WorldClass

29 марта 2024, 10:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежские «единороги»: как в регионе продвигают реальные инновации

28.03.2017 17:19
Автор:

Воронеж. 28.03.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Слово «инновации» с недавних пор в некоторых кругах бизнес-сообщества является чуть ли не моветоном. Объяснение простое – об этом говорят на самом верху, постоянно и упорно, в это вкладывают большие деньги, создают разные иннопарки, но вот итог не всегда ясен. У некоторых экспертов даже возникает аналогия между инновациями и единорогом – мол, последнего рисуют, показывают в кино, но животное-то мифическое и на самом деле никогда не существовало (наверное). В Воронежской области далеко не все согласны с этим посылом.

Трудно уже сказать, когда тема инноваций стала мейнстримом в нашей стране, но принято приписывать лавры ее популяризатора премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Логика второго лица в России была и есть очень простой: значительная часть инфраструктуры в стране – богатый, но уже изрядно потрепанный багаж СССР. И с ним надо что-то делать. Причем это касается не только темы условных заводов или транспорта, мысль гораздо шире – другой формат работы, подходы в построении бизнеса, государственного управления и жизни в целом.

Государство начало двигать эту тему. По стране, как грибы после дождя, стали возникать инновационные лаборатории. Пошли первые идеи – вот только чувствовалось, что не всегда в процессе задействованы самые-самые умники и умницы. Время сейчас такое, что оригинальная идея может возникнуть практически у любого студента или работника завода (вспомните, кто был создателем социальной сети Facebook). Встал резонный вопрос: как достучаться до талантов и получить от них обратную связь?

Около пяти лет назад областное казенное учреждение «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» при поддержке департамента экономического развития Воронежской области и лично губернатора Алексея Гордеева запустило такой проект, который должен был донести инновационные идеи до практического воплощения – конкурс назвали «Правила роста».

По признанию экспертов, он уже стал действенным инструментом по поиску перспективных идей и созданию инновационных проектов. За время проведения конкурса на официальный сайт было подано более 4 тыс. идей: молодые изобретатели предлагали свои технологические решения по развитию транспортной инфраструктуры города, улучшению качества оказания медицинских услуг, внедрению инноваций в образовательный процесс и многие другие.

«Воронежская область является одним из регионов, который по праву может называться инновационным. Это не просто слова, это определяется и современным состоянием медицины, образования, науки в регионе», – комментировал ранее предпосылки инновационной деятельности заведующий кафедрой генетики, цитологии и биоинженерии, проректор ВГУ Василий Попов.

Реализация сложной идеи оказалась максимально простой. Собственно, этим, наверное, и объясняется успех «Правил роста». Любой желающий может подать идею на сайт. По информации «Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов», инновационная идея должна содержать техническую, процессуальную или организационную новизну и должна быть подкреплена соответствующими обоснованиями.

Отметим, что сравнение инноваторов с единорогами не случайно и еще по одной причине. «Компания-единорог» – так называют стартапы, которые начали с малого и достигли капитализации на сумму более
1 миллиарда долларов. Где-то половина таких компаний родилась в Калифорнии, где располагается знаменитая Силиконовая долина. Раньше казалось, что ни один стартап не сможет «поднять» миллион. Однако сегодня аналитики не просто смеются над этим представлением, но и заявляют, что мы живем в эпоху «единорогов». Для того чтобы добиться такого статуса нужно, в среднем, 7 лет. Преимущество получают те компании, у которых в штате есть образованные и опытные люди. Возрастом немного за 30. Конечно, успехи воронежского региона в данной области пока намного скромнее, но в рамках РФ – это вполне себе прорыв.

Но, вернемся к «Правилам роста». Подводя итоги 2016 года, заместитель директора Агентства Борис Тригуб заметил, что в конкурсе приняло участие свыше 500 человек, среди которых школьники, студенты, профессионалы и энтузиасты из разных городов страны – Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ростова-на-Дону, Уфы. То есть, идея уже шагнула далеко за пределы региона и этому есть простое объяснение.

«Подобного я нигде не встречал. Да, есть конкурсы, так сказать, разовые, по поиску решения какой-либо задачи, но чтобы с такой периодичностью и постоянством, это только у нас. Тем более, в последнее время многие инновационные конкурсы были свернуты в связи с ситуацией в стране», – пояснил «Абирегу» один из хедлайнеров конкурса Алексей Манаенков.

Ранее он одержал победу с идеей разработанного им первого российского гироцикла «STARUS» (аналог аппарата «Segway»), который сам держит равновесие. Позже он стал известен еще с одной разработкой: «KidsAnimationDesk» – специальный стол для работы в stop-motion анимации.

По его словам, потребность в последнем проекте есть, эта идея вполне может быть монетизирована. Ничего подобного никто не делал ни в России, ни за рубежом. Таким образом, схема государственно-частного партнерства работает практически.

«В архиве конкурса я встречал такие идеи, которые реально воплотить в жизнь, при этом будет создан продукт ранее не известный. И, как правило, эти идеи не были серьезно восприняты», – подчеркнул воронежский новатор.

Несмотря на то, что конкурс успешно работал многие годы, недавно его решили немного перезагрузить, чтобы добавить процессу драйва. В связи с изменением концепции конкурса теперь молодые изобретатели смогут более тщательно продумывать свои идеи, а жюри – производить отбор наиболее перспективных. Организаторы увеличили период сбора концепций и оценки работ до трех месяцев. К работе подключены все популярные коммуникационные площадки. Акцент перезагрузки сделан в первую очередь на повышении качества подаваемых заявок и их оценки.

В рамках каждого этапа конкурса будут объявлены две номинации: основная и специальная, тему которую будет формировать компания-партнер. Так, новаторам предложат найти инновационный ответ на поставленный компанией практический вопрос, а также разработать инновационное решение актуальной задачи для компании.

Здесь заложен очень хороший потенциал для воронежского бизнеса самого различного профиля. Фактически любая фирма может получить простое решение какой-либо насущной проблемы. Более того, учитывая размах проекта, таких решений может быть десяток, а то и больше. А это уже хорошее подспорье в пост-кризисное время, когда оптимизация процессов у бизнес-сообщества стоит чуть ли не на первом месте в повестке любого рабочего дня. Все это осуществимо как раз в рамках специальной номинации для компаний-партнеров.

Помимо этого, частные организации таким образом могут решить еще одну очень актуальную сегодняшнюю проблему кадрового голода. Получается очень простая схема – дал задание, получил технологичное решение, а также возможность «схантить» неизвестного, но очень талантливого специалиста.

Кроме практической и технической составляющей конкурс «Правила роста» несет и творческий месседж. По традиции, на итоговое мероприятие приглашается известная и интересная целевой аудитории медийная персона, а также предусмотрена большая развлекательная программа.

Победителей ждут и другие приятные и полезные бонусы, например, участие в Russian Start-up Tour или всероссийских стартап-конференциях предпринимателей и инноваторов от фонда «Сколково», обучение в бизнес-школе. Кстати, напомним, что это специально разработанный учебный курс, который предназначен для подготовки слушателей по дисциплинам, необходимым для организации, ведения и дальнейшего развития бизнеса в современной практике отечественного рынка. В ходе обучения участники бизнес-школы под руководством преподавателей осуществляют подготовку инновационных бизнес-планов. Первый подобный образовательный курс состоялся в 2013 году, за три года существования школы обучение прошли 34 человека. Согласно данным об оценке эффективности реализации проектов выпускников бизнес-школы, можно отметить, что из проектов, прошедших бизнес-школу в 2013-2015 годах более 40% успешно работают в настоящий момент.

Возможно, прямо сейчас воронежские «кулибины» придумывают свежие идеи – как разгрузить транспортный коллапс региона или добавить ума спортивным объектам. Полет фантазии не ограничен. Кто его знает, может быть некоторым из этих идей суждено материализоваться со временем в стартап и заработать не один миллиард долларов. Пока в России таких не обнаружено...

«Наш конкурс заставляет талантливых людей задуматься и поработать над общими проблемами. Мы ждем свежих решений, которые могут либо вылиться в успешный коммерческий проект, либо помочь решить сложные городские проблемы. Популярность ресурса растет, а это значит, что и ценных идей будет еще больше», – резюмировал Борис Тригуб.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0