WorldClass

28 марта 2024, 22:56
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Почему благая идея привлечь на Центральный рынок Воронежа производителей провалилась?

28.08.2015 10:10
Автор:

Воронеж. 28.08.2015. ABIREG.RU – Расследование – В конце августа исполнился ровно год с момента торжественного открытия нового Центрального рынка Воронежа. В его строительство региональные власти вложили 1,4 млрд рублей (почти 86 тыс. рублей за 1 кв. м) и передали новое здание в центре города в аренду кооперативу, объединившему крупных региональных агропроизводителей, по 183 рубля за квадратный метр. «Абирег» провел масштабное расследование, чтобы разобраться, почему идея воронежского губернатора Алексея Гордеева привести к прилавку производителей пробуксовывает, а рынок заполоняют перекупщики. Ведь только инвестиции в проект (без учета процентов) будут отбиваться почти 40 лет.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

МУП «Центральный рынок» Воронежа был преобразован в акционерное общество в октябре 2013 года. В устав нового общества администрация Воронежа внесла 874 млн рублей, департамент имущества Воронежской области – 300 млн рублей; в итоге городу достались 74,46%, а области 25,54% долей в АО «Центральный рынок».

Внесенные властями средства пошли на снос старого здания рынка в апреле 2013 года и строительство нового здания, которое вело ООО «Алтиус Инжиниринг и Констракшн» близкое к депутату Госдумы Сергею Чижову. Снос сопровождался масштабными акциями протеста, как считается, перекупщиков старого рынка, которые его монополизировали. В итоге строительство нового здания завершилось в августе 2014 года. Инвестиции в строительство оценивают в 1,4 млрд рублей, то есть почти в 86 тыс рублей за 1 квадратный метр. Интересно, что конструктивно более сложное здание I очереди «Галереи Чижова» тот же «Констракшн» построил дешевле.

Проект нового здания также готовил «Алтиус Инжиниринг и Констракшн», который до этого имел опыт строительства в основном торговых центров. В итоге и новое здание больше похоже на торговый центр, чем на рынок. Кроме того, компания до сих пор устраняет конструктивные замечания по рынку (в последний раз этот вопрос в правительстве Воронежской области поднимался в июле 2015 года).

Параллельно с завершением строительства Центрального рынка начал образовываться Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок «Центральный» (СРК «Центральный»), который этим рынком должен управлять. Поиск кооператоров шел открыто – был объявлен конкурс. Правда, условия были сформулированы так, чтобы в кооператив могли войти только состоятельные агропроизводители. Среди требований значилось, чтобы руководитель предприятия/владелец был жителем Воронежской области, должен быть сельхозпроизводителем, должен иметь серьезный оборот – порядка 10 млн рублей. Кроме того, каждый кооператор должен был внести в кооператив 7 млн рублей. Желающих было порядка 20 компаний, однако потом осталось 11, в итоге в кооператив вошло девять производителей. Как утверждает нынешний председатель СРК «Центральный» Александр Светланов, после создания кооператива и по нынешнее время добавился лишь один кооператор. Интересно, что, вероятнее всего, это и было странное ООО «ЖИТО», которое господин Светланов приобрел лишь в декабре 2013 года. Мало кто из капитанов бизнеса понимал, что такое «ЖИТО» и чем оно занимается. Сам Светланов уклончиво говорит, что «ЖИТО» занимается животноводством, и все.

Новое здание ОАО «Центральный рынок» площадью 16352,7 кв. метров было передано в аренду СРК «Центральный» за 3 млн рублей в месяц (включая НДС). То есть затраты на строительство здания Центрального рынка в размере 1,4 млрд рублей, если не брать расходы ОАО, не учитывать проценты и т.п., власти вернут почти за 38 лет.

Фактически региональные власти инвестировали серьезные средства, чтобы сделать центр Воронежа более современных и красивым и поддержать местных аграрных производителей. Но что из этого получилось?

ЧТО ХОТЕЛ ГУБЕРНАТОР?

На открытии нового Центрального рынка губернатор Воронежской области Алексей Гордеев четко обозначил свою позицию. «Максимально поставлять продукцию Воронежской области с полей на прилавки и делать так, чтобы были минимальные наценки, отсутствовали посредники, а воронежцы могли приобретать качественную натуральную продукцию». «Этот объект – хороший пример сотрудничества воронежского бизнеса, администрации города, правительства области и теперь уже кооператива в лице сельхозпроизводителей. Хочется, чтобы члены кооператива чувствовали себя здесь полными хозяевами, а мы со стороны власти будем делать все, чтобы вас поддерживать», - подчеркнул на открытии 31 августа 2014 года губернатор Алексей Гордеев.

То есть главный посыл главы региона - «сельхозпроизводитель приведен к прилавку, минуя посредников».

Кстати, на открытии губернатор потребовал уточнить, что значит «продовольственный рынок».

Ему пояснили, что «на рынке не должны торговать готовой, да еще и упакованной продукцией. Рынок должен быть в традиционном понимании сельскохозяйственным. Там могут продаваться овощи, свежее мясо, кисломолочные продукты – творог, сметана, молоко. Плюс, к примеру, сухофрукты».

Первым председателем СРК «Центральный» был избран авторитетный агробизнесмен – председатель совета директоров ООО «Спецхоз «Вишневский» Антон Пермяков. Он же заявил журналистам, что около 75% торговых мест (из 800 внутри рынка) займут производители, а 25% - предприниматели, которые будут торговать не своей продукцией. На старом рынке было наоборот: производители занимали не более 25%.

Кооператоры очень активно участвовали в работе рынка на первых порах – чуть ли не ежедневно встречались, обсуждали, решали проблемы. Однако низкая рентабельность для их бизнеса и большая загрузка достаточно быстро сказались, и пыл охладел. Через два месяца работы – в октябре – председатель кооператива был переизбран: Антон Пермяков сосредоточился на своем непосредственном бизнесе, а руководство рынка перешло к известному своими магазинами нижнего белья и сопровождающей их сетью кафе «Итальянский дворик» Александру Светланову. Вероятно, кооператоры решили, что у него больший опыт в розничном бизнесе, чем у крупных оптовиков.

ДЛЯ ЧЕГО ВОРОНЕЖСКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ ВОШЛИ В КООПЕРАТИВ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»?

«Абирег» опросил всех кооператоров, на что они рассчитывали, когда вступали в кооператив. Большинство кооператоров специализируются на поставках своей продукции оптом, и практически ни у кого не было розничного опыта. И в целом они вошли в кооператив и начали поставлять свою продукцию (часто - ниже себестоимости или себе в убыток), чтобы поддержать идею губернатора Алексея Гордеева.

Так, председатель совета директоров ООО «Спецхоз «Вишневский» Антон Пермяков сказал, что рассчитывал на развитие Центрального рынка, который, на его взгляд, очень важен для Воронежа. Однако он считает проект для себя больше имиджевым. «Какая это экономическая цель, если мы никогда не продавали более половины 1% от своего производства. Конечно, это не способ реализации продукции для крупного предприятия. Рынок создавался для производителей, которые не имеют доступа к сетям, к крупным оптовикам и т.д. Мы-то, конечно, этот доступ имели. На первом этапе, когда нужно было обеспечить количество и качество, и цену приемлемую, мы этим занимались», - рассказал Антон Пермяков.

По его словам, изначально было запланировано сохранить места для тех производителей, которые не имели доступа раньше. «Людей на первом этапе было трудно убедить, что нужно идти торговать. Сейчас-то они видят, что все нормально. Теперь они пойдут и будут работать хорошо», - считает Антон Пермяков.

Что же касается основной идеи губернатора о торговле производителями без посредников, господин Пермяков настроен оптимистично. «Она сейчас получается. Не думаю, что когда-нибудь можно будет сказать – вот оно, счастье, оно наступило. Нужно работать дальше», - утверждает Антон Пермяков.

Гендиректор ЗАО «Острогожсксадпитомник» (Острогожский район, Воронежская область) Николай Гапоненко, похоже, совсем разочаровался в розничной торговле. «Мы хотели торговать сами. Держали низкие цены. Но, может, пока рынок не сильно раскручен. Мы начали торговать с осени и торговали по май. Яблоки были от 20 до 70 рублей - любые. С ценами там нормально. Но вот стоимость мест все же высокая. Покупателей было недостаточно. Может, потому что овощи были на втором этаже. Не все поднимались на второй этаж», - размышляет господин Гапоненко.

Он подчеркивает, что компании нужен сбыт сельхозпродукции. «Если объемы будут большие уходить, тогда будет нормально. Но когда маленькие объемы выходят, а затраты большие, конечно, мы несем убытки. Ну, мы же выполняли еще и социальную задачу. Чтобы обеспечить воронежцев дешевой сельхозпродукцией. И мы цены, по крайней мере на яблоки, удержали», - рассказал собеседник.

Более оптимистично настроен представитель группы компаний «Молвест», директор ООО СХП «Новомарковское» Сергей Казарцев. «В первую очередь создание кооператива подразумевало, что на Центральном рынке будет продукция непосредственно от производителей. То есть чтобы все агропромышленные комплексы, которые выращивают мясо, молоко, овощи, фрукты, работали напрямую. И чтобы не было той прослойки перекупщиков, которая, возможно, была ранее», - поделился своими ожиданиями господин Казарцев.

Кстати, «Молвест» - один из тех, кто не снизил числа мест. «У нас как изначально планировали шесть мест, так они за нами и остались. В скором времени, возможно, дополнительные пару мест возьмем. У нас все места окупаются. Оно не дешевое, но и не дорогое. Средняя цена. Мы продаем молоко. И прибыль от молока меньше, чем от тех же фруктов. Но мы не жалуемся», - подчеркнул он.

Председатель совета директоров «Олсам» Эдуард Краснов честно признается, что участие в кооперативе было для него имиджевым. «Хотел поддержать инициативу губернатора, рассчитывал на его уважение», - говорит он. По его словам, он точно понимал, что подсолнечным маслом торговать на Центральном рынке невыгодно. «Я хотел действительно проявить себя – открыть рынок, сделать его хорошим, красивым», - говорит Эдуард Краснов. Он отмечает, что у него было 10 или 11 мест. Господин Краснов говорит о том, что опыт показал, что производителю, который нанимает продавцов и платит за аренду места, оказалось торговать менее выгодно, чем предпринимателю, закупающему продукцию, которой он торгует. «Очень тяжело ребятам конкурировать, производителям мяса, с теми людьми, которые работают на себя. Потому что они сами у себя не воруют», - говорит член кооператива. «Хотя я для социального магазина первоначально поставлял масло по цене ниже себестоимости. Для меня это была не очень накладная вещь», - говорит Эдуард Краснов.

Директор ООО «Ряба» Вадим Мурашкин говорит, что при вступлении в кооператив у него никаких политических целей не было. «Мы рассчитывали на расширение сбыта продукции, чтоб она была более доступна. Чтобы воронежцы не по «О’кеям» лазили, а на рынок шли», - отмечает он. Он отмечает, что по яйцам на рынке загрузка большая. Все места заняты.

«Рынок – предприятие большое, место-то нужно заполнять. Если воронежские ушли – пришли иногородние. Я к этому нормально отношусь. По яйцам в Воронеже точно все нормально – все местное. За этим следят», - подчеркнул Вадим Мурашкин.

Глава группы компаний «Агроэко» Владимир Маслов в ответе на вопросы был предельно дипломатичен и прислал короткое высказывание через пресс-службу. «Основной целью при вступлении в кооператив было открытие первой точки розничной торговли «Агроэко». Стояла задача организовать продажу свинины жителям Воронежа напрямую от производителя. Задача была выполнена», - сообщают в «Агроэко». Хотя отмечают, что объем продаж составляет порядка 200-400 кг в сутки. Это является каплей в море по сравнению с декларируемым рынком объемом в 8 тонн продажи мяса в сутки.

Генеральный директор ООО «Логус-Агро» Игорь Алименко очень политкорректно отметил, что причиной вступления в кооператив для них стала возможность представить свою продукцию на одной из главных торговых точек Воронежа.

«По большей части потребитель на Центральном рынке – это не самый богатый покупатель. А у кого-то из тех, кто ушел, была продукция скорее премиум-сегмента (имеется в виду Ниценко. – «Абирег»). Объем продаж не пошел – лучше идти в супермаркеты, рестораны. Другая причина – не готовы аграрии с первого дня стать «розничниками». Это отдельная профессия, и ей нужно долго учиться. Не сразу получается и т.д.», - считает Игорь Алименко.

Генеральный директор ОАО «Юбилейное» Татьяна Мещерякова в ожиданиях предельно лаконична: «Довести продукцию до покупателя, найти покупателя».

Еще более лаконичен оказался генеральный директор семилукского «ЖИТО» Александр Светланов. Он почему-то посчитал, что вопрос о причине вхождения ООО «ЖИТО» в кооператив является некорректным. «Личное волеизъявление оценке и обсуждению не подлежит», - почему-то считает господин Светланов. Чем же занимается ЖИТО, он также предельно «открыто» рассказал: «Животноводством». Вероятно, у него есть какие-то скрытые причины для вступления в кооператив.

ЧТО ПОЛУЧИЛИ КООПЕРАТОРЫ?

Фактически почти все кооператоры за год работы снизили количество своих торговых мест на Центральном рынке Воронежа. Большинству оказалось невыгодна мелкорозничная торговля. Хотя некоторые считают, что так и должно быть: на рынок якобы пришли мелкие производители.

Председатель совета директоров ООО «Спецхоз «Вишневский» Антон Пермяков считает, что рынок идет эволюционным путем: сначала крупные производители обеспечивали рынок, чтобы привлечь жителей Воронежа за покупками, а теперь уступают место более мелким производителям.

На вопрос, почему свинина от спецхоза «Вишневский» совсем пропала с Центрального рынка, Антон Пермяков отвечает, что возить продукцию не перестали. «Просто уменьшили количество мест. Мы же так и хотели изначально, чтобы торговали не крупные производители, а фермеры и все остальные. Мы этим путем и движемся», - отметил он. При этом, как и большинство кооператоров, Антон Пермяков не смог назвать точные цифры. «Я точно не помню, но какое-то количество мест освободили. Мы освободили место для предпринимателей, ради которых все это делалось», - пояснил он.

При этом он опровергает, что с заполонившей Центральный рынок якобы белгородской свининой трудно конкурировать по цене. «Мы торгуем по одинаковым ценам и всех знаем», - подчеркнул он.

При этом Антон Пермяков спокойно относится к конструктивным недостаткам рынка. «Что бы мы ни делали, на следующий день после того, как мы это уже сделали, мы уже понимаем, что это можно было сделать лучше. Это касается абсолютно любого изделия или сооружения. Рынок - никак не исключение. Мы уже с первого дня знали, когда начинали работать, что это можно было бы сделать по-другому. Но что в этом такого? У другого человека - другая точка зрения, у третьего – третья. Поэтому мы подождали, сейчас все сформировалось, стало понятно, как лучше, и теперь мы двигаемся шаг за шагом. Один шаг сделали и посмотрели, правильно или неправильно, сделали другой - и тоже посмотрели. Если людям что-то неудобно - значит, это надо изменить сегодня, завтра или через неделю», - считает первый председатель кооператива.

Все опрошенные «Абирегом» кооператоры, которые смогли назвать количество мест, говорят примерно о 10 местах, то есть на девять кооператоров выходит порядка 90 мест, а должно быть минимум 400.

Антон Пермяков считает, что, «по-моему, как было больше 50%, так и есть». «Рынок-то открыт для вступления других членов, в чем проблема?» - спрашивает он. По его мнению, хорошо, что на рынке есть разнообразие, и главное, что на рынке нет коррупции. «Вы слышали хоть раз, чтобы на рынке была коррупция, чтобы у кого-то что-то просили, какая-нибудь, как раньше говорили, мафия? Слышали такое?» - с явным удовлетворением спрашивает он.

Мы, конечно, слышали, что многие, кто стоял за рынком и торговал на рынке до его сноса, вернулись, но официального подтверждения этому не нашли.

«Потому что малейший намек на это - и отрывают руки, ноги даже за какую-то дальнюю помощь о чем-то. Потому что это было главной целью - убрать всех этих присосок, которые сосут из производителя и не дают купить за нормальные деньги свежую продукция», - подчеркивает Антон Пермяков.

При этом он утверждает, что он, наверное, самый постоянный покупатель на Центральном рынке. «Каждый раз я что-то свежее беру там. Потому что я знаю у кого, что, как и где взять свежее», - подчеркнул он.

Кстати, опрошенные «Абирегом» сотрудники рынка также знают, у кого продукцию брать, а у кого не стоит. А многие бывшие работники просто стараются ничего не покупать на Центральном рынке.

Гендиректор ЗАО «Острогожсксадпитомник» Николай Гапоненко окончательно разочаровался в работе на рынке и планирует передать реализацию продукции самому кооперативу Центрального рынка. «Мы не только не отбили вложенные в кооператив средства, но и в те месяцы, которые торговали, дополнительно понесли убытки. Недобор средств», - отметил директор.

«Сейчас мы определились, что продукцию со всей Воронежской области, в том числе и нашу, кооператив будет сам продавать. Сначала торговали сами. Теперь договорились с руководством кооператива, что будет торговать кооператив. А мы будем просто поставлять сельхозпродукцию - нашу и других сельхозпроизводителей», - рассказал Николай Гапоненко.

«Продукцию поставляем по заявке. Но дело в том, что сейчас месяц нехарактерный. Сегодня арбузный сезон. Поэтому те же яблоки берут плохо. Огурцы тоже плохо берут. По овощам сегодня затишье», - подчеркнул он.

При этом тему перекупщиков кооператоры дипломатично обходят. «Это у Александра Светланова спросите. Он руководитель кооператива. Я не обладаю такой информацией», - ушел от ответа собеседник.

«Мы хотели раскрутить рынок, чтобы поставлять больший объем. Думали, что будет уходить в два-три раза больше. Но почему-то не получилось. Не знаю, почему. В лучшие месяцы мы продавали тонны три в день», - говорит господин Гапоненко.

По его мнению, идея Центрального рынка - хорошая, правильная. «Но сегодня себестоимость места довольно высокая. Я понимаю: построили новое здание. Амортизация тоже накладывается на себестоимость. И поэтому хоть администрация и растянула все это на более долгие сроки, но все равно это заложено в себестоимость. Местные производители отказываются торговать из-за больших затрат», - полагает гендиректор «Острогожсксадпитомника».

Господин Гапоненко считает, что у рынка много сложностей. «Например, сложности со стоянкой. Стоянка внутри платная. Рядом не станешь. А люди привыкли, чтобы в шаговой доступности. Цена для людей, у которых есть деньги, не играет большой роли - 100-200 рублей разницы. Но это подразумевалось, что будет для массового населения. Но ехать с другого города или в другой конец города не всегда удобно. Раньше рынок был один, а сейчас рынков, сетевых магазинов полно. Мы сейчас производим мало. А торгуют все», - анализирует Николай Гапоненко.

Идею того, что за год, пока строили рынок, многие нашли более удобные места для покупок, поддерживает и представитель группы «Молвест» Сергей Казарцев: «На мой взгляд, за тот момент, когда строили рынок, большинство людей нашли другие торговые точки, где они стали покупать продукты. И большинство из них не вернулось на Центральный рынок. Соответственно, тот поток людей, который был ранее, на мой взгляд, был гораздо больше, чем тот, который есть сейчас. Плюс то же «Заречное» торгует своим мясом. Вот я купил там в семью покушать на 5 тыс. рублей. Не каждый же может себе это позволить. Хотя у них на Центральном рынке цена даже ниже, чем в других точках. В принципе, с каждым днем людей все больше. По-моему, по последним данным, 22 тыс. человек в день бывает. А начинали с 10-12 тыс. человек в день. Увеличилось. Но не настолько, насколько хотелось бы».

По мнению Сергея Казарцева, кооперативу нужно привлекать на рынок больше людей. Кроме того, надо еще задействовать ресурсы, которые на Центральном рынке не задействованы. Там еще достаточно свободных мест на втором этаже. Надо его каким-то образом занимать. Возможно, разместить какое-то производство.

Владелец «Олсама» Эдуард Краснов настаивает, что для него участие в проекте было социальным - в поддержку губернаторской инициативы. «Я хотел реально помочь губернатору этот проект сделать. Я никогда не занимался розничной торговлей, я никогда не занимался кооперативом рыночным. Но я бросил все и по-честному три месяца отпахал», - говорит господин Краснов, который из-за трений с новым председателем отошел от активного участия в кооперативе и даже написал заявление о выходе из него.

Директор ООО «Ряба» Вадим Мурашкин - один из тех, кто не сократил места. «Осталось столько же. Не дернулись никуда. Знаю, что многие реально сократили места», - говорит он. Считает, что у рынка есть ряд серьезных недостатков. «Входов по бокам не хватает. Нужно идти до середины. Расположение фруктов на втором этаже неудачное», - поделился он.

Кооператоры дипломатично молчат, но у некоторых убытки составляют ежемесячно по 500 тыс. рублей.

В «Агроэко» аккуратно позитивны. «Наши ожидания полностью оправдались, продукция «Агроэко» востребована и нравится воронежцам. По результатам удачного опыта была открыта вторая розничная точка продаж на ул. Моисеева - магазин «Агроэко». При этом и количество мест на рынке не сократилось».

Правда, внешне количество рекламы местных товаропроизовдителей за последние полгода сильно снизилось.

Однако в «Агроэко» упорствуют: кооператив - это принципиально новый формат, эффективно объединивший воронежских сельхозтоваропроизводителей. «И кооперативу, и новому Центральному рынку всего год. Это очень небольшой срок, за который было сделано очень много. И выводы делать еще рано, какое-то время займет «тонкая настройка»», - передал Владимир Маслов через свою пресс-службу.

Генеральный директор «Логус-Агро» Игорь Алименко признает, что количество торговых мест у них уменьшилось. «Мы сбалансировали потоки. Посчитали, чего и сколько нам нужно на этом рынке. Многие вообще ушли с рынка. У каждого своя причина: сложная логистика, высокая конкуренция, другой сегмент», - говорит собеседник.

При этом он считает, что есть вопрос политический: нужно, чтоб продавали только воронежское. «Но как запретить потребителю кушать то, что он привык? Белгородскую курицу, например. Человека же не переломаешь. В противном случае человек тогда пойдет в «Пятерочку» или «Магнит» за своей белгородской курицей. Поэтому мы не можем отказывать покупателю в его спросе. С другой стороны, есть номенклатура, которую мы просто не производим в Воронеже, – сухофрукты, сыры, экзотика. Но любая торговая точка предполагает наличие гарантированного ассортимента. Поэтому люди, которые пришли торговать экзотическими фруктами, по формальным признакам – перекупщики. Но они еще стараются сопутствующую воронежскую продукцию продавать. Поэтому предположение, что будут только воронежские производители и прямые поставки… Время показало, что ко всему нужно подходить гибче», - размышляет Игорь Алименко.

По его мнению, рынок построен с нарушениями технологическими, техническими, строительными. «Есть явные неудобства. Ну, например, по моему мнению, овощи не должны быть на втором этаже, поскольку это тяжелый продукт. И нести их оттуда сложно, выбирать сложно. Плюс неправильно сделан температурный и вентиляционный режим. Наносит ущерб и продавцам, и покупателям. Комфорта нет, продукты скоро портятся», - подчеркивает аграрий.

Другая ситуация у ОАО «Юбилейное». Генеральный директор Татьяна Мещерякова говорит, что число мест уменьшилось, но с меньшего количества мест продается больший объем мяса. «Мы учимся. Потому что сами мы никогда не торговали. Всегда через оптовиков. А сейчас ищем способы, не все получается. Но есть наработки. Кое-чему научились», - отмечает она, добавляя, что хочет пополнить ассортимент новым видом продукции - полуфабрикатами.

Госпожа Мещерякова объясняет причины снижения мест кооператорами тем, что у всех опыта работы на рынке не было. «Просто разложить мясо – одному нравится одно, другому другое. Кому-то не мясо, а продавец нравится. Вообще, нашей говядиной мы можем закрыть хоть весь рынок. Но у человека должен же быть выбор. Не только к нам должен подойти», - подчеркнула она.

При этом она поднимает проблему, что у членов кооператива нет рычага давления на продавцов. «Мы не можем указывать им, чем там торговать. Когда они получают места, мы запрашиваем у них справки о наличии подсобного хозяйства. То есть откуда продукция берется. Но это не обязательный документ. Они, как правило, привозят справки со штампами. Ветеринарные свидетельства, что они из Воронежской области. Но ведь у нас даже через границу могут товар под видом другого провезти, что уж о рынке говорить. Это очень сложно уследить. К тому же покупатель сам хочет посмотреть разную продукцию. На мой взгляд, должен быть и другой производитель, не только воронежский. Другое дело, что всем местным, которые изъявили желание, мы предоставили возможность. Никому не отказали. Но есть пустые места – почему бы не заполнить другим производителем? Но мы аккуратны в этом вопросе: только та ниша, которую мы не можем заполнить воронежскими.

Насчет борьбы с белгородским мясом Татьяна Мещерякова лаконично говорит, что «мы над этим работаем». И подчеркивает, что никому воронежскому на рынке не отказывают.

При этом рычагов влияния на ветеринарную службу рынка у кооператоров нет. «Ветслужба же нам не подчиняется. Когда приходят – все показывают справки, что мясо воронежское», - подчеркивает она.

Генеральный директор непонятного предприятия «ЖИТО» Александр Светланов продолжает свою игру в молчанку. Насчет количества мест он посчитал, что это коммерческая тайна, которая касается предприятия, находящегося в частной коммерческой собственности. А на вопрос «Как вы думаете, почему производителям невыгодно торговать на Центральном рынке?» указал, что на сегодняшний день все производители Воронежской области, которые имели желание торговать на Центральном рынке, – торгуют. Никому из производителей сельскохозяйственной продукции не было отказано.

Также он считает, что цель губернатора – торговля производителями без посредников – на пути к реализации. «Мы идем к этой цели», - подчеркивает господин Светланов как кооператор.

Причем уже как председатель СРК «Центральный» Александр Светланов утверждает, что количество мест у кооператоров является коммерческой тайной. А на вопросы о невыгодности торговать на рынке председатель отвечает встречными вопросами.

Не смог господин Светланов также объяснить частую смену исполнительных директоров. На вопрос «Почему эффективные управленцы бегут с рынка?» он ответил, что «личное волеизъявление не подлежит обсуждению». Отрицает Александр Светланов и то, что на ярмарки из районов недобирают продукцию и под видом районщиков выступают обычные торговцы рынка.

Для руководителя кооператива, реализующего государственную задачу, подведомственный ему рынок чересчур закрыт и непрозрачен, что дает повод опасаться злоупотреблений.

На претензии кооператоров о конструктивных недостатках Центрального рынка его председатель почему-то отвечает, что эти недостатки к деятельности кооператива отношения не имеют.

В настоящее время, по утверждению господина Светланова, на рынке пустует 20-25% мест, то есть порядка 200. А для привлечения продавцов кооператив сотрудничает с департаментом сельского хозяйства и привлекает производителей региона.

Так как большинство кооператоров воспринимают участие в СРК «Центральный» как инвестиции в имидж региона и развитие кооперации, мы спросили Александра Светланова: «Правда ли, что ваша заработная плата как председателя превышает 100 тысяч рублей, а также вы получаете заработную плату как директор «Социального магазина» в размере 20 тысяч рублей? Соответствует ли это действительности и в каких еще структурах на Центральном рынке вы числитесь и какую заработную плату получаете?» Господин Светланов скромно ответил, что председатель кооператива работает на общественных началах, а заработная плата генерального директора ООО «Центральный рынок» составляет 20 тыс. рублей.

При этом открывать коммерческие показатели деятельности Центрального рынка господин председатель отказался. Единственный показатель, который он назвал, - за год количество посетителей увеличилось на 50%.

НА РЫНКЕ ГОТОВИТСЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ?

Получается, что председатель СКР «Центральный» фактически монополизировал власть на рынке. Вдруг в 2015 году регистрируется новое ООО «Центральный рынок», в который входят не все кооператоры, а лишь некоторые из них.

По уставу общества, кооператив не может осуществлять свою деятельность, если количество торговых мест у членов кооператива меньше 50%. То есть у кооператоров должно быть как минимум 401 место. И это не считая вернувшейся колхозной продажи на улице возле главного здания рынка. Прокуратура Воронежской области на запрос «Абирега» о законности такой торговли ушла от ответа. Мы приложили фотографии уличной торговли и ссылки на Федеральный закон «О розничных рынках». Однако прокуратура отделалась отпиской за подписью начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства В.В. Стеблецова. «Сообщаю, что заявлений, жалоб по указанным вопросам в прокуратуру области не поступало, проверки не проводились», - говорится в отписке. Наш запрос прокуратура области посчитала правильным переслать в администрацию Воронежа, чье подразделение должно следить за торговлей.

Однако ранее от мэрии мы уже получали ответ о том, что городская администрация за деятельностью коммерческих организаций контроль не ведет. Очень удобно.

Сам Александр Светланов утверждает, что новое ООО «Центральный рынок», где он выступает генеральным директором, создается с целью создания возможности реализовывать розничные проекты общим пулом кооператоров. «Например, «Народный магазин», «Площадь фермеров». В новое ООО сразу вошло семь кооператоров из девяти. Еще два написали заявление о вступлении в ООО «Центральный рынок», - отметил господин Светланов.

При этом член кооператива Антон Пермяков считает, что этот проект - лишь задумка, пока не реализованная в оптовой торговле. «Чтобы можно было поставлять сразу свежий хлеб в Воронежской области по приемлемым ценам, чтобы не покупали втридорога то, что можно купить дешевле. Это пока задумка, поэтому еще рано говорить что-то о том, как это реализуется. Посмотрим. Мы идем по этому пути, но всегда все упирается в кадры и в квалифицированных сотрудников, которые могли бы это реализовывать», - отмечает Антон Пермяков.

Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов говорит, что налоговая служба не анализировала деятельность кооператива. «Это примерно то же самое, что религиозная организация. Результата не будет никакого», - отмечает он. Руководитель УФНС сам на новом Центральном рынке покупает только местные яблоки. «Все остальное на рынке продается без НДС по таким же ценам, как и в «Гурмэ» с НДС», - считает он. А к справкам и документам на рынке у него слабое доверие.

«По большому счету я прихожу на рынок со справкой, что мои бананы я произвел в Каширском районе и торгую ими, и налогов нет никаких», - отметил он. Или икра в банке. «В Воронежской области появился предприниматель, который икру черную упаковывает в банки? Это просто продукция, освобожденная от налогов, которая должна продаваться в магазинах. Здесь появились полуфабрикаты, которые имеют промышленное происхождение, не полуфабрикаты, которые сами производили, а там есть продукция импортного производства. Импортное производство - это ведь не колхозный рынок», - рассуждает Сергей Дуканов.

А главную проблему кооператива руководитель УФНС видит в том, что наше общество и менталитет бизнеса пока не готовы к самоорганизации. «Наше общество еще не достигло того уровня самоорганизации, чтобы вот такой институт, как потребительский кооператив, смог сам организовать эти вещи. Скорее всего, там самоорганизовались два-три человека. Вот мы видим результат. В советское время были такие удачные примеры самоорганизации. За рубежом они уже сформированы, а у нас только в зачаточной форме. Публичности нет никакой. А самое главное, что на этом рынке опять оказались люди, которые никакого отношения к сельскому хозяйству не имеют», - высказывает свое мнение Сергей Дуканов.

ВЛАСТИ И КООПЕРАТОРЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ДРУГ ДРУГА ПОДДЕРЖИВАЮТ

Руководство рынка и кооператоры не дают (а может быть, и не имеют) данных о том, сколько в настоящее время на рынке работают производителей, а сколько предпринимателей. По неофициальным данным, ситуация вернулась тому, что было на старом рынке: 25% - производители, а 75% - предприниматели-перекупщики.

Что фактически мы имеем? Региональные и городские власти во главе с губернатором Алексеем Гордеевым за свой счет отстроили новый красивый рынок, предоставили его за копейки производителям и считают, что оказали значительную помощь местному АПК.

С другой стороны, кооператоры, получив в управление Центральный рынок и не имея опыта розничной торговли, заплатили приличные деньги за приобретение оборудования, содержат здание с большими претензиями к нему. Многие поставляют продукцию и продают ее себе в убыток, считая, что они поддерживают инициативу губернатора.

Вероятно, что и те, и другие считают, что вторая сторона должна быть довольна их работой и давать им какие-то поблажки, но фактически они просто по-разному воспринимают ситуацию.

Возможно, проблема в том, что для кооператоров это не профильный бизнес; возможно, проблема в неэффективном управлении СКР «Центральный» со стороны Александра Светланова, спровоцировавшего кучу конфликтов и монополизирующего власть на рынке. А может быть, саму идею подхода к Центральному рынку нужно пересматривать? Одно понятно точно: сама собой ситуация не изменится. Нужно анализировать, думать и принимать сложные (а может быть, и непопулярные) решения.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0