WorldClass

28 марта 2024, 21:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Заместитель председателя совета директоров ПАО «Орелстрой» Расул Умаров: «Риск – одна из неотъемлемых черт бизнеса»

28.03.2019 15:47
Автор:

Воронеж. 28.03.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Ведущий строительный холдинг Орловской области в прошлом году взял на себя ответственную миссию – завершить достройку проблемных домов в Липецкой области. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться компании при вхождении в другой регион, как обманутые дольщики отнеслись к смене застройщика и о сроках сдачи проблемных домов рассказал «Абирегу» заместитель председателя совета директоров ПАО «Орелстрой» Расул Умаров.

– Скажите, каким для компании был 2018 год? С какими показателями «Орелстрой» завершил прошлый год?

– Для компании 2018 год был непростым, но весьма успешным. Лейтмотивом была подготовка к переходу на новые правила в соответствии с изменениями, внесенными законом № 218 в № 214 и № 175. Наша компания поддерживает эти изменения, они приводят рынок строительства жилья в России в цивилизованный вид и открывают нам дополнительные возможности для экспансии в другие регионы. С точки зрения операционной деятельности свои планы на год мы выполнили, в том числе расширили свою долю на рынке Орловской области как с точки зрения объемов, так и с точки зрения предлагаемых продуктов.

Основные сложности, с которыми мы столкнулись в 2018 году, находились в плоскости автоматизации и оптимизации бизнес-процессов в компании и структурной реорганизации. Если говорить о реорганизации юридической структуры, то к концу года мы наверстали упущенное время и вернулись в рамки графика. В процессе интеграции информационных решений, которые должны были способствовать автоматизации и оптимизации бизнес-процессов в компании, мы столкнулись с непредвиденными сложностями и вынуждены были сдвинуть график этих проектов примерно на 2-3 месяца.

Показатели 2018 года считаем удовлетворительными. Но всегда можно и нужно стремиться к лучшему. Когда топ-менеджмент будет на 100% доволен результатами работы компании, необходимо будет срочно ставить более амбициозные планы. Самодовольство расхолаживает.

– В прошлом году строительная корпорация ООО «ОДСК» в лице Липецкого подразделения холдинга ПАО «Орелстрой» взялась за достройку проблемных домов в Липецке. В связи с чем было принято это решение? Были ли риски повторить ошибки предыдущего застройщика?

– Это решение является частью общей концепции развития нашей компании. К 2018 году «Орелстрой» занял большую часть рынка жилищного строительства Орла и дальнейший рост в рамках домашнего региона стал затруднительным. В связи с этим мы начали активно рассматривать возможность выхода на рынки соседних регионов.

Риск – это одна из неотъемлемых черт бизнеса. Нет бизнеса без риска. И наша команда профессиональных строителей, юристов и финансистов много времени и сил вложила в изучение и дефектовку объектов незавершенного строительства, анализ законодательства и подготовку юридического базиса сделки, разработку графиков строительства и финансовой модели проекта именно с целью минимизировать риски и рассчитать собственные силы. Наш подход к решению задачи завершения строительства проблемных домов – олицетворение поговорки «семь раз отмерь, один раз отрежь». Лучше потратить больше времени на подготовку и расчеты, чем нарушить взятые на себя обязательства.

– Почему был выбран путь помощи обманутым дольщикам? Можно же было просто купить земельный участок и застроить его...

– Достройка проблемных домов помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, это важная социальная миссия, а наши акционеры уже неоднократно заявляли, что ПАО «Орелстрой» – социально ответственная компания. Во-вторых, решение такой острой проблемы, как обманутые дольщики, – способ выстроить конструктивные взаимоотношения с администрацией региона. В-третьих, это возможность открыто заявить о себе на новом рынке, продемонстрировать свою надежность и ответственность, что, безусловно, можно отнести к нашим конкурентным преимуществам. В Орловской области ПАО «Орелстрой» уже завоевало доверие клиентов – мы 75 лет работаем в регионе и построили большинство промышленных, социальных и жилых объектов. В Липецкой области мы хотим достичь того же уровня доверия, но быстрее, чем за 75 лет.

– С какими сложностями пришлось столкнуться компании при вхождении в Липецкую область?

– Сложностей немало. Именно поэтому решение задач подобного масштаба далеко не всем под силу. Иначе проблема обманутых дольщиков не была бы проблемой. В ней всё непросто – и с юридической точки зрения, и с финансовой. Не говоря уже о сложности завершения чужого объекта для строителей. Часть документации пришлось буквально по клочку собирать из всех возможных источников, часть – восстанавливать с нуля. Дефектовка и экспертиза уже выполненных работ – тоже задачи нетривиальные. В конечном итоге, взявшись за достройку, мы берем на себя и гарантийные обязательства.

Но бояться сложностей – не наше кредо. Если задачи, с которыми ты сталкиваешься, решаются легко, то можно с уверенностью сказать, что ты не растешь над собой. Нужно всегда быть готовым столкнуться с новыми, сложными задачами и, решая их, приобретать новые знания и навыки. Как только работать становится легко – будь готов, что конкуренция тебя раздавит.

– На каком этапе на данный момент находится возведение недостроев в Липецке?

– На сегодняшний день мы работаем одновременно на шести объектах, а по семи – занимаемся подготовкой необходимых документов. По двум объектам, домам № 10 и № 22.3 в микрорайоне Европейский, работы уже завершены. Эти два дома мы планируем сдать в эксплуатацию, как и обещали в самом начале нашей работы в Липецкой области, до конца первого квартала 2019 года, в последних числах марта. На данных домах мы являемся генподрядчиком, что позволило нам немедленно приступить к работам, избежав сложных юридических процедур по замене застройщика.

По дому № II-2 в микрорайоне Елецкий после преодоления огромного количества юридических сложностей и преград, во многом благодаря постоянному эффективному взаимодействию с администрацией Липецкой области, нам удалось зарегистрировать передачу прав и обязанностей застройщика. Сейчас активно идет процесс подписания и регистрирования дополнительных соглашений к договорам ДДУ. Выполняется аналогичная задача и по дому № II-9, можно сказать, выходим на финишную прямую в решении этого вопроса.

Самой масштабной задачей – что в юридической плоскости, что с точки зрения финансовых вложений – является завершение строительства домов № 9 и № 8 в микрорайоне Европейский. На данный момент ООО «ОДСК Липецк» (прим. ред. – ООО «ОДСК Липецк» является подразделением корпорации «ОДСК» в Липецке) работает на этих объектах по договорам генподряда. Занимаемся устройством кирпичной кладки. Основная задача, которая стоит сейчас перед нашей командой, – подготовить при поддержке администрации Липецкой области все необходимые документы для передачи прав и обязанностей застройщика и направить их в Минстрой России. В связи с этим для минимизации наших финансовых рисков работы сейчас ведутся в условиях ограниченного финансирования. После же передачи прав и обязанностей застройщика, которая должна состояться, согласно нашей дорожной карте, ориентировочно, в июне-июле 2019 года, мы сможем приступить к полномасштабному строительству и должны завершить все работы по возведению этих объектов и сдаче их в эксплуатацию в течение 12 месяцев, что также указано в нашей дорожной карте.

– Ранее вы говорили, что дольщики двух домов микрорайона Европейский и двух домов Елецкого получат ключи от своих квартир в 2019 году. Как считаете, успеете уложиться в сроки?

– Как я уже говорил, мы не даем пустых обещаний. Да, пусть наши сроки многим кажутся далекими, но мы очень взвешенно подходим к обязательствам, которые берем на себя, стараясь быть максимально объективными. Можно пообещать всё сделать за три месяца и потом еще долгое время кормить людей разными обещаниями и отговорками, либо сразу назвать реальные сроки и действовать в этих рамках. Мы следуем честной и открытой позиции, поэтому предпочитаем сразу называть реалистичные сроки, даже если они поначалу вызывают недовольство, нежели заливать всё вокруг патокой радужных перспектив.

– Удается ли сочетать реализацию проектов в Орле с достройкой домов в Липецке? Хватает ли производственных мощностей и рабочих?

– Изучив положение компании в Орле, мы пришли к выводу, что возможности для роста в границах домашнего региона ограничены и для дальнейшего роста нам необходимо расширять нашу географию. В процессе формирования и реализации стратегии региональной экспансии мы столкнулись со сложностями, скорее, в плоскости ментальности, нежели производственными или кадровыми. Сейчас эту скованность удалось преодолеть, и Липецкая область, шаг за шагом, становится для нашей компании, для наших сотрудников близкой и понятной. Мы аккуратно подходим к оценке наших сил и не берем на себя непосильных задач, но и не работаем в расслабленном режиме.

– Как дольщики отреагировали на смену застройщика?

– Реакция была самая разнообразная, но большинство восприняло эти новости с осторожной радостью и надеждой. Это вполне объяснимо, особенно с учетом тяжелой ситуации, в которой они оказались. Мы уверены, что нам удастся доказать нашим потенциальным будущим покупателям в Липецкой области, что 75 лет истории «Орелстроя» – это не просто год основания, а гарантия надежности и ответственности, проверенная временем. Когда люди въедут в свои долгожданные квартиры – они смогут вздохнуть с облегчением. Наша задача помочь им и продемонстрировать всем, что есть застройщик, которому можно доверять.

– Насколько строительной компании выгодно браться за недострои?

– На этот вопрос есть два разных ответа. Если мы говорим о краткосрочной перспективе, то выгоды в этом мало – финансовые ресурсы можно использовать более эффективным образом. Но говоря о долгосрочных вложениях, можно сказать, что решение проблем недостроев может быть прибыльным. Главное осознавать, что, взявшись за проблемный объект, нужно быть готовым долго и упорно работать. Участки, передаваемые как компенсационные, необходимо грамотно и аккуратно застраивать, реализовывать на них проекты, опираясь прежде всего на опыт и репутацию, наработанную в процессе решения проблем недостроев. Доверие покупателей – очень ценный ресурс, который не просто «заработать».

– По нашей информации, уже через месяц вы вступите в новую должность. Какой круг обязанностей и задач предполагает ваша должность?

– Спектр задач операционного директора чрезвычайно широк – начиная от участия в разработке общей стратегии группы компаний и заканчивая повседневной операционной деятельностью предприятия. Первоочередными направлениями в моем круге обязанностей останутся кадровые вопросы, включая мотивацию и обучение персонала; региональная экспансия, частью которой является наш проект в Липецке. Объединенная система логистики и закупочной деятельности, цифровая трансформация, оптимизация бизнес-процессов компании и многое другое. Плюс никто не снимает с меня обязанность искать новые точки роста для компании – как внутренние, за счет модернизации производства и применения современных практик управления и планирования, так и внешние, такие как разработка новых продуктов для наших контрагентов.

– Что лично для вас значат такие перемены?

– Как всегда, для меня любое повышение тождественно большей ответственности, большему количеству новых задач, сложных и интересных. Это прекрасная возможность работать на дальнейшее развитие и рост группы компаний, но уже в больших масштабах. Также эти перемены являются для меня показателем доверия руководства и коллектива.

– В каком направлении компания намерена двигаться дальше? Какие изменения ожидаются в ближайшем будущем?

– В рамках нашей стратегии региональной экспансии мы продолжим искать новые регионы. Наша цель – построение современного вертикально интегрированного строительного холдинга, функционирующего в разнообразных регионах нашей страны, особенно там, где ощущается дефицит надежных и ответственных застройщиков. Строительную сферу ждут серьезные изменения в законодательстве. Мы успели за последние годы к ним подготовиться, сейчас наша задача – посмотреть, как рынок будет работать в новых реалиях, и найти для себя новые ниши и возможности, которые даст, например, введение эскроу-счетов.

Кроме того, мы подошли к заключительному этапу реорганизации группы компаний. В ближайшее время мы должны завершить оптимизацию структуры группы, устранить дублирование функций и избавиться от излишнего бремени административных расходов.

Еще одним направлением изменений являются глубокая модернизация производства и пошаговое создание IT-экосистемы, которые позволят нашей компании работать и развиваться эффективно в рамках тотальной цифровизации всех сфер жизни современного общества.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0