Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
Поставили кукол в район. будут теперь за веревочки дергать.... Борьба с корупцией или с не угодными. Вот вопрос....
Лида, 20.09.2017, 23:03:59
Жаль что такие хорошие люди как Черных В.М. уходят из власти. Прекрасный человек, всегда выслушает, поможет, думаю большенство хохольцев со мной согла...
Хохолец, 20.09.2017, 22:51:48
"на памятнике Славы" - чисто по воронежски. Срамота
Серж, 20.09.2017, 19:14:53
Надеюсь, их не будет слишком много на погонный километр, так как реклама отвлекает водителей.
Варежка, 20.09.2017, 16:47:23
А еще необходим надземный переход через супер опасную М4 напротив Ситипарка. Доколе?
Варежка, 20.09.2017, 16:45:14
Ха-ха да кто-бы сомневался что под себя. Так же и прошлую стратегию делали. И где она? За чем за нее отвалили немало баьок? Что из нее реализовано? То...
Щукарь, 20.09.2017, 15:08:20
Особенно в этот, юбилейный, год с начала Большого террора в стране.
Евгений, 20.09.2017, 14:41:56
 
Всемирный рейтинг университетов QS: о проблемах выбора и стратегии развития университета
16.09.2014, 08:52:45

Недавно я вновь задумался над проблемой выбора — и того, что нам помогает его делать. Возможность свободного выбора, будь то товар, религия, политическая партия, место жительства и получения образования, обычно преподносится как величайшее благо и достижение нашего современного общества. Но, думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда от выбора, который предстоит сделать, зависит очень многое. И одна из самых сложных ситуаций — когда предстоит выбирать место получения образования. Приёмная кампания этого года ещё раз убедительно проиллюстрировала данный тезис.

 

Некоторые вещи мы выбираем преимущественно эмоционально, как наиболее соответствующие нашим убеждениям, жизненному опыту, чувству прекрасного, наконец. Но образование — это не тот случай. Когда слишком многое поставлено на карту роль экспертных оценок возрастает многократно. А в сфере образования эксперты публикуют свои оценки в форме рейтингов вузов.

 

С одной стороны, скажем прямо, едва ли можно составить всеобъемлющий, абсолютно объективный рейтинг университетов. Слишком много параметров придётся учесть, и немалая их часть с трудом поддаётся формализации. Именно поэтому в мире существует несколько десятков методик ранжирования университетов; все они являются в той или иной мере приближенными к идеалу. Но, конечно, неидеальны, о чём тоже забывать нельзя. С другой, — формальная, численная оценка позволяет быстро сориентироваться на современном рынке образовательных услуг.

 

Сегодня, 16 сентября, был опубликован составляемый британской компанией QS (Quacquarelli Symonds) мировой рейтинг университетов на 2014/2015 учебный год, который является одним из самых авторитетных рейтингов в мире. Воронежский государственный университет отнесён к группе 701+. Итоговая оценка вуза складывается из нескольких параметров: «академическая репутация», для выявления которой опрашивают более 33 тыс. экспертов из разных стран мира (максимально за данный параметр дается 40% из 100%); цитируемость в расчете на преподавателя (20%) и учет таких показателей, как репутация вуза среди работодателей, ресурсное обеспечение (соотношение студентов и преподавателей), численность иностранных преподавателей и студентов (40%). Как видим, ничего экстраординарного. Но!

 

В силу исторических причин именно на эти показатели у нас в стране стали обращать внимание совсем недавно. Всего четверть века назад было сложно представить иностранного преподавателя, работающего в отечественном вузе; научные публикации предназначались исключительно для внутреннего использования, а то и шли под грифом «секретно». Какие уж тут индексы цитируемости в международных базах, тем более зачастую учитывающих публикации только на английском языке! Инерционность этой системы столь велика, что и сейчас многие плохо себе представляют зачем, например, тому же ВГУ надо столь трепетно следить за собственными позициями на мировой арене или почему Минобрнауки России провозгласило своим основным приоритетом повышение престижа российского образования на мировой арене. А между тем за цифрами рейтингов стоит совершенно конкретное содержание, без которого современный вуз едва ли может таковым называться. Рассмотрим его на примере QS.

 

Академическая репутация.

 

В сфере образования, как и в бизнесе, репутация — чрезвычайно важная вещь, которая нарабатывается годами кропотливого труда. Без сильных научных школ, конференций с международным участием, академической мобильности, как студентов, так и преподавателей, о высоких показателях в области не приходится и мечтать. К счастью, у нас в ВГУ с этим всё обстоит неплохо. Многие сотрудники ВГУ известны не только на российской, но и на мировой арене, совместные проекты с учёными из Китая, США, Европы. Так, например, совсем недавно, в июне, мы принимали в ВГУ профессора университета штата Небраска (США) Энтони Стараса, многолетнее и плодотворное сотрудничество которого с профессором ВГУ Николаем Манаковым в сравнительно новой области аттосекундной физики известно и признано на мировой арене. Давние научные и образовательные связи с нашим университетом есть и у другого известного физика, лауреата премии Резерфорда Канадского Королевского общества, координатора научной сети Европейского союза по сверхсильным лазерным полям, профессора Михаила Иванова. Оба они стали Почётными докторами ВГУ, а наши студенты — получили возможность посещать лекции по самым современным вопросам науки от ведущих мировых специалистов.

 

Эти примеры не единственные. И, благодаря им, с 2012 года, когда ВГУ впервые принял участие в рейтинге QS, показатели академической репутации нашего университета существенно возросли.

 

Цитируемость в расчёте на преподавателя.

 

В этой области всё не столь радужно. Цитируемость у нас, по данным международной базы Scopus, на данных которой основывается QS, невелика. Но это, безусловно, не означает, что данную ситуацию никак невозможно изменить. Так, ректорат ВГУ совместно с университетской библиотекой старается всемерно способствовать публикации научных статей сотрудников университета в авторитетных мировых журналах, помогать с переводом. Были инициированы курсы повышения квалификации для преподавателей, прежде всего, это касается знаний английского языка. Ведь самая большая проблеме не в том, что у нас нет идей, проектов или интересных результатов исследований, с которыми можно выйти на мировую арену. Самый большой барьер для нас на настоящем этапе — языковой. К счастью, его вполне можно преодолеть и без масштабных финансовых вливаний извне (которых ВГУ, как вуз, не имеющий статуса федерального или национального исследовательского, лишён), силами самого университета. А продолжающийся в нашем вузе переход на эффективный контракт позволит нам создать систему материального поощрения для активно публикующихся сотрудников.

 

Стоит заметить, что эти меры сказываются уже сейчас: показатель Scopus indexed papers by year», приводимый в отчётах QS, непрерывно растёт на протяжении последних четырёх лет.

 

Численность иностранных преподавателей и студентов

 

Согласно данным QS, процент иностранных преподавателей равен 2,2%, а иностранных студентов - 10 (и то, и другое соответствует группе 401+ в общем рейтинге). Показатели неплохие, но есть ли возможность их повысить? Выше, говоря об академической репутации, я уже коснулся вопросов привлечения (и вовлечения в совместные проекты) иностранных учёных. Возникает резонный вопрос: чем же можно привлечь иностранных студентов? Стажировки, совместные школы, программы двойных дипломов — это традиционные формы международной активности, направленной, в том числе, и на привлечение иностранных студентов. Но есть и менее очевидные возможности.

 

30 июня в ВГУ выступал с лекцией директор Института востоковедения (ИВ) РАН, профессор Виталий Наумкин. В ходе неё речь зашла об университетах Малайзии, и Виталий Вячеславович очень убедительно показал, сколь сильное влияние на привлекательность вуза на мировой арене оказывает обучение на английском языке. В настоящее время таких программ в ВГУ катастрофически мало, они лишь разрабатываются. В рамках стратегии развития факультета международных отношений мною поставлена задача: минимум 25% магистерских программ на иностранных языках через три года. Убеждён: нам это по силам.

 

Заключение.

 

Опыт Воронежского государственного университета убедительно доказывает: можно войти в мировые рейтинги университетов, даже не попав в число «ведущих вузов» (федеральных, национально-исследовательских), а, следовательно, и без масштабных госинвестиций. Можно развиваться и повышать свои показатели. Наконец, можно показать порой лучшие результаты в международной активности, открывая за рубежом центры русского языка (как, например, ВГУ), реализуя программы двойных дипломов, осуществляя совместные научные исследования, приглашая к себе ведущих ученых из зарубежных стран.

 

Конечно, без упомянутых инвестиций это процесс долгий и непростой. Но дорогу осилит идущий. А Воронежский государственный университет не один раз доказывал делом: нет таких трудностей, которые не возможно было бы решить. И поэтому вопрос повышения наших позиций в том же рейтинге QS — всего лишь вопрос не слишком отдалённого будущего.

2574
Ваш E-mail:

Комментарии (4)

Рассматривая мероприятия модернизации высшего образования наверно следует исходить из того, что они определяются и рождаются в определенной культурной среде, в которой находится ВУЗ. И привносить в эту среду инородных решений, не приведет к успешному их воплощению. Следует трансформировать культурную среду. Изменение культурного слоя образования происходит под воздействием мировых процессов интернационализации и глобализации общества. Под их влиянием должна быть сформирована новая современная культура учебного заведения, которая должна гармонично интегрировать в себя: традиции, политику, рынок, и родит новые решения и новый образ университета. Иногда, нам видится небо в алмазах. Но за этим оптимизмом надо видеть реальную картину состояния высшего образования, задач и пути их решения. А что касается комментарий, то достаточно отметить высказывание ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, который отмечал: «Я считаю, что человек профнепригоден, если он не говорит на английском и является преподавателем высшей школы. Если вы в этом сомневаетесь, то давайте мы вернемся на сто лет назад и спросим любого преподавателя российского университета, а сколько языков этот преподаватель знал? 2-3!».
17.09.2014, 12:51:48 / Леонид Х
А не проще, нежели писать всё это, предъявить рынку образования конкретные результаты. Например: Cтолько выпускников Нобелевские лауреаты. Столько известных учёных. Столько известных личностей. И пусть каждый выбирает, короче говоря по делам. Наконец, для чего существуют все учебные заведения, на мой взгляд давать гарантию, что человеку не образование дадут, а чему-то научат, благодаря чему он будет востребован.
18.09.2014, 09:57:02 / Михаил Викторович
Не надо только «вторичные признаки» принимать за первооснову. Да, знание английского, цитируемость в Scopus, курсы на английском – это хорошо, и это надо продвигать. Но, в первую очередь, надо дело делать. Надо вводить качественное преподавание, а не формальное чтение модных курсов, надо поддерживать и привлекать к работе действительно знающих (и любящих!) свой предмет педагогов и ученых, а не карьеристов, обеспечивающих разными хитрыми методами свое продвижение в академической среде (в том числе и за счет искусственного раздувания «вторичных признаков»), надо развивать отечественную школу образования, которую далеко не всегда приветствуют на Западе, требуя, чтобы все в мире играли по их правилам, то есть по тем правилам, где русские всегда будут второразрядными. Вообщем, не надо зацикливаться на «понтах», а то перекос в эту сторону на уровне ВГУ (что, конечно, характерно не только для ВГУ), к сожалению, достаточно очевиден.
18.09.2014, 12:30:28 / Знающий ситуацию
"Вторичные признаки" качества современного высшего образования - не просто вторичны, но еще и разрушительны для науки. Вот в МГУ уже сообразили как повышать цитируемость в разных Scopusах: цитировать друг друга внутри вуза и побольше, а на остальных соотечественников-конкурентов по-тихому "забивать". Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. А что, Дмитрий Александрович, не поднять ли и нам таким "научным спамом" уровень ВГУ до невиданных высот?
23.09.2014, 14:09:53 / Скромный
Добавить комментарий

Другие темы автора

Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 21.09.2017, 09:43:58
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 21.09.2017, 09:43:58
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 21.09.2017, 09:43:58
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 21.09.2017, 09:43:58
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 21.09.2017, 09:43:58
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 21.09.2017, 09:43:58
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 21.09.2017, 09:43:58
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 21.09.2017, 09:43:58
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 21.09.2017, 09:43:58
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 21.09.2017, 09:43:58
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Комментарии к блогам
Красота в глазах смотрящего. На самом деле, Вы правы, недостатков у нас не мало. Но, согласитесь, город стремительно становится лучше.
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:54:35
13 сентября - День Парикмахера
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:52:40
Застрахуют, он друзей привел.
ГУРД, 19.09.2017, 14:19:58
Скептик, первое и второе прекрасно дополняют друг-друга. И первым и вторым уже никого не удивишь. Они решают совершенно разные задачи. Охранять это со...
sukhovarov, 18.09.2017, 12:49:11
Этим летом я тоже покатался по Европе (Прага, Париж, Дрезден) и могу со всей ответственностью сказать: Воронежу до европейских городов - как до Луны. ...
Доктор Сэнди, 18.09.2017, 12:42:53
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"