Вебинар 21 июля

 
   
 
 

 

     
   
    
     
   
    

ОПОРА бизнеса РОССИИ

12.12.2011 23:38
Галина Старосек

Сегодня мало кто помнит, что возрождение предпринимательства в нашей стране началось еще в 1988 году, после выхода революционного закона «О кооперации в СССР». За это время удалось заново отстроить систему экономики, воспитать новое поколение предпринимателей, создать местные рынки товаров и услуг в регионах. Но до сих пор не решены еще многие проблемы. О том, что было сделано и что еще предстоит, мы спросили у руководителей воронежского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея  Наумова и Ильи Ерихонова.

- Сергей Дмитриевич, вы десять лет возглавляете Воронежское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сами ведете бизнес в нашем регионе. То есть реалии и проблемы малого и среднего бизнеса вам известны не понаслышке. Какие задачи стояли перед вами в начале работы? И что произошло за прошедшие годы? Так сказать, коротко подвести итоги десятилетней  работы.

С.Н.: Давайте для начала сделаем небольшой экскурс в историю. Некоторое время назад в одном из музеев Москвы меня заинтересовали программные документы декабристов, активно выступавших за свободу в начале XIX века. Прежде всего обратили на себя внимание общие требования, зафиксированные в этих документах: лидерами общественного движения предлагалось ввести народные выборы, публичность бюджета, они открыто выступали против коррумпированности и казнокрадства. Задумайтесь, как это перекликается с нашей действительностью, многие из этих проблем требуют решения и сегодня.

Почему вспоминается движение декабристов - за прошедшие десять лет некоторые маленькие точечные проблемы нам удалось решить; замечательно, что удалось решить некоторые крупные вопросы; но глобальные проблемы, к сожалению, сохранились и по сегодняшний день.

- Эта болезнь нашего общества - это наша ментальность? Или человеческая проблема в целом?

С.Н.: Я бы сказал, что это человеческая болезнь. В 2001 году я задал вопрос представителю правительства в Вашингтоне: «Почему у вас такие дороги плохие? Трассы отличные, а в городе как будто гастарбайтеры делали». Он ответил коротко: «Коррупция». Вот такой пример.

Воронежский региональный союз предпринимателей «Опора» создавался нами в 2001 году, когда в стране начали наводить порядок после сложного периода смен режимов. Изменилась экономика, и именно в ней после «лихих 90-х» надо было менять и отстраивать многое. Зарабатывать деньги и развивать бизнес было очень сложно, но другого пути не было. Поэтому и возникло решение организовать региональную общественную организацию, которая будет заниматься вопросами создания цивилизованных условий для бизнеса. А уже немного позже мы присоединились и к работе общероссийской организации «ОПОРА РОССИИ», это дало нам возможности более высокого уровня, так сказать, решать проблемы воронежских предпринимателей уже на государственном уровне. И поверьте, за прошедшие годы работы сделано было немало.

- Какие же основные проблемы предпринимателей удалось решить за этот период?

С.Н.: В начале своей работы мы взялись за самую острую проблему – проверки. Десять лет назад над бедным предпринимателем стояло 64 проверяющих организаций. И мы предложили эксперимент для региона: регистрировать все визиты в журнале проверок. Эта форма была предусмотрена в 209-м Федеральном Законе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но фактически не использовалась. И мы одни из первых стали внедрять эту форму на своих предприятиях, фиксировать в журнале, какая организация пришла и на основании чего проводится проверка. Вы не представляете, что тогда началось! У губернатора озвучивались целые доклады - сколько тысяч предпринимателей проверили и сколько в результате денег донесено в бюджет. Но дошли ли эти средства до бюджета – это другой вопрос.

И мы задумались, чем сможем ответить. Мы начали считать потери предпринимателей в результате этих регулярных проверок, даже ввели новый термин «самоинвестирование», ведь эти затраты идут за счет самого предпринимателя и избежать их невозможно, ведь он просто не получит разрешение на дальнейшую работу. В расчет принимали все расходы. Например, проверка проходила в течение трех дней, считаем стоимость затраченного рабочего времени всех привлеченных сотрудников, потерю коммерческой прибыли за счет необслуженных клиентов, туда же приплюсуем суммы взяток, подарки и т.д. В итоге получаем колоссальную цифру. Но в результате выдачи на руки взятки проверка ничего не показала. То есть увеличение бюджета семьи госслужащих, конечно, присутствует, но государство ничего не получило. И мы все это озвучили. Благодаря этим цифрам нам удалось доказать, что государство теряет в десятки, в сотни раз больше, чем привносят проверки в бюджет.

- И какая была реакция, когда эти цифры были озвучены?

С.Н.: Нам сначала не поверили, но мы предложили проверить, попросили чиновников доказать, что деньги дошли до бюджета или не ушли на премии проверяющих органов. Нашим оппонентам тогда пришлось с трудом отвечать на эти вопросы, что в итоге и помогло изменить ситуацию.

- Наверное, были еще сложности, которые приходилось решать?

С.Н.: Да, параллельно занимались еще одной актуальной проблемой - внебюджетные фонды, существовавшие в каждом районе города. Помог с этой проблемой областной прокурор, который проверил бюджеты городских районов и показал наглядно, сколько они получают за счет налогов и во сколько внебюджетный фонд превышает эти цифры. Доводы чиновников, что деньги идут на решение социальных проблем, тогда не помогли. Нам было легко доказать, что из 100 рублей только один рубль тратился по назначению, а все остальные деньги часто идут на личные нужды чиновников. К счастью, вопрос тоже был решен и внебюджетные фонды сразу отменили.

Почти такая же история была и с разрешениями на право на торговлю. После отмены пошлин на федеральном уровне многие чиновники продолжали требовать оплаты, пришлось вмешиваться, наводить порядок.

В общем, борьба действительно шла каждый день, причем часто мы выступали в авангарде этих боевых действий. Постараюсь коротко перечислить основные достижения. Ну, во-первых, нам удалось с помощью Ирины Хакамада протащить в области вмененный налог, и мы были одним из первых пяти регионов, кто пошел на этот эксперимент. Во-вторых, как я уже говорил, нам удалось первыми ввести в действие 134-й Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Казалось бы, внедрили какую-то бумажку, журнал для заполнения чиновниками, а сколько предпринимателей благодаря этому смогли выйти из «серой» зоны. Благодаря этому в Воронежской области бюджет увеличился в 3,5 раза, официальное количество предпринимателей - в три раза.

Не так давно, пару лет назад, вместе с депутатами Госдумы Сергеем Чижовым и Александром Сысоевым пробивали 159-й Федеральный Закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества». Тогда в работе участвовали все региональные представительства «ОПОРЫ РОССИИ». Общими усилиями тогда мы смогли подключить 30 депутатов Госдумы, встречались, убеждали. Сейчас закон действует, регулярно дорабатывается. Это дало возможность выкупать в собственность муниципальное и государственное имущество, и многие предприниматели смогли решить свои проблемы с арендой имущества, банки активно подключились. Сегодня сумма, поступившая в бюджеты, уже подходит к трем миллиардам. И Воронежская область - лидер по выполнению этого закона.
 
Координационные советы организовали – еще одно большое дело сделали, и опять - в первых рядах. Советы действуют как совещательный орган, и это дает возможность напрямую административным структурам общаться с предпринимателями, налаживать партнерские отношения. Мы не стремимся критиковать, шашками размахивать, мы озвучиваем проблему и предлагаем способы ее решения. И делаем акценты именно на предложениях. Сегодня такой Координационный совет работает в каждом районе, активно участвует в разработке проектов законов и распоряжений. Следующая задача – ввести в структуру администрации должность уполномоченного по правам предпринимателей для решения проблем уже на более серьезном уровне. Ведь иногда в спорных моментах необходимо участие лично губернатора, иногда вопрос не решается из-за личностных отношений сторон. Поэтому нужен нейтральный человек, который будет заниматься этой работой. В Ульяновской области, откуда эта идея, такой человек имеет статус вице-губернатора, и результаты уже ощутимы. Нам надо перенимать такой опыт.

- Не так давно вы подводили итоги на Форуме предпринимателей Воронежской области и говорили о ближайших планах. Какие задачи сегодня стоят перед организацией?

С.Н.: К сожалению, негативных факторов, препятствующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, существует не мало. Стоит перечислить самые актуальные из них. Это и увеличение страховых взносов в 2011 году для малого бизнеса с 14 до 34%, и рост тарифов на электроэнергию и услуги других естественных монополий, и нормативно-правовое несовершенство патентной системы, и предполагаемая отмена единого налога на вмененный доход без равноценной замены. Остро стоит проблема нормативно-правового регулирования размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов. Вы ведь знаете, что сейчас сносят временные сооружения, но по федеральному закону нет таких понятий, есть формулировки «стационарные» и «нестационарные». И новая проблема вырисовывается – у нас кадров нет. Этим тоже надо заниматься.

Участники форума активно обсудили и общие, и отраслевые проблемы и вынесли свои предложения в виде резолюции. Этот документ пока дорабатывают, но самое главное - он включает в себя конкретные предложения, отвечающие потребностям предпринимателей. С помощью этого документа мы хотим обратиться к губернатору, депутатам, главам администраций и сельских поселений и вместе с ними разработать комплекс мер, способных изменить ситуацию.

- В резолюции есть несколько пунктов, особо обращающих на себя внимание. Складывается впечатление, что эти предложения носят политический характер.  Прокомментируете?

С.Н.: На этот вопрос я попрошу ответить Илью Леонидовича Ерихонова. Он возглавляет это направление работы и может подробно рассказать о нашей позиции.

- Илья Леонидович, первый пункт, вызвавший такой интерес, касается изменений в налоговое и бюджетное законодательство, которые позволят оставить налоги от малого бизнеса непосредственно в муниципалитетах. Ну и, конечно же, не хотелось оставить без внимания пункт об установке персональной ответственности должностных лиц за ущерб, нанесенный их действиями субъектам предпринимательской деятельности.

И.Е.: Не понимаю, почему вы их посчитали политическими, это же сплошная экономика. Налоги малого и среднего бизнеса, безусловно, должны оставаться в регионе. С первой Госдумы идет проработка вопроса самостийности и независимости муниципальных образований, но независимость прежде всего определяется наличием собственных средств, то есть собственными источниками финансирования субъекта. Если малый бизнес станет таким источником для региона, то и муниципальное образование получает возможность для своего развития. С другой стороны власть тоже будет стараться создать условия для развития местного бизнеса, потому что это напрямую связано с доходами бюджета. И ведь от этого всем хорошо, есть возможность для совместного развития. Кроме этого небольшие фирмы и сейчас тратят больше денег на благоустройство своего города или поселка. Например, в садик пожертвовать, в который ходят их собственные дети, плитку положить на улице у магазина, подарками на 1 сентября и ветеранам в День Победы помочь. А будет больше налогов, будут и другие возможности для улучшения уровня жизни.

По второму пункту надо сказать, что на Западе практика персональной ответственности чиновников является основой в их работе. Хороший опыт, надо его и у нас внедрять. Почему проектировщики несут ответственность за разработку проекта, контролирующие органы отвечают за качество принятой работы. А если чиновник работает с бумагами, от которых зависит жизнь и благосостояние как минимум нескольких семей, а на больших, градообразующих предприятиях и до тысячи работающих и их близких, фактически большей части жителей небольшого городка? Он не должен чувствовать вседозволенность, необходима ответственность перед законом, а не страх выговора или лишения премиальных. И прежде чем принимать решение, он должен гораздо более серьезно задумываться над его последствиями. И поэтому, я считаю, этот вопрос, прежде всего, носит экономический характер. Почему строитель, врач должен нести ответственность, а тысячи чиновников могут допускать ошибки или наносить урон простым бездействием?!

С.Н.: Губернатор дал четкое задание разработать предложения по оценке эффективности работы администраций муниципальных образований именно в вопросе развития предпринимательства. Если такая обратная связь будет действовать, то и результаты не заставят долго ждать, а цена этому вопросу - десятки и сотни миллионов дополнительных рублей в бюджет.

- То есть предприниматели смогут контролировать работу чиновников?

С.Н.: Честно говоря, профильный департамент вообще появился по нашей инициативе, до прихода нынешнего губернатора в администрации был отдел из четырех человек. Мы предложили усилить блоки, которые несут деньги в бюджет, помочь в развитии этого сектора экономики. Был сформирован департамент, мы с ним полноценно работаем, максимально насыщаем информацией, вносим предложения, отслеживаем результаты.

В целом, я думаю, все стороны довольны проделанной работой, положительные результаты в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе есть. Например, принятие областных законов по критериям выкупа арендованных помещений, снижение с 15% до 5% налога по упрощенной системе налогообложения для отдельных видов предпринимательской деятельности, реализация программы поддержки начинающих предпринимателей, других программ господдержки малого бизнеса. Но если посмотреть с критической точки зрения, то не все еще отвечает потенциалу региона, есть над чем работать.

- По вашему мнению, с точки зрения истории и теории экономики, Россия движется в правильном направлении?

С.Н.: На этот вопрос сложно ответить однозначно. Каждая страна проходит свой путь, не зря говорят, что «у России особая миссия», но мы стараемся, чтобы скорость движения была побыстрее, возросла эффективность. Мы живем в этой стране, никуда не собираемся уезжать, и мы хотим жить лучше и дать возможность жить дальше нашим детям.

- Кстати, о вопросе поколения, которое придет на смену и будет завтра развивать свой бизнес. Что вы им можете посоветовать? Что дает  программа поддержки малого и среднего предпринимательства начинающему предпринимателю?

И.Е.: Конечно, начинать с нуля всегда очень сложно, тем более что за прошедшие годы выросла конкуренция и потребители стали более внимательны в своем выборе. Заниматься бизнесом вообще сложно. Мало остается времени на семью, постоянные стрессы.

С.Н.: Молодежь вообще часто не очень адекватно оценивает свои силы и в результате из начинающих свой бизнес 90% отказываются после первых неудач. Это очень тяжелый хлеб, это образ жизни. К этому надо иметь призвание, так же как к профессии учителя или врача. Ведь когда начинаешь новый бизнес, ты не знаешь, что тебя ждет дальше, не все от тебя зависит.

Прежде всего надо быть готовым морально. После окончания вуза молодые люди приходят со своими проектами, но нет четкого просчета затрат. Не учитывают затраты на оформление документов, на проверки, за иски от потребителей. Может такое случиться, что ты еще не открылся, а уже должен платить. Высокая ответственность и перед работниками, перед своей семьей, да и что говорить - прежде всего перед собой. Нельзя опускать руки, если что-то сразу не получилось.

Сегодня государство дает хорошую поддержку – субсидии, гранты, создает технопарки. Главное - найти идею, изучить ее со всех сторон, посмотреть на конкуренцию в своем регионе, а также изучить опыт других компаний в этой отрасли. И начинать внедрять ее в жизнь. Поверьте, в нашей жизни все реально, все возможно. Самое сложное - найти идею.

И.Е.: На рынке Воронежской области не все сегменты имеют высокую конкуренцию, некоторые еще даже не охвачены. Есть куда двигаться. Мы можем для ваших читателей несколько секретов открыть – мало детских дошкольных коммерческих учреждений, а те, что уже работают, не покрывают спрос. Опять же из-за низкой конкуренции и цены высокие в коммерческих садах, но желающих сегодня пристроить своих детей в хорошие детские сады и образовательные центры очень много. Кончено, есть сложности в получении лицензий, но двигаться в этом направлении стоит.

С.Н.: Еще одно направление - внутренний туризм. Инфраструктура в регионе пока слабовата, но надо ведь с чего-то начинать. Тут много чего можно придумать: пешие, конные, автомобильные маршруты организовать, создавать объекты инфраструктуры, вообще обратить внимание на потенциал в сфере семейного отдыха. А у населения потребность сейчас в этом есть.

Ну и, конечно, стоит сказать об обучающих программах. Нам надо вкладывать свои силы в молодое поколение, реальные предприниматели должны друг другу помогать, делиться опытом. Поэтому стоит засучить рукава и заняться делом. Главное, чтобы это было всем во благо.



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
Эксперт №1 в России по стратегическому планированию и экономическим сценариям, Сергей Макшанов рассказал...
 
 
Что заставляет сжиматься российскую экономику? Почему одной лишь «дубиной» нельзя навести порядок в...
 
 
Повышение дохода – это основная мера, которую вам необходимо противопоставить...
     
   
    
     
   
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"