WorldClass

29 марта 2024, 01:02
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор Агентства по инвестициям и стратегическим проектам Воронежской области Данил Кустов: «За инвесторов между регионами идет серьезная конкуренция»

23.03.2017 11:22
Автор:

Воронеж. 23.03.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Два года Данил Кустов руководит Агентством по инвестициям Воронежской области, а до этого пять лет проработал здесь же первым заместителем. За все время возглавляемому им агентству удалось привлечь в область девять крупных инвесторов с общим объемом инвестиций более 20 млрд. рублей. Еще тридцати компаниям помогли в реализации инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Воронежская область оценивается федеральными властями как регион с комфортными условиями ведения бизнеса. О работе Агентства с инвесторами и планах на будущее Данил Александрович рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу».

– Изменился ли взгляд на работу агентства с тех пор, как вы вступили в должность директора? И можно ли сейчас дать оценку – что удалось реализовать из задуманного, а что – требует переосмысления и доработки?

– Главная сложность для меня, как для вновь пришедшего руководителя, определялась тем, что планка изначально была установлена высоко. В 2014 году опыт нашего агентства был включен в общероссийский сборник успешных инвестиционных практик, составляемый федеральным Агентством стратегических инициатив. Я должен был не просто сохранить существующий уровень работы, но и поднять его на новую высоту. А в современных условиях брать новые рубежи в инвестиционной деятельности не просто.

Результаты нашей работы получили высокую оценку на федеральном уровне. Именно наш опыт был представлен на заседании Госсовета при Президенте РФ в числе двенадцати моделей улучшения инвестиционного климата в регионах.

– Каких именно инвесторов агентство привлекло в регион за период вашей работы, и много ли среди них было иностранцев?

– За два прошедших года организовано 36 официальных визитов представителей российских и иностранных инвесторов на территорию Воронежской области. Много это или мало? Это больше чем один визит в месяц. С учетом того, сколько времени требуется на подготовку одного такого визита, работа была проведена кропотливая. Про выезды представителей компаний на инвестиционные площадки, а большая часть из них расположена в районах области, встречи с руководством местных муниципалитетов даже говорить не приходится. Это так, рабочий момент.

Итогом этой работы, как я уже сказал, стало положительное решение 9 компаний-инвесторов: «Эко-культура», «Атлантис-Пак», «СервисСтройТорг», «ФосАгро», DoorHan, NaDo, Королевский трубный завод и т.д. Есть среди них и иностранные: немецкие Bionorica, Claas, «Fresenius-Воронеж» и тайваньская Tong Tai.

Но не прекращаются переговоры и с теми, кто еще не принял положительного решения о реализации инвестиционных проектов на территории нашего региона. Мы не теряем надежды убедить их в том, что лучшего региона для взаимовыгодного сотрудничества, не найти.

– Какие аргументы вы используете, чтобы доказать привлекательность Воронежской области для российских и зарубежных инвесторов?

– Знаете, некоторые факты в доказательствах не нуждаются. Ведь прежде, чем принять решение о размещении производства на территории того или иного региона, любой инвестор в первую очередь проводит мониторинг социально-экономических и политических условий, в которых ему придется работать. Тот факт, что за последние восемь лет воронежский регион сформировал положительный инвестиционный имидж, является практически аксиомой. Правительство области проделало огромную работу, чтобы создать максимально комфортные условия ведения бизнеса в регионе. К ним относятся не только политическая и экономическая стабильность, но богатый кадровый и научный потенциал, а также уже существующий успешный опыт реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Кроме того, какой инвестор откажется от площадки с таким удобным географическим расположением, обеспечивающим высокую транспортную доступность рынков сбыта продукции.

Большим подспорьем для будущих инвесторов являются действующие в регионе индустриальные парки. Их у нас сегодня четыре: три государственных – «Масловский», «Лискинский» и «Бобровский», и один частный – «Перспектива». Парк «Масловский», к слову, входит в пятерку крупнейших в европейской части России и занимает площадь в 598 га. В 2016 году на его территории решили разместить свое производство такие компании, как «Атлантис-Пак», «СервисСтройТорг», DoorHan, NaDo и Bionorica.

– Вы упомянули, что воронежское Агентство по стратегическим инвестициям не раз входило в сборник лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Чья это заслуга?

– Я бы отметил два момента. Во-первых, изначально была создана эффективная и работоспособная структура самого агентства. И это, несомненно, заслуга учредителя – департамента экономического развития Воронежской области.

И, второй момент, это, безусловно, слаженная и грамотная команда, которая сегодня в агентстве работает. Каждый не просто профессионал в своем деле, но обладает способностью работать в коллективе, координировать свои действия с другими.

В итоге мы можем предложить своим клиентам разработку проектов «под ключ», сопровождение проектов на любом этапе по принципу «одного окна», индивидуальный подход. Мы научились работать открыто, оперативно и на результат.

Более того, мы готовы делиться своим опытом с коллегами в других регионах. Считаю, что введение единого механизма работы с инвестором на всей территории федерации значительно бы упростило жизнь и нам, и самим инвесторам.

– Я слышал, год назад вы выступили с подобной инициативой унифицировать на федеральном уровне требования к функционированию региональных институтов развития, так, чтобы привести их к единому стандарту. Как было воспринято это предложение?

– Да, действительно об этой инициативе мы впервые заявили еще в 2015 году в рамках межрегионального экономического форума «Масловский клуб инвесторов». На тот момент в каждом субъекте федерации уже существовал успешный опыт внедрения инвестиционного стандарта. Однако единого федерального стандарта, применимого ко всем регионам, пока нет. Кому и зачем он нужен? Во-первых, это необходимо самим инвесторам. Ведь для того, чтобы сравнивать несколько регионов на предмет инвестиционной привлекательности, логично было бы оценивать их по однородным критериям, использовать единую методику оценки. Без применения унифицированного стандарта существует риск сравнивать «теплое» с «круглым». Поэтому единый федеральный стандарт в инвестиционном рейтинге обеспечил бы максимальную объективность для всех участников этого рынка.

Сегодня коллеги согласны с тем, что наша инициатива актуальна. Во всяком случае, именно об этом шла речь на съезде руководителей инвестиционных агентств и корпораций развития, который прошел в сентябре 2016 года в Воронеже под эгидой Агентства стратегических инициатив. В разговоре приняли участие представители более 40 субъектов РФ. Отдельные предложения, озвученные на съезде, легли в основу моделей улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ, представленных президенту на заседании госсовета в ноябре 2016 года.

– Какие еще инструменты могут упростить доступ инвесторам к необходимой информации на этапе отбора площадки? Ведь это, наверное, очень затратно, ездить по регионам в поисках наилучших возможностей для инвестирования?

– Действительно, на это уйдет много времени и ресурсов, особенно если брать во внимание территориальный масштаб России. Поэтому, в целях экономии сил наших инвесторов, мы предлагаем им первое знакомство с регионом посредством Инвестиционного портала. В 2016 году его создание было одной из наших приоритетных задач. В итоге интенсивной работы получился достаточно дружелюбный интерфейс, уникальность которого в том, что любая заинтересованная компания может получить достаточно полную и актуальную информацию о регионе. Причем не только в режиме веб-страниц, но и в виде готовой презентации.

Если компания заинтересовалась, но у нее появились дополнительные вопросы – а это естественно, для этого случая мы запустили круглосуточную горячую линию. Здесь ведь надо понимать, что наши инвесторы могут находиться в другом часовом поясе, и было бы невежливо по отношению к ним не учитывать разницы во времени. Более того, наш портал, помимо русскоязычной версии, работает на нескольких языках. Сейчас это английский, немецкий, французский и итальянский. Именно на этих языках говорят представители компаний, уже реализовавшие успешные проекты на территории Воронежской области. Со временем, по мере расширения географии сотрудничества, появятся и другие языковые версии портала.

Таким образом, первое знакомство не требует личного присутствия инвестора на нашей территории. Впоследствии, если возникнет взаимный интерес у обеих сторон, есть смысл готовить непосредственную встречу, на которой уже возможно обсуждать более предметно будущие проекты. Такой подход экономит кучу времени и сил.

Приятно, что работа нашей команды по созданию такого ресурса не осталась незамеченной. В прошлом году Инвестиционный портал Воронежской области был отмечен ежегодной интернет-премией «РИФ-Воронеж» в номинации «Лучший сайт в сфере государство и общество». Наши разработки были рекомендованы в качестве примера для других регионов при создании аналогичных интернет-ресурсов.

– И все же, Воронежская область этим летом не вошла в двадцатку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Как вы это прокомментируете?

– Я бы не стал драматизировать. Воронежская область заняла 23-е место, а это, по-прежнему, вторая группа – регион с комфортными условиями ведения бизнеса. На мой взгляд, понижение нашей позиции отражает усилившуюся конкуренцию в поиске привлечения средств между регионами. Не мы стали хуже – выросли наши соперники. В их числе и те, кто успешно сумел применить наши наработки.

– На какой стадии задача агентства считается выполненной? Когда инвестор подписал соглашение и приступил к реализации проекта? Или же вы продолжаете контактировать с ним и дальше?

– Безусловно, наши партнерские отношения продолжаются. Ведь, представьте себе, с каким трудностями вам придется столкнуться в абсолютно незнакомом месте, если необходимо решать такие вопросы, как поиск и подбор земельных участков и промышленных площадок, получение технических условий для подключения к объектам электро-, газо- и водоснабжения, сокращение сроков прохождения административных разрешительных процедур, получение мер государственной поддержки. На этом этапе агентство по инвестициям и стратегическим проектам выступает гарантом того, что со стороны региона все обязательства будут исполнены. Скажу даже больше, наша задача – обеспечить зеленый свет каждому шагу инвестора, который будет сделан в рамках инвестиционного соглашения.

Для удобства, мы предлагаем взаимодействие по принципу одного окна. Это значит, что представителям инвестора нет необходимости ходить по инстанциям и стучаться во все двери. Достаточно обратиться к нам, а уже наши специалисты будут заниматься всей необходимой работой. Спектр вопросов, с которыми к нам обращаются инвесторы, достаточно широк: это и содействие в размещении производств на территории государственных индустриальных парков, и установление контактов с финансово-кредитными организациями для финансирования инвестиционных проектов, и даже решение бытовых вопросов сотрудников компаний-инвесторов.

Только за 2016 год к нам поступило 20 обращений по различным вопросам от компаний-инвесторов, 12 из которых уже решены положительно.

– Но ведь для того, чтобы настолько успешно представлять интересы инвесторов в регионе, у вас должно быть отлажено взаимодействие с различными структурами власти, в том числе, и с муниципальными районами области. Насколько плотно вам приходится контактировать с муниципалитетами, и в чем их интерес этого взаимодействия?

– Это взаимодействие отлажено, и, как вы верно заметили, интерес к нему есть не только у нас. Дело в том, что на уровне отдельно взятого района области достаточно сложно заинтересовать крупных инвесторов, каким бы успешным этот район не был. С другой стороны, любой инвестиционный проект реализуется не на абстрактной территории, а в конкретном месте, которое имеет вполне конкретную территориально-административную отнесенность. Поэтому, с 2015 года, когда был издан «Атлас муниципальных практик», наше агентство начало активную работу над инвестиционными паспортами муниципальных районов. Каждый такой паспорт содержит подробнейшую информацию, которая может быть интересна потенциальному инвестору. В 2016 году мы подготовили 25 таких паспортов, в 2017 году мы планируем завершить работу. Инвестиционный паспорт, по сути, – это визитная карточка муниципального района. Еще одним важным направлением деятельности агентства стала разработка паспортов инвестиционных площадок.

Таким образом, мы помогаем районам привлекать инвестиции, а районы помогают нам эти инвестиции успешно осваивать.

– В рамках телевизионного проекта «Агент бизнеса» на канале Россия-24 недавно вышел сюжет о Воронежской области. В нем, помимо всего прочего, речь шла и о структурах, отвечающих за привлечение инвестиций в регион. Вы довольны теми оценками, которые получило по инвестициям и стратегическим проектам?

– Я думаю, они объективны, как бы нескромно это не прозвучало. Нас оценивали по трем критериям: инвестиционный портал, дистанционное общение и работа организации по привлечению инвесторов. До настоящего времени (оценены 14 субъектов – прим. «Абирег») ни одна специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами не получала таких высоких оценок. Мы получили 100 баллов за дистанционное общение, 90 баллов за инвестиционный портал и 84 балла как организация по привлечению инвесторов. 7 место из 17 – далеко не самый плохой результат.

– Вы много внимания уделяете современным способам коммуникации с инвесторами. А как быть в том случае, если человек предпочитает работать с более привычным, бумажным форматом. Можете что-нибудь предложить в этом случае?

– Вот уже 10 лет, как агентство выпускает сборник лучших компаний региона. В 2016 году он вышел в свет в четвертый раз.

По изначальному замыслу, сборник представляет собой уникальное информационно-аналитическое издание, в котором размещена независимая и объективная информация о ведущих предприятиях и организациях в различных отраслях экономики.

Участником проекта стать не просто. Для этого надо пройти жесткий отбор, который проводится исполнительными органами государственной власти, деловыми объединениями и отраслевыми структурами. В основе отбора – целая система критериев оценки и рекомендаций для включения в сборник.

Цель данного проекта очевидна: презентация инвестиционного потенциала и инвестиционных возможностей региона, демонстрация достижений региональных компаний среди представителей российского и иностранного бизнес-сообщества. Поэтому распространяется он широко – на выставках, форумах и презентациях, проходящих с участием правительства области, как в России, так и за рубежом.

– И традиционный вопрос – какие задачи ставите перед агентством на 2017 год?

– Основная задача неизменна на протяжении последних лет: обеспечить рост инвестиций в экономику Воронежской области. Меняются лишь инструменты и механизмы ее выполнения.

В 2017 году мы планируем разработать и адресно распространить инвестиционный бюллетень о наиболее важных инвестиционных событиях нашего региона, будем более активно использовать социальные сети при продвижении его инвестиционных возможностей. Также будем модернизировать интерактивную инвестиционную карту Воронежской области. Конечно, немало трудностей в нашей работе создает сложная внешнеэкономическая ситуация. Именно она определила те условия, в которых приходится сегодня работать: снижение активности инвесторов, а также ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам. К этому добавляется еще и высокая конкуренция на региональном уровне среди всех субъектов РФ за инвестиционные ресурсы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 8