WorldClass

28 марта 2024, 11:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

В глухой тайге: Туристические базы Воронежа чаще отпугивают, чем привлекают отдыхающих

11.09.2015 17:56
Автор:

Воронеж. 11.09.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Последние годы россияне все чаще отказываются от отдыха за рубежом в пользу «внутреннего туризма». При этом, по мнению экспертов, жителям и гостям региона по-прежнему негде отдохнуть. С одной стороны, туристические базы Воронежа остаются сложно окупаемыми сезонными объектами и потому редко привлекают крупных инвесторов. А те редкие попытки на базе постройки советского периода, подкрасив и подмазав, изобразить современный объект, не всегда получаются. Вроде объект и пахнет краской, и в целом «дорого-богато», но безграмотный менеджмент и «совковый» сервис отбивает желание отдыхать там раз и навсегда.

Согласно программе социально-экономического развития Воронежской области, рассчитанной на 2012-2016 годы, на развитие туризма в этот период планируется направить всего 1,9 млн рублей. Причем наибольший объем средств направлен не на сам туризм, а участие в выставках и конгрессах. И, если объекты культуры, которые считаются одним из туристических «магнитов», пользуются вниманием властей (за последние несколько лет был отреставрирован Воронежский академический театр драмы имени Кольцова и построено новое здание для Камерного театра, отреставрировано несколько дворянских усадеб), то туристические базы по-прежнему лишены финансовой поддержки.

Более того, муниципалитет с трудом управляется с базами, которые находятся на балансе города. Напомним, в этом году внимание общественности было привлечено к попытке выставить на торги муниципальную турбазу «Росинка» (Кожевенный кордон, лесной массив на окраине города). Базу на берегу реки Воронеж общей площадью 5,4 га было предложено выставить на аукцион за 4,4 млн рублей, при том, что рыночная стоимость объекта могла быть как минимум в два раза больше. Вынесенная инициатива вызвала большое количество негативных отзывов со стороны депутатов гордумы, которые высказывались и о заниженной стоимости, и о неумелом менеджменте, который не в состоянии сделать объект экономически эффективным.

Член совета директоров девелоперской компании «СтройИнвестТопаз» Максим Раевский отмечает, что общая тенденция регионов, где туризм не является основой экономики - в выкупе бывших государственных санаториев в частную собственность и частичный или полный редевелопмент под нужды жилищного строительства. Причем, по мнению аналитика, сложившаяся экономическая ситуация играет на руку внутреннему туризму, ведь не каждому под силу с таким курсом валюты осилить зарубежный курорт.

По словам владельца объектов туризма в Воронежской области, в том числе база отдыха «Лесная сказка» (вместимость до 350 гостей) Игоря Комарова, сегмент турбаз в Воронеже находится в «плачевном состоянии». «Бизнес носит сезонный характер, за 2-3 месяца сложно окупить инвестиции, поэтому мало кто занимается этим бизнесом», - отметил эксперт. Компании, которые открывают новые объекты, зачастую завышают ценник в попытке быстрее «отбить» вложенные средства.

По данным участников рынка, действующих загородных объектов туризма в Воронежской области осталось порядка 20, при этом более 100 прекратили свое существование - часть была выкуплена из государственной собственности и использована под жилищное строительство, другие просто заброшены уже много лет. Перестали принимать посетителей и постепенно разрушаются такие крупные объекты, как «Сосновый бор», «Горка», «Дубрава», «Жемчужина», «Улыбка», «Приречье», «Дубрава 2», «Плес».

Среди крупных турбаз, перестроенных в коттеджные поселки, господин Комаров отметил турбазу «Березка» (Рамонский район, территория порядка 12 га, считалась крупнейшей турбазой в Воронежской области ), «Малиновка» (Рамонский район), «Кристалл» (турбаза была расформирована, на 1 га из 12 га общей площади сформированы частные турбазы «Алмаз» и «Жемчужина Леса»). «Из работающих с активной посещаемостью можно назвать базу отдыха «Маяк» (принадлежит ОАО «Воронежский механический завод», рассчитан на 500-600 посетителей), загородный клуб «Обломов» (до 100 мест), «Дивноречье» (более 100 мест), «Усьманка» (менее 100 мест), «Золотой ключик» (более 100 мест)» - рассказал Игорь Комаров, впрочем, по его словам, уровень сервиса в тех немногих турбазах, которые продолжают работу, также оставляет желать лучшего. «Практически во всех базах отсутствует развлекательный комплекс, не хватает спасателей, плавательных средств. Три наиболее оснащенных турбазы области - это «Маяк», «Лесная сказка» и открытый в этом году парк-отель «Тайга».

О последней стоить сказать отдельно. Недавно открытая оснащенная база уже собрала массу негативных отзывов посетителей и партнеров, теперь уже бывших. Знакомый с ситуацией источник называет несколько причин, из-за которых «Тайга» вызывает у туристов «изжогу»: неумелый менеджмент, нерациональный план застройки и завышение ценника.

Представьте себе: вы приехали отдохнуть, заплатили за номер немалых денег, привезли с собой мясо в надежде пожарить шашлык, уже было расположились, но тут выясняется, что столовых приборов, ровно как и тарелок, в дорогущем номере нет, а за право самостоятельно пожарить шашлык вы должны будете еще выложить 2,5 тыс. рублей. Если к этому добавить сервис а-ля 70-е (недовольные физиономии обслуживающего персонала, нежелание идти хоть на какие-то уступки клиенты, отваливших немалых денег), получится, что отдых начисто испорчен. Туристы, которые смогли лицезреть не один памятник архитектуры, работы того же Гауди, или хотя бы нормальный европейский отель уровня хотя бы «тройки», а также люди, просто обладающие мало-мальским вкусом, будут шокированы еще и изваяниями, как бы перекликающиеся с названием турбазы. Например, приезжаете вы в «Тайгу» справить свадьбу, идете вы с красивой девушкой, наряженной в роскошное белое платье, к беседке - а там вас встречают скульптуры волков, явно не настроенных веселиться. А потом заселяетесь в номер для новобрачных с видом на забор с колючей проволокой. Окна домиков практически упираются в беседки и другие объекты, детская площадка по конфигурации мало отличается от устаревших конструкций периода Советского союза. О таком незабываемом отдыхе молодожены будут рассказывать своим внукам!

Управляющий партнер компании Event (занимается организацией мероприятий) Сергей Слабунов, участвуя в обсуждении «Тайги» в Facebook, признался, что парк-отель попал в стоп-лист компании из-за «неадектватного, недоговороспособного руководства». «На турбазе много объектов, расположены они вплотную друг к другу. Как себя будут чувствовать люди, которые купят услуги? Это ад» - заявил господин Слабунов. Ему вторит известный ресторатор Воронежа Николай Шалыгин, который отметил, что «Тайга» также попала в стоп-листы многих кейтеринговых компаний в связи с тем, что менеджмент отель-парка требует дополнительно 10% от выручки проводимых мероприятий.

Гендиректор парк-отеля (по данным «СПАРК-Интерфакс» также является единственным учредителем) Галина Зенищева заявила «Абирегу», что ивент-компании и компании, занимающиеся кейтерингом, поставили «Тайгу» в стоп-лист в связи с обострившейся конкуренцией: «Они считают, что мы отбираем их хлеб. Мы считаем, что имеем право брать с них дополнительную оплату, так как предоставляем кейтеринг самостоятельно, а они пользуются нашей площадкой». Кроме того, она заявила, что известный воронежский политик и бизнесмен Леонид Зенищев не имеет никакого отношения к объекту, подтвердив, впрочем, родство депутата и своего мужа.

Все остальные претензии госпожа Зенищева назвала «раздутыми» и «необоснованными» и заявила, что «не считает площадку плохой». Соответственно, менять что-то в самой турбазе или, что хуже, в обслуживании персонала владельцы «Тайги», судя по всему, не собираются.

Пожалуй, именно равнодушие администраций к претензиям посетителей и делает отдых в Российских турбазах непривлекательным. Возможно, не только детская площадка, но и уровень сервиса достался «Тайге» по наследству от «совка», когда от любых жалоб потребителей отмахивались, а то и откровенно хамили в ответ. Казалось бы, предприятия обслуживания в условиях коммерческого рынка должны бороться за каждого посетителя особенно в ситуации кризиса отрасли, но очевидно, что новый объект построили, а затем и начали работу, даже не задумываясь о комфорте проживающих.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров РФ Вадим Прасов пояснил, что ситуация с низким уровнем сервиса встречается довольно часто на территории России. Основных причин две - во-первых, инвесторы, готовые вложить средства в турбазу далеко не всегда относятся к компетентным в этой отрасли профессионалам и не понимают, как управлять объектом. Во-вторых, нанятые на короткий сезон работники часто выполняют свои задачи «спустя рукава», понимая, что работа носит временный характер. «Статус «парк-отеля» подразумевает высокий уровень комфорта, я допускаю, что построенное заведение может не соответствовать заданному уровню и не удовлетворять все потребности гостей. И возникает вопрос - насколько инвестор понимает, что негативные отзывы и испорченный имидж - это результат непрофессиональной работы, а «светлое завтра» и возврат вложенных инвестиций зависит от того, насколько он сможет изменить ситуацию, наняв специалиста на руководящую должность» - добавил господин Прасов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1