОПОРА России», в среде научного сообщества 74,2% ученых никогда не занимались коммерциализацией научных разработок.

По мнению руководителя бизнес-инкубатора ВГУ Александра Хвана, решением проблемы могла бы стать оптимизация количества бизнес-инкубаторов в регионе и популяризация предпринимательской активности в инновационной сфере.

— Недостаточность навыков и знаний в области предпринимательства — главная причина низкой предпринимательской активности ученых, — уверен он. — Задача бизнес-инкубаторов — привлечь необходимое количество малых инновационных предприятий для осуществления различных форм поддержки, в первую очередь таковой является льготная аренда. Самое большое количество МИПов могут создать вузы, так как именно здесь и находится научный потенциал. Главное — научить ученых предпринимательству, поэтому необходимо внедрять различные модели обучения этому виду деятельности.

Финансируются вузовские инкубаторы, как правило, за счет бюджетов вузов. О рентабельности говорят неохотно.

— По данным международной ассоциации бизнес-инкубаторов (NBIA), операционная деятельность вузовских бизнес-инкубаторов является условно убыточной, поскольку их деятельность направлена на достижение синергетического эффекта — повышение доходности вуза от привлечения «мотивированных» абитуриентов, — отмечает Евгений Яковлев. — Бизнес-инкубатор — это имиджевый центр развития предпринимательской активности в вузе и создания предпринимательской культуры вузовского сообщества среди студентов и сотрудников вуза.

Загруженность площадок инкубаторов невысока, а значит, и нет конкурсного отбора резидентов. Для сравнения: в Европе, например, средний конкурс составляет 10 проектов на место.

Впрочем, результаты «выживаемости» предприятий после периода инкубации вселяют оптимизм — доходят до 60%.

До недавнего времени в регионе существовало три бизнес-инкубатора, созданных по инициативе правительства области, — «Авиационный», «Восток» и «Калининский». Однако последний просуществовал недолго по ряду причин: как финансовых, так и организационных. Инкубатор «Восток», расположенный в Борисоглебске, по слухам, сегодня испытывает острый дефицит резидентов, а значит, и финансовые трудности. Наиболее перспективным на данный момент считается бизнес-инкубатор «Авиационный», где «инкубируются» проекты авиационной направленности.

Все они, по мнению экспертов, имеют один большой минус — обеспечение деятельности этих бизнес-инкубаторов осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.

Среда для инкубации

— Основная причина низкой эффективности работы бизнес-инкубаторов кроется в том, что они, как правило, создаются как чиновничьи структуры, — говорит эксперт по бизнес-моделированию, директор по маркетинговому продвижению Startbase Олег Баранник. — Государство не в состоянии создать эффективный инструмент для развития бизнеса. Чиновники не являются экспертами в бизнесе и не могут определять правила игры. Однако мы наблюдаем это повсеместно, пример тому — «Дорожная карта развития инновационных предприятий».

Еще одна проблема кроется в слабости самого инновационного подхода в регионе.

— Все работающие на сегодняшний день бизнес-инкубаторы имеют хороший потенциал, однако пока у нас не создано системы и среды для их развития, — считает генеральный директор ОАО «Агроэлектромаш» Виктор Шапошников. — Должны быть ученые-наставники, которые могли бы подтянуть за собой молодежь. Кроме того, сами инновации должны создаваться, что называется, «на злобу дня». А для этого необходимо создать систему сотрудничества с предприятиями, которая бы позволила формировать спрос на инновации.

Впрочем, и представители инкубаторов не отрицают — четко сформулированный заказ значительно облегчил бы им работу и позволил бы выдавать большее количество качественных инновационных проектов.

— Необходимо сформировать государственный заказ на создание и первоначальное инкубирование вузовских малых инновационных предприятий в рамках приоритетных направлений науки и техники РФ, — уверен Евгений Яковлев. — Кроме того, необходимо учитывать дополнительное финансирование на цели создания и инкубирования предприятий в фонде государственного заказа бюджетных научно-исследовательских работ вуза.

Согласен с этим и Олег Баранник.

— Бизнес-инкубаторы должны быть грамотно инкорпорированы в инновационный процесс, — говорит он. — Поэтому основой работы любого инкубатора должно быть четко сформулированное целеполагание. Неслучайно, наиболее эффективно работают те из них, которые действуют в рамках технологических парков, то есть интегрированы в экономический процесс в регионе.

Елена Семенова
Воронежский бизнес-журнал, №10, 2014.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0