BSC и KPI: факторы успешного управления бизнесом

28.01.2016 08:57
Татьяна Новикова

Современная бизнес-структура переполнена новыми понятиями и терминами. Что такое управление бизнесом по KPI и BSC и чем они отличаются от иных видов управления, попробуем разобраться.

Для начала определимся с терминологией данных понятий. Сразу же нужно отметить, что и KPI, и BSC относятся к методам целевого управления, концепция которых заключается в постановке, планировании и достижении целей, ориентированных на результат. В бизнесе KPI и BSC практически встречаются как неотъемлемые и взаимосвязанные «запчасти» одного механизма. Между тем их связь достаточно условна. BSC строится на стратегических целях, на перспективе, обусловленной бизнес-процессами. KPI же, в свою очередь, способна отследить эффективность проделанной работы, определить результативность и производительность бизнес-процессов.

«Прародителями» понятия Balanced scorecards стали Роберт Каплан и Дэвид Нортон, утвердившие многолетними исследованиями гипотезу, что для современных предприятий уже не достаточно финансовых данных и требуется сбалансированный системный подход.

BSC (Balanced scorecards или Сбалансированная система показателей) является частью стратегического контроллинга, суть которого заключается в создании стратегических целей и показателей, а также в путях их реализации и контроля. Условно BSC можно сравнить с баллистической ракетой, которая наводится, не видя цели, но ориентируясь на нее по точным координатам. Важным дополнением в наведении ракеты являются специальные механизмы по наведению и отслеживанию ее траектории. Так, концепцию управления BSC всегда сопровождает оперативный способ контроллинга, то есть бюджетирование. В совокупности BSC и бюджетирование обеспечивают точное попадание «ракеты» прямо в цель.

Система управления BSC строится на 4 «перспективах»:

1.    финансовые показатели;
2.    успешность работы с клиентами;
3.    оптимальность внутренних бизнес-процессов;
4.    компетентность и общая эффективность работы персонала.

Сбалансированная система показателей порядком ограничена в числе показателей, обеспечивающих успех компании, что объясняется правилом: «Стратегических целей много быть не может». Другими словами, BSC определяет приоритеты деятельности организации, обозначая отдельные как стратегические. Управление бизнесом по системе BSC подразумевает работу над инвестиционной деятельностью компании, иными словами, над развитием бизнеса.

KPI (Key performance indicators или Ключевые показатели деятельности) можно назвать своеобразным индикатором, количественно определяющим фактически достигнутые результаты. То есть KPI – это персонализация целей компании, когда перед отдельным сотрудником ставятся конкретные цели, ориентированные на достижение результата, отвечающего интересам компании. Как правило, постановка персонализированных целей ориентирована на достижение стратегических или оперативных задач. На практике KPI очень тесно переплетается с мотивационной политикой компании, так как на основе KPI строится система стимулирования и поощрения сотрудников.

Любое воплощение целей и идей ложится на плечи сотрудников компании. Так, реализация операционной деятельности или стратегических задач неукоснительно ложится на плечи штатных единиц. Вот тут-то и возникает необходимость в KPI. Для любого показателя назначается сотрудник, впредь отвечающий за реализацию и достижение успеха поставленной задачи.

KPI подразумевает нескольких подвидов:

1.    результативность (определяет количество и качество проделанной работы);
2.    затратность (обозначает затраченные ресурсы);
3.    функциональность (позволяет оценить соответствие бизнес-процессов заданному алгоритму);
4.    производительность (оценивает соотношение между полученным результатом и временем, потраченным на его достижение);
5.    эффективность (выводит показатели, определяющие соотношение полученного результата к затраченным ресурсам).

Система KPI позволяет решить следующие задачи:

•    постановку и формулирование целей и мотивационных задач для каждого отдельного сотрудника (менеджера высшего, среднего и низшего звена);
•    оценку деятельности каждого работника компании;
•    подведение итогов проделанной работы с определением вознаграждения для отличившихся.

Управление бизнесом по KPI и BSC – очень трудоемкий процесс, требующий от его участников знания, опыта и творческого подхода. Однако по пути от простого к сложному, при этом формулируя цели и задачи, контролируя их выполнение, анализируя результаты, мотивируя сотрудников, компания обязательно получит ожидаемый результат в виде успеха и процветания.



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
Как минимум 50% времени на бизнес-тренинге должно уделяться практике. Иногда эта цифра...
 
 
Как решить проблему доставки заказов, не нанимая слишком много...
 
И чем им сейчас помогают работодатели и...
 
     
   
    
     
   
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"