Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
Это на памятнике то 40-45 в новом доме? От 50 квадрат там будет.
Евгений, 22.09.2017, 15:54:06
кто знает что это за такие четыре человека в мерии по стратегии и чем они конкретно занимаются, какие результаты их труда, что они должны делать и за ...
земляк, 22.09.2017, 13:51:22
На сбор и анализ исходных данных, согласно постановлению, уйдет два месяца, кто такие сроки ставит, это не реально, минимум полгода работы всей мэрии.
ГУРД, 22.09.2017, 12:47:47
Вместо обсуждения нереальных планов лучше бы построили дорогу на Изыскателей для обхода платного участка и думали головой при выдаче разрешений на упл...
Евгений, 22.09.2017, 12:21:31
Тигран, МКАД взято в кавычки, это переносное значение
Андрей Прах, 22.09.2017, 12:15:18
Не Воронежский МКАД, Воронежский КАД
Тигран, 22.09.2017, 12:12:34
Низко, через детей на родителей давить.
гость, 22.09.2017, 11:20:17
 
Целеполагание университетского менеджмента: максимизация благосостояния собственников или передача культуры?
23.04.2013, 10:41:07

Современный крупный многопрофильный университет зачастую сравнива­ется с корпорацией, производящей материальные и интеллектуальные продукты, генерирующей новые знания, научные разработки и т.п.

Вузы и вся система высшего образования в идеале должны быть четко ориенти­рованы на потребности работодателей, то есть на конкретные предприятия раз­личных отраслей экономики и социальной сферы, на бизнес-сообщество, органы государственной власти. В данном случае неизбежно заимство­вание университетами успешных практик и инструментов корпоративного управ­ления. Достаточно назвать важнейшие из этих инструментов: стратегическое пла­нирование развития образовательных организаций; система менеджмента каче­ства ISO, основанная на управлении процессами; повышение квалификации и пе­реподготовка сотрудников; участие в различного рода рейтингах; попытки введе­ния системы внешней оценки и аудита; создание различных наблюдательных и попечительских советов и т.п. Даже нынешнюю тенденцию к укрупнению вузов можно рассматривать через призму сделок сияний и поглощений (М&А) в бизнесе.

В то же время, высшие учебные заведения в силу возложенных на них го­сударством и обществом функций, не могут ограничиться лишь решением узкопрофессиональных задач, своей деятельностью выходят за рамки только «оказа­ния образовательных услуг». В них, как это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», целевой установкой является «обес­печение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным на­правлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностя­ми общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении обра­зования, научно-педагогической квалификации».

Таким образом, в отличие от организации не образовательной отрасли, яв­ляющейся чьей-то собственностью (инвесторов, акционеров) и реализующей свою деятельность в интересах этих собственников, образовательная организация, в частности, государственная, действует в интересах всего общества, инвестируя деньги налогоплательщиков (с большим или меньшим успехом) в новые знания, идеи, инновации и компетенции.

Нельзя не отметить также, что университеты являются, по сути, экспертным сообществом. Совершенно очевидно, что мировая сеть крупных университетов имеет возможность организовать масштабные исследования социально-экономических проблем современности. К сожалению, в нашей стране эта фундаментальная роль университетов в обществе нивелируется.

С одной стороны, роль университета в жизни общества – являться центром образования и науки региона, с другой – быть передатчиком «культурного кода». Многоаспектность задачи передачи культурного наследия и вытекающей из нее практической деятельности значительно расширяют направления работы ву­зов. Это и оказание влияния на качество работы общеобразовательной школы и ор­ганизаций среднего профессионального образования; и осуществление процесса воспитания студентов с тем, чтобы независимо от профиля профессиональной подготовки они формировались как личности - граж­дански активные и ответственные, приобщались к духов­но-нравственным и культурным ценностям; и ориентирование своих выпускников на реализацию принципа «непрерыв­ность образования в течение всей жизни», и создание условий и возможности для его реализации, и получение дополнительного образования, и повышение квалифи­кации.

Общепринятым сейчас стало определение нынешней эпохи как «эры зна­ний», которая заменила аграрные и индустриальные общества прошлого. Именно университеты являются краеугольным камнем формирующегося общества знаний.

В мире быстро меняющихся знаний университеты, на мой взгляд, должны делать акцент не только и не столько на развитии профессиональных компетенций, сколько на формировании новых компетенций: креативных, комму­никационных, лидерских.

Все эти размышления об университетах как опорных центрах общества знаний и как основных трансляторах культуры не могут быть основанием для ут­верждений о незыблемости многих кажущихся вечными академических ценностей. Академическая свобода в настоящее время, когда исследования чрезвычайно дороги и затратны, вряд ли возможна в полной мере. Государство, общество, бизнес готовы давать деньги на решение конкрет­ных задач, а не на удовлетворение любопытства ученых.

Растущая неудовлетворенность традиционной системой управления и поиски новых форм участия стейкхолдеров образования в процессе управления университетами привели к реализации подчас революционных экспериментов во многих европейских странах. В современной России импульсом для дискуссий о новых формах управления вузами послужило опубликование в 2004 году проекта «Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными  организациями, осуществляющими  деятельность в сфере образования». Именно тогда были предложены новые организационные формы, в частности, государственные автономные учреждения с обязательным попечительским советом.

Несмотря на некоторые сложности и риски введения попечительских советов в вузах, бесспорно одно – университеты заинтересованы в достижении большей прозрачности управленческих решений  и повышении эффективности своей деятельности. Сама идея создания попечительских советов как формы, реализующей принцип государственно-общественного управления системой высшего образования также не подвергается сомнению, тем более что это является одной из бизнес-практик, проверенных временем. Вместе с тем, остается ряд вопросов, от решения которых зависит успешное внедрение в жизнь идеи попечительских советов и других инноваций – во-первых, необходима новая нормативно-правовая база, во-вторых, следует сосредоточиться на нескольких пилотных проектах, которые бы дали материал для анализа и идеи для совершенствования концепции, и, наконец, в-третьих, необходимо продумать систему обучения членов будущих попечительских советов, так как от их компетентности зависит успешность реализации идеи. И вновь не менее важным вопросом остается задача вуза по   совместимости управленческих инноваций с миссией университета – сохранением и передачей культуры, и это невозможно без формирования, в первую очередь, корпоративной культуры вуза. Однако необходимо помнить, что механическое, непродуманное заимствование корпоративных управленческих форм бизнес-сообщества может нарушить сложившийся баланс интересов государства, студентов, бизнес-сообщества и профессорско-преподавательского состава. Прямолинейное отождествление эффективности деятельности вузов с экономической выгодой чревато серьезными последствиями в будущем. Разве не так?

2502
Ваш E-mail:

Комментарии (1)

"Государство, общество, бизнес готовы давать деньги на решение конкретных задач, а не на удовлетворение любопытства ученых." В истоке развития любой науки всегда лежит неудовлетворенное любопытство учёного! Не будь его, этого любопытства, не на что было бы давать деньги вообще! Нельзя пользоваться наукой в сугубо утилитарных целях. Ведь из истории науки мы знаем, что многие важнейшие открытия были сделаны учёными случайно или из любопытства.
26.05.2013, 01:29:50 / Бессеребряник
Добавить комментарий

Другие темы автора

Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 22.09.2017, 20:13:24
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 22.09.2017, 20:13:24
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 22.09.2017, 20:13:24
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 22.09.2017, 20:13:24
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 22.09.2017, 20:13:24
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 22.09.2017, 20:13:24
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 22.09.2017, 20:13:24
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 22.09.2017, 20:13:24
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 22.09.2017, 20:13:24
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 22.09.2017, 20:13:24
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Комментарии к блогам
Красота в глазах смотрящего. На самом деле, Вы правы, недостатков у нас не мало. Но, согласитесь, город стремительно становится лучше.
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:54:35
13 сентября - День Парикмахера
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:52:40
Застрахуют, он друзей привел.
ГУРД, 19.09.2017, 14:19:58
Скептик, первое и второе прекрасно дополняют друг-друга. И первым и вторым уже никого не удивишь. Они решают совершенно разные задачи. Охранять это со...
sukhovarov, 18.09.2017, 12:49:11
Этим летом я тоже покатался по Европе (Прага, Париж, Дрезден) и могу со всей ответственностью сказать: Воронежу до европейских городов - как до Луны. ...
Доктор Сэнди, 18.09.2017, 12:42:53
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"