WorldClass

28 марта 2024, 19:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Владимир Боровик: «Если бюджет будет бездефицитным, мы будем жить на сухарях»

26.06.2015 16:41
Автор:

Белгород. 26.06.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Заместитель губернатора, главный финансист Белгородской области Владимир Боровик рассказал, на что пойдут бюджетные средства в текущем году, почему капвложения урезали на 10 млрд рублей и в чем власти видят дополнительные источники пополнения бюджета.

- На последнем заседании областной Думы вы отчитывались об исполнении бюджета за 2014 год. По итогам прошлого года есть чем гордиться?

- Мы добились самого главного: сохранили сбалансированность бюджета. Мы не нарушили доходов и расходов и выполнили все те обязательства, которые были заложены в расходной части. При этом уменьшили дефицит областного бюджета: в 2013 году он был 9,5 млрд рублей, а по итогам 2014 года стал 995 млн, то есть мы сократили его в 9,5 раза. Мы достигли небольшого прироста по доходам и добились сокращения наших расходов почти на 10% к уровню 2013 года. При этом не затронули социальную составляющую. Но мы проигрываем в такой тонкой сфере, как поддержка экономики – развитие и ремонт дорог, капвложения, содержание и поддержание инфраструктуры. На эти цели в 2013 году уходило 33 млрд рублей (почти 35% расходов), а в 2014 году осталось 23 млрд. Сразу скажу, что в этом году мы сокращаем их до 19 млрд. Это не от хорошей жизни, и наш регион – отпечаток ситуации по России. Мы не жалуемся, но при этом должны понимать, что если бюджет превратится в поддержку социальных отраслей, культуры, зарплаты работников образования и здравоохранения, то это будет еще один орган социальной защиты населения. Бюджет без развития – это не бюджет. Поэтому одна из главных проблем на ближайшие годы – не только сохранение уровня поддержки инфраструктуры, но и ее развитие. И не только за счет увеличения кредитных ресурсов.

По расходной части мы переформатировали бюджет 2014 года под программное развитие – 15 областных программ охватывает 85% расходов. Еще одно наше достижение и опять же наша проблема – внедрение конкурсной системы закупок работ товаров и услуг. Эта работа нам позволила по итогам прошлого года сэкономить до 700 млн рублей, хотя там масса резервов.

- Дефицит областного бюджета существенно сократился. Означает ли это, что уменьшится и долговая нагрузка региона? Каковы перспективы на предстоящие два года?

- Дефицит в этом году планируем на уровне 12%. На следующий год уже 2,4% и на 2017 год – 3,9%. Мы выравниваем балансировку. По 2014 году дефицит составил 2,4% от наших собственных доходов. Госдолг стабилен. В текущем году он составляет 44 млрд рублей, потом 43, 42. Мы поддерживаем его на этом уровне и наращивать не собираемся. Для того чтобы правильно управлять долговой нагрузкой, мы планируем укреплять доходную базу бюджета, оптимизировать расходы и структуру госдолга. В этом году планируем получить порядка 1 млрд рублей экономии по госдолгу.

- Какова структура госдолга и удается ли региону переориентировать заимствования с комбанков на федеральный бюджет, о чем говорил губернатор Евгений Савченко?

- Главный показатель госдолга – он не должен превышать собственных доходов. На 1 января 2015 года 40% в структуре госдолга – наши гарантии по кредитам организаций. Без этих гарантий не было бы аэропорта, двух тепличных комплексов, программы «Семейные фермы Белогорья» и т.д. При этом мы не рубля на это не затрачиваем (из бюджета. – прим. ред.). Учитывая, что по этим проектам жесткий отбор, мы их ведем, и мы их контролируем, мы не рискуем здесь, если не будет форс-мажоров.

Прямые обязательства бюджета составляют 26 млрд рублей, или 60% к объему собственных доходов в 44 млрд рублей. Это не критично абсолютно. Но вводятся новые требования: к 2017 году объем банковских заимствований дожжен быть не более 50% от суммы заимствований, и на этот показатель мы выходим.

Регион активно участвует в замещении банковских кредитов федеральными бюджетными. Банковские кредиты мы брали в 2012 году под 8,3%, в 2013 году – под 9,75%. Сейчас брать краткосрочные банковские кредиты невыгодно: нужно проводить торги, их обслуживать, они имеют большие колебания, поэтому они замещаются федеральными. Два месяца назад мы получили 2,25 млрд рублей в кредит, но рассчитались досрочно. Федеральные кредиты выдаются под 0,1% с возвратом на второй-третий год. Мы надеемся, что до конца этого года получим около 2 млрд рублей. А в июле выпустим очередной облигационный заем сроком на пять лет общим объемом в 5,25 млрд рублей. Планируем разместить его под 12-12,5%.

- А нельзя ли спланировать бездефицитный бюджет и обойтись без заимствований?

- Нельзя. Система кредитования – это кровеносные сосуды экономики и бюджетной сферы. Невозможно сделать бюджет бездефицитным, мы тогда будем жить на сухарях. Поэтому дефицит всегда будет, но он будет минимальным и полностью обеспеченным. Начиная с 2016 года мы будем привлекать меньше, чем отдавать, то есть на возврат будем использовать не только заимствования, но и собственные доходы.

- В правительстве области постоянно говорят о необходимости наращивания доходной базы и имеющихся резервах. Сколько планируется получить в этом году и из каких источников?

- В этом году планируем получить 59 млрд рублей, и для этого есть основания. Темпы роста – по всем видам налогов, кроме налога на прибыль организаций: она с 2008 года упала в 1,7 раза. При этом по налогу на прибыль есть рост по всем организациям, кроме горнорудного комплекса, и на это есть особые причины: рынок, ценовая политика и т.д. За два года мы предпринимали ряд мер по пополнению доходной части и в целом получили 2,5 млрд рублей дополнительно сверх того, на что рассчитывали. Сразу заявляю, что мы никоим образом не давим, не применяем методы насилия к тем налогоплательщикам, которые исправно платят налоги, но внутри резервов очень много.

Вот фрилансеры – это же не только те, кто сидит за компьютерами дома, свободные художники, а это и строители, которые также никому ничего не платят. В области создана комиссия, я ее возглавляю, куда входит девять рабочих групп по разным направлениям. Мы видим отчеты малых предприятий, ИП. К примеру, предприниматель нанимает пять рабочих и за них отчитывается, что платит столько-то налогов. Мы «раскручиваем» обратно, и получается, что люди у него работали за 7 тыс. рублей. Это реально? А тем более там высококвалифицированные работники. Мы для себя просчитали, что в этой сфере около 6 млрд рублей, которые можно в законном порядке потребовать, чтобы люди заплатили. Это только то, что можно по закону. Второй момент – база налогообложения: земельные участки, имущество, аренда и тут тоже неплохие резервы.

- Относительно малого бизнеса: в правительстве обсуждаются идеи о снижении налоговых ставок, введении налоговых каникул для тех, кто впервые зарегистрировался. Что вы думаете об этих мерах?

- Мы не против, но для области цена вопроса – 1,6 млрд рублей. У Минфина нет средств на компенсацию, поэтому тут надо очень тонко решать этот вопрос: поддерживать малый бизнес, понимая, что там люди работают, но и понимать, как это затронет интересы региона. И не просто региона, а бюджета, а значит всего населения области. У меня двойное восприятие значения малого бизнеса. Я знаю цифры, которые подтверждают его хорошее развитие, но при этом есть противоположные точки зрения. Одни говорят, что во всем мире малый бизнес для того, чтобы люди просто работали и вообще не платили налоги, это место трудоустройства. Я где-то с этим согласен, но хоть немножко-то платить нужно. Сейчас налогоплательщик ИП платит примерно 40 тыс. рублей в год. При этом его жена не работает и двое детей у него. Классическая форма налогообложения – 250 тысяч рублей на одного работающего. Мы должны понимать, что обучение одного школьника в области обходится в 70 тыс. рублей в год. Поэтому нужно смотреть и с точки зрения ответственности малого и среднего бизнеса.

- А если посмотреть на крупный бизнес: агрохолдинги неплохо зарабатывают, при этом как сельхозпредприятия освобождены от налога на прибыль. Не пора им превращаться в полноценных налогоплательщиков?

- Мы предлагаем установить ставку налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей до 10% или предоставить регионам право самим ее устанавливать. По итогам 2014 года сельхозпредприятия области получили 42 млрд рублей прибыли из 200 млрд в целом по области, то есть это пятая часть прибыли. При этом они освобождены от налога на прибыль. Мы предлагаем, чтобы эта мера была добровольной для каждого региона: где хорошее развитие сельского хозяйства, пусть региональные власти решают, вводить такой налог или нет, а где плохое – вводить не надо, пусть растут. Мы немало вложили и бюджетной части по поддержке и развитию этого комплекса – инфраструктура, подключение сетей, земля, – поэтому их пора и отдавать.

- Федеральный центр и другие регионы поддерживают такую идею?

- Прежнее министерство АПК не поддержало нас, по коллегам ситуация неоднозначна. Есть всегда искус налог всем ввести, независимо от того, у кого какое сельское хозяйство. Но надеюсь, что здравые мысли будут преобладать. Хотя сейчас заявлено о том, что в ближайшие два-три года система налогообложения меняться не будет.

- А сколько доходов у нас выпадает по КГН (консолидированным группам налогоплательщиков) и покрывает ли их федеральная компенсация?

- По КГН мы получили компенсацию по прошлому году в размере 4 млрд рублей, реально она оценивается в 8-9 млрд рублей. По 2014 году Минфин признал, что наши потери по КГН составляют 4,8 млрд рублей, а в целом мы потеряли более 35% – больше всех в России. Система КГН позволила 61 региону получить прибыль, 18 регионов проигрывают, вот мы в их числе на первом месте.

Но мы потеряли не только по КГН. За счет установления ставок акцизов по нефтепродуктам в зависимости от класса бензина и дизельного топлива потери составили 339 млн, льготные ставки по налогу на прибыль организаций в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов и ЛЭП – 419 млн рублей, освобождение от налогов движимого имущества организаций – 628 млн. Движимое имущество – это то, что можно подвинуть. Вот стан прокатный на ОМК можно разобрать и передвинуть, поэтому он под недвижимое имущество не попадает. Здание нельзя передвинуть, поэтому за него платят, но там амортизация сумасшедшая, а стан новенький. Вот такие потери у нас почти 700 млн рублей. И при этом компенсации нет никакой.

В целом по всем направлениям потери составили 6,1 млрд рублей.

- Какова картина по расходам на 2015 год? Ожидается ли их увеличение?

- За пять месяцев 2015 года есть небольшой рост – на 1,8 млрд рублей, или 7%. Мы сокращаем расходы на национальную экономику с 23,5 млрд в прошлом году до 19,7 млн в нынешнем и увеличиваем на социально-ориентированные отрасли на 3,7 млрд, или на 4%. Это говорит о том, что мы никоим образом не снижаем внимания к социальным отраслям. По дорожному хозяйству с 2011 года расходы снизились в два раза и капитальные расходы также более чем в два раза. При этом увеличилось обслуживание госдолга. Свыше 2 млрд рублей уходит на обслуживание заемных средств. По этому году сократили расходы на 1,25 млрд рублей и еще на 120 млн зарезервировали расходы по здравоохранению. Мы рассчитываем получить их за счет экономии на приобретение медикаментов и медоборудования.

- Вы уже затронули тему секвестрования расходов на инфраструктуру. Какова картина с дорожным строительством? Эта сфера «просядет»?

- Есть программа магистральных дорог 2011-17 года. По ней появились дороги масштабного уровня, кольцевые объездные и т.д. Теперь надо выбирать приоритеты.

У нас ограничения связаны с тем, что есть дорожный фонд, из которого выделяются деньги на дорожное строительство. Мы имеем право при необходимости его пополнять. Дорожный фонд – 5,7 млрд рублей, и мы 2-3 млрд всегда находим в бюджете и пополняем его. Есть и внебюджетные источники, и мы не скрываем, что обращаемся в нашим организациям. Их право – платить или не платить. Нас часто критикуют: вот ввели нормы в одного гектара, с килограмма продукции… Мы ввели нормативы только для того, чтобы люди понимали, сколько они могут заплатить и сколько не могут. Только ради этого. Там, я думаю, мы наберем 2 млрд рублей за счет сельхозтоваропроизводителей, которые получили сверхприбыли, не облагаемые налогом. Они на это идут и, слава богу, откликаются. И есть большие возможности, связанные с эффективностью расходования бюджетных средств, ведь можно за 1 рубль сделать один объем работы, а можно другой. Поэтому мы жестко смотрим за расходами на километр трассы, на полотно, на элементы и структуру. За счет этого планируется процентов на 15 поднять километраж дорог.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0