Бизнес-журнал // В тылу и на передовой

11.07.2012 12:19
Валерия Селиванова

Стартапы обычно запускаются на повышенных скоростях: подбирается команда, оцениваются риски, выстраивается бизнес-модель. Очень часто в пылу «пусконаладочных» работ предприниматели лишь в самый последний момент спохватываются, что неплохо бы структурировать проект еще и с юридической точки зрения и убедиться, что существующее правовое поле ему благоприятствует. Между тем начинать обсуждать с юристом бизнес-модель стартаперу нужно как можно раньше — во избежание неприятных сюрпризов.

Особенно это актуально для интернет-стартапов. Бизнес в онлайне развивается у нас в стране быстрее, чем законодательно закрепляются новые понятия, и порой бывает чрезвычайно сложно «втиснуть» запускаемую модель в предусмотренную действующим законодательством договорную структуру, которая была бы еще и эффективной с точки зрения документооборота и налогообложения.

Свой или чужой?

На этапе разработки проекта перед юристом стоит очень важная и трудоемкая задача — продумать юридическую составляющую бизнеса: договоры, типовые формы документов, правовую форму юридического лица и т. д. Крепких профессионалов, которые понимают, как работает интернет-бизнес, на нашем рынке найти непросто.

Для начала нужно определиться, какой проекту требуется юридический функционал, а затем решить, передавать ли его на аутсорсинг в юридическую фирму или нанимать штатного сотрудника. Юрист на аутсорсинге может «подтормаживать» проект, поскольку весьма вероятно, что вы не единственный его клиент. Юрист штатный предпочтительнее, но может оказаться для стартапа непосильно дорогим. Идеальным решением в этих условиях может стать привлечение на полный рабочий день юриста-фрилансера на условиях гражданско-правового договора.

В конечном счете все должны определять особенности бизнес-модели стартапа. Существуют сложные по структуре и процессам бизнесы, которые требуют постоянного вовлечения юристов. Например, интернет-магазин, которому нужна постоянная юридическая поддержка при заключении договоров с поставщиками товаров, сервисных договоров с «поддерживающими» компаниями: call-центрами, компаниями-подрядчиками и так далее. Кроме того, юрист в таком бизнесе должен сопровождать работу с клиентами по урегулированию претензий и жалоб. Если же у компании бизнес-модель проще и большая часть документооборота автоматизирована и может осуществляться непосредственно через сайт (к примеру, платформа, размещающая у себя предложения третьих лиц), то она не требует ежедневного контроля и регулярного обновления. В этом случае лучше взять «приходящего» юриста на основе частичной занятости.

Будьте прагматичны! Четко определите функционал и объем работ, который будет выполнять юрист в вашей компании, и на каком этапе он действительно становится нужен. У разных бизнес-моделей — разные потребности.

Советник или мистер Вульф?

Многие руководители считают юриста эдаким «мистером Вульфом» — человеком, который решает проблемы. Такое представление чревато для бизнеса, и особенно для стартапа. Лидерам молодых компаний нужно четко усвоить, что юрист — это не делопроизводитель, решающий технические вопросы по ходу их возникновения. Это консультант, основная задача которого — выявлять юридические риски заранее и предупреждать возникновение проблем. Это советник и обязательный участник процесса не только утверждения, но и разработки бизнес-модели. И не накануне старта, а задолго до него. В ситуации, когда компания стартует завтра (к примеру, должен заработать сайт), а утвердить придуманную модель юриста просят только «сегодня», эффективное юридическое решение практически невозможно. Юристов следует подключать заблаговременно: они должны определить, какие требуются договоры с клиентами и контрагентами, дать заключение о необходимости получения лицензий и т. д. Если этого не сделать, то, вполне возможно, компания вообще не сможет работать так, как прописано в бизнес-модели: либо ей придется оформлять дополнительные документы (лицензии, разрешения и так далее), либо она получит чересчур громоздкий и дорогостоящий документооборот. Лично мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда руководитель стартапа собирается запускать сайт и открывать продажи уже завтра, при этом не имея еще представления, как будут оформляться сделки с поставщиками и клиентами и какие отчетные документы потом потребуются.

Не делайте из юриста «мистера Вульфа», разрешающего юридические проблемы, когда те уже возникли! Не оставляйте проработку юридических вопросов на последний момент. Чтобы в будущем не пришлось перестраивать бизнес-процессы и документооборот, лучше обсудить возможные юридические риски и издержки заранее.

Защитите свой товарный знак!

Для любого нового бизнеса бренд (товарный знак) — это основа основ, альфа и омега, священный Грааль! Львиная доля инвестиций в стартапе идет на продвижение бренда. Поэтому процедура выбора товарного знака чрезвычайно важна. Есть два ключевых правила для интернет-компании. Первое: товарный знак, название компании и доменное имя должны совпадать. Это максимальная гарантия того, что права на название будут защищены. Второе: необходимо искать уникальную идею (название), разрабатывать уникальную графику, лого, цвета и не использовать уже занятые кем-то имена и логотипы или их производные! Незаконное использование чужого товарного знака — это уголовное преступление, а использование «похожего» товарного знака может быть признано недобросовестной конкуренцией. В обоих указанных случаях с компании может быть взыскана крупная сумма штрафа.

Процесс регистрации товарного знака долгий и тщательный. В случае международной регистрации с момента подачи заявки до ответа Роспатента проходит около полугода, по национальной заявке — год. Представьте, сколько сил, времени и ресурсов будет потрачено даром, если спустя год после старта вам откажут в регистрации уже раскрученного товарного знака и придется начинать все заново!

До того, как начинать использовать товарный знак публично, необходимо проверить возможность его регистрации с патентными поверенными. (Но факт проверки еще не гарантирует регистрации!) Чтобы избежать неприятной ситуации, нужно стараться максимально следовать требованиям патентных поверенных по изображению знака. Если сомневаетесь — лучше потратьте время на выбор нового.

Не обещайте невозможного

Помимо договоров и другой юридической документации, с юристами должны согласовываться все маркетинговые и рекламные акции, будь то рекламная кампания, скидки, подарки, обещания... Даже самый маленький рекламный текст на стикере должен соответствовать установленным законом требованиям. Нельзя приписывать товару свойства, которых у него нет, говорить, что ваша компания — «номер один» или «самая лучшая», если не можете это надежно удостоверить чем-то еще, кроме собственного мнения (например, независимым рейтингом). Разгневанный потребитель может придраться к любой, даже минимальной неточности, а ФАС и Закон о защите прав потребителей в большинстве случаев будут на его стороне. Но первыми, вероятнее всего, болезненно отреагируют ваши конкуренты, которые не захотят слыть «номером два» или «номером три» и обратятся в ФАС с жалобой о недобросовестной конкуренции.

В последнее время активизировались «профессиональные сутяжники», которые любят находить неточности в рекламе и подавать в ФАС жалобы. Нарушение закона о рекламе — серьезное правонарушение, и штраф может составить до полумиллиона рублей. А если вы нарушаете законодательство о защите конкуренции — то еще выше.

Существуют также строгие требования к проведению стимулирующих мероприятий, которые должна соблюдать компания. В частности, нельзя проводить розыг­рыши призов, где победитель определяется случайным образом, не соблюдая требования Закона о лотерейной деятельности.

Следует иметь в виду, что любое «обещание» клиенту, которое дается в рекламе товара и его описании, должно быть прописано максимально подробно и четко. Не забывайте об инструкциях по эксплуатации, чтобы вам не пришлось потом выслушивать претензии покупателей и возвращать деньги за товар. Такие тексты должны в обязательном порядке проверяться юристами.
 
Бизнес в онлайне всегда на виду и «под прицелом» пользователей Сети. Они охотно выкладывают мнения о работе интернет-компаний: сама среда к этому располагает. И если у компании что-то работает не так — это быстро станет предметом обсуждений и жалоб на открытых ресурсах. Контролирующие органы также вполне освоились в интернет-пространстве и отслеживают там нарушения законодательства. Поэтому все правовые вопросы должны быть проработаны у стартапа до мелочей. Если у вас крепкий юридический «тыл», то «на передовой» сражаться с юридическими проблемами не придется.



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
 
     
   
    
     
   
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"