Как уйти в отпуск тем, кто не может «просто так взять и всё бросить»

15.07.2019 10:58

По данным опроса hh.ru, 27% сотрудникам трудно уйти в отпуск, потому что им не на кого оставить работу, 8% в принципе не ходят в отпуска, а 21% всегда или часто продолжает удаленно работать на отдыхе. Психологи предупреждают, такой режим приводит к выгоранию, спаду продуктивности и нервным срывам. Как уйти в отпуск, даже если «всё только на вас и держится»?

Отдых нужен для эффективной работы

Если вы постоянно или часто отказываетесь от полноценного отпуска ради дела, знайте: эта жертва может навредить работе гораздо больше, чем ваше отсутствие в течение пары недель.

Руководителю маркетингового агентства ЕЖ Наталье Юлдашевой вечная спешка знакома не понаслышке. Но она уверена, что это не повод для гордости. Год назад у агентства сорвался мастер-класс, потому что 30-летний повар слег с инсультом. Это событие настолько поразило ее, что с тех пор в агентстве уважают баланс между работой и личной жизнью. «Однажды я начала высыпаться и быстро поняла, что отдыхающий мозг может больше, а пресловутая эффективность измеряется не количеством часов, а КПД от этих часов. КПД будет неизбежно выше, если научиться «заправлять свой двигатель». Вы же не уедете далеко на автомобиле, когда бензина в баке на донышке?», — говорит Наталья.

Психологи подтверждают: если слишком много работаешь, скорее всего, эффективность оставляет желать лучшего. По словам психолога и профориентолога, основателя центра психологии Who Am Людмилы Салоид, чем больше человек уходит в работу и чем дольше не отдыхает, тем более уязвимым и непродуктивным он становится.

Парадоксально, но развитие технологий, искусственного интеллекта и прочих цифровых решений, который должны были облегчить нашу жизнь, наоборот сделало ее ритм более интенсивным. Люди все больше времени проводят в гаджетах, жертвуют сном, решают рабочие вопросы в личное время. Повышенные нагрузки приводят к выгоранию и снижению продуктивности, не говоря уже о проблемах со с здоровьем.

От перегрузок недалеко до неврозов и депрессий. А в трудолюбивой Японии и вовсе есть термин «кароши», обозначающий смерть от переутомления на работе.

Чтобы сохранить здоровье, способность мыслить и творить, нужно не менее трех недель ежегодного отпуска, выяснили исследователи из Университета штата Огайо. Ученые, медики и психологи солидарны: передышки необходимы, чтобы продуктивно работать, находить нестандартные решения, эффективно общаться с коллегами и клиентами.

Как настроить себя на отдых

Тому, кто боится отпуска, придется постараться, чтобы выработать у себя настрой на него.

Этап 1 — «отключить голову»

Психологи предупреждают: тот самый человек, который не пускает вас в отпуск, — скорее всего, вы сами, а вовсе не начальник или бестолковые коллеги, которым ничего нельзя поручить.

Трудоголикам советуют пересмотреть свое отношение к отдыху. «Как правило, причина «не на кого оставить работу» — всего лишь удобный предлог, чтобы не идти в отпуск. Настоящие причины — субъективные установки, поведенческие паттерны, образ мышления и психологические особенности человека. Некоторые причины уходят корнями в детство или являются следствием невроза», — объясняет Анна Журавлёва, игропрактик, психолог-консультант.

По мнению психолога Ольги Валле, работа занимает в нашей жизни слишком много времени тогда, когда мы сами ей это разрешаем. Занятость позволяет многим чувствовать себя значимыми. «Когда мы предпочитаем провести переговоры вместо того, чтобы уделить время себе, отдыху или семье, это побег из реальной жизни, которая может принести вам радость. Нужно разбираться, почему вы убегаете от радости», — заключает эксперт.

Чтобы настроить себя на отпуск, Анна Журавлёва советует воспользоваться методом ассоциаций, визуализацией и ресурсными воспоминаниями. Запишите или нарисуйте, хотя бы в абстрактном виде, приятные ассоциации и воспоминания, связанные с отпуском. Найдите любимые сувениры из предыдущих отпусков. Эти предметы можно брать в руки, рассматривать и прислушиваться к приятным ощущениям, которые возникают от контакта с ними.

Вспомните три истории из своих отпусков — самую яркую, самую смешную и самую романтичную, закройте глаза и мысленно перенеситесь в какое-то место из одной истории, потом — из другой, третьей.

Повесьте над столом привлекательную фотографию места, где вы хотели бы отдохнуть, — это может быть пейзаж или вид отеля, даже фотография местного национального блюда или что-то из местного колорита.

Можно смотреть фильмы и передачи о путешествиях, слушать рассказы и читать статьи на эту тему.

Этап 2 — хорошенько подготовьтесь

Теперь когда вы разрешили себе отпуск, стоит вспомнить про принципы тайм-менеджмента, чтобы накануне отъезда избежать перегрузок и не отвлекаться на рабочие дела в поездке.

Составьте план. Запишите предстоящие проекты и задачи: список перед глазами снизит ваш страх о чем-то забыть, и поможет распланировать нагрузку.

Расставьте приоритеты. Выделите те задачи и проекты, которые действительно зависят только от вас, и никто другой с ними не справится. Максимально освободите под них неделю до и первые дни после отпуска. Посмотрите, какие задачи некритично передвинуть по срокам, заранее договоритесь об этом. Особенно тщательно пропишете приоритеты на последнюю неделю, не пытайтесь сделать всё. Лучше не планируйте встреч и больших задач на последний день перед отпуском — скорее всего, вы и так будете в спешке что-то доделывать.

Ищите помощь. Учитесь делегировать. Поверьте, поначалу это всем сложно, но это неизбежный процесс для любого руководителя. Если у вас есть люди в подчинении, не бойтесь назначить ответственных: вашим сотрудникам нужно расти, позвольте им проявить себя и справиться самостоятельно.

Если вы линейный сотрудник, заранее обговорите с руководителем ваше отсутствие, расскажите ему о тех зонах, где вам может потребоваться помощь коллег, обсудите, кто вас подстрахует, введите сменщика в курс дела, составьте ему памятку по самым важным задачам.

Минимизируйте связь

В отпуске постарайтесь максимально отдохнуть, чтобы восстановить силы и продуктивность. Если невозможно уехать без ноутбука или доступа к почте, договоритесь с коллегами, в какие часы и дни вы будете на связи. Вы удивитесь, но большинство возникших с утра якобы срочных вопросов, которые будто бы невозможно решить без вашего срочного вмешательства, к вечеру теряют срочность. Либо находится способ решить их без вас. Поэтому, если вы доступны всегда, вас будут дергать по любому поводу, а если отключите мессенджеры и будете доступны лишь в оговоренное время, срочных вопросов окажется гораздо меньше.

Оставьте один канал связи (мессенджер или почту), чтобы не утонуть в сообщениях. В отпуске придерживайтесь договоренностей и отвечайте только в оговоренные периоды.

В последний рабочий день отключите оповещения в рабочих чатах, чтобы избежать соблазна постоянно его проверять. И напишите дружелюбный автоответ для служебной электронной почты. Например, такой: «Привет, дорогой коллега! Я в отпуске с 1 по 14 июля. По срочным вопросам можно обращаться к Марине, она меня замещает. Если без меня никак — можно писать в такой-то мессенджер, но я буду проверять сообщения только с 20.00 до 21.00, а в остальное время у меня священный отдых :) Вернусь с вкусняшками!».

Можно решиться и на отчаянно смелый поступок: объявить всем, что уезжаете в место, где связи не будет совсем. И действительно ее отключить. Один очень решительный начальник так и сделал, а когда вернулся... ни о чем не пожалел. Никаких форс-мажоров не случилось, сотрудники прекрасно справились без него. Шутки шутками, но таких историй про первый за долгое время полноценный отпуск действительно много. Достаточно один раз попробовать, чтобы понять: если всё правильно организовать, то ваше недельное или даже двухнедельное отсутствие не может стать критичным для дела, которым вы заняты.

Как правильно вернуться из отпуска

Первые дни после отпуска не менее стрессовое время, чем и канун отъезда. Не старайтесь переделать все накопившиеся дела сразу, даже если чувствуете прилив сил или ужас от того, сколько всего накопилось. Для начала попросите ввести вас в курс дел — что произошло за время вашего отсутствия. Затем составьте список задач, поставьте приоритеты и постепенно возвращайтесь в рабочий режим.

Да, и не забывайте про перерывы на кофе с коллегами, чтобы поделиться приятными впечатлениями и угощением из поездки!

HH.ru, 28 июня 2019



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
Лучшую карьеру делают психопаты, макиавеллисты и...
 
 
Как восстановить репутацию и вернуть утраченное...
 
     
 

 
    
     
   
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"