Пять основных правил эффективной критики от руководителя

29.01.2015 19:40
Татьяна Новикова

Критика – дело полезное, но только при правильном ее использовании. Грамотное донесение критики до собеседника способствует достижению положительных результатов, повышению эффективности деятельности не только отдельной штатной единицы, но и компании в целом.

Критиковать – это прерогатива руководства. Считается, что указывать на недостатки легко, а вот воспринимать критику очень сложно. На самом деле, доносить до подчиненных свои требования и пожелания тоже непросто, делать это нужно корректно и грамотно. Помните: хороший начальник критикует и получает положительный результат, а также высококвалифицированных работников, а плохой тем самым подавляет инициативу и работоспособность подчиненных.

Не секрет, что адекватно реагировать на критику могут единицы. Между тем в рабочем процессе без оценки работы и замечаний просто не обойтись. Смысл взаимодействия руководителя и подчиненного заключается в постановке задач, их выполнении и проведении так называемой работы над ошибками. Сотрудники, выполняя свою работу, ждут анализа их труда и соответствующей оценки со стороны начальства. Руководитель обязан точно своевременно проанализировать проделанную работу, проговорив с подчиненными достоинства и недочеты при ее выполнении. Одна из обязанностей руководителя – способствовать самосовершенствованию сотрудников, и без критики здесь не обойтись.

Подчеркнем, что главная цель критики не наказать, а предупредить или предотвратить неправильные действия, корректируя при этом деятельность работника. Рассмотрим основные правила эффективной критики со стороны руководителя.

1. Критикуйте по существу. Детальная, конструктивная критика воспринимается адекватнее, поэтому избегайте общих фраз, разложите по полочкам сотруднику то, что он делает не так, подсказав ему правильное направление. Ни в коем случае не пытайтесь изменить то, что изменить невозможно, – физиологические особенности человека, его жизненные обстоятельства;

2. Не упрекайте подчиненных, а корректируйте их работу. Донося информацию в виде упреков, руководитель закрывает от себя сотрудников, подавляет их как самостоятельную трудовую единицу. Помните, что критикуют не человека, а сложившуюся ситуацию, поэтому правильнее доносить до работника информацию как обозревателю со стороны, подчеркивая недочеты в работе и направляя на пути к их исправлению с вытекающими из этого выводами;

3. Не обосабливайтесь от персонала. Критиковать не очень приятное мероприятие, но неизбежное и, что самое главное, полезное для работы, повышения эффективности в частности и в целом. При таком разговоре ведите себя уверенно и спокойно, не употребляйте выражения типа «у вас всегда так» или «вы постоянно», этим вы отгораживаетесь от коллектива. Правильнее будет выражать общность и единение с подчиненными, употребляя местоимение «мы»;

4. Доносите критику подчиненным с глазу на глаз, откажитесь от игры на публику. Чтобы донести важное до человека, вызовите его к себе в кабинет и спокойно побеседуйте о проблеме, решениях и желаемых результатах. Свидетели при критике нужны только в исключительных ситуациях;

5. Позволяйте сотрудникам раскрыться. В ходе беседы дайте подчиненному возможность высказать свое видение данной ситуации и свои пути решения проблемы. При подведении итогов беседы уточните, правильно ли вы друг друга поняли.

И еще несколько рекомендаций:

– старайтесь доносить критику как можно мягче и корректнее, особенно если это касается новичков, так как им требуется адаптационный период;

– не угнетайте личность, порой руководителю приходится делать замечания по внешнему виду сотрудника или относительно его вредных привычек, в разговоре такого рода не стоит забывать о тактичности и индивидуальности отдельного человека, в конце разговора попытайтесь разрядить обстановку, пошутив или переключив беседу в нейтральное русло;

– при постановке задачи будьте конструктивны, донесите до работника, что ему конкретно нужно сделать, как это может быть сделано и что вы от него ожидаете, какой должен быть результат;

– не припоминайте персоналу прошлые ошибки, были неприятности, вы их отработали и забыли, вспоминать такие моменты лучше только как пройденные этапы;

– наряду с критикой подчиненных обязательно нужно и хвалить, даже при официальных взаимоотношениях «руководитель-подчиненный» работает знаменитая и не раз опробованная схема «кнута и пряника».



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
Одним не хватает навыков, у других – избыточная...
 
 
Служба Исследований компании HeadHunter провела опрос соискателей Воронежской области с целью выяснить, устали ли...
 
Лучшую карьеру делают психопаты, макиавеллисты и...
 
 
Как восстановить репутацию и вернуть утраченное...
     
 

 
    
     
 

 
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"