WorldClass

20 апреля 2024, 09:15
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Главный врач Воронежской БСМП №1 Алексей Чернов: «Нет разницы, где работать. Главное – определить стратегию и верное направление развития»

04.03.2015 17:21
Автор:

Воронеж. 04.03.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Два года назад пост главного врача Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи №1 занял Алексей Чернов, который до этого несколько лет руководил Воронежской городской клинической поликлиникой №15 («студенческая»). Специфика учреждений совершенно разная. БСМП представляет собой многопрофильный стационар, состоящий из 26 отделений, работающий в режиме круглосуточного оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Но что уж там скрывать, еще совсем недавно больница пользовалась сомнительной репутацией: воронежцы называли ее «проходным двором» и слагали легенды о больничных «лифтах-убийцах». Как меняется ситуация в ходе оптимизации медицины на российском уровне и переходе ее с городского на региональный уровень в Воронежской области, «Абирегу» рассказал главный врач Алексей Чернов.

- Алексей Викторович, в студенческой поликлинике вы наверняка выработали за три года определенную систему. Насколько удалось ее масштабировать на базе БСМП?

- К слову о масштабах: студенческая поликлиника – тоже крупное учреждение, особенно если смотреть на работу с перспективой. Она обслуживает около 50 тыс. студентов. В свое время на базе поликлиники мы создали Ассоциацию студенческих поликлиник общероссийского уровня, в которую вошли 64 региона. Я до сих пор ее возглавляю. Благодаря ассоциации три года назад в России за студенческими поликлиниками остался самостоятельный статус, ведь их планировали отдать районам. На круглом столе в Общественной палате РФ нам удалось доказать, что существует определенная специфика оказания медицинской помощи представителям молодого поколения, которые вряд ли будут по собственному желанию сидеть в одной очереди с бабушками. А в студенческой поликлинике учащиеся в обязательном порядке участвуют в диспансеризации, проходят флюорографию. Был приобретен специальный флюоромобиль, который приезжает в вузы, упрощая доступ к услуге.

- Получается, вы наладили механизм работы в поликлинике и перешли в больницу. С чем здесь столкнулись?

- Здесь совершенно другая специфика работы – стационар и экстренная скорая медицинская помощь. Чтобы лучше в нее вникнуть, я не стал изобретать велосипед, а изучил опыт питерских коллег в Институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе и московских – в институте им. Н.В. Склифосовского. Поток людей, поступающих по скорой помощи, у нас не меньше – более 200 пациентов в сутки. БСМП на сегодня – самая крупная из городских учреждений и единственная больница, имеющая 25 коек городской реанимации и 48 коек палат интенсивной терапии. В целом коечный фонд составляет 885 единиц. Роддом, который был в ужаснейшем состоянии, в конце 2014 года переведен в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» («Электроника»), а на базе нашей больницы планируем в ближайшие два года построить новый.

- Раньше существовал стереотип о том, что в БСМП, грубо говоря, мало шансов выжить. Но ситуация изменилась. Как удалось этого достичь?

- Ситуация действительно меняется. Говорят, что театр начинается с вешалки. А больница начинается с приемного отделения, реконструкцию которого мы закончили в январе 2015 года. Это позволило разделить потоки пациентов. Ведь раньше как было? В приемном отделении находились все сразу – и бабушка с инфарктом, и дедушка с инсультом, сюда же привозили пострадавшего после ДТП с открытой черепно-мозговой травмой. Так и до второго инфаркта недалеко… А по поводу стереотипа: все тяжелые случаи сосредоточены как раз у нас, и процент смертности большой, но из-за количества поступающих с серьезным диагнозом или ранами, не сопоставимыми с жизнью.

- Кому принадлежит идея сделать раздельные входы в приемное отделение?

- Это классическая практика, да и по новому приказу скорая помощь обязана иметь именно такие приемные отделения. Пока в больнице остается одна явная проблема: реанимация расположена на втором этаже. Это нонсенс, ведь здесь, как вы понимаете, каждая секунда на счету. Планируется перевести реанимацию на первый этаж, что значительно упростит и ускорит процесс работы медиков.

- Какие мероприятия проходили в плане модернизации технического оснащения больницы?

- Многое было сделано в рамках программы модернизации для сосудистого и урологического центров. Также в прошлом году мы при поддержке губернатора Воронежской области Алексея Гордеева приняли участие в программе оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). В ее рамках было приобретено оборудования на 49 млн рублей и на 5 млн рублей выполнен ремонт в приемном отделении. Современной следящей, дыхательной и наркозной аппаратурой оснащены реанимационное отделение, отделение анестезиологии, ПИТ центра ЖКК, эндоскопическим оборудованием – оперблоки. Кроме того, в 2013 году губернатор из своего личного резерва выделил средства на приобретение новой лапароскопической стойки, которая позволяет проводить операции с минимальным хирургическим вмешательством для больного.

Опять же при участии Алексея Гордеева и депутата Госдумы Галины Кареловой мы приобрели компьютерный томограф и цифровой рентген аппарат. Старый томограф к тому моменту полностью исчерпал свой ресурс: мы проводили до 100 обследований в день, хотя по техническим характеристикам допускается не более 30. Половина рентген-аппаратов тоже вышла из строя, а новое цифровое устройство позволяет нам делать качественные снимки «в цифре» и ставить правильные быстрые диагнозы. Высокие технологии реально спасают жизни, ведь медицинская помощь становится действительно скорой, более эффективной. И, конечно, грамотные кадры: любого врача, которому хватило мужества и сил поработать хотя бы два года в БСМП, при такой пропускной способности можно смело назвать отличным специалистом.

- Мужество необходимо, да?

- А как же! Ведь люди приходят не с радостью, а с горем – огнестрельные, ножевые ранения, тяжелейшие травмы после ДТП. Все это сложно психологически.

- Считается, что в сфере здравоохранения денег нет, но тут сложно привести в пример вашу больницу. Кто ищет, тот всегда найдет?

- И это тоже, ведь есть определенные федеральные программы, а воспользоваться этой возможностью или нет – выбор каждого учреждения.

- Бытует мнение, что многие медики не умеют пользоваться современным оборудованием...

- Наверное, 10 лет назад, в самом начале модернизации, это мнение могло быть актуальным: тогда было не так много представительств фирм, которые обучали работе на новой импортной технике. Сегодня, думаю, такой проблемы нет, разве что по причине дефицита специалистов в районных больницах, но учреждения Воронежской области точно не входят в их число. Такая ситуация просто недопустима.

- А если иностранец попадет к вам в больницу, каково будет его впечатление, по вашему мнению?

- Несколько лет назад у БСМП была далеко не радужная слава и ее на самом деле называли, прямо скажем, проходным двором, сетовали на старые лифты. Но ситуация уже кардинально поменялась. В прошлом году мне даже задали вопрос сотрудники полиции: «Вы своим запретили писать заявления о краже?» Раньше чуть ли не каждый день принимали, а теперь ни одного. Система безопасности на высоком уровне: территория учреждения огорожена, вход по пропускам, установлены камеры видеонаблюдения, больницу охраняет Воронежская региональная общественная организация «Ветераны спецподразделения СОБР».

Много внимания уделяется благоустройству прилегающей территории, мы стараемся создать условия для того, чтобы лечить пациента не только медикаментозно, но и психологически. Больные общаются со своими посетителями в комфортных условиях, рядом с больницей построили прекрасный храм. Инициатором этого проекта еще несколько лет назад выступила моя мама, которая работает в БСМП и является старостой храма. Отец Андрей каждый день делает обход по больнице и общается с пациентами, по желанию исповедует, причащает и т.д. Надо сказать, желающих много. Мы лечим тело, священники – душу, а сочетание этой помощи дает ощутимый результат.

- А его можно как-то измерить?

- Многие реаниматологи, которые изначально скептически ко всему этому относились, были свидетелями реальных чудес, когда после причастия состояние больного улучшалось на глазах.

- Вы стартовали в то время, когда все больницы переводили с городского уровня на областной. Легко ли далась реорганизация? Как реагировал персонал? Какие плюсы и минусы ощутили от этого процесса?

- О плюсах и минусах сложно говорить. Хорошему руководителю все равно, где работать – в городе или области, главное – определить стратегию и верное направление развития. С одной стороны, осуществляется одноканальное финансирование из территориального фонда обязательного медицинского страхования, и это несомненный плюс. С другой – в области много районных больниц, а к ним добавились еще и городские учреждения. Ведь всем нужно уделять должное внимание. В какой-то степени городу этого внимания достается меньше, зато все варятся в одном котле, что обеспечивает более качественный контроль.

- Пожалуй, БСМП можно сравнить с крупным предприятием, ведь у вас довольно серьезный оборот – порядка 700 млн рублей?

- Да, консолидированный бюджет составляет более 700 млн рублей, но вопрос в том, что много средств уходит на зарплату, налоги, оплату коммунальных услуг. Как депутат городской Думы я вышел с предложением к мэру Воронежа Александру Гусеву освободить нас от уплаты налога на землю, ведь мы тратим те средства, которые можем направить в развитие и при этом обслуживаем городское население.

- Инициатива поддержана?

- Обещают рассмотреть предложение и максимально пойти на встречу. Все мы понимаем, что значит для города экстренная медицинская помощь.

- Еще один сложившийся стереотип говорит о том, что провинциальные медики не стремятся к развитию, не интересуются современными технологиями в своей профессиональной сфере. Насколько он соответствует действительности?

- Все зависит от человека, ведь то же самое можно сказать про юриста, экономиста и представителя любой другой профессии. Медицина реально шагает семимильными шагами, и если специалист за ней не успевает – не читает профессиональную литературу, не посещает семинары, не повышает квалификацию, – он останется в прошлом веке. К тому же сейчас по закону пациент имеет право выбора врача и пользуется им. К плохому врачу просто-напросто никто не пойдет.

- Как в медицинских кругах обсуждается программа реформирования здравоохранения, которая в Москве вызвала бурную реакцию? Наверное, переход был слишком резким?

- Думаю, да – нужно не резко сокращать, а проводить плавную реорганизацию, перераспределение. Например, в Воронежской области нет бюджетных стационарных наркологических коек. У нас в прошлом году открылись палаты временного пребывания пациентов с неадекватным поведением - «вытрезвитель» в просторечии. Но ведь можно перепрофилировать какую-то небольшую больницу в наркологический стационар. У нас для этой работы нет ни времени, ни специалистов. Также желательно реорганизовать несколько небольших больниц и передать объемы и профили крупным стационарам.

- БСМП предоставляет платные услуги. Испытываете ли и выдерживаете ли конкуренцию с частной медициной?

- Ее нет как таковой. В основном частные учреждения представляют собой небольшие клиники, а конкурируем мы только с крупными центрами. Любой гражданин имеет право на бесплатную медпомощь, но и платное направление развиваем. Это возможность для пациента работать с конкретным врачом, находиться в более комфортных условиях: у нас есть улучшенные палаты, обустроенные как раз за счет оказания платных услуг. Но есть и момент ограниченных объемов оказания медицинской помощи. К примеру, в прошлом году мы приняли 36,8 тыс. больных, а в этом году нам оставили по плану 23,6 тыс. и не больше.

- Финансирование снизили больше, чем на 13 тыс. пациентов – это серьезная цифра. Почему?

- Более жестким стал контроль, и это в какой-то степени правильно. Бывает много случаев необоснованной госпитализации, поэтому мы пытаемся корректировать ситуацию и выделять действительно нуждающихся в помощи пациентов. Идут серьезные экономические расчеты, а экономика должна быть экономной. Если все будут приходить в стационар, произойдет перегрузка. Поэтому сегодня мы стремимся развивать стационарозамещающую помощь. На содержание одного больного тратится 2,5-3 тыс. рублей в сутки, а если он будет лечиться в режиме дневного стационара, затраты в разы сократятся. При этом нужно не забывать о профилактике заболеваний. Помните, раньше действовали областные дома санитарного просвещения? Мой отец, кстати, работал главным врачом областного дома санитарного просвещения и в 25 лет был признан самым молодым главврачом в СССР. Тогда профилактической работе уделялось огромное внимание, и, думаю, это тоже влияло на сокращение случаев хронических заболеваний. Система профилактики сегодня постепенно набирает обороты: при каждой районной поликлинике открываются центры здоровья, развивается направление диспансеризации.

- Помогают ли больнице представители бизнес-сообщества?

- Очень помогают. За эти два года я, наверное, уже превратился в «попрошайку», и многие вопросы получается лоббировать благодаря депутатской работе. Борис Затонский бесплатно предоставил нам тротуарную плитку для благоустройства территории, Геннадий Чернушкин и Евгений Хамин выделили на покупку оборудования 1,5 млн рублей, которые мы вложили в оснащение палаты интенсивной терапии в центре желудочно-кишечных кровотечений. Краснов, Бубнов – можно назвать фамилии многих меценатов. Также помогает городская администрация. Опять же, все мы понимаем, что кто бы больницу ни финансировал, она обслуживает население города.

- Давайте подытожим беседу основными планами на ближайшую перспективу.

- Самое главное – отремонтировать и оборудовать помещение для реанимации на первом этаже. И, как я уже говорил, планируется строительство нового роддома – надеемся, нас поддержат правительство и департамент области, а возможно, и федеральный уровень. Есть хорошая идея – найти инвесторов на земельный участок третьего роддома, который сейчас находится в плачевном состоянии, а условием должно быть строительство нового роддома в БСМП. До кризиса были определенные обещания, будем стараться их реализовать. Кроме того, в следующем году больнице исполнится 30 лет, к юбилею тоже планируется много преобразований.

А старые лифты мы заменим, как только позволят финансовые средства. Пока же они качественно обслуживаются государственной организацией.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1