WorldClass

29 марта 2024, 08:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Российская газета // Руководитель воронежского филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра Игорь Маслов: «Привыкнуть к скорости»

30.06.2015 14:54

Как в Воронеже упрощают процесс оформления недвижимости

Готов ли регион перейти на новый расчет налога на имущество? Почему воронежцы стоят в очереди с пачкой бумажек, а не подают документы через Интернет? Что стоит за объявлениями вроде «Изменю кадастровую стоимость»? Об этом и многом другом рассказал на «деловом завтраке» в редакции «РГ» руководитель воронежского филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра Игорь Маслов.

Для всех госучреждений, которые работают с гражданами и бизнесом, задан единый вектор-снижение административных барьеров. Насколько это удается Кадастровой палате?

Игорь Маслов: Действительно, «наше все» — это улучшение системы государственного кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним. В «дорожной карте» прописано, что и к какому сроку мы должны сделать, чтобы снять лишние административные барьеры. Прежде всего—для предпринимателей. Пока все идет по плану. Недавно был обнародован очередной мировой рейтинг: Россия вошла в верхний эшелон стран, сделавших скачок в сфере развития делового климата. Причем связано это с возможностью получать госуслуги в электронном виде. Эффект налицо: повышается доступность и качество оказываемых услуг. Но я бы еще отметил, что такая реформа повышает ответственность и грамотность лиц, работающих с недвижимостью.

Думаю, любой, кто совершал операции с квартирами или земельными участками, сталкивался с примитивностью подхода профессиональных посредников на этом рынке. Исключения минимальны. Так называемые риелторы оказывают широкий спектр услуг—от подбора объектов до оформления документов. Но единого стандарта для них нет. Как правило, все сводится к предложению нескольких вариантов, составлению типового договора и получению комиссии... Не редкость ошибки в документах. Так вот, электронная услуга позволяет их исключить. Потому что невозможно загрузить данные на портал госуслуг Росреестра, не выполнив правильно весь алгоритм подготовки документов. Программа вам откажет. Все просто: сидишь дома, вставляешь флешку с xml-файлом, он проходит на сайте форматно-логический контроль... Через пять рабочих дней—такой срок установлен в Воронежской области— по электронной почте или иным удобным способом получаешь результат либо sms-уведомление о том, что рассмотрение приостановлено. Кстати, от рассылки сообщений на мобильный телефон почти все филиалы в России вынужденно отказались, а мы нашли возможность ее сохранить.

В целом по региону мы 28 процентов услуг предоставляем в электронном виде. До конца года должны поднять показатель до 50 процентов—не знаю, какими силами. Сообщество риелторов и кадастровых инженеров предпочитает действовать по старинке.

Почему?

Игорь Маслов: Людям кажется, что проще прийти в присутственное место и, пользуясь личными знакомствами, уговорить принять документы, несмотря на ошибки. В запасе десять рабочих дней, успеем, дескать, исправить... Наверное, такова воронежская ментальность. Не хотелось бы, конечно, давить на профессиональное сообщество, отказывать в приеме документов в офисах. Пойдут жалобы, мне как руководителю будет грозить штраф. Но я считаю, что этот деструктивный подход надо искоренять. Есть субъекты РФ (например, Башкортостан), где кадастровые палаты оказывают в электронном виде 9 8 процентов услуг. Наверное, там «кнопку» знают секретную. Потому что и мы, и соседи по Черноземью делаем все то же самое.

Уже несколько лет Росрееетр и Кадастровая палата создают единую базу по недвижимости. Конец близок?

Игорь Маслов: Вообще завершить все мы должны к 2018 году. Уже проведена гармонизация—объединение единого госреестра прав (сведения о субъектах-, объектах и правах на них) и госкадастра недвижимости (данные об объектах на территории субъекта). Теперь происходит верификация— исправление ошибок. Откуда они могли взяться? Раньше учетом объектов занимались БТИ, был единый госреестр земель. При переходе на новую систему учета из него выгрузили данные в кадастр. Но из-за разницы в программном обеспечении возникли технические сбои, часть неточностей объясняется человеческим фактором. Мы у себя исправляем ошибки каждодневно, при поступлении новой информации. Процесс этот бесконечен и будет продолжаться, пока существует Кадастровая палата. Но уже не в таком объеме и не такими силами, как сейчас.

Кроме того, мы с 2012 года ставим на кадастровый учет объекты капитального строительства. Опять же, базовые сведения хранились в областном БТИ. Его архивы были оцифрованы федеральным Бюро техинвентаризации (оно выиграло тендер) и переданы нам. Тогда объектов было чуть более миллиона, сегодня—на 700 тысяч больше. Сюда входят как ранее учтенные строения, так и новые. Если брать только последние, то прирост за три года— 35 процентов. Такова динамика развития Воронежской области.

Отмечу конструктивное взаимодействие с департаментом имущественно-земельных отношений региона и областным БТИ. Задачу по передаче архивов Бюро выполнило на 80 процентов по объемам и на все сто—по ответственности. Когда мы исправляли ошибки в рамках госконтрактов, выявили определенное количество объектов, сведения о которых БТИ надо было переделать. Бесплатно, потому что нам на заказ таких услуг денег не выделяют. И мы буквально в течение десяти дней получили из БТИ не просто согласие, но и утвержденный алгоритм взаимодействия. По букве закона следовало направлять запрос по каждому объекту. Мы же договорились отправить весь массив одним запросом, и в БТИ его без формализма отработали. А есть регионы, где Бюро техинвентаризации категорически отказывались бесплатно работать с кадастровыми палатами!

Единая база и точные сведения об объектах нужны, в частности, для начисления налогов. Воронежская область введет налог на недвижимость с 201 б года. Все готово?

Игорь Маслов: В нашем регионе к этой резонансной теме подошли очень вдумчиво. Не стали бежать впереди паровоза. Просчитали возможные последствия для областного и муниципальных бюджетов. Поскольку спешки не было, удалось спокойно соотнести три базы — Росреестра, Кадастровой палаты и налоговой службы. При этом БТИ выявило около 70 тысяч объектов, которые у налоговиков значатся, а у нас уже нет. Оказалось, что чуть более половины из них просто не существуют и не подлежат учету. Остальные мы загружаем в территориальный информационный ресурс, откуда будет черпать сведения налоговая служба. Осталось обработать 10 тысяч объектов.

Чаше ли люди стали оспаривать результаты массовой оценки своих объектов, учитывая, что налог будет зависеть от кадастровой стоимости?

Игорь Маслов: Таких случаев стало даже меньше. Ставки налога еще обсуждаются, и неясно, как на сумму налога повлияет изменение стоимости объекта. Вообще массовая оценка, которую проводят по заказу органов власти, следует определенной методике. Технические ошибки возможны—но крайне редко. Вы наверняка встречали объявления типа «Изменю кадастровую стоимость». Безответственные и безосновательные заявления! Изменить стоимость участка или объекта капстроительства по закону можно только через суд. Год-полтора назад такие иски подавались в массовом порядке и в основном касались земель сельскохозяйственного и промышленного назначения. Да, таким путем можно привлечь независимого оценщика и доказать, что рыночная стоимость в десятки раз выше или ниже, чем кадастровая. Тогда в кадастр будут внесены изменения на начало налогового периода.

Как у палаты складываются отношения с кадастровыми инженерами?

Игорь Маслов: Мы решили объединить их вокруг себя. Предложили методическое и правовое сопровождение, помощь в рассмотрении документов и спорных вопросов. Ежемесячно проводим с инженерами «деловые игры»: люди задают конкретные вопросы по конкретным делам. Еще у нас по инициативе федерального руководства введены платные семинары. На мой взгляд, это не очень резонно — как если бы водитель маршрутки брал плату за то, что продает билеты. В ходе организации первого семинара было опасение, что сообщество кадастровых инженеров не проявит должной активности. Ничего подобного! Пришло на удивление много специалистов. Значит, у них есть в этом необходимость. Причем мы не создаем барьеров, из-за которых бы вопросы у инженеров накапливались. Просто законодательство не стоит на месте, и в нем сложно разобраться. Мы завели на своем сайте рубрику для кадастровых инженеров, где можно посмотреть и человека, и его «послужной список»: сколько раз ему Кадастровая палата отказывала в приеме документов, допустим. Раз инженер не боится такой прозрачности — он намерен работать всерьез и надолго.

Какие услуги палаты наиболее востребованы?

Игорь Маслов: Кадастровый учет объектов капстроительства, земельных участков и предоставление сведений из ГКН. Количество документов, которые мы принимаем, растет на 10-15 процентов в год. Огромный объем работы связан с действиями нотариата и госрегистрацией. К сожалению, граждане не совсем понимают, что для регистрации права на объект не нужно запрашивать кадастровый паспорт. Мы уже не один год везде объясняем, что у нас единая база с Росреестром, если надо—сотрудники сами сделают запрос. Но люди так привыкли — не идти же с одной бумажкой. Поэтому приносят кадастровый паспорт, межевой план, квитанции какие-нибудь... Ну, что поделать, мы 70 лет так жили. Когда-нибудь приучимся к быстрым и удобным услугам, как за рубежом.

Полномочия по приему и выдаче документов на госрегистрацию и по предоставлению сведений об объектах и правах мы в этом году передадим сети МФЦ (процентов на 70). Теперь она развивается под брендом «Мои документы». В этих центрах работают наши сотрудники, и предстоит их постепенно заместить служащими МФЦ. Дело в том, что по закону госрегистрация и кадастровый учет начинаются уже после приема документов. То есть непосредственный контакт с заявителями—не наша функция. И если мы силы своих сотрудников направим на основную работу, то скорость оказания услуг опять увеличится. Мы должны были довести срок рассмотрения документов до пяти дней к 2018 году — а в Воронежской области это уже достигнуто. Здесь, в первую очередь, речь идет о заявлениях, поданных в электронном виде. Хотя в целом по России эта процедура вдвое дольше.

Справка «РГ»

В госкадастре недвижимости по Воронежской области числится более трех миллионов объектов: 1,7 миллиона — капитальные постройки, 1,4 -земельные участки.

Татьяна Ткачева
Российская газета, №140, 30 июня 2015 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0