22 ноября 2024, 04:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Зампред правительства Воронежской области Максим Увайдов: «Результаты работы на региональном уровне видны сразу»

23.03.2016 11:39
Автор:

Воронеж. 23.03.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Один из немногих федеральных сподвижников, которых Алексей Гордеев позвал с собой в Воронежскую область из Минсельхоза, Максим Увайдов – редкий гость в воронежских СМИ. «Абирег» предупреждает читателей сразу: вопросов, про которые шепчутся по углам, в нашем интервью не будет. Будет откровенный разговор исключительно по делу.

- В сентябре прошлого года вас назначили на должность заместителя председателя правительства области на освобожденной основе. Так от чего вас «освободили»? Какие первые шаги были сделаны вами в этой должности?

- Освободили, наверное, от текущей деятельности департамента имущественных и земельных отношений, в основном от большого объема бумажной работы. Хотя те направления, которые я курировал, будучи руководителем ДИЗО, остались в моем подчинении. И прибавились департамент природных ресурсов и экологии, управление лесного хозяйства, а также управление по охране объектов культурного наследия области.

В основе деятельности каждого подразделения облправительства лежит программный метод. Сделали четкое планирование на один год. Выстроили взаимодействие с федеральными структурами как на уровне руководства департаментов, так и на моем уровне с руководством профильных министерств и ведомств. Никуда не денешься: от личных контактов зависит, в частности, участие в госпрограммах и их дальнейшее финансирование.

- Вы уходили с должности руководителя ДИЗО с чистой совестью? Что за время вашего пребывания в этом статусе вам удалось сделать?

- Однозначно с чистой совестью. В 2009 году, когда я пришел туда работать, начали даже не с нуля, а с минуса. Начали с нормативной базы, которая фактически отсутствовала на тот момент в департаменте. Сейчас мы продолжаем ее совершенствовать, потому что меняется федеральное законодательство и нам тоже надо актуализировать областные законы, постановления, распоряжения.

Далее мы проанализировали, что происходит с оформлением областного имущества. На 2009 год оформленных земельных участков было порядка 30%, а объектов недвижимости – вообще только 6%. Согласно законодательству, пока объект не оформлен, его юридически нет, его нельзя внести в программу приватизации. Поэтому губернатором была поставлена соответствующая задача – и мы ее выполнили. На сегодняшний момент мы оформили 98% областных объектов. Остались небольшие объекты, на которые собираются документы, а также спорные, по которым проходят судебные процессы. Эта работа позволила нам сформировать серьезный план приватизации. В 2009-2010 годах план приватизации был 56 млн рублей. Сейчас – уже порядка 1 млрд рублей.

Следующее направление работы ДИЗО – это земля. К сожалению, на тот период невостребованных земель, хотя это странно звучит для воронежского чернозема, было прилично: оформлено было около 2 тыс. га. По указанию губернатора была разработана и принята ведомственная программа. И на сегодняшний момент около 106 тыс. га такой земли оформлено в собственность области и 135 тыс. га – в муниципальную собственность.

Это раньше инвестор приходил в регион и самостоятельно как-то договаривался с бабушками-дедушками через доверенности о приобретении земли. Сейчас невостребованные земли оформлены в областную или муниципальную собственность, и инвесторам уже предлагается реализовывать проект, имея выделенные земельные участки в долгосрочной аренде.

Кроме того, пока земля не была оформлена, она сдавалась в краткосрочную аренду на 11 месяцев, что приносило минимальный доход в районный бюджет. На данный момент у нас уже серьезные поступления: от оформленных земель получено 250 млн рублей в областной и 300 млн рублей в местные бюджеты. Сейчас мы эту работу заканчиваем – осталось оформить около 25 тыс. га по области. Думаю, за год-полтора мы эту работу завершим.

Помимо этих направлений, за пять-шесть лет департамент прирос новыми функциями – начиная от регулирования рекламного рынка и заканчивая алкогольным рынком, выдачей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

- Как вам удалось привести в порядок такой сложный рынок, как рынок рекламных конструкций?

- Так получилось, что нас наделили этой функцией в 2011 году. На тот момент менялось федеральное законодательство в этой сфере. Был принят закон, который более качественно регулирует рекламные отношения.

Нами было принято решение провести инвентаризацию совместно с городскими властями, архитектурой, сетевыми компаниями, ГИБДД. По городу было выявлено более 4 тыс. рекламных конструкций. Они были в ужасном состоянии, плохого качества, с просроченными разрешениями на установку и эксплуатацию, выдаваемыми городом. Мы сделали новую схему размещения рекламных конструкций, определились с их форматом. В настоящее время в схеме около 1,6 тыс. рекламных конструкций, а все остальные перешли в разряд незаконно установленных. В ходе торгов получили, на наш взгляд, очень хороший финансовый результат – порядка 700 млн рублей в областной бюджет от реализации права на установку рекламных конструкций и порядка 100 млн рублей – ежегодная арендная плата компаний за установку рекламных конструкций. Нас приводили в пример другим субъектам, где не смогли такую работу провести. Сейчас мы занимаемся демонтажом тех рекламных конструкций, которые не вошли в эту схему и установлены незаконно.

Та же работа проводится и в районах области. С каждым районом мы утвердили схему размещения рекламных конструкций. Некоторые районы уже отторговали, получив в общей сложности порядка 20 млн рублей в местные бюджеты. Во многих районах такая работа ещё предстоит.

- Одним из ваших знаковых проектов в статусе руководителя ДИЗО был перезапуск Бутурлиновского ЛВЗ. Как вы считаете, оправдало ли себя вмешательство регвластей в деятельность частного предприятия?

- Работа по возрождению Бутурлиновского ЛВЗ проводилась по поручению и под личным контролем губернатора Алексея Гордеева. Считаю, что проект удался: результатом проведенных мероприятий стало создание в 2012 году нового юридического лица – ОАО «Бутурлиновский ЛВЗ», 51% акций которого находится в собственности Воронежской области, и непосредственный запуск производственных мощностей в 2013 году.

За 2012-2015 годы АО «Бутурлиновский ЛВЗ» в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды уплачены налоги и сборы в размере порядка 900 млн рублей, из них 300 млн рублей – в бюджет Воронежской области.

Если завод выйдет на нормальную производственную мощность, то порядка 1 млрд рублей только в виде акцизов он может давать в область.

Занявшись алкогольной темой, мы столкнулись с новой проблемой: наладили производство, получили лицензию, но полки воронежских магазинов заняты дешевой водкой и пробиться на этот рынок довольно сложно. Начали разбираться – увидели, что мы – один из регионов-лидеров по количеству контрафактной продукции. После этого губернатором было принято решение о наделении департамента полномочиями в алкогольной сфере: выдача лицензий на розницу. Изучив проблему, поняли, что банально отсутствует взаимодействие между разными структурами. Вроде все занимаются этой проблемой – и правоохранительные органы, и областные, и муниципальные, а единого подхода нет. Кроме того, впервые был применен в Воронежской области механизм аннулирования лицензий по фактам нарушения лицензионных условий.

Была создана межведомственная рабочая группа, объединились со всеми силовыми структурами и начали масштабную работу. По инициативе губернатора области Алексея Гордеева эта проблема была серьезно поднята на федеральном уровне. На очередном совещании у вице-премьера правительства России Александра Хлопонина нам предложили стать пилотным регионом, на котором можно было бы отработать всю процедуру взаимодействия с Росалкогольрегулированием, полицией, другими службами. Сегодня мы начали реализацию этого пилотного проекта. Почти готово многостороннее соглашение с Росалкогольрегулированием, контрольными, правоохранительными органами, подписав которое, мы постепенно сможем навести порядок в этой сфере.

- Теперь нужно взять под крыло какую-нибудь другую компанию из другой отрасли и навести там порядок.

- Бутурлиновский ЛВЗ – разовое решение. Я сразу выскажу свою позицию (такая же и у губернатора): неправильно государственным структурам управлять предприятиями, фабриками, заводами. Да, мы пошли по пути акционирования ГУПов, при котором государство становится акционером. Но потом мы ищем достойного инвестора, который смог бы развивать предприятие. Так было, например, с Нововоронежским рыбопитомником и Семилукским огнеупорным заводом.

На мой взгляд, государство – самый неэффективный собственник в управлении такими предприятиями. На них нужно привлекать инвесторов.

- На сайте облправительства сказано, что вы координируете деятельность в антикризисном управлении и банкротстве социально значимых предприятий. Разве у нас есть социально значимые предприятия, которые находятся в процедуре банкротства? И какова в этом миссия вашего ведомства?

- У нас нет социально значимых предприятий в процедуре банкротства. У нас немного другое направление – МУПы и ГУПы. По поручению губернатора мы вели большую работу по сокращению количества банкротных муниципальных предприятий. Они де-юре не являются социально значимыми, но там находится муниципальное имущество, там работают люди и выполняют социальные функции. В 2009 году, когда мы начали заниматься этой проблемой, было 92 муниципальных предприятия-банкрота. На сегодняшний момент у нас остался один МУП, который находится в процедуре банкротства. Но, как нас заверяет городская власть, в ближайшее время они ликвидируют и это муниципальное предприятие, на нем никакого имущества не осталось, там остались только долги, которые нужно погасить. Районы все справились с этой задачей: у них ни одного муниципального предприятия в банкротстве нет.

Мы пошли дальше и рассмотрели все убыточные предприятия – их количество тоже сократилось.

- Природные ресурсы и экология – новое для вас направление. Возникают какие-то сложности в работе?

- Трудности есть, связанные с изменениями федерального законодательства. Недавно, например, в сфере обращения с отходами был принят новый федеральный закон, которым были внесены изменения в ранее действующее законодательство. В нем власти полностью поменяли подходы к регулированию этой сферы. Определили, что теперь должна быть разработана территориальная схема размещения отходов, утвержден региональный оператор. К этому закону должны были принять ряд подзаконных нормативных актов. Пока они не приняты, и в этой части есть определенная сложность. Рассматривали недавно эту неопределенность с главами. Они переживают, что выстроенная хоть как-то система утилизации отходов может быть нарушена с принятием этого закона. Но я уверен, что старую систему надо принять во внимание и как минимум не ухудшить ее.

Есть некоторые проблемы с федеральным финансированием – например, по расчистке рек.

Но в любом случае по всем направлениям мы стараемся усиливать работу. Например, приняли решение увеличить количество особо охраняемых природных территорий, то есть установить те места, где необходимо наложить определенный запрет, поставить ограничения на использование, чтобы сохранить территорию в том виде, в котором она есть. Продолжаем вести работу по гидротехническим сооружениям. Блок большой, интересный.

- Какие задачи стоят перед вами до конца 2016 года?

- Перед ДИЗО задача номер один – пополнение бюджета. Мы поставили себе планку в 1,1 млрд рублей в доход областного бюджета. Это доходы и от продажи земли, и от реализации плана приватизации, и от той же рекламной деятельности.

Рассчитываем завершить работу по оформлению невостребованной земли в Воронежской области.

Алкогольный рынок – реализация плана пилотного проекта: раз уж нам доверили, нужно реализовывать дорожную карту и показывать всем пример, как можно объединить все ведомства в этом сложном вопросе.

Рекламный рынок – по городу продолжаем проводить торги уже по второстепенным улицам, которые первоначально не вошли в схему размещения рекламных конструкций, наваливаемся на демонтаж рекламных конструкций.

Залоговый фонд – относительно новое направление нашей деятельности. Интересный инструмент привлечения инвестиций. Когда инвестор заходит работать на территорию области, ему зачастую не хватает своей залоговой базы, чтобы получить достаточно кредита. Мы помогаем залоговым фондом получить кредитные ресурсы и реализовать инвестиционный проект. Схема показала свою состоятельность: порядка 19 млрд рублей, по подсчетам наших экономистов, благодаря такой поддержке в виде инвестиций было привлечено в область. Эту работу мы будем продолжать дальше.

- Предыдущая ваша работа – в федеральном ведомстве, Минсельхозе. Сейчас – региональное правительство. Где проще работать?

- Да везде сложно. Но чем отличается работа в субъекте от работы на федеральном уровне – здесь видишь конкретный результат. Там написали закон, приняли его в Думе. Как он работает? Как на практике применяется? Непонятно. А в регионе реализовали проект – вот он, сразу виден. От этого получаешь удовольствие большее, чем от написания законопроектов в федеральном министерстве.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0