WorldClass

28 марта 2024, 22:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Председатель Общественной палаты Курской области Алексей Лазарев: «Прежде чем стать членом профсоюза, человек должен в нас поверить»

21.08.2017 19:27
Автор:

Воронеж. 21.08.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Председатель Союза «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и региональной Общественной палаты, профессор, доктор медицинских наук, награжден двумя орденами «Знак Почета» и Дружбы, экс-ректор Курского государственного медицинского университета Алексей Лазарев не зря оказался в списке самых влиятельных людей. Алексей Иванович взял инициативу на себя и задал тон встречи: он достал профсоюзный билет старого образца и рассказал, что «корочек» осталось много и у него даже появилась идея вставить их в рамочки и вручить ветеранам на память. Алексей Лазарев заметил, что профсоюзное движение осталось где-то вне времени, и эта фраза не для «красного словца». После Великой Отечественной войны профсоюзы занимались восстановлением народного хозяйства и решением многих других социальных вопросов, но и сейчас перед движением стоит не менее серьезная задача: защитить работников и заставить бизнес исполнять законы. В интервью «Абирегу» Алексей Лазарев рассказал о продолжении врачебной династии, о том, как увидеть в студенте будущего врача, а также поделился своей легкой ностальгией по пионерским галстукам и стройотрядам.

– Алексей Иванович, вы принимаете участие во всех крупных переговорах и подписаниях соглашений на уровне региона, возглавляете две серьезные организации: Федерацию профсоюзов и Общественную палату. Как вам удается совмещать?

– Как человек с определенным опытом, понимаю, что основная моя задача – контакт с общественностью. И речь идет не только о партийной работе, но и об общественных организациях. Нужно знать, чем занимается Общественная палата, чем – профсоюзы. Я их не могу разделить в своей работе, с одинаковой важностью отношусь и к одному, и к другому. Что позволила сделать Общественная палата как на территории области, так и в целом по России? Она смогла объединить различные движения, существующие в Курской области, такие как профсоюзы, ветеранские объединения, «Женщины России» и мн. др. Отмечу, что их немало: около двух тысяч. В структуре Общественной палаты профсоюз занимает лидирующее положение и по численности, и по количеству отраслевых комитетов. У нас в федерации 26 членских организаций, более 160 тыс. человек. Наличие профсоюзной ячейки в организациях очень выгодно – мы знаем, что коллектив не брошен, что с ним взаимодействует руководитель, заключаются соглашения, которые выполняются и контролируются. Членские организации есть практически во всех крупных компаниях, организациях, учреждениях, в небольших еще есть проблемы. Также и на уровне региона – есть трехстороннее соглашение, сторонами которого являются администрация области, ассоциация – объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» – и Федерация организаций профсоюзов Курской области.

– Часто ли к вам обращаются работники с просьбами о помощи?

– Очень часто. У нас железная установка: неважно, являются обратившиеся членами профсоюза или нет, если нужна методическая или юридическая помощь, нужно помогать. Сегодня он не член профсоюза, завтра им станет, но для этого он должен поверить в нас. Эта установка не для повышения членства, нам нужно, чтобы все организации и предприятия соблюдали социально-трудовые отношения. Во всех странах мира при любой законодательной базе есть проблемы. Это и прием-увольнение, и работа в различных условиях труда. Например, в России за вредные условия труда доплачивают. А ведь нужно направлять средства на устранение этих недостатков.

– А у нас только доплаты за «вредность»?

– Да, и это неправильно. Покупать спецодежду и проводить аттестацию рабочих мест – этого недостаточно, надо устранять основные причины. Есть и большой травматизм, мы за этим следим постоянно. Иногда происходят несчастные случаи со смертельным исходом – порядка 30 случаев в год. Согласно всем нормативным документам, профсоюз в такие ситуации вмешивается независимо от того, есть на предприятии организация или нет. В связи с этим мы поставили еще одну задачу – направить все усилия на предупреждение таких случаев. Мы оказываем методическую помощь по охране труда. Когда приходит трудовая инспекция, на предприятии обычно делать нечего и наказывать руководителя не за что. Наша же задача не наказать, а предложить варианты действий в различных обстоятельствах. Некоторые руководители изначально настроены негативно по отношению к нам. Мы предполагаем, что если топ-менеджмент не хочет создавать профсоюзную организацию, то он чего-то боится.

– Видимо, им есть что скрывать...

– Это уже интерес для других органов. Тем не менее, я не хочу никого заставлять и использовать административные ресурсы. Это непозволительно. Пусть они сами придут. Как только появляется трудность, они все звонят и спрашивают, как решить ту или иную проблему. Также перед нами стоит задача оказания юридической помощи, приходит масса обращений разного характера. Основным вопросом была и остается зарплата – мы проводим мониторинг, рабочие совещания, собираем представителей отраслевых комитетов. Необходимо помогать держать на контроле уровень средней заработной платы по области. Где есть профсоюзы, мы владеем ситуацией.

– Как вы считаете, в какой отрасли самые активные профсоюзы?

– У нас стараются все. Представители бюджетной сферы – образования, здравоохранения и культуры – всегда были активными. Из производства это Михайловский ГОК, Курская АЭС, АПК, машиностроение, легкая промышленность, химическая отрасль, автомобилисты, строители, отделение российских железных дорог. Сейчас стараемся поспособствовать объединению торговли – это одна из самых проблемных отраслей с высокой «текучкой» кадров. Также созданы координационные советы в районах области, они объединяют все профсоюзы.

– Студенческие профсоюзы тоже сохранились?

– Практически у всех. Студенчество – самая прогрессивная среда. Ей нужно правильно управлять и давать возможность развиваться. С ними приятно работать. Они неопытные, несдержанные, иногда их идеи абсурдны. Но их надо уметь слушать. Студенчество хочет перемен, чего-то нового. Они сейчас в поиске. Мы стараемся помогать им в трудоустройстве, отстаиваем их интересы, выплачиваем именные стипендии, в том числе профсоюзные.

– У вас есть какой-то «рецепт», который позволяет вам не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше?

– Я считаю, что человек должен контролировать свое состояние и не впадать в депрессию. В нашей жизни очень не хватает размеренности и доверия, отсюда постоянные стрессы и проблемы. Человек должен управлять своими чувствами. Самое продуктивное – переключиться умственно на физическую активность, с одного вида деятельности – на другой. Нужно постоянно чем-то заниматься и не впадать в уныние. А все успевать поможет жесткий график. Лично я стараюсь всегда успеть, потому что уже очень долго нахожусь во временной системе, с самой молодости: международный лагерь «Артек», служба в армии, студенчество и общественная работа дали о себе знать.

– В «Артеке» тоже успели побывать?

– В «Артек» попасть было не так просто, но мне повезло – был удостоен такой чести. Кстати, у меня до сих пор лежит дома пионерский галстук. Я к таким вещам отношусь очень трогательно: все награды для меня памятны, и я храню их уже много лет.

– Вы с юности старались проявить себя?

– Да, я постоянно участвовал в различных мероприятиях, слетах, съездах, и старался делать так, чтобы мое присутствие не было формальным. Сегодня побоишься выступить, выразить свое мнение... А что будет завтра? У меня есть список мероприятий, где я обязательно должен побывать. Я не могу не пойти, ведь я должен рассказать, какая у нас позиция, что-то подсказать. Мы участвуем в выработке алгоритма действий для администрации – даже у опытных людей возникают сложности. Небольшие изменения в законодательстве приносят бурю эмоций в обществе.

– Чем вы занимаетесь за пределами своего рабочего кабинета?

– Тут у меня полное разнообразие. Волейбол – это вся моя жизнь, играю со студенческих лет: был чемпионом области, до сих пор принимаю участие в ветеранских турнирах. У нас есть своя команда, мы уже давно «сыгрались». Раньше у нас играли в основном медики, сейчас команда сборная – профсоюзное «ЕДИНСТВО». У нас есть спортивный комплекс, мы его отремонтировали недавно. Теперь проводим состязания между районами, между областными организациями, организуем массовые спортивные соревнования. У нас на мини-футбол приходят и молодежь, и пенсионеры, и все играют. Лучше идти на площадку, чем в другое место, если слева бар. А вообще я в меру семейный, домашний, люблю приготовить мужские блюда. Иногда семьей ездим за границу на машине – на самолете летать не хочу. Зимой ездим в горы в Европу, сейчас – в Сочи. Я туда приехал первый раз 30 лет назад и теперь всегда возвращаюсь. Мы вообще очень легки на подъем: любим активное времяпрепровождение, кататься на лыжах, например.

– У вас вся семья оказалась в медицине или только вы?

– Жена у меня тоже врач, профессор, завкафедрой, дочь – доцент на кафедре, работает в фармакологии. И внук вот после девятого идет в класс с биологическим профилем. Его спрашивали, почему он решил идти туда. На это он ответил, что хочет продолжать династию.

– Наверняка в вашей семье внук сможет стать действительно талантливым врачом.

– Здесь важен, в первую очередь, профессионализм, талант – это уже дар. Основная масса поступает в медицинский не только для того, чтобы зарабатывать деньги. На первом месте стоят оказание помощи, сочувствие, сострадание, любовь к медицине. Есть процент детей, у которых кто-то настоял на поступлении в мед из-за престижности. Такие люди в медицине случайны. Будущего хорошего врача я вижу, когда он подходит к пациенту, насколько внимательно его слушает. Я всегда поощряю студентов, которые приходят к больному и немного лукавят с ним, что, мол, вам будет лучше. Пусть он говорит именно так. Самое главное – не причинить вред больному и проявить внимание, а не просто выполнить долг. Слово лечит, однозначно.

– Вы осознанно выбрали профессию врача?

– Есть две вещи, которые мне нравятся – армия и медицина. Я хотел быть военным, с удовольствием служил в армии в непростых войсках и непростым человеком. После армии поступил в вуз. Я люблю порядок. За всё время работы в университете я поддерживал устоявшиеся традиции и атмосферу взаимоуважения. У меня закончился контракт, я спокойно ушел. Я сразу сказал, что мне нечего и не с кем что-либо делить. Я просто всей душой переживаю за альма-матер, горжусь успехами и достижениями родного университета.

– Вы знаете всю ситуацию изнутри, поэтому к вам с охотой шли за помощью и идут до сих пор.

– Я не отказываю, если могу помочь. Вопросы всегда были серьезными, работа с коллективом – сложной. Но условия в любом случае должны быть достойными, а у людей должна быть возможность зайти и поговорить. Никогда не претендовал на высокие награды. Я не стремился в 2007 году получать «Курскую антоновку», она мне дорога как общественное признание. Я был не просто ректором, но и занимался научно-исследовательской работой. У нас было научное открытие, сделанное пятью авторами, в том числе и мной. Вот это я понимаю, это существенно.

– Многие говорят, что вы всегда можете найти нужные слова в любой ситуации. Может быть, у вас есть любимый анекдот, поговорка или примета, с которой вы живете?

– Конечно, специально никогда не готовлюсь к произнесению речей, все происходит спонтанно. В любом случае должна быть по существу, доброжелательна, но и в то же время с открытой душой. Чтобы подобрать словечко, надо просто знать русский язык. Я анекдоты специально не запоминаю, они легко приходят, неожиданно вспоминаются. Опыт подсказывает, когда и что нужно сказать. Единственное место, куда я всегда хожу подготовленным, это к губернатору Курской области Александру Михайлову. Потому что он стремится разобраться в проблеме, задает работодателям вопросы, как они планируют повышать зарплаты, сколько средств выделят на охрану труда и так далее. Поэтому перед приходом к губернатору я сначала разбираюсь сам, а потом предоставляю ему необходимую информацию. Я иногда говорю, что лучше быть громоотводом, чем молнией.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0