26 ноября 2024, 09:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

17 лет роста: что предлагает Воронежской области «Стратегия-2035»?

23.03.2018 17:54
Автор:

Воронеж. 23.03.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежские власти завершили разработку проекта стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года. Документ, над которым в течение двух лет трудились свыше 500 экспертов, наконец представлен общественности. До 1 апреля все желающие имеют возможность ознакомиться с перспективами развития Воронежской области и высказать свои замечания и предложения. В конце концов, нам всем здесь жить. «Абирег» ценит время своих читателей, поэтому мы выделили основные тезисы «Стратегии-2035».

Две стороны одной области

Наверное, нет особого смысла подробно описывать сильные стороны Воронежской области, на которые опирались эксперты при разработке стратегии – все они давно известны. Тут и значительная площадь с населением (третья в ЦФО), и выгодное географическое расположение, и развитая культура высшего образования (11-е место в России по количеству вузов, 12-е – по числу студентов), и высокий инновационный потенциал (63 научно-исследовательских организации), и успехи в промышленности и сельском хозяйстве, малом бизнесе, строительстве, банковском и IT-секторах... Словом, развивайся – не хочу.

Куда интереснее факторы, которые авторы документа относят к слабым сторонам Воронежской области. В первую очередь депопуляция населения, вызванная высокой смертностью и низкой рождаемостью. На протяжении четверти века регион непрерывно «худеет», последние пять лет – на 10-12 тыс. человек в год. Вторая слабая сторона – низкая производительность труда в промышленности (70,8% от среднероссийского уровня), связанная с доминированием традиционных производств и износом основных фондов. Отсюда – неконкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В число негативных факторов разработчики также включили разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью к инновациям (удельный вес инновационной продукции составляет лишь 19% ВРП), низкий уровень занятости населения (63% против 69% в ЦФО) и невысокую долю работников с высшим и средним образованием (69,5% против 83,9% в ЦФО), серьезную дотационность регионального бюджета (20,9% – федеральные деньги), низкий уровень услуг ЖКХ (износ – более 70%), а также низкую эффективность туристско-рекреационного сектора (менее 1% от ВРП против 2,5% от ВВП).

Наконец, отдельно авторы «Стратегии-2035» обратили внимание на социально-экономическую асимметрию в пространственном развитии региона: начиная от сосредоточения промышленного производства в воронежской агломерации и дисбаланса дорожной инфраструктуры до полного отсутствия уличного освещения в 75 населенных пунктах региона.

Каждому по возможностям

Не менее любопытным выглядит список «существенных возможностей развития» Воронежской области, который сформировали авторы. Это своеобразные «точки роста». И первой такой «точкой» значится устойчивый спрос на никелевые руды на внутреннем и внешних рынках. В Воронежской области, как известно, никель пока не добывают. Но его разведанные запасы в случае освоения сулят появление «масштабного спроса на продукцию разных отраслей экономики», прежде всего, машиностроения. Кроме того, побочными продуктами извлечения могут быть кобальт, серебро, теллур, платиноиды и золото. «Обосновано, что область перспективна на выявление промышленных месторождений алмазов», – считают авторы стратегии. По их мнению, не менее важна мультипликативная функция добывающей промышленности – активизация НИОКР, реализация «креативного потенциала», формирование целевого заказа на образование.

Вторая «точка» – воронежская «оборонка», предусматривающая значительный и растущий объем бюджетного финансирования. Тут всё достаточно очевидно. Следом идут частные вливания, которые растут благодаря «усилению на национальном рынке позиций воронежских предприятий широкого спектра отраслей».

Еще одним драйвером развития Воронежской области разработчики считают федеральные транспортные проекты – высокоскоростную магистраль Москва – Сочи, платные автодороги и аэропорт. В эту же «копилку» – федеральные программы импортозамещения, создание территорий с особыми экономическими условиями, а также развитие «транзитной» экономики (увеличение транзитных потоков по транспортному коридору «Север – Юг»). Наконец, особняком стоит генерация, которая завязана на новых энергоблоках Нововоронежской АЭС и новой парогазовой установке Воронежской ТЭЦ-1.

Чтобы не быть голословными, создатели «Стратегии-2035» устроили экспертный опрос – «для оценки силы влияния выявленных возможностей на социально-экономическое развитие Воронежской области и вероятности их использования». Результаты представляются весьма любопытными.

Так, верхушка власти – органы регионального управления – не увидела ни одной возможности, которая могла бы иметь сильное (или близкое к сильному) влияние на развитие области. Зато «выше среднего» чиновники оценили перспективу увеличения бюджетов «оборонки», роста частных инвестиций и появления кластерных проектов «в широком спектре отраслей».

На уровне муниципальной власти представления схожи – городские чиновники также не увидели в предложенных возможностях ни одной «сильной». Сдержанные надежды они возлагают на востребованность воронежской продукции, реализацию федеральных инфраструктурных проектов, легализацию теневой экономики и, опять же, рост оборонных бюджетов. Кроме того, «выше среднего» для них оказались решения федерального центра по льготным экономическим зонам.

Крупный бизнес вторит властям – для коммерческих гигантов единственной значимой возможностью представляется «накачивание» деньгами оборонно-промышленного комплекса. Средний и малый бизнес уповает на развитие инфраструктуры, ну а представители гражданского общества – на участие бизнеса в решении социальных проблем.

Как и в случае с объективными критериями, у «существенных возможностей» Воронежской области есть список-антагонист – перечень «существенных угроз». Но он достаточно условен и абстрактен, поэтому не так интересен. Авторы выделяют угрозу межрегиональной конкуренции, угрозу сокращения федеральных дотаций (из-за санкций, между прочим), а также «внешние угрозы» (опять же, санкции).

Терпимо, лучше и хорошо

Сопоставив все плюсы и минусы Воронежской области, разработчики выделили стратегические цели. Во-первых, развитие человеческого капитала и улучшение качества жизни населения (с неминуемым сокращением социально-экономического неравенства). Во-вторых, поддержание устойчивого роста экономики. Наконец, в-третьих, обеспечение полицентрического развития региона. Стратегические цели декомпозированы на более конкретные, которые мы разберем чуть ниже.

Для достижения намеченных «подвигов» авторы «Стратегии-2035» разработали три сценария: консервативный, базовый и целевой. Первый, который почему-то также назван «пессимистическим», укладывается в траекторию развития федерального центра и соответствует общероссийской динамике. Он предусматривает умеренный рост экономики «с сохранением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах». В сценарий закладывается сохранение действующих санкций США и ЕС, а также «сложившиеся темпы модернизации экономики в условиях накопленных объемов инвестиций».

При таком развитии документ прогнозирует рост производства, однако не предусматривает технологических и структурных изменений (естественно, из-за нехватки средств). Структура экономики Воронежской области останется практически неизменной, незначительное перераспределение произойдет в сторону добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств.

Второй сценарий – базовый – призван закрепить «повышательный тренд» в экономике Воронежской области. Если регион будет развиваться по этому пути, то его ждет «умеренное увеличение» социальных обязательств, усиление «инновационной направленности» экономического роста, а также «активная политика, направленная на новую индустриализацию, структурную и технологическую модернизацию экономики и внедрение новых технологий».

Наконец, третий сценарий, который авторы «Стратегии-2035» выбрали в качестве основного, – своего рода «базовый плюс». Он отличается «определением траектории развития с учетом стратегических рубежей, на которые в долгосрочной перспективе могут выйти другие российские регионы-лидеры». Иными словами, расчет на опережение и лидерство.

Согласно целевому сценарию, в предстоящие 17 лет Воронежской области придется пройти три этапа. Первый – 2019-2020 годы – станет периодом «внутренней мобилизации, направленной на преодоление «узких мест» в региональной экономике». Второй – 2021-2024 годы – будет характеризоваться «ускорением темпов за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей с быстрой отдачей в рост ВРП», а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и преодоления инфраструктурных ограничений. Наконец, последнее десятилетие – 2025-2035 годы – превратится в «период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости».

Наглядно разницу между тремя сценариями можно увидеть, если сравнить заложенные в них социально-экономические маркеры. Например, при консервативном пути развития ВРП Воронежской области в 2035 году должен составлять 2,19 трлн рублей, при базовом – 2,96 трлн рублей, а при целевом – 3,22 трлн рублей. По предварительным оценкам властей, в 2017 году этот показатель перешагнул отметку в 900 млрд рублей. Таким образом, речь идет о росте ВРП в 2,4-3,6 раза.

Объем инвестиций в основной капитал, который в 2017 году составил 294,2 млрд рублей (с учетом неформальной экономики), через 17 лет может достичь 569,1 млрд, 908,2 млрд или же 1,12 трлн рублей. Объем отгруженных товаров в промышленности – 790,4 млрд, 1,14 трлн или же 1,63 трлн рублей (в 2016 году – 450,8 млрд рублей). Производительность труда в промышленности – 6,6 млн, 9,6 млн или же 13,7 млн рублей на человека (в 2016 году – 3,8 млн рублей). Индекс производства продукции сельского хозяйства – 122,8%, 137,8% или же 148,7% к уровню 2016 года (219,9 млрд рублей).

Ожидаемая продолжительность жизни в Воронежской области к 2035 году должна составлять 72, 74,7 или же 75,4 года (в 2016 году – 72,08 года). Уровень бедности, согласно расчетам авторов стратегии, снизится до 4,4%, 4,3% или же 4% (в 2016 году – 9,4%), а среднедушевые доходы, напротив, вырастут до 85,1 тыс., 89,5 тыс. или же 100,8 тыс. рублей (в 2016 году – 29,6 тыс. рублей). Наконец, уровень занятости должен достичь 68%, 69% или же 70% (в 2016 году – 63%), а уровень безработицы – 4,1% или же 4% (в базовом и целевом сценариях). В 2016 году безработица в Воронежской области составляла 4,5%.

Экономика

Какие же задачи должна решить Воронежская область для достижения поставленных целей? Коротко пройдемся по основным пунктам, выделенным разработчиками «Стратегии-2035».

Экономический раздел открывает «развитие высокотехнологичного промышленного комплекса». Эта цель включает достаточно тривиальные задачи модернизации структуры экономики, усиления инновационной составляющей (в том числе за счет создания новых кластеров), а также расширения масштабов и номенклатуры производства и укрепления позиций местных предприятий на всевозможных рынках. Способы реализации – областная поддержка инвестпроектов, привлечение федеральных средств, развитие кооперации, стимулирование внутреннего спроса и тому подобное. Из конкретных «шагов» можно выделить создание фонда развития промышленности Воронежской области (4 млрд рублей) и регионального центра инжиниринга – «якорного» объекта инфраструктуры поддержки МСП (31 млн рублей). Здесь же прописана реализация всевозможных федеральных программ и «дорожных карт» («Газпром», «СИБУР», «Роснефть», «Лукойл», «ОПЖТ»). Отдельно авторы стратегии подчеркивают значимость развития межрегионального насосного кластера (1,5 млрд рублей).

Перед агропромышленным комплексом Воронежской области стоят задачи импортозамещения, развития селекционной и племенной базы, укрепления существующих кластеров (молочного и мясного), а также создания новых (свиноводческого и свеклосахарного). Общий объем финансирования кластерных программ предусмотрен на уровне 79 млрд рублей. Доля животноводства в структуре сельхозпроизводства должна вырасти до 40%. Отдельно разработчики выделяют необходимость освоения новых рынков (увеличение экспорта в 2,4 раза) и повышения уровня жизни на селе. Способы реализации – внедрение технологий «цифровой экономики», развитие инфраструктуры поддержки экспорта, а также создание товаропроводящих сетей. Перед властью стоит задача обеспечить увеличение бюджетных расходов и усовершенствовать нормативно-правовую базу в АПК.

Немало внимания авторы документа уделяют строительному комплексу, ЖКХ и энергетике. Задачи этого блока также весьма тривиальны – повышение качества услуг, сокращение энергозатрат, рост доступности жилья, а также модернизация на всех уровнях. Интересными здесь представляются конкретные показатели, которых планируется достичь к 2035 году. Так, среднее количество жилплощади на человека должно вырасти в 1,3 раза, энергоемкость ВРП должна упасть в два раза, а количество благоустроенных общественных территорий должно составлять не менее 73%.

Перед транспортно-логистическим комплексом Воронежской области стоят задачи увеличения транзитных потоков, повышения уровня логистических услуг, расширения сети автомобильных дорог, обеспечения баланса между различными видами транспорта, внедрения новых источников энергии, обновления пассажирского парка, а также «формирования транспортных потоков на качественно более высоком уровне». В результате к 2035 году на 15% должны вырасти объемы транзита, на 45% – грузооборот автомобильного транспорта и на 20% – складские мощности. Доля автотранспорта, работающего на газовом топливе, должна достичь 21%. Среди конкретных «шагов» наиболее значимыми выглядят строительство грузового терминала на базе международного аэропорта Воронеж (1,2 млрд рублей), создание логистического индустриального парка в районе Чертовицкого транспортного узла, развитие улично-дорожной сети воронежской агломерации, в том числе кольцевой автодороги (41,6 млрд рублей), а также строительство высокоскоростных ж/д путей в направлении транспортного коридора «Север – Юг».

Помимо прочего, в экономическом разделе «Стратегии-2035» прописаны задачи для развития информационных технологий (объем услуг электросвязи должен вырасти в 1,3 раза к уровню 2016 года), туризма (рост турпотока в 2,5 раза), малого и среднего предпринимательства (рост оборота МСП в 2,5 раза), межрегиональных и внешнеэкономических связей (рост объемов импортозамещающей продукции и экспорта в два раза), а также научно-инновационной сферы и экологической безопасности.

«Социалка»

Данный раздел наполнен достаточно пространными бюрократическими категориями («разработка и внедрение административных и экономических механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания»), поэтому выделим лишь те, которые представляются наиболее интересными.

Так, например, ключевая цель – увеличение продолжительности жизни – подразумевает переход от патерналистской модели медицинской помощи к модели, основанной на принципах «4 П». Это когда помощь персонализированная, предиктивная (предсказательная), профилактическая, а также партисипативная, то есть открытая, предусматривающая активную роль пациента в принятии решений. В числе наиболее значимых проектов – создание и внедрение новой модели первичной медико-санитарной помощи, развитие электронного здравоохранения, а также привлечение частных инвестиций через концессию к строительству и реконструкции объектов здравоохранения.

Цели «модернизации образования и социокультурной среды» предусматривают переход на одну смену школьного образования уже к 2030 году, а также создание специализированных центров для одаренных детей во всех муниципальных образованиях. Количество выпускников вузов, сумевших найти работу в первый год после выпуска, к 2035-му должно вырасти с 70% до 90%, а количество иностранных студентов – в 2,5 раза. Кроме того, «культурные» цели предполагают, что доля населения, охваченная соответствующими мероприятиями, возрастет с 71% до 92%, а удовлетворенность их качеством – с 83% до 95%. При этом к 2035 году финансирование культуры должно как минимум на четверть осуществляться из внебюджетных источников. В числе наиболее значимых проектов – трансформация ВГУ и ВГТУ в «центры инновационного, технологического и социального развития Воронежской области», создание музея писателя Ивана Бунина, а также развитие музейного комплекса «Дворцовый комплекс Ольденбургских».

Социальный раздел «Стратегии-2035» включает задачи по развитию физической культуры и спорта (рост «физкультурников» с 39,7% до 46%), которые среди прочего предполагают «совершенствование механизмов борьбы с допингом», по улучшению системы соцподдержки (рост получающих в два раза), по развитию рынка труда (снижение неформальной занятости в пять раз), а также по культивированию некоммерческого сектора.

Пространство

Как уже отмечалось, авторы стратегии достаточно серьезно подошли к проблеме пространственной асимметрии Воронежской области. «Ядро» региона – «миллионник» Воронеж – расположено в северо-западной части, поэтому плотность населения здесь на порядок выше, чем в восточных и южных районах. Следующие по значимости Борисоглебск и Россошь имеют всего чуть более 60 тыс. жителей, из-за чего не могут конкурировать с облцентром в части инфраструктуры.

Сейчас на территории воронежской агломерации (к ней принято относить Рамонский, Семилукский, Нижнедевицкий, Хохольский, Каширский и Новоусманский районы, а также Нововоронеж) проживают 1,3 млн человек, что составляет 56% от населения области. По некоторым прогнозам, к 2050 году она может сосредоточить до 2,5 млн человек – больше, чем проживает в области. Естественно, отсюда вытекают проблемы социально-экономического развития – отставание в темпах жилищного строительства, дефицит рабочих мест, неполная обеспеченность социальными услугами. Для их решения авторы «Стратегии-2035» выделяют ряд задач.

Во-первых, развитие воронежской агломерации должно быть сбалансированным. Для этого властям необходимо обеспечить согласование планов областного центра и окружающих районов посредством «совещательных и координирующих форм управления». Речь идет об инвестиционных проектах, жилищном строительстве, социальном обеспечении, инфраструктуре. Банально начиная с того, что на территории агломерации хорошо бы привести в порядок дороги.

Во-вторых, развитие всего региона должно быть полицентрическим, то есть в области должны появиться несколько «ядер», которые станут территориями роста экономики и повышения качества жизни. Речь идет о субрегиональных центрах – городах Россошь и Борисоглебск, а также об опорных центрах – городах Лиски, Анна, Острогожск, Калач, Павловск, Богучар и Бутурлиновка. Большое значение отводится модернизации дорожной сети, соединяющей Воронеж, Россошь и Борисоглебск, поскольку она позволит создать основу нового промышленного и транспортно-логистического центра «Борисоглебск – Поворино». Этот центр, в свою очередь, способен обеспечить эффективное пассажирское и транспортное сообщение не только на территории Воронежской области, но и с рядом близлежащих областей (Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской), а также с югом страны (Новороссийском, Сочи, Крымом, Севастополем).

Наконец, в-третьих, необходимо обеспечить снижение темпов концентрации населения в Воронеже и «сжатие освоенного пространства». Для этого «Стратегия-2035» предлагает ряд мер, направленных на социальное развитие сельских территорий и сдерживание внутрирегиональных миграционных процессов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 6