WorldClass

16 апреля 2024, 13:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Бунт воронежских производителей: «Новые правила торговли загоняют нас в минуса!»

13.03.2017 10:53
Автор:

Воронеж. 13.03.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Поправки в закон «О торговле», принятые в июле 2016 года, поменяли торговые условия на воронежском рынке продуктов питания. С одной стороны, закон освободил производителей от обязанности платить ритейлерам бонусы за то, что они берут продукцию на свои прилавки. С другой стороны, в ответ на такой «игнор» их услуг, но главное, чтобы не допустить падение выручки, торговые сети начали заставлять производителей снижать цены поставки. В итоге воронежские поставщики, для которых «старался закон», открыто заявляют, что не выиграли от новых правил торговли. В условиях нового рынка им с трудом работается, а порой и на грани убыточности.

Новые правила торговли прессуют воронежских производителей

Договоры с учетом изменений в законе о торговле ритейлеры и поставщики начали составлять с конца прошлого года, но негативные последствия новых рыночных условий стали заметны в этом году.

Напомним, речь в поправках к закону идет об ограничении до 5% ретробонуса для торговой сети, и сегодня фактически он составляет 4,2% с учетом НДС. Ранее вознаграждение ритейлера за то, что он взял товар на свои прилавки, составлял 10% от стоимости закупленного товара. В эти бонусы включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению продукции. Кроме того, изменения затронули и сроки оплаты товаров. Они сократились до 8-40 дней вместо действующих ранее 10-45 дней.

С одной стороны, целью государства в принятии поправок к закону о торговле было защитить производителя от высоких издержек на бонусы сетям и за счет этого сделать товары более доступными для покупателя. По логике законодателей: чем ниже издержки на бонусы, тем адекватней цена для поставки в торговую сеть и тем доступней, то есть ниже, цена на прилавке для конечного потребителя. Но с другой стороны, новые правила не только не облегчили жизнь локальных, в частности воронежских, товаропроизводителей, но вынуждают их даже «уходить в минуса», чтобы выдержать удар от условий нового рынка.

Как оказалось, изначальные планы на то, что производители будут благодарны за снижение издержек на ретробонусы, привели лишь к их недовольству. Воронежские поставщики высказали свои сомнения по поводу необходимости новых правил торговли в местной Торгово-промышленной палате (ТПП) на совете рынка под председательством начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти Центрально-Черноземного дивизиона торговой сети «Пятёрочка», депутата липецкого облсовета Романа Черешнева. В дискуссии приняли участие с десяток воронежских компаний – АО «Мукомольный комбинат «Воронежский», кондитерский комбинат «Сажинский», ООО «Давыдовский овощесушильный завод», СПК «Воронежский тепличный комбинат», ООО «Бобровский мясокомбинат» и другие.

Новый рынок: ритейлер «добирает» выручку за счет снижения цены закупки – поставщик продает по невыгодной «минималке»

Представители воронежских компаний констатировали: новые правила лишь ухудшили условия работы с ритейлерами. Поставщики обозначили то, что не захотел учесть закон. После отмены прежнего размера ретробонуса торговые сети любыми способами «добивают» свою прибыль, чтобы не упасть ниже прежнего уровня рентабельности (около 2%). При этом все согласились, что ритейлер вынужден это делать, так как затратная часть для него остается неизменной, а падение выручки он допустить не может. И по сути, никто не виноват, так как такую схему работы начали диктовать новые условия на рынке торговли.

Наибольшее недовольство поставщиков вызывает то, что новые условия заставляют их снижать отгрузочные цены и порой даже «уходить в минуса». Потому что, хотя они теперь и не платят ретробонус ритейлеру, сети отказываются покупать по прежнему прайсу, требуя снижать цены пропорционально уменьшению бонуса, то есть, в среднем на 10%.

При этом воронежские сети делают наценку на товар в размере 25-30%, и в таких условиях поставщикам реально торговать на большие партии, так как есть спрос у потребителя. С крупными федеральными сетями, как заявили участники дискуссии, им сложнее – наценка доходит до 65% при том, что продают в сеть производители и так по «минималке».

Недостатки новых рыночных условий в Воронеже пояснила «Абирегу» замдиректора Бобровского мясокомбината Ирина Кабацкая: «Раньше у нас были условия в сети: 10% ретробонус и еще дополнительно 5% маркетинг, итого 15%. В итоге после поправок в закон о торговле их отменили и оставили 5%. Мы должны были по идее получить от этого снижения выгоду. Но мы снизили и свои цены в среднем на 10%. Мы не платим бонусы, но у нас их «забрали в цену»: мы поставляли по 100 рублей, а теперь по 90 или 80. Если бы закон был так осуществлен – убрали 10% ретробонуса, а цена поставки осталась бы прежней, тогда да, мы бы понимали выгоду. А сейчас есть продукты, которые мы продаем ниже себестоимости. Потому что нам изначально сказали, что цена на полке не повысится».

Ритейлеры отказываются повышать цену на полках и жестко штрафуют за всё

Воронежские товаропроизводители высказались «за» повышения цены на их товары на полках, так как это помогло бы им повысить цены на поставку в сеть. Однако ритейлеры в этом году по непонятным для поставщиков причинам отказываются. Раньше, по условиям договоров с сетями, поставщик имел право повышать цену до четырех раз в год. Это ему, конечно, выгодно, так как повышает отгрузочные цены.

«Сегодня в условиях договора это тоже есть: раз в три месяца мы можем обратиться в торговую сеть и предложить повысить цены на наши товары, – пояснила Ирина Кабацкая. – Всегда были какие-то вопросы в работе с сетями. Мы планировали, например, четыре повышения, но сети могли дать одно, максимум два повышения. За прошлый год мы подняли цену только один раз, осенью второй раз нам уже не дали. А в этом году вообще не дают повышать. На все письма, которые мы пишем, не получаем обратной связи».

Некоторые товаропроизводители заподозрили само государство в отказе повышать наценки, чтобы не росла цена для конечного потребителя. Роман Черешнев не согласился с таким предположением. По его мнению, законодатель в первую очередь озабочен регулированием конкуренции на потребительском рынке. «Государство не участвует в ценообразовании, все законы применяются, чтобы сбалансировать административными методами рыночную силу федеральных торговых сетей и локальных товаропроизводителей», – заявил господин Черешнев. Главным аргументом ритейлеров не повышать цены на полках он считает дефляцию, которая и обеспечивает стабильность цен в 2017 году: «Производители требуют от сетей поднять закупочную цену, но как они могут это сделать в рамках дефляции?»

Другим новым жестким методом воронежских ритейлеров, чтобы «добрать выручку», поставщики назвали введение большого количества штрафов. Буквально за любую оплошность – будь то несоответствие заказу, неправильная маркировка на товаре, недовоз, пересорт – региональные сети штрафуют по 50 тыс. рублей. Санкции за нарушения были и раньше, но прописывал их ритейлер в допсоглашении к договору в проценте от партии заказа, а теперь в конкретной сумме. «Даже если товара в сеть поставили на 3 тыс. рублей, штраф 50 тыс. рублей!» – возмущаются воронежские поставщики.

Ярмарки и киоски – не альтернатива

Что касается альтернативных торговым сетям площадок для местной продукции, таких как ярмарки или киоски, в Воронеже такие варианты не «прокатывают». В прошлом году в городе снесли около 700 ларьков, которые занимались розницей.

Разрешенных воронежской мэрией точек продаж на ярмарках также очень мало. Даже если и получается выехать туда с продукцией, то сразу появляются слишком много ограничений и формальностей от городских властей – определенное архитектурное решение и прочее. По мнению местных производителей, это не помогает им продать продукцию, а скорее отталкивает от участия в ярмарочной торговле. «Есть всего четыре точки, где мы можем поработать на ярмарке, и это на миллионный город!» – привел пример представитель местной компании.

Роман Черешнев удивился такой ситуации по воронежским точкам альтернативной торговли, ведь в Липецке, где он является депутатом облсовета, у производителей нет таких проблем и больше свободы для уличной торговли.

В итоге, не на бумаге, а в реальности получилось, что государство, конечно, потрудилось для облегчения жизни локального производителя, но в ответ услышало: «Спасибо, нам не надо такой помощи». По логике должно было стать проще выйти на прилавки со своей продукцией, но так не вышло. На реальном рынке условия работы только ужесточились – и для поставщика, и для ритейлера. Конечно, обе стороны всеми способами стараются «добивать» свою выручку и сохранять прежнюю рентабельность. Но если раньше сотрудничество шло на понятных всем условиях, то теперь оно превратилось в поле боя. Внутри торговой схемы поставщик – ритейлер появилось много шероховатостей, которые лишь настраивают стороны на конфронтацию, чем на диалог.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3