Воронеж. 02.03.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – В недавнем прошлом директор управления по работе с правительствами субъектов РФ Сбербанка России, а сегодня министр инвестиций и инноваций Московской области Александр Ганов занял пост в непростое время. Однако на столичных просторах выходец из Воронежской области не теряет оптимизма, считая кризис не только причиной экономического спада, но и источником новых возможностей. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью «Абирег-Москва» (msk.abireg.ru).
- Перед вашим приходом в правительстве Московской области была неоднократная смена предшественников. С чем это связано?
- Не могу сказать, что была именно череда перестановок. Один предшественник сейчас работает в должности заместителя председателя правительства, другой ушел на повышение в Министерство экономического развития России. А далее временно руководил министерством первый заместитель. После моего прихода пока кадровых изменений не было, рано этим заниматься.
- Я так понимаю, сразу нахлынуло много текущей работы. Успели проанализировать обстановку, ведь, как вы сами сказали, из-за кризиса ситуация кардинально меняется?
- Раньше стояла задача выбрать из огромного количества инвесторов те проекты, которые действительно нуждаются в поддержке. В силу того что регион имеет высочайший уровень инвестиционной привлекательности, во многих отраслях государству нечего было делать в плане поддержки. В связи с возникшими экономическими сложностями задачи несколько изменились, и теперь потребуется более системная работа с точки зрения адресности поддержки и «ручного» сопровождения перспективных инвестпроектов.
- А работу предшественников можете как-то оценить?
- Говорить о глубоком анализе рано (Александр Ганов работает на новой должности меньше месяца. – «Aбирег-Москва»), но мы понимаем, что фокусировка сейчас должна быть на построении системы работы с инвесторами. Мы сформировали инвестиционную стратегию развития региона и презентовали предпринимательскому сообществу наши приоритеты и проектные предложения. Теперь необходимо сверить позиции и понять, в чем наши взгляды с бизнесом совпадают, какие именно разработки мы будем поддерживать и как – региональными или федеральными инструментами.
- Вы как-то сказали, что стратегию есть за что покритиковать. Она вообще жизнеспособна?
- Критика здесь должна присутствовать. Большинство выявленных проблем характерно для всех регионов. Это процедура выделения земельных участков, согласование исходной разрешительной документации на строительство, сдача объекта в эксплуатацию. Где-то в большей степени, где-то в меньшей, но везде препятствуют длительные сроки, бюрократические схемы и прочее. Анализ выявил, что в процессе поддержки инвестиционной деятельности есть еще одна «западающая» тема. Это начальные стадии работы с инвестпроектами, включая определение приоритетов, информирование о них предпринимательского сообщества, формирование пула проектов, которые предполагается поддерживать. Предприниматели ждут от региональных властей инициативы в определении векторов развития области.
Сейчас мы получили документы и начинаем строить инфраструктуру индустриального парка в Есипово. Это первый государственный парк в регионе, но при этом действует более десятка частных.
- А если существует много частных парков, нужен ли государственный? Или есть свободные ниши?
- Вот как раз наша логика в том, что есть отрасли, в которые инвестор идет сам, а есть требующие нашего внимания. Без определенного уровня господдержки ряд инициатив ждет летальный исход. В качестве примера можно привести любое машиностроительное производство. Без субсидирования правительства в части создания инфраструктуры вряд ли кто-то построит серьезное предприятие такого профиля.
- То есть вы создаете инфраструктуру, и взгляд уже пал на определенные предприятия, которые будут задействованы?
- Да, но пока все на стадии переговоров, поэтому секретов раскрывать не буду. Считаю, что сначала будет правильнее обсудить стратегию, которая фактически уже презентована предпринимательскому сообществу. Она представляет 17 приоритетных отраслей, и на их основании уже разработано более 100 проектных предложений в приоритетных отраслях и для различных территорий.
Есть «забытые герои» в лице старых промышленных кластеров, которые станут основным источником роста бизнеса в текущих условиях и в перспективе до 2020 года. Именно туда пойдут основные инвестиции, которые дадут максимально быстрый эффект с точки зрения валового регионального продукта. Но также есть так называемая «новая экономика», инвестиции в которую обеспечат долгосрочную конкурентоспособность и рост экономики региона.
- «Волны Кондратьева», биотехнологии?
- Кстати биотехнологический кластер у нас уже создан в Химках, и это одно из прорывных направлений. Оно получило активное развитие с приходом команды нового губернатора и в части производства медицинской техники, и в плане производства лекарственных препаратов, оказания специализированной медицинской помощи. Мы уже анонсировали, что начинаем строить суперсовременные радиологические центры в Подольске и Балашихе. Причем по концессионной схеме, без инвестирования бюджетных средств. Именно в рамках проектов государственно-частного партнерства за последние два года в области созданы очень серьезные компетенции.
У области выдающиеся возможности в сфере коммерциализации научных разработок – особая экономическая зона «Дубна», восемь наукоградов.
- Если говорить о сложившихся стереотипах и заблуждениях, например, что какое-то направление не востребовано подмосковными инвесторами, а на самом деле оно процветает, есть такие примеры?
- Надо понимать, как здесь развивалась экономика и куда вкладывались основные инвестиции. В ритейловые проекты, оптово-распределительный центры, жилищное строительство. Более 8 млн кв. м жилья в год – это колоссальные объемы, которые неизбежно разгоняли стоимость земли, но большой внутренний спрос его поглощал. Причем спрос не только со стороны Московской области, но и Москвы, других регионов. А все, что связано с промышленным сектором, было на периферии внимания и развивалось преимущественно благодаря федеральной поддержке. Я сейчас говорю и про оборонно-промышленный комплекс. В оборонке в Московской области огромное количество серьезных предприятий, таких как НПО «Энергомаш» и других, конкурентоспособных не только для гособоронзаказа, но и на мировых рынках.
- Промышленность начала развиваться за счет вывода производств из Москвы?
- Нет, здесь исторически очень серьезный центр в части оборонной промышленности. Сегодня процесс вывода промышленных предприятий из Москвы – объективная необходимость. Создавать новые индустриальные площадки внутри Москвы неэффективно, ведь от логистических проблем там никуда не ушли. Причем этот процесс идет и без участия административного ресурса. Бизнес сам выбирает эффективные пути и выводит предприятия в область. С одной стороны, есть земля, которая стоит не таких больших денег, как в столице, с другой – удачное место расположения поблизости от основного рынка сбыта. Крупные компании, такие как LG или Toyota, создают в Подмосковье свои головные российские офисы. Этот процесс идет и без нас.
- А конкуренция области и центра имеет место быть?
- Еще раз подчеркиваю: это решения бизнеса. Объективно близость к Москве дает серьезные преимущества. Недавно анализировали ситуацию по стоимости рабочей силы, и ближе к центру она, разумеется, выше. Тем не менее мы вполне конкурентоспособны как регион с точки зрения этого показателя, с учетом того что мы делаем акцент на производство с большей производительностью труда.
- Но опять же, динамичное развитие начинается в первую очередь вокруг Москвы?
- Я успел побывать в нескольких муниципалитетах за неполный месяц и отметил, что в некоторых из них серьезно занимались привлечением иностранных инвестиций. В том же Егорьевске первый зарубежный инвестор появился 20 лет назад – это крупная компания отрасли мебельного производства «Кроношпан». Недавно открывали там завод по производству сухих строительных смесей французской группы «Сэн Гобен», а завод по производству теплоизоляционных материалов Isover того же производителя появился 12 лет назад. Эти компании пришли не вчера, причем работают они в 200 км от Москвы. А почему так сложилось? Зачастую – от плохой жизни, ведь после кризисных 90-х вся советская промышленность приказала долго жить и руководству муниципалитетов приходилось «крутиться», использовать «выгодное географическое положение». Развитие экономики и потребности иностранных инвесторов сами выстроили правильную траекторию движения.
- К слову об иностранных инвесторах: им сейчас в два раза дешевле обходится реализация проектов.
- Да, сейчас в выигрыше компании, ориентированные на экспорт, на внешний рынок. Поэтому кризис всегда создает не только проблемы, но и новые возможности.
- Но, я так понимаю, бюджет все равно в рублях. Какие-то мегапроекты, которые уже стартовали, будут заморожены?
- Команда Андрея Юрьевича Воробьева сделала ставку не только на бюджетные инвестиции, но и на привлечение частного инвестора в инфраструктурные проекты, даже в «социалку». Государство может получить современный медицинский центр или какой-то другой объект, вложив минимум бюджетных средств. Причем построит его сам инвестор, а государственная задача – обеспечивать объемы услуг, чтобы гарантировать жизнеспособность проекта на период окупаемости. Еще работая в Сбербанке, я пытался продвигать тему государственно-частного партнерства, но в условиях «тучной экономики» она не была так интересна. Когда в бюджете есть средства для строительства социальных объектов, нет необходимости «придумывать» сложные схемы, проще «осваивать» бюджетные средства. Без ехидства – это проще. Есть конкретный объект, срок, построили – молодцы. Зачем лишние проблемы с инвесторами, конкурсной документацией? Но сейчас ситуация резко изменилась: денег в бюджете нет, однако есть модели, по которым можно продолжать работать. Думаю, как раз недостаток бюджетных денег и сыграет в плюс активизации государственно-частного партнерства.
- Получается, что сегодняшняя роль властей заключается в переориентации инвесторов в те отрасли, где государство поддерживает спрос?
- И это тоже. Кстати, к вопросу о работе предшественников. Здорово, что они создали центр компетенций по государственно-частному партнерству. Не могу сказать, что он работает уже «на конвейере», но принципиально важно, что сегодня есть концессионные соглашения, концессионная документация по ряду отраслей, заточенная под интересы региона, а не конкретного инвестора.
- А с точки зрения интересов региона в чем приоритет – в создании рабочих мест или экономической отдачи проектов?
- И то и другое важно. В плане рабочих мест фокус – малый бизнес. Там никогда не будет такой производительности, как на крупных предприятиях, но будет основная занятость. А крупный бизнес – это производительность, в обратном случае он не конкурентоспособен. Там должны применяться высокие технологии.
- Много инвестиционных предложений, а значит, есть и возможность выбирать. Какое внимание уделяется экологии? Есть те риски, на которые регион не готов идти?
- Это сложная и многогранная проблема. Экология ведь связана не только с созданием производств. Если взять обращение с отходами, это больная тема, которую долго не могут привести к нужному знаменателю. В прошлом году изменили федеральное законодательство, и все наработки начали отсчет с нуля. И в Московской области есть свои сложности: задача Москвы – вывезти мусор за пределы города, а что с ним будет происходить здесь – проблема областных властей. Баланс интересов пока не выстроен.
- Какие задачи перед вами стоят и каких результатов ожидаете достичь через год? Если можно мерить такими небольшими сроками…
- В инвестиционной стратегии все мои KPI прописаны. Ключевая задача – добиться как минимум триллиона инвестиций в год. Сейчас их объем составляет 600 млрд, но даже с учетом того, что в экономике сложности, губернатор стратегических задач не менял. На фоне этих целей один из приоритетов – развитие поддержки инвестиционной деятельности в каждом муниципалитете. Для них ключевой фокус – малый бизнес, что даст и те же рабочие места, и прилив инвестиций в заданных объемах. Работать надо, а жизнь покажет, каков будет результат.
- Но есть опасения?
- Если не работать, все опасения точно реализуются. По моей оценке, резервы есть и регион настолько благодатный, что при должном подходе все получится. Важно, чтобы муниципалитеты не были в стороне. Перед ними стоят задачи по привлечению инвестиций, и каждый руководитель муниципального района в конце года отчитается за их прирост. Причем не только в цифрах, но и в количестве предприятий, которые он лично помог создать. Мне кажется, это и есть тот подход, который принесет результат.
- Московская область предоставляет инвесторам какие-то льготы?
- Да, очень большой спектр преференций. Федеральный инструментарий регионам дан одинаковый, вопрос в том, что кто-то его использует, а кто-то нет. Есть особая экономическая зона – а это беспошлинный ввоз комплектующих, существенные послабления по социальному налогу. Есть закон об инвестиционной деятельности и о льготном налогообложении до восьми лет. Сейчас уже внесен законопроект по обнулению ставки налога для малого бизнеса в первые два года после открытия нового ИП. Это важно с точки зрения занятости. Люди должны искать варианты, если, потеряв работу, им надо переориентироваться. Кроме того, есть серьезная поддержка малого бизнеса через целый комплекс инструментов – от льготного кредитования до предоставления адресных субсидий на покупку оборудования, лизинг и т.д. Больше 1 млрд рублей тратится на стимулирование инвестиционной деятельности в малом бизнесе. Плюс фонды микрофинансирования и гарантийный фонд, объем которого пополнен в рамках реализации антикризисной политики.
- Регионы по-разному воспринимаются инвесторами – где-то их больше «обилечивают», больше шпилек вставляют. Какая в этом плане репутация у Московской области?
- Главная проблема в том, что сначала надо перестроить мозги, взять каждого инвестора за руку. Каждый должен понимать, что у него есть защитник и проводник его интересов в правительстве области, муниципалитете, федеральных органах. Если раньше, еще раз подчеркиваю, включенность в инвестиционную деятельность правительства и муниципалитетов могла быть сфокусирована на определенных категориях проектов, то сейчас в силу понятных причин нужно перестроить мышление, отладить механизмы привлечения инвесторов, сопровождения проектов от идеи до ввода в эксплуатацию объектов. Формирование министерства именно в такой роли и есть наша первостепенная задача.