23 ноября 2024, 04:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Первый замминистра сельского хозяйства России Евгений Громыко: «Сейчас отрасль, как никогда, нуждается в госинвестициях»

15.02.2016 10:00
Автор:
Эксклюзив - Кризис, эмбарго, рост курса валют и все остальные экономические «прелести» последнего времени в меньшей степени коснулись агропромышленного комплекса. По результатам прошлого и нынешнего годов практически все крупные агрохолдинги серьезно, чуть ли не в разы, увеличили выручку, еще больше приблизившись к «тяжелым» металлургическим, горнодобывающим предприятиям, всегда являвшимся главными кормильцами большинства черноземных регионов.

Воронеж. 15.02.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Кризис, эмбарго, рост курса валют и все остальные экономические «прелести» последнего времени в меньшей степени коснулись агропромышленного комплекса. По результатам прошлого и нынешнего годов практически все крупные агрохолдинги серьезно, чуть ли не в разы, увеличили выручку, еще больше приблизившись к «тяжелым» металлургическим, горнодобывающим предприятиям, всегда являвшимся главными кормильцами большинства черноземных регионов. Ничего удивительного: с некоторых пор государство озаботилось вопросом продовольственной безопасности и стало поддерживать сельхозпроизводителей серьезными субсидиями. Да так, что к моменту введения российских контрсанкций по многим направлениям мы оказались готовы закрыть потребности россиян собственными продуктами. Но чего ждать отечественным аграриям в будущем? Долго ли государство готово поддерживать сельхознаправление и в каком объеме? Как государственные мужи собираются решать проблемы с тем же фальсификатом продовольственной продукции, импортозамещать те из отраслей, которые в России находятся в зачаточном состоянии? Нам удалось задать эти и другие важные для отечественных сельхозпроизводителей вопросы в эксклюзивном интервью «Абирега» с первым заместителем министра сельского хозяйства РФ Евгением Громыко.

– В прошлом году в России собран большой урожай зерновых. Большую лепту внесли регионы Черноземья? Каким будет резервный фонд зерна?

– 2015 год принес хороший урожай зерна, несмотря на засуху в отдельных регионах России. Собрано 104,3 млн тонн зерна, при этом пятая часть урожая приходится на регионы Черноземья. Это достойный результат, который позволит полностью обеспечить внутреннее потребление на уровне 70 млн тонн, в том числе сформировать кормовую базу в животноводстве на уровне 39 млн тонн, направить на пищевые цели 20 млн тонн и использовать в качестве семян 11 млн тонн зерна. Прогноз по экспорту сохраняется – порядка 30 млн тонн. По нашим оценкам, в прошлом году удалось собрать больше пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы, овощей, гречихи. Получен рекордный урожай сои и льна.

– При анализе показателей регионов в различных отраслях АПК как среди других смотрятся черноземные (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская и Тамбовская) области? По результатам 2015 года у кого из них получилось сработать лучше, у кого – не очень хорошо?

– В сельском хозяйстве черноземных регионов растениеводство и животноводство сбалансированы, на каждую подотрасль приходится половина производства сельхозпродукции.

При этом здесь производится львиная доля урожая Центральной России по зерновым, сахарной свекле, подсолнечнику на зерно, сое, более половины урожая рапса, картофеля и овощей.

По ряду производственных показателей эти регионы выше среднероссийского уровня. Так, рост производства скота и птицы на убой в живом весе за 2015 год по черноземным регионам составил 6,8% (по Российской Федерации – 4,2%).

– Минсельхоз субсидирует агропроекты по нескольким направлениям. Насколько оперативно регионы Черноземья доводят эти средства непосредственно до производителей?

– Регионы Черноземья доводят средства до сельхозпроизводителей даже лучше, чем в среднем по России. Идут с опережением примерно в 5-10%. Минсельхозом России в регионы перечислены субсидии на общую сумму порядка 174 млрд рублей, из них сельхозпроизводителям доведено 163 млрд рублей (94% доведенных средств).

В этом году наша задача – также максимально упростить получение субсидий, консолидировать меры господдержки. Мы хотим укрупнить ряд направлений и вдвое сократить число субсидий с 2017 года, чтобы регионам было проще работать и они могли самостоятельно определять приоритеты.

– В Воронежской области работает российский лидер по производству сырого молока – холдинг «ЭкоНива». В Черноземье реализуется множество других проектов по строительству молочно-товарных ферм. Всех их интересует вопрос: не планируется ли снижение темпов государственной поддержки аграриев в 2016 году, особенно производителей молока?

– Государство готово усилить поддержку молочного скотоводства. В текущем году законом о федеральном бюджете на поддержку молочного скотоводства предусмотрено 29 млрд рублей, что на 80% больше уровня 2015 года (16,2 млрд). Это в том числе субсидии по кредитам для привлечения инвестиций (7,4 млрд) и возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию молочных ферм (6 млрд), а также субсидии на 1 кг молока (13,1 млрд). Все эти меры направлены на повышение устойчивости этого сектора сельского хозяйства.

Хочу отметить, что на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию молочных ферм предусмотрено в текущем году 6 млрд рублей. Для сравнения: в 2015 году на компенсацию части затрат по молочным комплексам было направлено всего 359 млн рублей.

Минсельхоз России в настоящее время прорабатывает вопрос об увеличении размера компенсации по этой мере поддержки с 20 до 35%, а также ее распространении на специализированные фермы по откорму и выращиванию молодняка молочного скота.

– Как будут меняться правила по субсидированию процентных ставок для сельхозпроизводителей? Претерпят ли изменения критерии отбора? Как вы полагаете, не повлияют ли изменения негативным образом на инвестиционные планы АПК?

– Основной проблемой является недостаток оборотных средств и недоступность кредитов. Объем краткосрочных кредитов увеличился на 20%, но этих средств все равно недостаточно для того, чтобы полностью закрыть потребность аграриев в заемных средствах. Объем инвестиционного кредитования АПК снизился на 13% и составил 234 млрд рублей.

Мы предлагаем в краткосрочном кредитовании перейти на систему, при которой процентная ставка для сельхозпроизводителя составит не более 5% годовых. При этом субсидии направляются напрямую банкам-агентам. Сельхозпроизводители не будут отвлекать свои средства на оплату процентов, как это происходит сейчас, а затем ждать возмещения от государства и регионов.

В случае если правительство и Госдума одобрят такой механизм, он начнет действовать уже с 1 июня.

Для стимулирования инвестиционного кредитования Минсельхоз России разрабатывает постановление Правительства РФ, которое обяжет банки при принятии решения о выдаче кредита учитывать планируемые субсидии в полном объеме, имея соответствующее подтверждение от государства. Это значительно повысит финансовую устойчивость проектов и позволит выдавать больше кредитов по сниженной процентной ставке. При этом государство обязуется выплачивать субсидии при любых условиях, а значит, необходимо предусмотреть систему, при которой средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, не подлежали бы сокращению при принятии бюджета. Нами уже подготовлен реестр инвестпроектов, по которым государство выполнит свои обязательства в неукоснительном порядке.

– Введение эмбарго (позже в список стран попала и Турция), рост курса валюты обнажили проблемы в российском АПК, которые не решишь за один день. Например, отсутствие достойной замены импортной сельхозтехнике, недостаток собственных овощей и фруктов и т.д. Так, в Воронежской области один проект по созданию тепличного комплекса был заморожен из-за того, что в нем планировалось использовать турецкое оборудование. Планируется ли увеличить объемы господдержки, добавив новые направления?

– Как я уже отметил, в прошлом году у нас появилась новая мера поддержки – субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК, в том числе тепличных комплексов. В 2016 году мы планируем направить на строительство и модернизацию теплиц порядка 3 млрд рублей; для сравнения: в 2015 году мы направили на эту меру 947 млн рублей, то есть объем поддержки увеличится более чем в три раза.

– И наоборот: планируется ли по каким-то направлениям урезать или вовсе убрать господдержку в связи с тем, что существующих предприятий в этом направлении уже достаточно, чтобы самим себя прокормить?

– Нет, пока рано говорить о сокращении поддержки каких-либо направлений. В декабре 2014 года принят план импортозамещения, реализуется Госпрограмма развития сельского хозяйства, увеличена господдержки отрасли. Все это направлено на стимулирование производства отечественной сельхозпродукции и импортозамещение.

За последние 10 лет поддержки отрасли мы достигли серьезных результатов в первичном производстве сельхозпродукции (то есть без какой-либо переработки), сейчас необходимо не только оказывать прямую поддержку производителям, но и развивать переработку, создавать сеть оптово-распределительных центров. В перспективе это обеспечит справедливое ценообразование, повысит рентабельность производства и будет способствовать импортозамещению.

– По вашему мнению, удалось ли России (или в ближайшее время удастся) заменить импортные продукты, которые «выпали» с отечественного рынка из-за введения эмбарго?

– За последние 10 лет мы добились успехов в производстве зерновых, мяса птицы и свинины, сконцентрировав финансовые ресурсы на развитии этих направлений. Поддержка отрасли с момента реализации нацпроекта позволила в 1,5 раза повысить уровень самообеспеченности по мясу птицы и свинине – с 60 до 95%. Производство зерна мы увеличили на треть. Если в середине 80-х завозили 30-40 млн тонн зерна, то теперь экспортируем порядка 30 млн тонн.

Несмотря на непростую экономическую и внешнеполитическую обстановку в прошлом году Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия на 16 млрд долларов США – это в пять раз больше, чем 10 лет назад.

В текущем сельскохозяйственном году мы прогнозируем, что экспорт пшеницы из России может вырасти примерно на 3% и составить 22-23 млн тонн (в 2014-2015 годах – 21,9 млн тонн).

Это позволит России вернуться на историческую позицию – крупнейшего экспортера пшеницы на мировом рынке.

Такие результаты во многом обеспечены приоритетным вниманием государства к отрасли на протяжении последних 10 лет и своевременной государственной поддержкой.

Вы знаете, что зерном, маслом, сахаром, картофелем Россия обеспечена полностью, мясом птицы и свининой – более чем на 90%. А вот самообеспеченность по молоку пока лишь 81%, по говядине – 75%.

Тепличными овощами и фруктами мы обеспечены на треть, поэтому в ближайшие пять лет мы сосредоточим усилия на закладке садов и виноградников, запуске новых тепличных и молочных комплексов, повышении продуктивности в молочном животноводстве.

– Многие черноземные производители пищевой продукции интересуются, будут ли ужесточатся требования к качеству пищевой продукции, которая сегодня находится уже где-то рядом с химической? Если да, то в каких именно отраслях?

– Производство и обращение всех видов пищевой продукции осуществляется в соответствии с действующим законодательством. На сегодня это прежде всего технические регламенты на пищевую продукцию, далее идут ГОСТы, стандарты организаций, технические условия производителей. Требования технических регламентов соответствуют международным нормативам, а на отдельные показатели нормативы установлены еще более жесткие.

К сожалению, отдельные производители решили увеличить свою долю на рынке продуктов питания за счет фальсификата, продукции с нарушениями маркировки, когда под видом одного продукта продается другой. Эта проблема наиболее актуально стоит при выпуске молочной и мясной продукции. Для молочной продукции речь идет о замене молочного жира на растительный, а для мясной – о замене мяса на растительный (соевый) белок. Такие продукты по своей сути являются доброкачественными, так как, например, технический регламент на молоко допускает при производстве молокосодержащей продукции частичную замену молочного жира жирами немолочного происхождения на основе растительных масел, в том числе и с применением пальмового масла. При этом надо иметь в виду, что такой продукт является качественным и безопасным для здоровья, сочетающим в своем составе свойства немолочного и молочного компонентов и имеет свое наименование. Однако недобросовестные производители игнорируют установленные требования и осуществляют выпуск фальсифицированной продукции. Но потребитель должен быть проинформирован о составе продукта и делать осознанный выбор при приобретении.

Это особенно важно в текущей ситуации, когда снижается потребительская способность населения и поэтому на прилавке должны быть представлены доброкачественные продукты в разных ценовых категориях. Учитывая, что немолочные жиры на основе растительных масел дешевле молочных, они способны обеспечить доступность широкого ассортимента продуктов малообеспеченным слоям населения.

Сегодня маркировка часто не позволяет понять, что за продукт мы покупаем. Информация нанесена мелким шрифтом, часто состав и наименование товара находятся не в прямой видимости, а где-то сзади, чем и пользуются недобросовестные производители. Это и вводит покупателя в заблуждение, не позволяя в полной мере оценить продукт.

Мы хотим защитить потребителя, поэтому предлагаем новые требования к маркировке, которые будут четко его информировать о составе продукта. Уже разработаны поправки в техрегламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции.

Сейчас мы также рассматриваем возможность кратного повышения штрафов за производство фальсификата, вплоть до введения уголовной ответственности. Сейчас реальные штрафы по судам составляют от 10 до 50 тыс. рублей. Увеличивать надо в разы, чтобы сумма была чувствительной для тех, кто нарушает требования маркировки.

Еще одна действенная мера – приостановление работы недобросовестных предприятий до 90 дней.

В то же время актуальной остается необходимость жесткого контроля качества продукции, потому что это обеспечивает безопасность продуктов питания на прилавках, повышает доверие потребителей и гарантирует добросовестным предприятиям доступ к рынкам сбыта.

– Сейчас объем господдержки тому или иному региону зависит в том числе от активности региональных властей – подадут ли заявки, грамотно ли представят свои проекты. В этом смысле какой регион Черноземья является самым активным?

– В декабре 2015 года в Минсельхозе России состоялся отбор инвестиционных проектов, направленных на строительство и модернизацию объектов АПК. На рассмотрение комиссии по отбору представлены инвестиционные проекты Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей.

По результатам отбора признаны соответствующими критериям отбора инвестиционные проекты по созданию тепличных комплексов (Белгородская, Липецкая области), молочных ферм (Белгородская, Воронежская, Тамбовская области), плодохранилищ (Воронежская, Липецкая области), селекционно-семеноводческого центра (Белгородская область), картофелехранилищ и овощехранилищ (Белгородская, Липецкая области).

– Не единожды высказывались предложения по ограничению роста цен на минудобрения для внутреннего рынка, чтобы российские аграрии могли позволить себе приобрести их в необходимом объеме. Так, ФАС предлагала четыре варианта решения проблемы: привязать цены на минудобрения к экспортному паритету, зафиксировать их на определенный период, квотировать экспорт или ввести плавающую экспортную пошлину. Как вы считаете, необходимы и помогут ли аграриям подобные меры?

– Подготовка к весенним полевым работам уже началась. Мы сделали расчеты по потребности в минеральных удобрениях, средствах защиты растений, топливе и сельхозтехнике.

На сегодня сельхозпроизводителями закуплено 2,5 млн тонн д.в. минеральных удобрений. Чтобы полностью закрыть потребность в удобрениях, осталось закупить еще 100 тыс. тонн. Средняя цена на минудобрения выше прошлогодней на 20-50% в зависимости от вида удобрения. Рост цен вызван девальвацией рубля. Мы направляем на экспорт 85% производимых в России удобрений, и рост экспортных цен провоцирует их рост на внутреннем рынке

Мы договорились с производителями удобрений о замораживании цен до конца года.

«Абирег» благодарит за помощь в подготовке интервью пресс-службу Минсельхоза России и лично и.о. директора Андрея Гоголева.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0