WorldClass

18 апреля 2024, 15:44
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ИТОГИ ГОДА – Доктор политических наук Владимир Слатинов: «Политические итоги 2015 года в Черноземье: нарастающий властный моноцентризм и увядающая легитимность»

22.12.2015 12:19
Автор:

Воронеж. 22.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Политическая жизнь регионов Черноземья в уходящем году была близка к общероссийскому «среднестатистическому» сценарию. При общем сохранении «стабильности», усилении «вертикали» на фоне нарастающих экономических проблем и пока сохраняющейся лояльности большинства населения в одном из регионов сменилась исполнительная власть, в остальных – укрепляющие свой моноцентризм губернаторы реформировали местное самоуправление, обеспечивали безопасные для них результаты сентябрьского единого дня голосования и, скрепя сердце, сжимали бюджетные обязательства.

Политических сенсаций 2015 год Черноземью не принес. Случившаяся отставка тамбовского губернатора Олега Бетина прогнозировалась многими политаналитиками. Господин Бетин ушел в условиях, когда регион был вполне политически стабилен и управляем, а губернаторская команда демонстрировала неплохие результаты инвестиционно-хозяйственной деятельности. Все это лишний раз доказывало, что против Олега Бетина играли влиятельные федеральные недоброжелатели. Впрочем, добившись ухода тамбовского областного начальника, другую задачу – «взять область» – влиятельные варяги не выполнили. Кремль решил иначе – и реализовал операцию «Молодой местный преемник», хотя термин «преемник» к новому тамбовскому губернатору Александру Никитину надо применять с оговоркой. Его фактически второе место в тамбовской иерархии при Олеге Бетине, но одновременно наличествующий самостоятельный взгляд на многие проблемы области сделали тамбовскую «перезагрузку» не механическим «преемничеством», а серьезной трансформацией и обновлением команды при сохранении общей устойчивости и баланса основных групп интересов в регионе. Станет ли тамбовский опыт модельным для тех черноземных территорий, руководители которых сидят на должностях по четыре и более срока – сложно сказать. В отсутствии прозрачных критериев кадровых решений Кремль каждый раз решает по-разному, с учетом уникальности ситуации и сложившегося баланса интересов. Но тамбовские технологии «перезагрузки» региональной исполнительной власти теперь, думаю, будут внимательно изучены на предмет возможного тиражирования в соседних областях.

Большинство черноземных региональных начальников, пролонгировавших свои полномочия в 2012-2014 годах, пока могут чувствовать себя относительно уверенно, хотя тоже с оговорками. Скажем, неизменный лидер среди коллег, белгородский губернатор Евгений Савченко, пожалуй, впервые за долгие годы начал получать из столицы не только похвалы за «экономическое чудо» и «умение работать с инвесторами», но и возбужденное Федеральной антимонопольной службой дело о странных отношениях между сельхозпроизводителями и областными внебюджетными фондами, созданными для поддержки экономического развития. Подал голос и местный ОНФ, активисты которого вдруг заинтересовались не менее странными обстоятельствами продажи нескольких областных агропредприятий. Факт удивительный, ибо сам прецедент появления в Белгородчине публично высказанных подозрений в эффективности и даже законности действий областных властей со стороны местных общественных структур (пусть и ОНФ) выглядит потрясающим. Но и дело ФАС, и претензии ОНФ как минимум говорят о том, что в новой кризисной реальности Кремль показывает: неприкасаемых региональных начальников нет, а отстроенные десятилетиями специфические механизмы поддержки «своих» хозяйственных структур, зарекомендовавшие себя в докризисные времена с их изобилием ресурсов, в новой обстановке ресурсных ограничений придется как минимум корректировать. Не исключено, что работающему фактически шестой срок белгородскому руководителю дают сигнал всерьез подумать о подготовке смены.

Интересно сложился год и у воронежского регионального начальника. Убедительное прошлогоднее переизбрание и очевидные хозяйственные успехи в докризисный период в единый день голосования этой осени были подкреплены ошеломляющими результатами «Единой России» на выборах в областной парламент при фантастическом контрасте явки и доли голосов за «партию власти» в областном центре и некоторых районах области. Еще более странной выглядела показательная игра на понижение в адрес парламентской оппозиции (при недвусмысленной установке Кремля «уважать права» системных оппонентов). Жалкие доли, что получили списки парламентских оппозиционеров на выборах в Воронежскую областную Думу, выглядели странно в регионе, известном своими традициями уважения к плюрализму и возглавляемом губернатором, открыто критикующим Старую площадь и федеральное правительство с либеральных позиций. Публичное унижение, устроенное по результатам «единого дня» известным в национальном масштабе политтехнологам – лидерам воронежской «Справедливой России» привело к мощному асимметричному ответу: вот уже несколько месяцев гордеевская команда подвергается мощнейшим атакам в местных и некоторых федеральных СМИ, рассказывающих о «коррупционных клубках» в региональной власти. И хотя по ключевым фигурантам множащихся публикаций реакции правоохранителей пока нет, отставки некоторых чиновников среднего уровня состоялись, а по имиджу губернатора-реформатора нанесен чувствительный удар. В последнем рейтинге Фонда развития гражданского общества, являющемся, по сути, публичной оценкой Кремлем региональных руководителей, Алексей Гордеев откатился в «хвост» первой группы (губернаторов-передовиков), потеряв сразу пять баллов. Недооценка ресурса политической оппозиции и гражданского общества региона обошлась гордеевской команде довольно дорого.

Орловский региональный руководитель, известный тем, что пришел в прошлом году на регион как представитель КПРФ и одновременно как «варяг» (не имел до назначения врио губернатора отношения к региону) к концу года нынешнего укрепил политические позиции, правда, довольно специфическими методами – фактическим союзом с «Единой Россией» против выдвинувших его местных коммунистов. Принципиальными с точки зрения укрепления политического контроля над регионом для Вадима Потомского стали выборы в Городской совет Орла, возглавляемый коммунистом и разделенный пополам между представителями КПРФ и «партии власти». Объединение административных усилий областных властей и политического ресурса «Единой России», а также невнятная кампания коммунистов привели к сентябрьскому разгрому КПРФ в Орле – Горсовет перешел под контроль «Единой России», а его главой стал бывший зампред областного правительства. Нанятый в октябре Горсоветом сити-менеджер также является креатурой губернатора.

Очевидный политический успех орловского губернатора, правда, обошелся дорогой ценой – он попал в серьезную зависимость от местной «партии власти», а неумение наладить нормальные отношения с выдвинувшими его в областные начальники коммунистами вызывает недоумение у федерального руководства и многочисленных сторонников КПРФ на Орловщине. Одна из самых дееспособных региональных организаций коммунистов (да еще на малой родине лидера КПРФ) попала в пикантную ситуацию, когда ее выдвиженец-губернатор, по сути, работает против нее. Предстоящие в 2016 году выборы в областной и федеральной парламенты заставят Вадима Потомского и местных коммунистов еще раз определяться со стратегией взаимодействия.

Что касается общей оценки единого дня голосования, проведенного в Черноземье в сентябре на выборах разных форматов, то он закрепил тенденцию к росту контроля власти над избирательным процессом при нарастающей пассивности электората (в первую очередь горожан). Сам факт проведения выборов в начале сентября, а избирательной кампании летом резко снизил интерес к выборной процедуре. Право встроенных в «вертикаль» избиркомов, пользуясь законодательными нормами, нарезать выгодный исполнительной власти состав участников предвыборных гонок, лояльность парламентской оппозиции как политическому курсу верховной власти, так и (за все более редкими исключениями) исполнительной власти регионов от избирателей не скроешь, поэтому почти повсеместно выборы переходят в управляемый формат, лишаясь необходимой легитимности. Кумулятивный удар от сочетания прогрессирующей делегитимации власти и роста социального недовольства по мере приобретающего обвальный характер падения уровня жизни и покупательной способности граждан – главная опасность для действующей политической системы. Поэтому к большому избирательному циклу 2016-го (помимо выборов в федеральный парламент, в черноземных регионах будут избирать региональные заксобрания и проводить ряд других значимых электоральных кампаний) власть заготовила пикантные рецепты. С одной стороны – усиление манипулятивных возможностей избирательных норм – выборы в третье воскресенье сентября, «лепестковая нарезка» избирательных округов, полностью встроенные в «вертикаль» избиркомы. С другой – декларирование принципов «конкурентности-открытости-легитимности» (КОЛ), подчеркнуто благожелательное отношение к парламентской оппозиции (которой, очевидно, отдадут часть одномандатных округов на выборах в Госдуму и создадут возможности для активной агитации), объявление об отборе кандидатов от «Единой России» на открытых праймериз. Сохранить фактически неизменной политическую конструкцию, выпустив пар недовольства от нарастающих как снежный ком экономических проблем, допустить внедрение в федеральный механизм принятия решений большего числа влиятельных региональных игроков (одномандатники), но при этом сохранить общую управляемость процессом – таков набор основных политических задач, что обозначились перед федеральными и региональными властями на финише 2015 года и на старте года Больших выборов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0