Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
Поставили кукол в район. будут теперь за веревочки дергать.... Борьба с корупцией или с не угодными. Вот вопрос....
Лида, 20.09.2017, 23:03:59
Жаль что такие хорошие люди как Черных В.М. уходят из власти. Прекрасный человек, всегда выслушает, поможет, думаю большенство хохольцев со мной согла...
Хохолец, 20.09.2017, 22:51:48
"на памятнике Славы" - чисто по воронежски. Срамота
Серж, 20.09.2017, 19:14:53
Надеюсь, их не будет слишком много на погонный километр, так как реклама отвлекает водителей.
Варежка, 20.09.2017, 16:47:23
А еще необходим надземный переход через супер опасную М4 напротив Ситипарка. Доколе?
Варежка, 20.09.2017, 16:45:14
Ха-ха да кто-бы сомневался что под себя. Так же и прошлую стратегию делали. И где она? За чем за нее отвалили немало баьок? Что из нее реализовано? То...
Щукарь, 20.09.2017, 15:08:20
Особенно в этот, юбилейный, год с начала Большого террора в стране.
Евгений, 20.09.2017, 14:41:56
 
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
25.11.2016, 17:31:42

Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, властные структуры, общественные организации, средства массовой информации. Залог успеха в воспитании подрастающего поколения кроется в том, чтобы все участники этого процесса осмыслили и приняли как руководство к действию очевидную истину: каждый социальный институт несет ответственность за результаты воспитания детей и молодежи.

В реальности мы сталкиваемся с тем, что различные институты общества перекладывают эту ответственность друг на друга. Школа кивает на семью, семья – на школу. В результате ни та, ни другая толком не занимаются воспитанием подрастающего поколения. Родители заняты решением вопросов жизнеобеспечения семьи и нередко не умеют воспитывать, школа считает воспитание не ее делом и загружена множеством других обязанностей. Подчас бывает и наоборот: наблюдается конкуренция во влиянии социальных институтов на умы и души молодежи. А семья оказывается просто не в состоянии конкурировать со средствами массовой информации, поп-культурой, низкопробной рекламой.

Подрастающее поколение особенно восприимчиво к социальному влиянию – как положительному, так и отрицательному. Но не считаю правильным ассоциировать наше юношество исключительно с образом молодого человека с сигаретой и бутылкой горячительного напитка, из уст которого льется нецензурная брань. У нас достаточно молодых людей, занимающихся общественно полезной деятельностью, активных, творческих, патриотично настроенных, готовых брать на себя новые социальные роли, демонстрирующих ответственность за себя и окружающих. Безусловно, это результат их успешной социализации, главными средствами которой являются образование и воспитание.

Хотелось бы обратить внимание на те аспекты воспитания и образования, где существуют серьезные проблемы, и поразмышлять о возможных путях их решения.

Проблема первая – это компьютеризация образования. Безусловно, компьютер – нужное и важное средство обучения. Он открывает доступ к неисчерпаемым объемам знаний, помогает вырабатывать некоторые профессиональные навыки, позволяет познакомиться с тем, что в реальной жизни учащийся никогда не встретит (например, просторы космоса, глубины мирового океана). Но при этом компьютер – это лишь средство обучения, о чем забывают многие педагоги, родители, не говоря уж о чиновниках от образования. Сегодня преподавателя, пишущего мелом на доске, готовы записать в консерваторы. Школьный урок или вузовская лекция не будут признаны современными без использования электронных презентаций. В плане работы поставлена галочка о выполнении, в отчетах фигурирует «использование инновационных технологий», а воспитательный эффект все равно не достигается. Разговор по душам воспитателя и воспитанников незаметно отходит на задний план.

К сожалению, сама система образования создает у подрастающего поколения обманчивое впечатление, что компьютер и Интернет – это панацея от всех бед. И школьники, и студенты сегодня постоянно получают задания: «найдите в Интернете…», «подготовьте презентацию…». И уже эхом из прошлого века звучит: «прочитайте в книге такого-то автора…». Учащиеся думают, что с Интернетом могут практически все. Появляется ощущение всесилия. Но на самом деле воспитывается беспомощность – молодые люди не догадываются о других источниках получения знаний, кроме Интернета. Также возникают серьезные психологические потери: на фоне роста скорости восприятия информации постоянно снижается концентрация внимания. В результате молодежь скользит взглядом, а не запоминает прочитанный материал. Это входит в привычку. Бесконечное переключение телеканалов, просмотр рекламы, трейлеров к фильмам, чтение блогов формирует у них так называемое «клиповое мышление», при котором мир воспринимается не целостно, а как череда не связанных между собой фактов. Человеку становится сложно анализировать какую-либо ситуацию. Это влияет и на процесс обучения. Одновременно воспитывается интеллектуальная пассивность. Общество ждет от подрастающего поколения умений добывать знания, мыслить самостоятельно, критически. Но реальный уровень интеллектуального развития молодых людей не оправдывает ожидания.

Вторая проблема, на мой взгляд, заключается в несформированности социальной и коммуникативной компетентности молодежи. С сожалением приходится констатировать, что и раньше наша школа (средняя и высшая) целенаправленно не учила детей и юношество общению. Сегодняшнее же информационное общество, кажется, намеренно «разучивает» молодежь правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Современным молодым людям неинтересно общаться друг с другом в реальности – они отдают предпочтение виртуальному миру и виртуальному общению. Но в интернет-коммуникации происходит обмен символами и образами, при этом смысл часто остается потерян.

Одним их самых распространенных способов общения в интернете стал чат. Такое виртуальное общение дает подростку возможность сохранить анонимность и, тем самым, создает ощущение безопасности. Самопрезентация становится бестелесной: не нужно думать о том, как я выгляжу в глазах других, куда деть мешающие руки, как скрыть заливающий щеки румянец. Современные молодые люди боятся живого общения и предпочитают виртуальные контакты в сети, позволяющие иметь огромное количество так называемых «друзей» и одновременно не раскрываться перед ними. Тем самым замкнутость формируется как черта характера. Но, с другой стороны, создавая мнимое впечатление безопасности, это виртуальное общение провоцирует у молодежи чрезмерное самораскрытие, когда огромному числу незнакомых людей доверяется абсолютно все, даже самое сокровенное. Притупляющийся инстинкт самосохранения заставляет школьников и студентов выкладывать в сеть даже те фотографии и видеоролики, которые фиксируют их противоправное поведение. Они не понимают, что тем самым «сдают себя» правоохранительным органам.

В интернете все больше появляется фактов педофилии, формируются целые сообщества, пропагандирующие суицид. Необходимо как можно больше общаться с молодежью, включать ее в реальные процессы общения. Это может стать решением данной проблемы.

Безнравственность поведения определенной части молодежи – еще одна актуальная проблема воспитания. Социально-нравственная позиция молодежи играет огромную роль в том, смогут ли они принять от старшего поколения «груз ответственности» за свою страну, сохранить Россию как государственную и социокультурную целостность.

Сегодня СМИ, киноиндустрия и Интернет создают образ «героя нашего времени», который идет к достижению своей цели любыми доступными средствами. Утверждается идея борьбы за выживание. Выживает сильнейший, тем самым воспитывается жестокость по отношению к слабым.

Особое значение для формирования безнравственного поведения имеет увлечение компьютерными играми. Причем это справедливо не только в отношении детей. Играя в некоторые компьютерные игры, человек учится жестокости. Убивать других и умирать самому становится естественным. Видя виртуальные кровь и смерть, он не испытывает боли, притупляется чувство страха, исчезает инстинкт самосохранения. Психологи считают, что именно здесь кроются корни агрессивного отношения к окружающим, проявления жестокости к сверстникам и старшим людям, причины подросткового и юношеского суицида.

Уродливость внутреннего духовного мира, характерная для определенной группы молодых людей, связана с тем, что они с детства не научились ценить красоту, им незнакомо сопереживание другому. Сложно ожидать иного поведения от поколения, выросшего на таких мультиках, как «Симпсоны», «Губка Боб – квадратные штаны» или «Монстр Хай», передающих искаженные образы человека.

Ярким свидетельством кризиса духовности является речь современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в Интернете, распространение молодежных субкультур способствуют развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. В настоящее время речь молодежи настолько засорена огромным количеством ненормативной лексики, безграмотным использованием американизмов, жаргонных выражений, что порой сложно вычленить содержание сказанного. Самое тревожное – то, что, услышав на улице или в учебном заведении от школьника или студента бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием. Современная молодежь мало читает, особенно классическую литературу, и в результате имеет скудный словарный запас. За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей и подростков к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%.

Крайнюю тревогу вызывают некоторые факторы риска в молодежной среде. За счет подмены исторических фактов ослабевает патриотическое воспитание, укрепляется безразличие к прошлому страны. Остро стоят проблемы экстремизма в молодежной среде, вербовки студенчества в тоталитарные секты, террористические и экстремистские организации. Только в тесном взаимодействии с правоохранительными органами и в ходе постоянных дискуссий с главами национальных диаспор удается сдерживать попытки разжигания межнациональной розни и межконфессиональных конфликтов.

Следующие особо актуальные на сегодняшний день проблемы – наркомания,  алкоголизм, табакокурение. Наши дети остаются крайне уязвимыми перед этими угрозами. Не прекращаются попытки различных общественных объединений, как правило, курируемых из-за рубежа, мотивировать молодежь к активным протестным действиям под благовидными лозунгами борьбы с коррупцией, защиты экологии, смены политического режима.

В заключение еще раз подчеркну, что в успешном решении задач воспитания и образования молодежи сегодня заинтересованы все. Нравственное воспитание подрастающего поколения должно стать заботой всего общества.

2713
Ваш E-mail:

Комментарии (4)

+1000. Респект!!! Готов подписаться под каждым словом.
25.11.2016, 17:42:49 / Игорь
Достаточно разумная и сбалансированная позиция для однопартийца Мизулиной и Милонова. Вместе с тем, полно общих слов. И накину еще одну проблему (как у Пелевина) - перспектив у большинства молодых людей в России никаких. Ни единой возможности обрести собственность, ни власти, ни возможности быть услышанным. Вот и приходится уходить во внутреннюю эмиграцию.
27.11.2016, 16:51:16 / Рамзан Ололоев
крут-крут-крут. все то, о чем я... . Да мы с вами родственные души.
08.12.2016, 00:24:27 / исходник
Кого может воспитать ВУЗ, если студент видит, что все государство построено на взятках и откатах, а вместо законов работают понятия и крыши ?
12.12.2016, 20:45:01 / Воронежский индеец Вася
Добавить комментарий

Другие темы автора

Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 21.09.2017, 09:50:15
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 21.09.2017, 09:50:15
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 21.09.2017, 09:50:15
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 21.09.2017, 09:50:15
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 21.09.2017, 09:50:15
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 21.09.2017, 09:50:15
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 21.09.2017, 09:50:15
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 21.09.2017, 09:50:15
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 21.09.2017, 09:50:15
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
Кем хочет стать выпускник школы 2015: ЕГЭ покажет Комментарии 3, 21.09.2017, 09:50:15
Последний звонок, который прозвучит для выпускников школ нашей области, не только предваряет начало серьезной и ответственной испытательной процедуры ЕГЭ, но означает для вузов старт нового этапа прие...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Комментарии к блогам
Красота в глазах смотрящего. На самом деле, Вы правы, недостатков у нас не мало. Но, согласитесь, город стремительно становится лучше.
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:54:35
13 сентября - День Парикмахера
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:52:40
Застрахуют, он друзей привел.
ГУРД, 19.09.2017, 14:19:58
Скептик, первое и второе прекрасно дополняют друг-друга. И первым и вторым уже никого не удивишь. Они решают совершенно разные задачи. Охранять это со...
sukhovarov, 18.09.2017, 12:49:11
Этим летом я тоже покатался по Европе (Прага, Париж, Дрезден) и могу со всей ответственностью сказать: Воронежу до европейских городов - как до Луны. ...
Доктор Сэнди, 18.09.2017, 12:42:53
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"