WorldClass

29 марта 2024, 08:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Смена торговых условий диктует новую модель работы воронежских ритейлеров и производителей

22.02.2017 17:36
Автор:

Воронеж. 22.02.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Изменения в закон о торговле, которые касаются работы поставщиков и ритейлеров, не вызывают больших сложностей у представителей воронежского бизнеса, считаю эксперты «Абирега». Однако теперь на плечи производителей, чьи права постарался максимально защитить закон, ложится персональный выбор: как лучше продвигать продукцию, чтобы увеличивать ее привлекательность для торговых сетей.

Поправки в закон «О торговле», принятые в июле 2016 года, ограничили размер вознаграждения торговых сетей уровнем в 5% от цены купленного товара. Ранее бонус за то, что ритейлер взял товар на свои прилавки составлял 10%. В эти бонусы включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению продукции. Кроме того, июльские поправки в закон коснулись и сроков оплаты товаров. Они сократились до 8-40 дней вместо действующих ранее 10-45 дней. Чтобы привести договоры с поставщиками в соответствие с новыми требованиями, ритейлерам был дан срок до 1 января 2017 года.

Как считает кандидат юридических наук Воронежского госуниверситета Наталья Соловьева, цель законодателя в принятии поправок к закону о торговле – отрегулировать рынок, защитить производителя и сделать товары более доступными для покупателя. «Однако часто получается, что когда одна сторона получает, другая теряет, – считает эксперт. – Так, малый и средний бизнес стали немногим более защищены, в то время, как торговым сетям условия наоборот ужесточили». В качестве итога такой ситуации госпожа Соловьева называет возможные попытки ритейлеров искать вынужденные «пути обхода» в новых условиях рынка, чтобы всё же «дополучить» прибыль после ее снижения за счет бонусной части. «К примеру, это могут быть и увеличение штрафов за просрочку поставок товаров, и бартерные схемы», – рассуждает эксперт.

Сложностей в работе по новым правилам в целом воронежские производители не видят. Гендиректор местного ООО «Ряба» Вадим Мурашкин рассказал, что компания просто перезаключила договоры за ноябрь и декабрь по новым правилам, а с 1 января 2017 года составляет документы по новым требованиям. «Условия работы на рынке в целом не изменились», – отмечает господин Мурашкин. Свою продукцию «Ряба» поставляет в московское Metro, «Ленту» в Ростове, воронежские «Магнит» и «Пятерочку», «Перекресток» в Рамони Воронежской области.

Ритейлеры также не наблюдают серьезных проблем после введения поправок в закон, но отмечают изменившиеся торговые условия, которые диктуют новые принципы работы. Директор воронежской торговой сети «Центрторг» Сергей Кастрюлев считает, что теперь всё решает производитель. Он затронул тему реализации новых правил работы с производителями на недавнем экспертном комитете Торгово-промышленной палаты области (ТПП). Господин Кастрюлев пояснил, что теперь бонусы для ритейлеров составляют 4,2% с учетом НДС, и это существенно меняет схему работу с производителями.

«По каким условиям работать с товаром, теперь полностью решает поставщик: продвигать ему товар или нет, и по каким условиям работать, – отметил глава торговой сети. – Производители решили, что им не нужно выплачивать нам прежние бонусы. Тогда и мы будем решать, нужна ли нам их продукция или нет на таких условиях. Ведь этот бонус – это не деньги себе в карман, это реальные обязательства, начиная от объема закупки и заканчивая маркетинговыми обязательствами». Именно поэтому, по словам главы сети, в 2017 году «Центрторг» отказался от договоров с некоторыми прежними поставщиками.

У поставщиков сегодня также появилась возможность продвигать товары за счет заключения договора на маркетинговые услуги с не афиллированными ни с ними, ни с ритейлерами фирмами. И дальше эти компании могут обсуждать коммерческие условия работы с торговыми сетями. Однако, как рассказал глава «Центрторга», пока к нему не приходили представители таких агентств.

Эксперт резюмировал, что поставщики и поправки в закон сформировали такие торговые условия, при которых крупные ритейлеры могут «играть на рынке цен». «Сейчас поставщики дают весомые скидки крупным сетям, а региональным клиентам продажа идет по большей цене. Зачем нам тогда покупать и тратить больше денег на закупку за тот же объем товара?», – риторически интересуется Сергей Кастрюлев. Такая работа приводит только к потере доходности торговых сетей.

В крупной сети X5 Retail Group (магазины «Пятерочка» и «Перекресток») «Абирегу» не смогли дать оперативного ответа на вопрос, действительно ли товары ей достаются по более низкой цене, чем меньшим региональным ритейлерам. Редакция ждет от компании ответ на отправленный запрос.

Пристально следит за соблюдением закона о торговле Федеральная антимонопольная служба. Однако, как выяснил «Абирег», жалоб на нарушения новых правил закона в воронежскую ФАС за последние полгода не поступало. Поэтому можно предположить, что все шероховатости в схеме «поставщик – ритейлер» сглаживает сам рынок и воронежский бизнес старается договариваться полюбовно, без ссор. Смена модели работы производителей с торговыми сетями пока привела к меньшим издержкам на бонусы ритейлерам, но и к меньшим шансам продать тот же объем продукции на прежних маркетинговых условиях.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0