WorldClass

28 марта 2024, 19:47
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ИТОГИ ГОДА – Глава СХП «Теплицы Белогорья» Александр Тарасов: «Современные технологии позволяют и себя накормить овощами, и опередить Европу»

29.12.2015 11:37
Автор:

Белгород. 29.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – СХП «Теплицы Белогорья» – крупнейшее предприятие Белгородской области, выращивающее огурцы, помидоры, салат и рукколу. Создано в очень короткие сроки: с момента старта проекта в 2011 году до получения первого урожая прошло полтора года. Сам же тепличный комплекс стоимостью 3,2 млрд рублей и общей площадью 20 га был построен всего за один год. Это первый проект, реализованный в рамках областной программы по развитию производства овощей защищенного грунта. О том, каким оказался 2015 год для предприятия, чего удалось и не удалось достичь, а также о ближайших планах «Абирегу» рассказал председатель совета директоров компании Александр Тарасов.

- Овощи, которые выращивают на вашем предприятии, греются под лампами круглые сутки. Почему выбрали именно такую технологию и оправдывает ли она себя?

- Замена естественного освещения искусственным способствует хорошему фотосинтезу и позволяет выращивать продукцию круглый год. Практически все производственные процессы в теплицах автоматизированы, в том числе климатообразование, орошение, туманообразование. Растения получают питание, за «рецептом» которого следит компьютер.

Мы поставили перед собой задачу построить самый современный тепличный комплекс. Изучили опыт основных мировых поставщиков тепличной продукции и убедились, что лучшие технологии применяются в Голландии, поэтому предпочли использовать оборудование этой страны-изготовителя. Кстати, даже в самой Голландии не более 10% теплиц могут похвастаться технологиями такого уровня. Конечно, и цена соответствует – стоимость одного гектара в среднем 160 млн рублей.

- Теплицы возводили голландские специалисты?

- Голландцы предлагали свои услуги, но мы решили, что справимся сами. Строительство вело ЗАО «СПАКО СТРОЙ – ГАРАНТ», которое входит в нашу группу компаний. На счету этого предприятия – 40 свиноводческих площадок, сданных под ключ. Голландцы, приехавшие на пусконаладочные работы, были удивлены увиденным. Они не ожидали, что наши строители справятся с задачей в такие короткие сроки – за 10 месяцев. Кстати, помимо производственных площадей «Теплицы Белогорья» имеют собственную теплоэнергетическую станцию, вырабатывающую 14, 5 МВт, склад готовой продукции с линией расфасовки и упаковки, транспортный цех.

- С какими трудностями на этапе становления предприятия столкнулись?

- Самая острая проблема – кадры. В России, как выяснилось, нет ни одного учебного заведения, где готовят специалистов среднего и высшего звена для работы в теплицах. Поэтому обучать пришлось всех, включая и простых овощеводов. Кстати, Минсельхоз принял решение о создании школы для специалистов тепличных хозяйств на базе Белгородского сельскохозяйственного университета и нашего предприятия. Но пока поручение затерялось в структурах министерства.

Еще одна сложность – посевной материал. Сейчас очень много говорят об импортозамещении, но для того, чтобы вырастить качественную продукцию, все равно приходится использовать голландские семена. Отечественные дешевле, но качество конечного продукта значительно ниже.

- Каких результатов вы уже добились и какие планы на следующий год?

- В 2015 году мы произвели 6 тыс. тонн томатов, огурцов, салатов. В следующем году планируем собрать на 3 тыс. тонн больше. В качестве эксперимента в этом сезоне мы запустили небольшие площадки по выращиванию болгарского перца и баклажанов, но в итоге пришли к выводу, что для экономической стабильности гораздо выгодней сконцентрироваться на выращивании одного или двух видов продукции, поэтому в следующем году будем ориентироваться только на прибыльные культуры.

- Насколько, на ваш взгляд, Белгородская область обеспечена овощами собственного производства?

- Население всей страны не получает в достаточном количестве овощей в осенне-зимний и весенний период. Жители Белгородской области – не исключение. Исходя из численности населения в полтора миллиона, региону необходимо 19 тыс. тонн овощей. В области производят около 10-12 тыс. тонн овощей закрытого грунта, но большая часть уходит в города с большим населением – Москву и Санкт-Петербург. Это экономически целесообразней: эти крупные рынки практически невозможно насытить, спрос стабильно высокий.

- Как считаете, способствует ли продуктовое эмбарго развитию отечественных сельхозпроизводителей, импортозамещению?

- Я бы не хотел употреблять слово «импортозамещение». Оно говорит о слабости. Мне больше нравится фраза «развитие сельскохозяйственного производства». Имея такие черноземы, такие просторы, стыдно не накормить свой народ своими же продуктами. Воспользовавшись новыми технологиями, мы сможем не только накормить себя, но и немного опередить Европу. Конечной задачей должен быть экспорт наших продуктов.

- Эксперты утверждают, что тепличная продукция зачастую опасна для употребления: используемые в производстве пестициды и удобрения меняются каждый год и надзорные ведомства просто не успевают отслеживать все вредоносные вещества. Какая ситуация в «Теплицах Белогорья»?

- Популярные грунтовые овощи зачастую могут содержать дуст. Это вредное вещество овощи – пусть и в допустимых нормах – впитывают из почвы, которая успела его накопить за многие годы борьбы с вредителями. Дождь может быть виноват в загрязнении овощей ртутью. Наша продукция защищена от этих вредных веществ. Мы выращиваем овощи методом гидропоники: к каждому растению подведена система капельного полива. Питаются растения в соответствии со строгим «меню». «Рецептура» блюд рассчитана для каждого сорта и гибрида. Причем мы не кормим обычными удобрениями – селитрой, азотом, фосфором. Наше питание включает в себя массу микро- и макроэлементов… Состав его очень сложный, но выверенный, именно поэтому ничего лишнего овощи не накапливают. Около 70% этого «питания» покупаем в Европе, где очень строго следят за качеством и безопасностью продукции. Наша лаборатория на месте тоже тщательно контролирует выращенные овощи. И нитритов в них меньше в 10 раз, чем это позволяют предельно допустимые нормы. Замечу, что овощи в наших теплицах опыляют шмели, что тоже свидетельствуют об экологической безопасности нашей продукции.

- В прошлом году ваша строительная компания анонсировала строительство тепличного комплекса в Мценском районе Орловской области. Не поменялись ли планы?

- После того как нам предоставят проект и откроют финансирование, мы готовы приступить к работе. Пока ни того, ни другого нет.

- Тепличные инвестиции – это «длинные» деньги, окупаемость проектов долгая. Помогает ли государство в их реализации?

- Выращивание овощей в закрытом грунте – это, действительно, нелегкий проект, и без государственной поддержки его практически невозможно построить и развить. Скажу, что в Польше, Испании, Турции производители тепличной продукции получают ощутимую поддержку государства. В результате в Польше функционируют 6 тыс. га теплиц, в Турции – 20 тыс. га, в Испании – 40 тыс. га. В России теплицы занимают всего около 2 тыс. га.

В 2012 году в стране была объявлена программа строительства тепличных комплексов по выращиванию овощей закрытого грунта до 2020 года. Но, к сожалению, она так и не заработала в полной мере. В частности, предполагалось, что и нам будут возвращать 50% стоимости капитальных затрат. Но сейчас мы получаем 20% компенсации и только за теплицы. Офисные помещения, столовые, общежития не входят в расчет.

- Какая часть проекта самая расходная?

- У производителей овощей закрытого грунта в структуре затрат самые большие расходы – на энергоносители. Компаниям, использующим технологию досветки, обещали скидку на газ и электричество в размере 30% их стоимости, но пока воз и ныне там.

Сейчас государство субсидирует производителям тепличной продукции часть процентной ставки по кредитам. Но это происходит нерегулярно, с задержками в три-четыре месяца, а банкам за кредит мы должны платить вовремя и в полном объеме. Я предлагал министру сельского хозяйства сократить процедуру. Сейчас предоставление субсидий сначала утверждает Минэкономразвития, потом Минфин, затем Минсельхоз. Оттуда документ направляется в департамент АПК области, потом в департамент финансов региона… Зачем такие сложности? Не проще ли определить банк, который будет сопровождать проект, и отдавать ему субсидии. А сельхозпроизводителям выдавать кредит под меньшие проценты.

- Сотрудничаете с ритейлерами?

- Практически не сотрудничаем. Они ведут себя как диктаторы. У них не договор, а ультиматум. К тому же в большинстве гипермаркетов менеджеры озабочены не качеством продукции, а откатами. А я запрещаю платить…

Нашу продукцию покупают в основном оптовики. Покупатели из Курска, Воронежа, Орла за овощами приезжают сами. Да, мы теряем около 10 рублей на килограмме, но не тратим свои нервы. Предполагаю, что уже оптовики работают с ритейлерами. В Белгороде у нас большая сеть продавцов, которые берут продукцию для реализации на рынках. Но они привыкли брать некондиционный товар. Сейчас у нас такой продукции очень мало – 1%. А дорогие помидоры и огурцы они не хотят брать.

Большую часть продукции мы отправляем в другие города – Петербург, Ярославль, Москву.

- Планируете дальнейшее расширение мощностей в следующем году?

- Мы бы хотели построить третью очередь комплекса. И место у нас есть, но, увы, нет ресурсов. На реализацию проекта «Теплицы Белогорья» брали в Сбербанке кредит 2,5 млрд рублей. На сегодняшний день должны еще 1,9 млрд. В соответствии с кредитным договором теплицы стоимостью 3,2 млрд рублей – в залоговом обеспечении у банка и до момента, пока мы не расплатимся с кредитным учреждением, не можем рассчитывать на дополнительное финансирование. При этом проект имеет тройное обеспечение, мы ни на один день не задержали оплату ни по процентам, которые с нас начали брать с первого же дня, ни по основному телу кредита.

- Какое развитие необходимо тепличному хозяйству России на 2016 год?

- Нужна четкая государственная политика по развитию отрасли. В частности, необходимо увеличить инвестиционную стадию хотя бы до 12 лет (на Западе – 15 лет), да и кредитные ресурсы должны предоставляться на более приемлемых условиях. Сейчас многие банки ведут себя как ростовщические конторы, главная задача которых – дать деньги подороже. Они не участвуют в развитии бизнеса. Но существует мировой опыт, когда банк не только торгует деньгами, но и вместе с инициатором вкладывает деньги в проект. Затем инициатор проекта выкупает долю банка.

Еще раз подчеркну: отрасль необходима России. А ей, в свою очередь, – четкая государственная политика. От этого зависит будущее тепличного хозяйства страны.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0