WorldClass

29 марта 2024, 18:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Ректор Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко Игорь Есауленко: «Медицина, как магнит, собирает лучшие достижения других наук»

30.12.2015 17:55
Автор:

Воронеж. 30.12.2015 – Эксклюзив – Для большинства ведущих воронежских вузов год выдался непростым и богатым на противоречивую информацию об их дальнейшем будущем. Все чаще звучат разговоры о возможных слияниях учебных заведений, что уже подтверждается и на уровне ректоров. Пока специалисты обсуждают плюсы и минусы подобных нововведений, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко динамично движется вперед: поменял в текущем году свой статус на более высокий – с академии до университета, повысил свой рейтинг и приблизился к лидерам, укрепил инфраструктуру и вошел в новый медицинский кластер. В эксклюзивном интервью «Абирегу» ректор учебного заведения Игорь Есауленко рассказал о том, как нынешняя вузовская идеология должна вывести качество медицинского образования на новый уровень.

- С какими чувствами заканчиваете 2015 год?

- Мы психологически подошли к тому рубежу, который отделяет нас несколькими годами от столетнего юбилея. Самая важная задача ввиду этой даты – подытожить работу, проделанную на протяжении почти сотни лет по подготовке медицинских кадров на воронежской земле. С 1918 года мы прошли путь от медицинского факультета через институт и академию до университета. То есть в этом году наш статус повысился до высшей формы образовательной статуса в России, и мы ее полностью заслужили. Любая деятельность в практическом здравоохранении измеряется не только отношением к качеству оказания медицинских услуг, но и количественными показателями демографической ситуации. На сегодняшний день в Воронежской области показатели младенческой и общей смертности ниже, чем в среднем по РФ. В нашей области также снижается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, онкозаболеваний. Это свидетельствует о том, что существующий уровень медицины обеспечивает оказание качественной помощи в регионе.

Одно время в нашей сфере был на слуху тезис, что здоровье человека лишь на 10-15% определяется уровнем и состоянием медицины. Где-то 50% относили к образу жизни, 15-20% - к экологии и т.д. Я с этим суждением соглашусь, если говорить именно о здоровье человека. Но если мы рассматриваем рождаемость и смертность, то это более чем наполовину зависит от профессионализма медработников. Сегодня перед практическим здравоохранением поставлена серьезная задача влиять на демографию. Сделать это можно, только опираясь на деятельность высшей профессиональной медицинской школы, на инновационные достижения, науку и на персонифицированную медицину. Последний термин хотелось бы отдельно подчеркнуть, он означает переход от общего подхода лечения к индивидуальному.

- Ваш вуз добился в текущем году значимых результатов в федеральных рейтингах. Насколько это важно для вас?

- Действительно, мы добились определенных результатов. Хотя я не очень люблю понятие «рейтинг» и те достижения, которые им меряются. Рейтинг должен преследовать одну основную задачу – рельефно показывать уровень качества образования, в данном случае – медицинского, то есть давать понимание того, насколько сегодня молодые специалисты готовы выполнять те или иные лечебно-диагностические процедуры, насколько они ориентированы в дифференциальной диагностике заболеваний и другое.

Не стоит слепо брать рейтинги мировых университетов и сравнивать их с российскими, там совсем другие условия и наука развивается иначе. Там нет научно-исследовательских институтов, а вся научная мысль находится в вузах. Лауреаты Нобелевских премий за границей работают именно в университетах, этот показатель нам сложно повторить.

Я считаю, что для нашего периферийного медицинского вуза занимать 56-е место в сотне лучших вузов России – это вполне убедительно. Седьмое место среди медицинских учебных заведений по России тоже прекрасный индикатор. Но все равно самый главный показатель – это качество подготовки врачей. Поэтому в данном ракурсе следовало бы давать больше рейтинговых оценок по таким показателям, как распределение молодых специалистов, умение войти в коллектив, успешное выполнение заданий и другое. Это бы лучше отражало деятельность высшего учебного заведения в области подготовки медицинских кадров.

Есть и другие показатели востребованности. У нас учится около 600 студентов из 54 стран. Мы принимаем значительно меньше, чем к нам подают заявлений. Правда в последнее время мы несколько перестроили международную работу и стали больше ориентироваться на партнеров из стран СНГ.

- Существующая в ВГМУ система приема студентов эффективна?

- Да. Однозначно. Есть три способа поступить учиться в медицинский университет. Первый способ – это целевой набор, когда мы заключаем договора с областными департаментами здравоохранения, в текущем году было 11 таких соглашений с разными регионами РФ. По этому направлению мы приняли 62% от всех студентов.

Вторая по величине группа – это свободный конкурс. К нам поступают из многих регионов России, поэтому можно смело сказать: мы федеральный вуз. Третий способ – это губернаторский набор.

- Воронежский медуниверситет отметился в конце года рядом инновационных проектов, заслуживших признание на федеральном уровне. Трудно в текущих реалиях заниматься данным направлением?

- Медицина, как магнит, собирает лучшие достижения других наук. Самые большие затраты сегодня в научных исследованиях в США, Китае и Японии идут на биомедицинские технологии, а у нас – на инженерно-технические. О чем это говорит? О том, что в мире биомедицинские технологии притягивают к себе не только финансы, но и достижения из других областей.

Нам удалось добиться определенных достижений в научно-исследовательской работе, хотя это для нас это и не совсем профильная работа, мы же образовательное учреждение. Но тем не менее в этом году мы выиграли «Кубок инноваций», представив на Первый медицинский форум 16 научных проектов, два из которых получили Гран-при. При всей скудности финансирования научных исследований медицинские вузы увеличивают публикационную активность, в том числе и мы. К примеру, наш суммарный индекс Хирша (наукометрический показатель) увеличился в текущем году в три раза. Инновации и желание творить очень важны для качественной подготовки специалистов.

- Государство помогает с развитием инновационных инфраструктурных проектов?

- Да. Уже не первый год мы ведем работу по наполнению своей учебно-виртуальной клиники. Буквально сейчас устанавливаем там новую аппаратуру, которую получили при поддержке Минздрава. Нам удалось в это тяжелое время получить 33 млн рублей и направить средства на приобретение самого современного уникального симуляционно-тренингового оборудования. Например, сейчас создаем виртуальную аптеку, покупаем фантомы для стоматологического лечения и аппаратуру для проведения хирургических операций.

- Что бы вы еще хотели сделать при федеральной поддержке?

- Понимаете, мы же государственный вуз. Мы показываем свои возможности, нацеливаем своих сотрудников и студентов на достижение определенных результатов, которые стараемся в итоге достигать. Если государство хочет получить хорошие кадры, то должно поддерживать наши инициативы, которые позволят улучшить инфраструктуру нашего вуза. И не только вуза. Что плохого, если мы построим свой ледовый каток или откроем тренировочную базу, стадион? Это станет плюсом для всего города.

Развитие инфраструктуры опять же должно вносить свою лепту в повышение качества подготовки специалистов. Сейчас у нас есть в распоряжении 2 гектара в Рамонском районе для создания летней спортивной базы, осталось только построить.

В наших планах – продолжение развития виртуальное клиники, хоть оборудование и дорогое. Помимо этого, хотим сосредоточиться на создании мощного центра дистанционного обучения и на повышении уровня научно-исследовательского института экспериментальной медицины.

В социалистические времена говорили, что невозможно создать идеологию без материально-технической базы. Желание некоторых вузов взять медицину себе в партнеры преследует одну пагубную цель – оторвать медицинскую подготовку от лечебного процесса. Для нас учебная работа – это лечебный процесс, а лечебная работа для студентов – это учебный процесс. Только так обучающиеся смогут стать высококлассными специалистами.

- Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, наряду с тремя медицинскими вузами ЦФО, стал частью Восточно-Европейского медицинского научно-образовательного кластера. Уже есть понимание того, как будет развиваться новое образование?

- Мы подписали совместное соглашение, определили точки роста и взаимодействия. На сегодняшний момент их семь – это образовательная деятельность, научная, воспитательная, международная, диссертационная работа, а также совместное решение вопросов, связанных с непрерывным медицинским образованием и безопасностью. Уже назначены рабочие группы, мы готовим программу развития кластера и план работ на 2016 год. Все это будет способствовать развитию высшего медицинского образования и позволит улучшить показатели нашей деятельности, что, в свою очередь, приведет к повышению качества образования.

С учетом создания кластера мы несколько пересмотрим свой подход к покупке оборудования, которое есть у других резидентов в Ярославле или Москве. Мы создадим центры коллективного пользования, которые позволят сконцентрировать ту научно-исследовательскую аппаратуру, которую можно будет использовать совместно.

- В России все больше говорят о необходимости эффективнее возрождать традиции земских докторов. Как вы к этому относитесь?

- Основной объем оказания медицинской помощи находится преимущественно в амбулаторно-поликлиническом звене. Сейчас появилось более современное понятие старого термина «земский доктор» – врач общей практики, или семейный врач. Может показаться, что раз это общее направление, то это просто. На самом деле такой врач должен обладать знаниями в 17 направлениях медицины – стоматология, офтальмология, кардиология и т.д. Подготовка таких специалистов и определение их в те районы области, где не хватает кадров, – прекрасная инициатива, учитывая громадные расстояния нашей страны. Мы совместно с департаментом здравоохранения Воронежской области направляем в сельскую местность молодых специалистов, они за это получают хорошую компенсацию. Это даст новый импульс для решения кадровых проблем в здравоохранении и позволит влиять на качество жизни и здоровья населения.

- Потребность во врачах общей практики все еще высока?

- Точно сказать не могу, но приблизительно это звено в области укомплектовано на 75%. Здесь проблема существует, и мы ее будем решать. С другой стороны, в этот процесс трудно влезть, ведь наша задача – готовить и мотивировать специалистов. Но ведь немаловажна зарплата, условия жизни, наличие на местах хорошего оборудования. Я хочу сказать, что все постепенно налаживается, развивается, просто мы иногда этого не замечаем. Люди отмечают, что в медицинской области есть ряд проблем – большой документооборот, мало времени на осмотр и т.д. Но есть еще одна важная проблема – культура общения и среда. Чаще всего люди из-за чего недовольны? Человек пришел, а его обругали в больнице, не выслушали должным образом. А ведь приход к врачу – это уже стрессовая ситуация. Поэтому мы стараемся закладывать своим студентам правильные принципы отношения к пациентам. Например, в ВГМУ достаточно развито волонтерское движение. В текущем году мы объединили порядка 30 объединений и создали целый центр.

Воронеж – развивающийся в культурном плане город, здесь проходит много интересных фестивалей, концертов. Я всегда говорю студентам, что они должны ходить в театры, кино, общаться, спорить о культурных ценностях.

- Целевики должны потом пойти работать в тот регион, который их прислал. Эта система работает?

- Пока ничего лучшего не придумали. Бывает распределение желаемое, а бывает доходчивое. Вы спросите, 100% студентов идут работать по этому принципу? Нет, конечно. Поехал студент учиться от одного района, а за время обучения его уже укомплектовали, поэтому работать приходится в другом месте.

- К новой системе аккредитации готовы? В чем ее преимущества?

- Сейчас некоторые могут начать говорить, мол, вот опять что-то новое придумали, чтобы жизнь врачам усложнить. Как сказал известный врач Леонид Рошаль, врача может готовить только врач. Быть допущенным к лечебной деятельности может только человек, который владеет диагностическими и лечебными методами. Но в этих умениях нужно убедиться. Ранее оценке практических навыков не уделяли должного внимания. Аккредитация позволит четко ориентировать врачей на те профессиональные качества, которые он должен в себе выработать. Доктора будут доказывать свои навыки на симуляционно-тренинговом оборудовании, а компьютер укажет на их ошибки. Здесь мы опять говорим о качестве подготовки и придании нового уровня компетенции.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0