23 октября 2018
09.06.2018, 13:13:30 

Верховный суд отменил согласование архоблика в Воронеже

Воронеж. 09.06.2018. ABIREG.RU – Как стало известно «Абирегу», Верховный суд РФ оставил без изменения решение Воронежского облсуда о признании недействительными Правил землепользования и застройки облцентра (ПЗЗ) в части необходимости согласования с мэрией архитектурно-градостроительного облика объекта при его строительстве или реконструкции.

Решение суда вступило в законную силу.

Напомним, оно касается только территорий с индексом «О2» (общественно-деловая зона обслуживания местного значения), поскольку необходимость согласования архоблика прописана в ПЗЗ для каждой зоны отдельно. И чтобы оспорить эту норму в суде, истцу необходимо апеллировать к ущемлению своих интересов на конкретном примере. В данном случае истец – ООО «ТД «Энергоснаб» – является собственником участка в зоне «О2».

Тем не менее юридическая сторона решения никак не привязана к конкретной зоне – фактически Верховный суд признал норму о необходимости согласования архоблика противоречащей Градостроительному кодексу РФ. В соответствии с ПЗЗ она обозначена в градостроительном плане любого земельного участка Воронежа. Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, несоответствие поданных застройщиком документов градплану является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Из этого вытекает, что согласование архоблика является необходимым условием для получения разрешения на строительство. Однако в той же ст. 51 ГрК РФ содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения, в котором нет процедуры согласования архоблика.

Юрист Сергей Кардашов, представляющий в этом процессе интересы «Энергоснаба», пояснил «Абирегу», что после изготовления акта Верховного суда в окончательном виде он планирует обратиться в прокуратуру с просьбой инициировать отмену согласования архоблика для всех остальных зон. «Также предлагаем субъектам бизнеса реагировать на достигнутый успех путем обращений в прокуратуру с заявлениями о реагировании на несоответствующий требованиям федерального законодательства нормативный акт гордумы и его применение к земельным участкам в различных территориальных зонах», – отметил господин Кардашов.

Юрист предрекает, что, даже несмотря на противоречие Градостроительному кодексу, воронежские власти будут пытаться отстоять свою архитектурную инициативу. «У горадминистрации и гордумы теперь есть два дальнейших modus operandi: либо пытаться преодолеть решение суда, издав новый нормативный акт об архоблике, и пытаться его применять как ни в чем не бывало, либо настаивать на соблюдении требований о согласовании облика на основании Правил благоустройства. Но Правила благоустройства не могут являться основанием для внесения соответствующего требования в градплан. В ч. 13 ст. 51 ГрК РФ указаны основания для отказа в разрешении на строительство: кроме несоответствия представленной документации градплану участка, это «несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации». Попытки подтянуть отсутствие согласования архоблика под эту норму также бесперспективны, поскольку законодательство РФ такого требования не содержит, что уже установлено судом», – подчеркнул Сергей Кардашов.

«Рассматриваем этот кейс как свой вклад в усилия, предпринимаемые органами власти по сокращению сроков рассмотрения документации для получения разрешения на строительство. Сокращение этих сроков на 30 дней, отведенных на согласование архоблика, – это существенный вклад. Вполне в тренде, обозначенном региональными и местными органами власти», – резюмировал юрист.

Напомним, что необходимость согласования архитектурно-градостроительного облика объекта является нововведением воронежских властей, которое вступило в силу с начала прошлого года. Процедура предполагает, что после получения градостроительного плана земельного участка и разработки проектной документации застройщик обязан согласовать внешний облик будущего здания с управлением главного архитектора (УГА). Для этого он должен представить на суд чиновников схему разверток фасадов по улице, где будет располагаться объект, их цветовые и световые решения, типы ограждений, выходящих на фасадную часть, а также «объемно-пространственные решения проектируемого объекта с фиксацией с наиболее ответственных направлений его восприятия (3D визуализация)».

В УГА обязаны согласовать архитектурный облик в течение месяца, после чего застройщик имеет право получить разрешение на строительство. Однако чиновники могут и отказать в согласовании. При этом список критериев, на основании которых может быть принято отрицательное решение, весьма абстрактен. Так, помимо несоответствия формальным документам (Генплану, Правилам землепользования и застройки и другим) и дизайн-регламенту (установлен для определенных улиц Воронежа), сюда же входят причины несоответствия «сложившимся особенностям и характеристикам территории» – историко-культурным, визуально-ландшафтным, функциональным, планировочным и другим. По каким параметрам чиновники УГА могут сделать вывод о несоответствии облика «сложившимся особенностям», алгоритм его согласования не конкретизирует.

«Абирег» подробно разбирал данную ситуацию в материале «Закон против архитектуры: почему малоизвестная компания пытается отменить градостроительные новшества воронежских чиновников?».

Андрей Прах