WorldClass

20 апреля 2024, 12:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ТОП-100 – Импортозамещение по-воронежски: ВМЗ готов к переменам ради возрождения отечественной космической промышленности

29.09.2016 12:23
Автор:

Воронеж. 29.09.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Попасть на территорию Воронежского мехзавода (52-е место в Рейтинге крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100 (производители) 2016 года) – крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса страны – не так-то просто: гриф секретности лежит не только на применяемых технологиях, но и на данных по выпускаемой продукции. Информации о ней не так уж много. Известно, что 2/3 усилий ВМЗ сосредоточено на производстве ракетных двигателей. Это единственный завод в России, который обладает производством полного цикла и способен выпускать 8-10 типов двигателей одновременно как для ракетно-космической, так и для оборонной промышленности. Такая специализация не была случайной: по указу президента РФ в 2007 году ВМЗ вошел в состав федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», базового предприятия ракетно-космической промышленности.

Сегодня главным заказчиком Воронежского механического выступает государство, задачи ставятся стратегические: модернизация и техническое перевооружение ракетнокосмической отрасли. Кроме того, предприятие работает и на регион: производит оборудование для нефтегазодобычи, буровое оборудование, нефтегазовую арматуру.

Не секрет, что еще пару лет назад завод переживал не лучшие времена. Нестабильная ситуация на мировых рынках и снижение заказов привели к уменьшению объемов продукции.

Это коснулось в первую очередь авиационного производства и производства оборудования для нефтегазодобычи. Падение было зафиксировано на уровне 40 и 33% соответственно. По итогам 2015 года ВМЗ выполнил план товарной продукции на сумму 4,3 млрд рублей, что на 10% меньше, чем в 2014 году (4,8 млрд рублей).

Руководство предприятия оказалось перед сложным выбором: сокращать штат и издержки либо проводить реструктуризацию производства и подстраиваться под меняющиеся рынки. Штат удалось сохранить, пусть и с помощью такой непопулярной меры, как переход на 4-дневную рабочую неделю. Реструктуризацию ускорили события 2014 года, когда отечественные заказчики потеряли ряд поставщиков с Украины.

Вопрос о необходимости перейти на собственное производство продукции, которая ранее закупалась за рубежом, рассматривался на уровне правительства.

Итогом стал ряд правительственных решений. Воронежскому механическому заводу достался новый государственный заказ по производству импортозамещающего оборудования. Речь идет о собственном производстве титановых шар-баллонов высокого давления для хранения газообразного рабочего тела в криогенной среде в составе ракет-носителей «Ангара». Ранее такую продукцию для нужд российской оборонки производил днепропетровский Южный машиностроительный завод имени Макарова («Южмаш»).

2015 год ушел на подготовку документации, разработку технологии и изготовление первых испытательных образцов. А дальше, по словам специалистов, не один год уйдет на отработку технологий и доводочные испытания, ведь титан – материал специфический. Кроме того, задача стоит не просто воссоздать продукцию бывшего партнера, но модернизировать производство полностью. Основные инвестиции по этому проекту завод получит в 2017–2019 годах.

Вторым важным событием для Воронежского механического завода стало создание в 2015 году на базе собственного инструментального производства Центра компетенции по изготовлению оснастки двигательных установок. Проект этой структуры был разработан в Москве. Согласно проекту, каждый из филиалов (кроме Воронежа, это Москва, Королев, Ковров, Омск, Пермь и Челябинск) специализируется на уникальном направлении.

Воронежскому мехзаводу доверили производить инструменты и оснастку для всех семи предприятий-филиалов ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Проект рассчитан на пятилетний срок и должен быть реализован до 2020 года.

Стоит отметить, что в прошлом году по отдельным направлениям производства «Гражданская продукция» ВМЗ, в том числе «Металлургия», был зафиксирован самый большой рост выпуска продукции – 124%. Во многом это произошло благодаря созданию на базе ВМЗ Центра компетенции по изготовлению оснастки двигательных установок. Поэтому в планах на 2016 год заложено освоение объема производства в размере 4,5 млрд рублей, что выше показателей 2015 года. Освоение выпуска перспективной гражданской продукции должно дать прирост объемов на 10% по сравнению с 2015 годом.

Так, постепенно, ВМЗ становится все привлекательней для инвесторов: если в 2015 году вложения в производство составили 865 млн рублей, из которых собственных средств предприятия – порядка 63 млн рублей, то в 2016-2017 годах ожидается приток внешних инвестиций в размере 1,4 млрд руб.

Однако главным капиталом предприятия директор ВМЗ Иван Коптев считает трудовой коллектив.

«Люди с пониманием отнеслись к тому, что нам пришлось перейти на неполную неделю работы. И такое отношение проявляется во всех непростых ситуациях. Более года назад, когда при запуске «Протона» произошла авария из-за конструкторской ошибки, доработку двигателей пришлось
производить нам как серийному изготовителю, – рассказывает Иван Тихонович. – После того как
конструкторы КБХА внесли изменения в документацию, коллектив подразделения «Спецтехника» и отдел главных специалистов работали в три смены, в режиме нон-стоп». В итоге за три недели удалось не только найти ряд оригинальных решений, но и успешно внедрить их в доработанный двигатель. Инцидент при запуске произошел в мае, а уже в июле результат интенсивного труда был защищен на Международной комиссии специалистов РКП, после чего запуски РН «Протон» возобновились.

Похоже, что успешные испытания проходят не только конструкторские и технологические разработки в цехах Воронежского механического завода, но и само предприятие с честью выдержало испытание временем.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1