22 ноября 2024, 09:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Митрополит Липецкий и Задонский Никон: «Мое хобби – помогать нуждающимся»

28.03.2016 14:26
Автор:

Воронеж. 28.03.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Митрополит Никон рассказал «Абирегу», как он пришел к Богу, кем работал до священства, о своих тяжелых трудах на восстановлении храмов и о своем любимом увлечении.

- Вы выросли в атеистической стране и при советской власти стали священником. Как так получилось?

- А у меня родители верующие. Православные. Мама водила нас в церковь за 15 километров. Там мы причащались, стояли службу и шли домой. Отец ходил славить Христа по праздникам. Однажды благодаря ему нам даже явилось чудо. У нас дома икона была преподобного Сергея Радонежского в окладе из фольги. Фольга вся почернела, и отец ее обновил. После этого икона засияла. А через несколько дней мы выиграли по облигации определенную сумму денег (я сейчас не помню, какую). И мама говорила, что это преподобный Сергий дал нам средства на нашу жизнь.

- И Вы мечтали стать священником?

- Нет. Я, собственно говоря, и не хотел быть духовным лидером. Я считал, что не достоин такой чести. У меня была обычная жизнь православного христианина. Я молился, ходил в храм. Людям помогал. Потом уже батюшки, с которыми я познакомился, вложили мне идею стать священником. А до этого я работал на ТЭЦ. Управлял турбогенераторами, которые вырабатывают электроэнергию. И мне интересно было работать по этой специальности.

- А кроме работы на ТЭЦ что вас интересовало?

- Мое хобби - помогать нуждающимся. Я с детства любил трудиться и многое умел делать. Были тогда женщины, которые не имели мужчин в доме, и я им помогал. Делал рамы, двери и разное другое по хозяйству. Всем это было известно, и ко мне приходили, просили помощи. Тогда у меня, конечно, и тщеславие было, потому что меня хвалили и говорили, что я не такой, как другие. И когда я ездил по монастырям, там тоже всегда пригождался. И крыши перекрывал, и дрова колол. Не отказывался от любого послушания.

- Когда Вы стали священником, как к этому отнеслись Ваши родители?

- Отец сначала был против. Он насмотрелся фильмов про попов и говорил мне, что не хочет, чтобы я тоже был попом. Я у него спрашивал: «Почему?» А он мне говорил: «Попы - это тунеядцы, они не хотят работать, живут за счет других». А я тогда был в селе Борки, это в Тербунском районе, и мне священник отец Власий говорит: «Где бы мне найти печника? Мне нужно печи сложить при храме». А мой отец мастеровой был, печки класть умел. Я его и позвал. Он приехал, печи сложил, с батюшкой пообщался, и он так ему понравился, что он мне сказал: «Ну ладно, если как отец Власий будешь, то иди в священники». А потом столько у него было гордости! Везде всем хвалился: «У меня сынок – батюшка!» Ну а мама, она об этом и мечтала.

- Какие у Вас были отношения с октябрятской, пионерской и комсомольской организациями?

- Октябренком не был, родители не желали этого. Пионерский галстук, кажется, носил. Однажды вызвали и говорят: «Если не вступишь в комсомол, то в армию тебя не возьмем». А я в армию очень хотел. «Ладно, - говорю, - вступлю». А потом три раза сжигал комсомольский билет - в школе, в армии и уже когда работал на производстве. Считал причастность к советскому строю небогоугодным делом... Предлагали мне и в партию вступить, хотели меня поставить парторгом цеха, где я работал. Но я отказался. Сказал, что выбрал другое направление жизни. И поступил сначала в семинарию, а потом в Московскую духовную академию.

- А крестик носили?

- Носил. Только в армии (я служил в ракетных войсках) приказали снять. Я его с груди снял и зашил в воротничок.

- У вас не было семьи. Вы никогда об этом не жалели?

- Да нет. Хотя, может быть, и было желание жить как все остальные, жениться, семью создать. Но так получилось, что я стал монахом. А монах это monos - «одинокий». Одинокая жизнь.

- А были девчонки, в которых вы влюблялись?

- О! Полно! Но, видно, Господь вел меня к другой жизни. Он не давал мне к кому-нибудь прикипеть. Всегда получалось так: тем, кто нравился мне, не нравился я, а те, кому я нравился, мне не нравились. Но у меня такой, наверное, характер, что, если мне не отвечали взаимностью, я не сильно огорчался.

- При Вас в Липецкой области началось возрождение храмов. Много Вы их восстановили?

- Много. Я начал этим заниматься еще тогда, когда попал на приход. Храм до этого был закрыт 10 лет. И там почти все было разрушено. Я сделал многофункциональный деревообрабатывающий станок и целыми днями то пилил, то строгал, то крест на куполе ставил, то иконы писал на барабане. Председатель колхоза своим колхозникам говорил: «Посмотрите, вы еще спите, а поп уже работает!» Когда я стал архиереем, в области было всего 43 действующих храма. Сейчас – 270.

- Вы же еще занимаетесь сельским хозяйством?

- Да, обязательно. Нам дали 700 га земли. Сажаем все: и картошку, и свеклу, и морковку и все остальное. За Доном – километра полтора от монастыря – подворье. Коров дойных у нас около 50. Куры были. Три лошадки. На них ребята пасут коров. Техника тоже есть. Тут был Сергей Николаевич Уваркин. Он новую технику покупал, а старую нам отдавал.

- И хватает своих продуктов?

- Хватает. И сами весь год с продуктами, и еще кормим паломников и тех, кто приезжает, просит пожить в монастыре и помолиться.

- Говорят, Вы заготавливаете много грибов?

- Мне, еще когда я жил на Соколе, полюбилось там собирать грибы. Садился на мопед - и в лес. А здесь мы ездим по грибы на машине. Иногда по два кузова привозим. Последний раз ездили 30 декабря прошедшего года.

- Зимой грибы собираете?

- Зимой, да. Вешенку, например. У нее такое свойство: когда мороз - замерзает. А земля оттает – дальше растет. Удивительный гриб! Мы их зимой топориком скалываем. Мы находили вот такие в обхват смерзшие глыбы этих грибов.

- А не боитесь? Сейчас там много случаев отравления дикими грибами…

- Не. За 20 лет у нас не было ни одного случая отравлений. Была история (я ее всем рассказываю). Сварили партию грибов и говорят мне: «Владыка, вот смотри, в кастрюлю гриб попал несъедобный». Хотели все выбросить, чтобы братия не отравилась. Тогда я взял этот гриб и говорю: «Я его съем, и если жив останусь, то всем можно есть». Съел, и ничего мне не было. Ведь сказал Господь, что истинно верующие «аще что смертное испиют, не вредит их».

- Вы каких людей любите?

- Добрых. Тех, кто на зло отвечает добром.

- Вы думаете, такие бывают?

- Да, и я знал таких людей. Таким был мой духовник отец Виталий. В него и стреляли, и в милицию забирали, били и что только с ним ни делали, а он никому не мстил. Его духовный отец схимитрополит Зиновий прошел через лагеря и тоже не мстил своим гонителям. Ибо сказано: «Мне отмщение и Аз воздам». И были эти люди как ангелы, как столпы огненные от земли до неба.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0