WorldClass

20 апреля 2024, 04:11
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ИТОГИ ГОДА – Кризис не шутит, или Какие сегменты черноземного бизнеса пострадали больше всего

16.12.2015 11:28
Автор:

Воронеж. 16.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Несмотря на то что кризис задел Черноземье в меньшей степени, чем другие регионы России, за счет развитого производства, негативные тенденции сказались на многих сегментах бизнеса, напрямую зависимых от спроса конечного потребителя. Как и во всей Федерации, серьезно пострадал строительный бизнес из-за падения покупательского спроса и роста стоимости строительных материалов, проблемы ощутили девелоперы, автодилеры, рестораторы и туристические компании. Впрочем, и в сфере АПК рано говорить об однозначном успехе, уверяют эксперты.

АПК предстоит еще расти

Кандидат экономических наук, экс-министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник рассказала «Абирегу», что позитивность в сфере АПК преждевременна: «В сложившихся экономических условиях серьезно проиграли производители, ориентированные на внутренний рынок и при этом имеющие значительную валютную составляющую в себестоимости. В ситуации с АПК можно предположить, что в целом относительно стабильная ситуация наблюдается в растениеводстве, а более сложная – в производстве овощей и молока. Введение эмбарго освободило часть внутреннего рынка, и у производителей появилось «окно возможностей». Есть одно «но»: оперативно нарастить объемы производства практически невозможно. К тому же серьезно выросла себестоимость за счет роста цены на импортную упаковку, кормовые добавки, ветеринарные препараты, оборудование и запчасти для техники. Рост конечной стоимости привел к сокращению потребления. Что касается роста процентных ставок для инвестпроектов, то помимо влияния на себестоимость это привело к снижению инвестиционной активности в отрасли».

По мнению госпожи Скрынник, во многом ситуация в отрасли будет зависеть от тенденций грядущего года.

Торгово-развлекательный переизбыток

В связи со значительным спадом покупательской способности россиян пострадали прежде всего девелоперы, которые с трудом пытаются удержать арендаторов. Иностранные сетевые операторы сокращают торговые точки, а некоторые и вовсе стремятся покинуть проблемный рынок для избежания издержек. Так, об уходе с рынка сообщил Desigual, о сокращении торговых точек заявляли Sela, Incity, ГК «Джамилько» (в России ГК эксклюзивно представляет марки Chaumet, De Beers, John Lobb, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, Vilebrequin, Wolford и другие).

На этом фоне открытие новых ТРЦ и вовсе оказываются провальными: один из наиболее ожидаемых проектов ЗАО «Корпорация «ГРИНН» Николая Грешилова, МФК «МегаГриНН», уже был вынужден перенести на полгода сроки открытия, первоначально анонсированные на декабрь текущего года. Несмотря на утверждение компании о строительной неготовности объекта, многие факты указывают на то, что корпорация банально не может найти арендаторов.

Отметим, что при этом все шесть регионов Черноземья демонстрируют значительное перенасыщение торговыми площадями, что еще более ужесточает конкуренцию на рынке.

Тяжелая ситуация и у ритейлеров. Обороты розничной торговли в Черноземье, по данным Росстата, за 11 месяцев текущего года упали в среднем на 5% в непродуктовом сегменте и на 8% - в продуктовом.

По словам директора по развитию бизнеса инвестиционной компании QB Finance Маргариты Горшеневой, кризис в текущем году привел к уходу с рынка многих небольших торговых сетей и ритейлеров: «Кризис порождает в первую очередь цепочку неплатежей и удорожание логистики, рынок были вынуждены покинуть многие ритейлеры, построившие свой бизнес на продаже товаров определенного ассортимента и получившие серьезные убытки после удорожания продукции. Эмбарго на поставку некоторых европейских товаров привело к снижению ассортимента, так как отечественное производство пока не в полной мере развило импортозамещения».

Что нам стоит дом построить?

Одна из наиболее пострадавших отраслей – строительство. По оценке заместителя гендиректора по экономике ОАО «ДСК» Андрея Соболева, спрос на квартиры сначала года снизился на 30-50%. При этом «буксует» программа «Жилье для российской семьи» из-за незначительного количества желающих приобрести квартиры.

Обвал спроса вынуждает снижать стоимость. По аналитическим данным портала о воронежской недвижимости Infoline, за 11 месяцев текущего года цены на жилье продемонстрировали снижение на 3%. При этом стоимость «вторички» падает значительно быстрее, чем квартир в новостройках – 3,5% против 2,8%. Эксперты портала утверждают: спад на рынке происходит из-за растущих цен на товары первой необходимости, что приводит к уменьшению свободных средств у населения. При этом участники констатируют: себестоимость строительства продолжает рост за счет увеличения цены на стройматериалы.

Еще несколько ударов по сегменту нанесли нововведения в области законодательства. Так, негативное влияние оказали поправки к закону «О долевом строительстве», вступившие в силу с 1 октября, которые повысили для застройщиков стоимость страховок в пять-семь раз и создали проблемы для небольших компаний.

«В текущем году рынок не просел критично благодаря программе господдержки ипотеки (введена на год с марта текущего года, предоставление ипотечного кредитования производится по ней по ставке не выше 13%). Впрочем, серьезно осложнить деятельность застройщиков могут новые поправки к 214-му ФЗ, при нынешнем уровне стагнации отрасли их принятие может все только усугубить», - отметил господин Соболев. Напомним, речь идет о поправках, внесенных Минстроем РФ в правительство РФ. Считается, что эти поправки смогут обезопасить дольщиков. К примеру, вводится понятие прозрачности деятельности застройщиков, обязательное страхование ответственности дольщиков и поручительство банков, при котором деньги покупателей не будут напрямую перечисляться в строительные компании, а останутся в банках, выдающих кредиты для строительства.

В гостях нехорошо, а дома-то лучше?

Спад в туристическом бизнесе отмечали с самого начала года. В декабре Ростуризм заявил, что в 2015 году выездной туристический поток сократился более чем на 40%. Впрочем, это стимулирует внутренний турпоток, несмотря на традиционно завышенные цены в России. По данным того же ведомства, замещающий рост по этому направлению составил порядка 30%.

Аналогичную тенденцию отмечают компании в пределах Черноземья: согласно полугодовому отчету белгородского аэропорта, спад объемов международных пассажирских перевозок составил 11% (всего было обслужено 44,8 тыс. человек). При этом суммарный рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 20%. Рост обусловлен смещением интереса: на внутренних воздушных линиях в текущем году было перевезено на 35% пассажиров больше (138 тыс. человек).

Впрочем, смещение спроса не могло не сказаться на местных компаниях, которым приходится срочно перестраивать свою работу. Гендиректор воронежского агентства путешествий «Алые паруса» Ирина Чугунова пояснила, что туристический бизнес, много лет направленный на заграницу, сейчас переориентируется с большим трудом. К тому же у российских предложений есть ряд негативных моментов - начиная от некачественных предложений от турбаз и отелей при высокой стоимости и заканчивая климатическими условиями, которые не позволят россиянам погреться на солнце у моря в зимние месяцы.

Берегись, автомобиль!

На снижение потребительского спроса не могли не отреагировать автодилеры. Ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов отмечает, что Черноземный рынок автомобилей просел чуть меньше, чем в других регионах России. Так, по шести регионам отмечено снижение продаж на 41% (43% по РФ), при этом наименьшие потери демонстрирует рынок Белгородской области: в нем зафиксировано падение на 39,5%. Всего за 11 месяцев текущего года по шести регионам было продано 64,2 тыс. автомобилей (109,2 тыс. за аналогичный период 2014 года).

«В условиях кризиса покупательская платежеспособность снижается. Для автовладельцев главным критерием становится цена, а традиционно по этому параметру выигрывают отечественные производители. Поэтому логично, что доля рынка отечественных автомобилей в продажах выросла», - отметил господин Тимерханов.

Смещение интереса в пользу отечественного автопрома по Черноземью произошло в среднем на 5%. Причем предпочтения в регионах изменяются неравномерно. Так, больше всего экономят покупатели Липецкой и Орловской областей, где снижение приобретения иномарок отмечается на уровне 7,6% и 7% соответственно. В Белгородской и Тамбовских областях показатель составил 3,3% и 3,7%.

«Многие участники рынка надеются, что следующий год в лучшем случае окажется таким же, как нынешний. Против рынка будут играть те же факторы, прежде всего экономического характера (рост цен, падение реальных доходов населения) и геополитического характера (продление санкций, обострение военных конфликтов). Впрочем, мы ожидаем, что цены на новые автомобили в 2016 году продолжат рост на 20-25%», - добавил Азат Тимерханов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2