WorldClass

28 марта 2024, 21:47
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ИТОГИ ГОДА – Губернатор Воронежской области Александр Гусев: «Командообразование» – это возможность привнести в бюрократическую систему человеческие чувства»

31.12.2018 18:40
Автор:

Воронеж. 31.12.2018. ABIREG.RU – Аналитика – По итогам традиционной пресс-конференции губернатора Воронежской области Александра Гусева основные моменты уже нашли отражение в новостях «Абирега», например, перспективы строительства метро, ситуация на стеклотарном заводе, реформа в сфере обращения с отходами, итоговая оценка истории с «золотыми парашютами» чиновников. Однако эта встреча дает возможность почувствовать и общий настрой губернатора по итогам первого года во главе области, который мы постарались передать в интервью в рамках проекта «Итоги года».

– Александр Викторович, давайте начнем с традиционного декабрьского вопроса: как вы оцениваете наши экономические перспективы на 2019 год? Уже несколько декабрей подряд мы слышим, что год будет непростой. На 2019-й такой прогноз повторится?

– С точки зрения бюджетных возможностей, в части, на которую мы можем повлиять, год будет, я бы сказал, неплохой. У нас есть все предпосылки к росту доходов, есть переходящие бюджетные остатки, которые мы будем по максимуму использовать в 2019 году. Предполагается также серьезное финансирование из федерального бюджета в рамках реализации нацпроектов. Поэтому я уверен, что в плане развития социальной инфраструктуры, решения вопросов здравоохранения и образования этот год будет достаточно хорошим, как и по многим другим направлениям.

Что касается общей экономической ситуации, она будет непростой, и, безусловно, какого-то серьезного улучшения в целом – и в стране, и у нас в области – ожидать не приходится, но это не означает, что мы должны смириться и просто пассивно наблюдать, как снижаются объемы инвестиций. Просто усиливается межрегиональная борьба за инвесторов, и нам всем важно «бежать» быстро. У нас есть предпосылки, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе за ресурсы, в том числе благодаря проекту особой экономической зоны.

В уходящем году нам удалось поддерживать темпы развития промышленности и сельского хозяйства на уровне 2017 года, конечно, без учета рекордного урожая прошлого года. Тем не менее, отставание в растениеводстве мы будем перекрывать существенным ростом в животноводстве, поэтому мы выйдем на уровень практически в 100%. Инвестиции в 2018 году будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, за счет того, что закончился масштабный проект на НВАЭС. Мы ожидаем исполнения соответствующего индекса где-то на уровне 96-97% к 2017 году, с учетом того, что более 30 млрд рублей, которые ежегодно инвестировались в Нововоронежскую атомную станцию, «ушли» и мы «добираем» это в, скажем так, негосударственном секторе экономики.

В целом, 2018 год мы прошли достаточно достойно – и в 2019 году это будет поддержано. Так, мы ожидаем роста в сельском хозяйстве. В этом году по данному направлению мы обеспечили прирост около 6 млрд инвестиций, эти темпы роста сохранятся. В промышленности, опять же на фоне выпадения по Нововоронежу, мы удержим темпы, но здесь пока ситуация несколько сложнее.

– Как реализуется региональная составляющая нацпроекта «Малый бизнес»? В каких отраслях региональное правительство прогнозирует приход малого бизнеса и на каких условиях?

– Данные, которые даёт официальная статистика, говорят о порядка 80 тыс. субъектов, функционирующих в этом сегменте. Из них фактически работают порядка 50 тыс. Безусловно, мы приветствуем развитие малого бизнеса в любых сферах, включая и торговлю, и сферу обслуживания. Но непосредственно поддерживать будем малый бизнес в области производства. Для этих целей уже поступивших федеральных средств, а это чуть больше 100 млн рублей, конечно, недостаточно, чтобы «раскрутить маховик». Поэтому мы готовы тратить и региональные средства.

Первое, о чем уже давно говорили и начали делать, – это создание подзоны малого бизнеса в Масловской индустриальной зоне. Надеюсь, что к лету туда уже будет проложена инфраструктура и можно будет приглашать людей.

Второе: мы создали фонд поддержки промышленности и, собственно, он и будет нацелен на поддержку малого бизнеса. Вместе с федеральными инвестициями в нем находится около 600 млн рублей – достойная сумма для финансовой поддержки предпринимателей.

Очень внимательно следим за нашими структурами, которые занимаются микрофинансированием. Там, где мы фактически выступаем гарантами по привлечению кредитных средств. Ситуация неоднозначная: не все компании, которым мы предоставили такую поддержку, вышли на заявленные показатели. Начинают происходить сбои по уплате, по обслуживанию долга. Цифры пока не критичные, тем не менее, тенденция есть. Этот момент мы проработаем, но, в целом, фонды микрофинансирования, безусловно, продолжат свою работу, и мы потихонечку тоже будем их капитализировать.

Отдельная программа существует по поддержке проектов в сельском хозяйстве, переработке сельхозпродукции, по производству органических продуктов питания, это тоже пока будет сфера интересов малого бизнеса. Крупный бизнес туда пока неохотно смотрит, хотя мы надеемся все-таки и его заинтересовать участием в этих программах.

Кроме того, в рамках реализации нацпроекта существует возможность предоставления залогового имущества для развития. К слову, у нас его имеется на 6 млрд рублей, и его необходимо активно использовать. В этой связи важно работать в связке с банками, потому что банковские специалисты помогут профессионально определить реализуемость проекта.

– В сентябре, после назначения, вы делали перестановки и предупреждали, что о некоторых членах команды сделаете выводы ближе к Новому году. Сделали ли вы эти выводы? Может быть, есть те, с кем готовы расстаться, или наоборот – повысить?

– Основные кадровые изменения произошли, команда уже сформирована.У нас есть несколько вакансий на уровне руководителей департаментов управлений. В январе закроется вакансия по департаменту цифрового развития. Как и было заявлено, мы создадим департамент энергетики и тарифного регулирования – соответственно, там тоже появится руководитель. С управлением региональной политики мы спешить не будем. Сергей Анатольевич Соколов с уровня вице-губернатора справляется пока; с точки зрения функционального наполнения, он и должен этим заниматься. Какие-то еще изменения возможны, не хотел бы их анонсировать пока. Критических недостатков, которые требовали бы незамедлительных решений, нет, хотя замечания имеются, я не скрываю этого от коллег. В том числе рассматриваем, кто бы мог заменить действующих руководителей ИОГВ из глав районной администрации. Однако если эти изменения и произойдут, то не в январе, а в течение первого квартала нового года.

– По поводу особой экономической зоны были некоторые переносы сроков. Как сейчас обстоят с ней дела?

– По особой экономической зоне процесс идет чуть медленнее, чем мы ожидали, но, возможно, что наши ожидания были завышенными. Все разногласия, которые касались федеральных министерств, сняты, мы их исправили, сейчас документ уже проходит финальное согласование.

– Каким лично для вас будет главный политический вызов 2019 года?

– На самом деле, для меня важно, чтобы сохранилось гражданское согласие в области, а для этого нужно, чтобы меня восприняли структуры, которые способны влиять на этот процесс. В лице общественных организаций, профсоюзов крупных предприятий, коллег. Задачи проявить себя как крупный политик регионального или какого-либо другого уровня я не ставлю. Моя задача – чтобы все сферы жизнедеятельности в области устойчиво функционировали и чтобы оставалось время на развитие.

– Прошел год с тех пор, как мы с коллегами видели ваше фото на сайте Кремля. Спустя время, как вы считаете, каково соотношение между вашими личными решениями и теми, которые так или иначе принимаются федеральной вертикалью? Губернатор в России, по-вашему, это самостоятельный элемент?

– Оцифровать это сложно, никогда не задавался такой целью. Фактически за все процессы на территории области отвечает губернатор. Никто из федеральной структуры не придет и не разделит с тобой ответственность за успех или неуспех. Безусловно, это человек самостоятельный. Причем это не зависит от обеспеченности региона дотациями, субсидиями. Да, есть контроль со стороны администрации Президента, но для этого и создавалась эта структура. Указаний, как поступить, бывает очень мало. Я не готов называть цифры, но должность губернатора – это должность самостоятельного руководителя.

– Как за год изменилось ваше умонастроение? Встретились ли вам нерешаемые задачи или, наоборот, легкие? Испытывали ли вы чувство стыда или радости за то, что возглавляете регион?

– Испытываю чувство гордости. Недавно встречался с Германом Грефом, он меня предупредил, мол, имей в виду, с одной стороны, с регионом повезло, с другой – будут сравнивать с Алексеем Васильевичем Гордеевым. Я понимаю, что сложности есть. Какие ощущения? Не скрою, эмоциональная усталость присутствует – три года, кажется, в отпуск не ходил. За неразрешимые задачи не берусь: придет время, когда их можно будет щелкать как орешки. Из того, что казалось сложным, а решилось достаточно легко, наверное, стоит выделить бюджетные сложности. В условиях существенных бюджетных ограничений я работал четыре года – на уровне города. Я понимаю, что тут важно в некую эйфорийную прострацию не впасть и не думать, что можно все решить большими деньгами. Но возможностей по решению тех задач, которые казались на уровне города нерешаемыми, здесь гораздо больше.

– Владимира Путина на конференции просили назвать два ключевых события года. Он отметил выборы и Чемпионат мира по футболу. Что для вас на уровне Воронежской области было ярким, запоминающимся?

– Одно из этих событий – тоже выборы президента. Фактически впервые я координировал выборную кампанию. Для меня было важно мнение всех людей, участвовавших в этом процессе, а это и коллеги, и общественники, и главы районных администраций, и профессиональные объединения. Я понял, что у меня есть поддержка среди этих людей.

Второе событие – взаимодействие с коллегами из Академии народного хозяйства и запуск системы госуправления. Я люблю учиться, и вот, появилась дополнительная возможность сделать это напрямую, а также появились новые формы взаимодействия с коллегами. Модное слово «командообразование» – для меня это возможность привнести в бюрократическую систему человеческие чувства. Это очень важный процесс, и мне кажется, что у нас это получилось. Наш проект мы назвали «Флотилия изменений» и надеемся, что эта флотилия будет попутной, а команда слаженной.

– Шли разговоры о том, что в правительстве области будет создана структура, которая будет контролировать взимание штрафов на платных парковках. Потом решение как-то забуксовало?

– Это возможно, если другого варианта передачи таких сведений на уровне муниципалитета не будет, такой вариант мы прорабатываем. В целом, скажу однозначно: отступать от идеи платных парковок мы не намерены, я считаю это правильным и эффективным решением. Если вы объективно проанализируете ситуацию по другим регионам, то поймете, что с точки зрения и оплаты, и доходов такая схема приемлема и даже одна из лучших. А механизм контроля взимания штрафов мы непременно выработаем.

– В областной Думе звучали предложения принять закон, по которому регион сможет менять цены и сам регулировать стоимость платных парковок. Планируете ли вы менять цены?

– Нет. У нас это прописано в концессионном соглашении. Риски, которые несет концессионер, оцениваются на этапе вхождения, поэтому сейчас что-то менять смысла нет.

– За последние несколько недель ряд высокопоставленных полицейских были задержаны по подозрению в коррупции. Вы следите за этим? И связано ли это с назначением Михаила Бородина начальником полиции?

– За ситуацией я слежу, информацией владею. Связано ли это с приходом Михаила Анатольевича? Те действия, которые проведены, скорее всего, нет, потому что это длительная оперативная разработка. Но смена руководителя всегда ускоряет процессы. И Михаил Анатольевич – уж точно человек, который не будет способствовать коррупционным проявлениям. Он сразу заявил, что будет следить за нравственной чистотой в поведении сотрудников и соблюдением законодательства, и я думаю, что это даст свои результаты.

– Если посмотреть на развитие районов области, среди них есть сугубо сельскохозяйственные. Какие меры будут приниматься, чтобы выровнять эту ситуацию?

– Начнем с того, что выровнять все районы мы все равно не сможем. Это связано с их местоположением, концентрацией промышленности на тех или иных территориях, с плодородием почв. Мы понимаем, что тот же Петропавловский район соревноваться за инвестиции с Лискинским просто не сможет.

Во-первых, даже маленькие предприятия с небольшим количеством людей для руководителей районов должны быть очень важны. Там, где требуется особая квалификация работников, – как, например, нефтехимия, – конечно, планы районов должны по максимуму отрабатываться, чтобы, в принципе, создавать условия для появления таких предприятий.

В чем преимущество менее развитых районов? У них есть свободная энергетика. Дополнительно руководители районов должны раскрыть для нас свои возможности, мы должны понимать, где есть газ, вода, мощность на подстанциях. Мы уже попросили всех составить паспорта районов, у нас есть карта.

В целом, управлять инвесторами в духе «ты туда ходи, а туда нет», уже невозможно, за исключением случаев, когда рассматриваются равнозначные районы. Но мы можем повлиять на ситуацию, предоставляя преференции. И для депрессивных, как раньше их называли, районов мы готовы рассмотреть дополнительные налоговые льготы на уровне региональных налогов. Эти два фактора – наличие энергетических мощностей и льготы по налогам – могут помочь развиваться таким районам.

– Ваш предшественник – Алексей Васильевич Гордеев – много внимания уделял поездкам по районам. Сейчас график поредел. Не планируете ли вы вернуться в прежний ритм?

– Посещать районы – абсолютно правильное решение. Главы воспринимали это очень положительно, тем более что это дает возможность напрямую обратиться с просьбой. Я готов продолжить начатое, сейчас просто идет определенный период вхождения в ритм, много поездок в Москву. В начале года мы вернемся к тому, чтобы выезжать в районы примерно раз в неделю. Вероятно, формат этих встреч изменится. Меньше осмотров объектов, больше взаимодействия с активной частью населения. По открытиям объектов, если честно, я не планирую ездить, если это не совпадает с плановыми посещениями.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1