Вы не авторизованы

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
В этом году точно ничего не сдвинется.
Коля, 19.07.2018, 17:54:07
Не был он святым. Только после его ухода руководители себе зарплату увеличили, а людям уменьшили. Подшивалова даже кофе жмотится себе в кабинет купить...
Гость, 19.07.2018, 16:43:26
Что вы переживаете деньги будут освоены!
Друг, 19.07.2018, 16:36:43
Гость, извиняюсь! Антон святой человек, как я только мог такое в его адрес написать!
Сергей, 19.07.2018, 15:56:40
А вы Сергей мысли читаете его? Есть доказанные факт, что Шевелев не запускал руку в народные деньги. Никогда. В отличии от Подшиваловой и многих друг...
Гость, 19.07.2018, 11:36:24
Шевелев бюджет не трогал только из-за того, что знал, сколько будет проблем в том числе при прохождении экспертизы, а не из-за того, что он такой поря...
Сергей, 19.07.2018, 09:45:51
Дублер московского проспекта и метро это хорошо, но есть старый проект реконструкции остужевской развязки. Его надо изменять. С 2013 года многое изме...
Гость, 18.07.2018, 22:51:53
 
Целеполагание университетского менеджмента: максимизация благосостояния собственников или передача культуры?
23.04.2013, 10:41:07

Современный крупный многопрофильный университет зачастую сравнива­ется с корпорацией, производящей материальные и интеллектуальные продукты, генерирующей новые знания, научные разработки и т.п.

Вузы и вся система высшего образования в идеале должны быть четко ориенти­рованы на потребности работодателей, то есть на конкретные предприятия раз­личных отраслей экономики и социальной сферы, на бизнес-сообщество, органы государственной власти. В данном случае неизбежно заимство­вание университетами успешных практик и инструментов корпоративного управ­ления. Достаточно назвать важнейшие из этих инструментов: стратегическое пла­нирование развития образовательных организаций; система менеджмента каче­ства ISO, основанная на управлении процессами; повышение квалификации и пе­реподготовка сотрудников; участие в различного рода рейтингах; попытки введе­ния системы внешней оценки и аудита; создание различных наблюдательных и попечительских советов и т.п. Даже нынешнюю тенденцию к укрупнению вузов можно рассматривать через призму сделок сияний и поглощений (М&А) в бизнесе.

В то же время, высшие учебные заведения в силу возложенных на них го­сударством и обществом функций, не могут ограничиться лишь решением узкопрофессиональных задач, своей деятельностью выходят за рамки только «оказа­ния образовательных услуг». В них, как это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», целевой установкой является «обес­печение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным на­правлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностя­ми общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении обра­зования, научно-педагогической квалификации».

Таким образом, в отличие от организации не образовательной отрасли, яв­ляющейся чьей-то собственностью (инвесторов, акционеров) и реализующей свою деятельность в интересах этих собственников, образовательная организация, в частности, государственная, действует в интересах всего общества, инвестируя деньги налогоплательщиков (с большим или меньшим успехом) в новые знания, идеи, инновации и компетенции.

Нельзя не отметить также, что университеты являются, по сути, экспертным сообществом. Совершенно очевидно, что мировая сеть крупных университетов имеет возможность организовать масштабные исследования социально-экономических проблем современности. К сожалению, в нашей стране эта фундаментальная роль университетов в обществе нивелируется.

С одной стороны, роль университета в жизни общества – являться центром образования и науки региона, с другой – быть передатчиком «культурного кода». Многоаспектность задачи передачи культурного наследия и вытекающей из нее практической деятельности значительно расширяют направления работы ву­зов. Это и оказание влияния на качество работы общеобразовательной школы и ор­ганизаций среднего профессионального образования; и осуществление процесса воспитания студентов с тем, чтобы независимо от профиля профессиональной подготовки они формировались как личности - граж­дански активные и ответственные, приобщались к духов­но-нравственным и культурным ценностям; и ориентирование своих выпускников на реализацию принципа «непрерыв­ность образования в течение всей жизни», и создание условий и возможности для его реализации, и получение дополнительного образования, и повышение квалифи­кации.

Общепринятым сейчас стало определение нынешней эпохи как «эры зна­ний», которая заменила аграрные и индустриальные общества прошлого. Именно университеты являются краеугольным камнем формирующегося общества знаний.

В мире быстро меняющихся знаний университеты, на мой взгляд, должны делать акцент не только и не столько на развитии профессиональных компетенций, сколько на формировании новых компетенций: креативных, комму­никационных, лидерских.

Все эти размышления об университетах как опорных центрах общества знаний и как основных трансляторах культуры не могут быть основанием для ут­верждений о незыблемости многих кажущихся вечными академических ценностей. Академическая свобода в настоящее время, когда исследования чрезвычайно дороги и затратны, вряд ли возможна в полной мере. Государство, общество, бизнес готовы давать деньги на решение конкрет­ных задач, а не на удовлетворение любопытства ученых.

Растущая неудовлетворенность традиционной системой управления и поиски новых форм участия стейкхолдеров образования в процессе управления университетами привели к реализации подчас революционных экспериментов во многих европейских странах. В современной России импульсом для дискуссий о новых формах управления вузами послужило опубликование в 2004 году проекта «Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными  организациями, осуществляющими  деятельность в сфере образования». Именно тогда были предложены новые организационные формы, в частности, государственные автономные учреждения с обязательным попечительским советом.

Несмотря на некоторые сложности и риски введения попечительских советов в вузах, бесспорно одно – университеты заинтересованы в достижении большей прозрачности управленческих решений  и повышении эффективности своей деятельности. Сама идея создания попечительских советов как формы, реализующей принцип государственно-общественного управления системой высшего образования также не подвергается сомнению, тем более что это является одной из бизнес-практик, проверенных временем. Вместе с тем, остается ряд вопросов, от решения которых зависит успешное внедрение в жизнь идеи попечительских советов и других инноваций – во-первых, необходима новая нормативно-правовая база, во-вторых, следует сосредоточиться на нескольких пилотных проектах, которые бы дали материал для анализа и идеи для совершенствования концепции, и, наконец, в-третьих, необходимо продумать систему обучения членов будущих попечительских советов, так как от их компетентности зависит успешность реализации идеи. И вновь не менее важным вопросом остается задача вуза по   совместимости управленческих инноваций с миссией университета – сохранением и передачей культуры, и это невозможно без формирования, в первую очередь, корпоративной культуры вуза. Однако необходимо помнить, что механическое, непродуманное заимствование корпоративных управленческих форм бизнес-сообщества может нарушить сложившийся баланс интересов государства, студентов, бизнес-сообщества и профессорско-преподавательского состава. Прямолинейное отождествление эффективности деятельности вузов с экономической выгодой чревато серьезными последствиями в будущем. Разве не так?

2969
Ваш E-mail:

Комментарии (1)

"Государство, общество, бизнес готовы давать деньги на решение конкретных задач, а не на удовлетворение любопытства ученых." В истоке развития любой науки всегда лежит неудовлетворенное любопытство учёного! Не будь его, этого любопытства, не на что было бы давать деньги вообще! Нельзя пользоваться наукой в сугубо утилитарных целях. Ведь из истории науки мы знаем, что многие важнейшие открытия были сделаны учёными случайно или из любопытства.
26.05.2013, 01:29:50 / Бессеребряник
Добавить комментарий

Другие темы автора

Целевая кабала Комментарии 5, 20.07.2018, 06:15:29
Действующую систему подготовки так называемых «целевиков» в вузах не критикует только ленивый, и ее действующая модель действительно неэффективна и в существенной степени представляет собо...
Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 20.07.2018, 06:15:29
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 20.07.2018, 06:15:29
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 20.07.2018, 06:15:29
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 20.07.2018, 06:15:29
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 20.07.2018, 06:15:29
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 20.07.2018, 06:15:29
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 20.07.2018, 06:15:29
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 20.07.2018, 06:15:29
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 20.07.2018, 06:15:29
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   
Рейтинг блогов
   
  
   
Комментарии к блогам
Без Комментариев...футбол в головах.
Случайный прохожий, 11.07.2018, 14:55:31
Есть о чем. купил значиться ты ягодку, съела дочка, и заболела от нитратов. Что тогда? Пошел бы заяву писать или нема базару?
ГУРД, 11.07.2018, 13:53:36
Насчёт того, что парад "полностью создан нашими силами", -- это вы погорячились. )))) Арт-группировка КТОМЫ -- московская, а не воронежская. Анастасия...
Доктор Сэнди, 02.07.2018, 11:30:01
Ходят слухи, китайцы полсибири уже на поленья пустили... Оно конечно дело благое, не будь там китайцев, там уже НАТО пилило бы.. Но за державу обидно:...
Арсен, 28.06.2018, 22:20:15
Мне больше всего третий понравился. Очень лаконичный, уверенный и спокойный.
Силентиум, 26.06.2018, 12:14:54
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"