WorldClass

29 марта 2024, 15:10
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Владелец тамбовского «Корнев групп» Михаил Корнев: «Передо мной стоит задача создать мощный и устойчивый бизнес. Конечно, прибыльный»

19.11.2014 14:37
Автор:

Воронеж. 19.11.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – С главой ООО «Корнев групп» (реализует в Тамбовской области проект по строительству крупного агрохолдинга) Михаилом Корневым мы до этого беседовали ровно год назад. За те месяцы, что прошли между этими встречами, экономику России довольно сильно встряхнуло: отношения с Западом всесторонне напряглись, а государство обратило пристальное внимание на местных аграриев, доверив им заполнение рискующих опустеть магазинных полок. Сами бизнесмены сложившуюся ситуацию однозначно оценивать не рискуют, а инвестпроекты предпочитают не афишировать. Глава «Корнев групп» на фоне всей этой неоднозначности от своих амбициозных планов по завоеванию российского рынка картофеля не отказывается. Даже расширил и без того масштабные замыслы. Однако говорит о них уже более сдержанно и без ярких подробностей. О своих планах, цене на картофель и допущенных ошибках Михаил Корнев честно рассказал «Абирегу».

- В этом году осадки чаще всего обходили стороной регионы Черноземья. Свекловоды, например, достают корнеплоды сейчас фактически из бетона. Насколько сильно пострадали вы?

- Да, урожайность картофеля здорово снизилась. Все-таки три месяца не было дождей. Так совпало, что под поливом у нас оказался очень маленький процент земель. Причем картофель прекрасно заложился, это видно по множеству мелких клубней, которые из-за засухи недоразвились до товарного размера. Вообще, у нас аграрии любят свои промахи списывать на погоду и с трагичным видом заявлять: «А что вы хотели? Это сельское хозяйство». Это в корне неправильно. Погода, конечно, подвела, но и свои ошибки мы не склонны скрывать. Один из наших главных промахов - неправильный севооборот: надо было быстрее вводить в строй оросительные системы. Мы с этим промедлили. Такие стратегические ошибки и приводят к потерям. Кроме того, не стоит отрицать, что сейчас недостаточно сильная агрономическая компетенция у той команды, которая работает в «Корнев-групп». 3,5 года – этого мало, чтобы научиться делать качественный картофель с большой урожайностью и высокой товарностью. И вот так совпало, что все ошибки были сделаны в этом году и сверху еще погода прикрыла все это «крышкой».

- И сколько вы собрали?

- 56 тыс. тонн при средней урожайности примерно в 25 тонн с га. При этом на поливных участках была урожайность 60 тонн с га. А в прошлом году примерно выходило 38-40 тонн с га. С учетом того что инвестиционная фаза продолжается и площади расширяются, мы не потерпели убытка – это главное. Свои обязательства перед банком сможем выполнить в полном объеме. У нас в прошлом году под картофелем было 1,8 тыс. га, в этом – 2,5 тыс. га. Пока остановимся на этом и в следующем году расширяться не будем. Надо отточить компетенцию, внутриполевую логистику, процессы по уборке и главное – работу агрономов. Увеличивать площади можно, но без орошения – нет. Мы будем подтягивать оросительные системы. Задача минимум – чтобы не менее 30% площадей под картофель и овощи орошались. В следующем году нам удастся соблюсти эту пропорцию.

- Агрономов не уволили после провальной работы?

- Уволил. Многих в этом году уволил. Мы все-таки технологичная компания и идем по этому пути. В прошлом году внедрили систему «ИСО 9001», стандарты менеджмента качества. У нас все бизнес-процессы очень четко регламентированы. И у каждого агронома свой KPI. Для чего мы его рисуем? Чтобы потом на погоду свалить свои неудачи? Так нельзя. Если специалист опускается ниже определенного порога, который стоит перед ним как задача, ему в компании делать нечего.

- Цены не компенсировали снижение урожайности?

- Посмотрим. В этом году мы заложили больше картофеля на хранение, потому что сейчас на рынке его много. И даже сегодня он дороже, чем в прошлом году. Основную часть своего урожая мы будем продавать после Нового года. В этот период цена обычно возрастает, потому что поток картофеля снижается. У нас хорошее современное хранилище с климат-контролем, которое позволяет сохранять урожай в хорошем качестве длительное время.

- Вы не скрываете амбиций, что хотите стать крупнейшим производителем картофеля в России. Сколько вам нужно времени для этого?

- Это большая и красивая цель, к которой мы стремимся. Да, дорога оказалось чуть сложнее, чем казалось на старте. Но движемся, сложилась хорошая команда, и она продолжает формироваться. Приходит много новых интересных личностей. Я думаю, через пару лет сможем.

- Кого вам надо обогнать?

- Такой четкой статистики нет. По нашим ощущениям, это тульская Национальная земельная компания, ГК «Малино». Но они присутствуют в разных регионах небольшими участками. Мы все же локально сконцентрированы в одном месте. Есть еще «Дмитровские овощи» - они меньше по объему, но у них хорошо налажен сбыт.

- К какому показателю стремитесь?

- В Борщевом, где мы формируем Мичуринский кластер, через пару лет будем иметь 5 тыс. га земли под картофелем и товарную продукцию на уровне 120-130 тыс. тонн. Мы сможем ее хранить, упаковывать и с помощью логистической компании развозить по сетям. Контракты со многими торговыми сетями уже есть, переговоры с другими активно ведутся. Есть планы построить собственный завод по переработке. Это новая технология, в России аналогов нет. Изучили опыт в Германии, там есть хорошие консультанты, сделали проект завода, провели взвешенное маркетинговое исследование. Оно заняло несколько месяцев, но результаты хорошие. Мониторили несколько регионов, несколько торговых сетей. Мы понимаем, что эта продукция нужна

- То есть вы будете очищать картофель?

- И это тоже. Внутри завода будет несколько технологических линий, разная продукция. По большей части ориентируемся на сектор B2B – порядка 70% будет уходить по этим контрактам. И 30% - это будут готовые блюда, в России сегодня есть похожие варианты, которые кустарно что-то аналогичное делают с картофелем. То, что будем делать мы, сильно отличается.

У нас есть маркетинговое исследование, площадка со всеми коммуникациями, мы уже немало вложили в проект, готовы приступить к строительству. Если не столкнемся со всеми этими финансовыми проблемами на внешних рынках, отголосках санкций и другими внешнеэкономическими проблемами, то скоро начнем строить завод. А через пару лет выйдем на объемы производства 120-130 тыс. тонн картофеля на базе Мичуринского кластера в селе Борщевое.

- И вы, таким образом, выходите на первое место?

- Да, мы становимся самым крупным производителем картофеля в России, но это тоже не конец. У нас интересная стратегия развития компании «Корнев групп» с десятилетним горизонтом развития. Сейчас мы прошли три года, работаем по плану.

- Сейчас многие аналитики говорят, что в России больше чем на три года ничего планировать невозможно.

- Бюджеты даже на год планировать трудно, потому что много влияющих факторов, особенно в сельском хозяйстве. Тем не менее планировать нужно, мы говорим о том, какие тенденции в питании людей будут актуальны через 5-10 лет. Под это строим свой бизнес. У меня не стоит задача заработать денег, мне на жизнь хватает. Я хочу построить в России овощеводческий холдинг, которого раньше не было. Первый, кто мне рассказал про картошку, это был глава воронежского «Логус-агро» Игорь Алименко. Изначально же я хотел строить тепличные комбинаты. Но Игорь переубедил меня. Можно сказать, что он - «крестный отец» «Корнев групп».

- Большая доля картофеля сегодня производится в ЛПХ, а условий хранения там, как известно, нет. Ожидается ли к весне дефицит продукта на рынке, особенно с учетом продовольственных санкций?

- Дефицита не будет. Россия традиционно закупает 600 тыс. - 1 млн тонн импортной картошки из Пакистана, Турции, Белоруссии и других стран. Но это исключительно на закрытие потребностей супермаркетов. Не из-за того, что картофеля нет в России, а из-за особенностей логистики. Фермер, который вырастил 30 тонн картофеля и опустил его в погреб, никогда не попадет в «Азбуку вкуса». Сетям проще купить продукт дороже, но помытым и упакованным.

- Сколько вы инвестировали в Мичуринский комплекс на сегодняшний день?

- 3 млрд рублей примерно.

- А на следующий год какие планы?

- Не очень обширные. Система орошения будет построена на 600 га. Это порядка 40 млн рублей. Орошение очень важно для нас. Овощехранилища, холодильники новые строиться не будут, земли минимально вводятся в оборот. Следующий год будет посвящен качеству, технологии, повышению урожая, чтобы в будущем никогда не повторить то, что случилось в этом году.

- С учетом того что Вы планируете расширяться, не мала ли для вас территория Мичуринска? Не думали продвинуться вглубь Черноземья?

- Нет смысла. То, что сейчас производится в Борщевом, уезжает в Москву. Отвезти картофель за 500-600 км – не проблема. За 1 тыс. – уже сложно, поэтому производить картофель в Воронеже, чтобы в Воронеже его продавать, – это нецелесообразно. Одна из наших стратегий на следующем этапе развития заключается в следующем: Мичуринский кластер – это базовый кластер, на котором мы оттачиваем бизнес-процессы. Он должен в идеале включать в себя примерно 40 тыс. га земли, системы орошения как минимум на 3-3,5 тыс. га. Картофель на 4-5 тыс. га земли, хранилище на 100 тыс. тонн, зерновой элеватор, набор техники, семенной завод, завод по упаковке и обязательно переработка. Инвестиционная стоимость такого кластера – примерно 5 млрд рублей, а выручка – 5-7 млрд в год. Вот когда бизнес-процессы Мичуринского кластера будут отточены, сбыт налажен, приступим к формированию следующего кластера. Мы определили шесть таких экономических зон в разных частях России. Возможно, будем привлекать в проект стратегического инвестора – поддержать такой темп развития будет сложно, а может, справимся сами. Посмотрим.

- Почему такая обширная география?

- У картофеля плохая логистика, его далеко не повезешь. Оптимально – 600 км. Россия намного больше, поэтому производственные кластеры необходимо приближать к агломерациям потребителей. Мы определили центральный кластер – Мичуринский, он снабжает Черноземье и Центральную Россию, включая Москву. Следующий кластер – Северо-Западный, то есть Питер. Там есть пригодные места для выращивания картофеля, ниже урожайность, но есть зоны для семеноводства. Южный кластер – это Краснодар, Ростовская область. Тут очень важны источники воды, потому что без орошения не стоит и пытаться это делать. Уральский кластер – это Екатеринбург, Омск. И Поволжский кластер – это Самара, Нижний Новгород, Саратов. Активный экономический регион. Там начали вести первые переговоры, но пока не хватает ресурсов реализовывать все идеи.

- Насколько рассчитаны такие масштабные планы?

- На 10 лет. Наша стратегия – как картина, написанная крупными мазками. Чем сильнее к ней приближаемся, тем сильнее нужно детализировать каждый квадратик. Вот этот год отбросил нас назад. Придется вносить некоторые корректировки. Вторым кластером, думаю, будет Северо-Западный. Когда все планы реализуются, тогда это будет большая красивая серьезная, технологичная и интересная компания.

- Вы давно говорите о строительстве тепличного комбината. Так и не решились?

- Вряд ли сможем в ближайшее время его реализовать. Основная проблема – длинный горизонт окупаемости. Переработка картофеля на наших мощностях – это вложение низкорискованное и высокорентабельное. Тепличный комплекс – это колоссальные инвестиции. К тому же у нас нет опытных агрономов для такого рискованного проекта. И потом, мне кажется, время уже потеряно. Запущена региональная программа в Белгородской области по поддержке тепличных проектов в рамках программы импортозамещения. Богатейший регион, солидные инвестиции, они быстро сработают. Поэтому наша задача сейчас – не упустить благоприятный момент в развитии картофелеводства.

- Продолжая тему импортозамещения. Вы, как известно, не самый большой сторонник санкций. В целом на вашей компании вся эта санкционная лихорадка как отразилась?

- Любые санкции всем сторонам, которые к ним причастны, ничего, кроме головной боли, не создают. В результате страдает и сторона, по отношению к которой они применены, и другая сторона. По этой причине мне санкции не нравятся. В этом сезоне мы от них косвенно получили плюс: цена на картофель начала расти, это здорово. Хорошо, что у нас все новое: мы купили трактора, комбайны, построили хранилище, пока доллар и евро были недороги. Посмотрите, как изменился курс за последние полгода. Когда мы в следующем году будем покупать технику, она будет дороже в разы. Бензин, солярка при дешевеющей нефти тоже дорожают. Все дорожает.

- Покупаете конкурентов по дешевке?

- Смотрим, но по дешевке что-то не продают.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5