22 октября 2018
29.12.2017, 22:05:49 

ИТОГИ ГОДА – Ректор Воронежского опорного университета Сергей Колодяжный: «Наш вуз становится центром инновационного, технологического и социального развития региона»

Воронеж. 29.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Прошло уже почти два года с момента объединения Воронежского государственного технического университета и Воронежского ГАСУ в опорный вуз. Ректор Сергей Колодяжный подвел итоги этого периода, а также поведал о других важных проектах.

– Сергей Александрович, каковы итоги работы с момента объединения? Можно ли говорить, что переходный период, связанный с объединением двух вузов, завершился?

– Если предыдущий год был для нас годом объединения, то 2017-й стал первым годом планомерной работы Воронежского опорного университета. Эта масштабная деятельность, охватывающая самые разные направления, ведется в соответствии с утвержденной Программой развития Опорного университета Воронежской области и разработанной на ее основе Дорожной картой. И сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что Опорный университет Воронежской области, вобрав в себя образовательный, научный, кадровый и материально-технический потенциалы ВГТУ и Воронежского ГАСУ, трансформировался в системообразующий научно-образовательный комплекс, отвечающий за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также за научное и инновационное развитие предприятий и организаций не только нашего региона, но и всего Центрального Черноземья.

– Каков штат преподавателей вуза на сегодняшний день? Удалось ли избежать сокращения сотрудников при объединении вузов?

– Одна из задач, стоящих перед опорными университетами, – увеличить количество обучающихся к 2020 году в среднем в 1,3 раза. А если будет расти количество студентов, о каком сокращении преподавателей может идти речь? При объединении было сделано всё возможное, чтобы сохранить кадровый потенциал обоих вузов. И нам это удалось. Сегодня состав педагогических работников нашей образовательной организации – более 1,3 тыс. человек. Почти 75% научно-педагогических работников имеют ученую степень. В университете действует своевременно актуализируемая система требований конкурсного отбора научных и педагогических работников, а также решается задача формирования кадрового резерва. Мы дорожим нашим кадровым потенциалом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что средняя заработная плата преподавателей в ВГТУ остается самой высокой среди воронежских вузов.

– Статус опорного вуза дает право на получение ежегодных субсидий. На что планируете направить средства, выделенные вам из федерального бюджета на 2018 год?

– Программа преобразований в опорных университетах охватывает такие направления, как модернизация образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; развитие кадрового потенциала; модернизация системы управления университетом, материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры; реализация проектов, направленных на развитие местных сообществ, городской и региональной среды. На эти цели направляются не только бюджетные субсидии, но и значительная часть средств, которые опорный вуз зарабатывает самостоятельно. Кстати, доходы ВГТУ в 2017 году по всем видам финансового обеспечения превысили 2 млрд рублей.

– Вы упомянули модернизацию образовательной деятельности как одно из направлений развития опорного университета. О чем конкретно идет речь?

– Речь не только о расширении перечня образовательных программ. Данное направление предусматривает, во-первых, разработку и реализацию таких образовательных программ, которые обеспечивали бы конкурентоспособность нашего региона на российских и международных рынках продукции, исследований и инноваций. Речь идет о более широком участии работодателей не только в разработке образовательных программ, но и в их реализации, а также оценке качества образования.

Кроме того, это направление включает в себя переход на индивидуальные образовательные траектории, что позволит повысить мотивацию студентов к достижению высоких результатов обучения через расширение образовательных возможностей. К модернизации образовательной деятельности относится и целый ряд мероприятий, направленных на формирование информационно-технологического обеспечения образовательного процесса.

На сегодняшний день в нашем вузе создана электронная информационная образовательная среда. Разработана новая модель функционирования инженерно-лабораторного комплекса университета. Подготовлен комплект нормативных документов, регламентирующих создание внутривузовской системы оценки качества образования. Актуализирована работа базовых кафедр университета на ведущих предприятиях региона с целью подготовки кадров, обладающих качественно новыми компетенциями применительно к приоритетным направлениям социально-экономического развития региона.

В настоящее время в нашем вузе реализуются около 30 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по 159 образовательным программам всех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации), а также программам среднего профессионального образования. Общая численность студентов составляет 21,3 тыс. человек – то есть каждый пятый из воронежских студентов обучается в опорном университете.

В этом году в вузе создан и эффективно работает Центр развития талантливой молодежи. Его основная задача состоит в том, чтобы помочь талантливым студентам и аспирантам ВГТУ стать успешными и конкурентоспособными на рынке труда. При этом важно создавать условия для их трудоустройства в регионе. Центр развития талантливой молодежи – это место притяжения для новых научных талантов. Здесь они приобретают необходимые знания об инновационных технологиях, навыки профессиональной работы, возможность непосредственного и онлайн-общения с наставниками, среди которых – выпускники вуза, достигшие определенных карьерных высот в научно-технической и производственной деятельности. Они охотно делятся опытом и передовыми практиками с молодежью.

– В этом году вуз вошел в Топ-100 российских вузов по результатам международного рейтинга высших учебных заведений ARES-2017, а также занял хорошие позиции в ряде других исследований. Что это значит для вас?

– Прежде всего, это подтверждает высокий образовательный уровень нашего университета. Это хороший ориентир, с одной стороны стимулирующий профессорско-преподавательский состав университета работать более эффективно, а с другой – помогающий абитуриентам и их родителям, опираясь на независимую оценку, выбрать вуз, диплом которого будет востребован на рынке труда. Например, рейтинг университетов ARES, о котором вы упомянули, составляется Европейской научно-промышленной палатой. В этом рейтинге Воронежский опорный университет занимает 100-е место с категорией оценки BB, что означает надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (Good quality performance). Среди рейтингов технических университетов мира Multirank ВГТУ занимает 188-е место в мире, обогнав многие вузы России. В международном репутационном рейтинге вузов RUR наш вуз расположился на 38-й позиции среди российских вузов и вошел в группу мировой лиги из 80 стран. Это очень хорошие показатели, но мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно работаем над тем, чтобы Воронежский опорный университет с каждым годом занимал в международных рейтингах всё более высокие позиции.

– Какие проекты удалось реализовать в текущем году совместно с государством и частными партнерами? Что планируете реализовать в ближайшее время?

– Одним из основных направлений интеграции опорного технического университета в процесс социально-экономического развития региона являются разработка и реализация (в тесном взаимодействии с региональными властями) стратегических проектов вуза, основанных на производстве нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала передовых технологий.

Внедрение в деятельность вуза проектного управления становится главным механизмом, влияющим на развитие университета в научном и инновационном направлении. В начале 2017 года в ВГТУ был создан проектный офис. В сферу деятельности нового структурного подразделения входят отбор лучших практик, оперативное управление реализацией проектов, мониторинг, контроль за их выполнением, подготовка рекомендаций по их осуществлению.

Одним из важных этапов развития проектной деятельности является внедрение нового механизма взаимодействия вуза с органами государственной власти. Механизм взаимодействия заключается в выработке решений координации и действий по продвижению совместных проектов и научных программ. В рамках взаимодействия подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом профильных департаментов правительства Воронежской области с целью реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, градостроительства, экологии, ЖКХ и энергетики. На данном этапе в портфеле проектного офиса более 25 проектов, 14 из которых уже одобрены экспертными комиссиями и реализуются. Ознакомиться с этими проектами можно на сайте ВГТУ. Мне бы сейчас хотелось подробно остановиться лишь на некоторых из них.

Новое поколение термоэлектрических генераторных и охлаждающих устройств» – стратегический проект Воронежского опорного университета, в рамках которого планируется создание системы поддержки и развития экологически безопасной энергетики, разработка термоэлектрических генераторных и охлаждающих устройств нового поколения с рекордным коэффициентом полезного действия, высокими параметрами надежности и долговечности. Подобные установки должны найти широкое применение там, где не всегда целесообразно прокладывать линии электропередачи. Например, в районах Крайнего Севера. Всё, что нужно для таких источников электроэнергии, – наличие газовой магистрали: сгорая, газ выделяет тепло, а снаружи подается холодный воздух – создается необходимая разность температур, и термоэлектрический генератор вырабатывает электроэнергию. Партнером ВГТУ в реализации данного проекта выступает АО Корпорация НПО «РИФ» – современное высокотехнологичное предприятие. На реализацию данного проекта выделены субсидии в рамках государственной поддержки кооперации вузов и высокотехнологичных производств.

В ходе реализации проекта «Территория СМАРТ» создается технологическая платформа геоинформационной модели региона, технологий и сетей интеллектуальных устройств (сенсоров) на ней в интересах государственного управления, развития комфортной региональной среды, привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты региона. Создан инжиниринговый центр (технологическая площадка) на платформе ВГТУ как коммуникационного центра и разработчика новых технологий для создания территорий СМАРТ. Запущен процесс проектирования и использования на основе коллабораций «вуз-партнер» пилотных устройств микроэлектроники с малым энергопотреблением и узконаправленных систем связи, в том числе спутниковых. Партнерами вуза в реализации данного стратегического проекта, помимо органов власти Воронежской области, Воронежа и других муниципальных образований, являются АО «Научно-исследовательский институт электронной техники», АО «Концерн «Созвездие», ООО «Интеллектуальные системы».

Совместно с АО «КБХА» и ПАО «ВАСО» реализуется проект «Новые технологии создания производств в авиакосмической отрасли на основе интеллектуального управления жизненным циклом изделий». Цель проекта – создание высокотехнологичных производств авиакосмического комплекса, основанных на использовании передовых цифровых технологий в концепции «Интернет вещей» (умные фабрики), позволяющих перейти к интеллектуализации производственных процессов для повышения качества выпускаемых изделий и повышения эффективности производства.

Сегодня руководством области поставлена задача по созданию строительного кластера в регионе. Бесспорно, ключевая роль при этом в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров, разработки и внедрения новейших строительных материалов отводится Воронежскому опорному университету. Многое делается в этом направлении уже сейчас. В качестве примера можно привести проект по внедрению сухих строительных смесей. В частности, учеными вуза разработана облегченная гипсовая штукатурка, применение которой позволяет значительно упростить работы по выравниванию поверхностей, снизить нагрузку на основание, создать комфортный микроклимат в помещении. Также созданы и внедряются в производство гипсовая шпатлевка, быстротвердеющая стяжка, наливной пол, модифицированная сухая бетонная смесь.

Реализуя эти и другие стратегические проекты, коллектив Воронежского опорного университета ощущает всестороннюю поддержку руководства города и области.

– Насколько успешным стал социально-образовательный проект «Народный институт», реализуемый в Воронеже по вашей инициативе? Много ли желающих обучаться коммунальной грамоте?

– Успешность этого проекта во многом превзошла самые смелые ожидания. Судите сами: обучение по шести направлениям прошли уже более 1 тыс. человек. Причем – совершенно бесплатно. И интерес воронежцев к «Народному институту» не ослабевает. В уходящем году был запущен уникальный образовательный трек «Молодой управдом», где участникам предстоит создать собственную управляющую компанию и улучшить ситуацию на предложенном объекте. В дальнейшем «Народный институт» станет универсальным образовательным пространством, неограниченным рамками сферы ЖКХ.

Реализация подобных проектов – вклад опорного университета в развитие местных сообществ. Понимая, что наш вуз призван быть источником позитивных изменений городской и региональной среды, мы создали Центр межкультурной коммуникации «Территория общения». Этот уникальный для региона проект нацелен на помощь детям мигрантов, переехавших на постоянное место жительства в Воронежскую область. Совершенно бесплатно с ними проводятся занятия, позволяющие лучше изучить русский язык, понять культурные традиции, познать основы правовой грамотности, развить творческие способности, приобщиться к исследовательской деятельности – и, как следствие, быстрее и лучше адаптироваться в новых условиях.

– Минувшим летом в Воронеже был реализован проект «Умный и здоровый дом» – это первый международный российско-японский проект по созданию в России модели принципиально нового жилья с использованием самых современных технологий. Как обстоит дело с его развитием сейчас?

– Двери «умного» дома открыты для всех, кто интересуется современными технологиями. С сентября там проводятся экскурсии для всех желающих, вызывающие большой интерес. Но для вуза «умный» дом – это, прежде всего, лаборатория, где планируется проводить исследования свойств различных строительных материалов. Итогом этих исследований должны стать рекомендации по использованию японских технологий в российских условиях. Мы рассчитываем уже в начале 2018 года оснастить «умный» дом необходимым оборудованием, которое и позволит нам на высоком уровне проводить всесторонние исследования.

– Какие еще события уходящего года, на ваш взгляд, оставят заметный след в истории Воронежского опорного университета?

– Год был насыщенный, интересный, событий было много. Традиционно наши студенты порадовали своими успехами не только в учебе, но также в творчестве и спорте. Среди достижений 2017 года в этом направлении нельзя не отметить тот факт, что творческая команда вуза завоевала 1-е место в областном фестивале-конкурсе «Студенческая весна». Сборная команда ВГТУ в 2017 году в очередной раз стала победителем Межвузовской универсиады Воронежской области (соревнования проводятся более чем по 30 видам спорта). На Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» студенты вуза успешно представили свои проекты и получили гранты на их реализацию. Штаб студенческих отрядов ВГТУ признан лучшим среди учебных заведений области.

В минувшем году укреплялись международные связи университета. Летом группа студентов и преподавателей ВГТУ прошла языковую стажировку в South Bank University of London (Великобритания). А в ноябре 2017 года ВГТУ заключил меморандум о сотрудничестве с Кембриджским ресурсным центром.

В течение года вуз не раз становился площадкой для проведения различных форумов и конференций по самым актуальным темам, таким как развитие социального и технологического предпринимательства или внедрение BIM-технологий.

В 2017 году Воронежский опорный университет успешно прошел отбор для участия в реализации приоритетного проекта Министерства образования и науки РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций». Для нашего коллектива это одно из главных событий уходящего года. Проект предполагает создание в России к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

Завершая наш разговор, хочется поблагодарить всех коллег и многочисленных партнеров вуза за плодотворную совместную работу и пожелать в наступающем году благополучия, новых достижений и уверенного движения вперед!

Александр Быстров