Вы не авторизованы

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
Дублер московского проспекта и метро это хорошо, но есть старый проект реконструкции остужевской развязки. Его надо изменять. С 2013 года многое изме...
Гость, 18.07.2018, 22:51:53
Знаю Дмитрия Львовича как отличного профессионала. Удачи ему в реализации планов.
Михаил , 18.07.2018, 21:19:17
Эта дама, мягко говоря, неадекватна. Опыт личного общения. Поэтому если поездка Шабалатова в Москву состоится, ей крышка. Шевелев бюджет никогда не т...
Гость, 18.07.2018, 21:09:37
А откуда АЧС?
Гость, 18.07.2018, 15:37:07
Собственники в кэш выходят...
сочувствующий, 18.07.2018, 15:37:01
Горя хапнет Подшивалова в гос. экспертизе и с культурным наследием.
Глав гос эксперт, 18.07.2018, 14:28:14
а что вы хотите - сват-брат-шаболат
ольга, 18.07.2018, 14:07:22
 
К вопросу объединения вузов
14.06.2012, 17:33:03

Сегодня я принял участие в круглом столе ректоров российских вузов на тему «Слияние вузов: борьба за рынок или качество обучения?», организованном телеканалом РБК. Мы  обсудили, зачем высшей школе укрупнение и сокращение вузов, какова подоплека и цель этих процессов; чьи интересы должны быть учтены при реструктуризации прежде всего (государства, граждан, работодателей); какими критериями необходимо руководствоваться при принятии решений о судьбе конкретных вузов; как нивелировать социальные риски реструктуризации; какими могут быть сценарии реструктуризации и какие эффекты при каждом из них следует ожидать.


Реклама Google

Курсы Астрологии «Fakirra» существуют с 2002 года и являются лучшими на территории стран бывшего СНГ. Большой опыт работы, высококвалифицированный преподавательский состав... все это: киевская школа астрологии

Постараюсь кратко сформулировать, что мне показалось важным в ходе этого обсуждения и чем мне хотелось бы поделиться.

Сегодня необходимо признать три очевидные вещи:

1) система высшего профессионального образования серьезно разбалансирована и не соответствует текущим и стратегическим потребностями народного хозяйства;

 

2) государство выделяет большие деньги на развитие вузов и вузовской науки, но среди  большого количества вузов (более чем 1200, не считая их филиалов) эти деньги размазываются как икра на бутерброде в привокзальном буфете – эффект минимален;

 

3) процессы укрупнения вузов  с целью повышения конкурентоспособности  всей системы высшего образования – это устойчивый мировой тренд (через это прошли Германия, Франция, Япония, Китай и другие страны). Основная цель такой модернизации вузовской системы за рубежом – поддержка наиболее перспективных университетов, их усиление, укрупнение и доведение до мировых стандартов. А в условиях глобализации конкурентоспособность национальных вузов становится системным фактором национальной безопасности, ни больше ни меньше.

 

Приняв это в качестве постулатов, становится ясно, что речь не о том – объединять вузы или нет. Речь идет о поиске технологии, если хотите, алгоритма интеграции, чтобы создать новые конкурентные преимущества, «прирастить» качество образования и минимизировать социальные риски.

 

Что касается того, как осуществлять процесс укрупнения вузов: ответ уже дан. Премьер-министр Дмитрий Медведев акцентировал внимание на естественности, без «кампанейщины» в духе укрупнения колхозов, поступательности процесса сокращения вузов.  Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов указал в одном из последних интервью: необходимо провести предварительный анализ возможных рисков и выгод, так называемый SWOT-анализ, который поможет избежать социальных негативных последствия. Другими словами, учитывая объективно консервативную природу высшего образования, необходимо оперировать словами – ДЕЛИКАТНОСТЬ и ОСТОРОЖНОСТЬ. Продумывать последствия интеграции в системе высшего образования не в горизонте 4+2 года (что соответствует жизненному циклу подготовки бакалавра и магистра), а как минимум в горизонте 8-10 лет, тесно увязывая эти решения с долгосрочной стратегией развития регионов и страны в целом.

 

Какая цель объединения вузов? В отличие от реального и финансового секторов экономики, где целью является синергия – получение преимуществ от совместной деятельности, рост стоимости компании, увеличение рыночной доли, приобретение новых технологий и пр.– в случае с вузами безусловной ценностью является повышение качества образования, ориентированного на текущие и перспективные потребности государства и бизнес-сообщества. Как сказал Дмитрий Ливанов, главным бенефициаром в этом процессе является студент.

 

На практике уже можно выделить как минимум четыре модели объединения:

1) навязанное учредителем добровольное поглощение, при котором поглощаемый вуз получает дополнительные статусные, финансовые и материальные преимущества и сохраняет большую часть своих функций  – дивизиональная структура управления;

2) поглощение, при котором поглощаемый вуз растворяется в структуре головного вуза;

3) слияние вузов с образованием нового юридического лица;

4) навязанное учредителем при поддержке региональных властей поглощение, которое вызывает социальный конфликт, причем не обязательно в поглощаемом вузе. Здесь есть большая проблема – серьезные различия во внутривузовской культуре и несоответствие финансового обеспечения вузов.

 

Главное, следует помнить, что взаимное объединение – это не просто составленные между собой кусочки мозаики, а та картина, которую они складывают вместе.

3230
Ваш E-mail:

Комментарии (7)

Уважаемый Дмитрий Александрович! Очевидно, что необходимо принать еще три вещи: 4) Система высшего профессионального образования деморализована бестолковым переходом на систему европейских квалификаций. 5)Государство стремиться сократить сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования, приводя ее (сеть) в соответствие с ТЕКУЩИМИ демографическими показателями. 6) Сегодняшняя образовательная политика не добавляет здоровья системе образования, разрушение системы образования НЕ ЯВЛЯЕТСЯ мировым трендом, а отражает упрощенно-потребительское отношение федерального руководства к ценностям, производимым сферой образования. Говоря о конкурентоспособности ВУЗов, полагаю, следует пояснять - какая именно конкуренция имеется ввиду: конкуренция ВУЗов между собой по поводу сокращающегося количества потенциальных абитуриентов, или конкурентные преимущества ВУЗов в глазах абитуриентов, которые рискуют получить региональных монополистов с соответствующими региональными ценами на обучение (см. заявления Ливанова о бюджетной подготовке и ее перспективах)? А что касается ДЕЛИКАТНОСТИ и ОСТОРОЖНОСТИ - эти качества требуются в отношениях с новобрачной. В образовании нужны скорее ПРОФЕССИОНАЛИЗМ и ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.
15.06.2012, 08:24:53 / Сергей
Уважаемый Дмитрий Александрович, коллеги! Давно изучаю эту тему и вижу, что альтернатив объединению нет. Проблема даже не в демографической ситуации, и потребительском отношении государства к сфере образования, а в неизбежном экономическом крахе раздутой вузовской сети. Или медленное умирание, агония региональных вузов, или создание действительно крупного конкурентоспособного университета. Который выживет и сохранит какие-то культурно-научные традиции. Конкуренция будет за все - за федеральные ресурсы, абитуриентов, способных полностью или частично оплачивать обучение, за работодателей, способных поглотить выпускников. Но как это слияние проводить? Универсальных рецептов нет и не может быть. Все зависит от конкретности соединяемых вузов, от расстановки в них сил, от момента. Это политика, искусство тактического маневра, многоходовая комбинация, подобная шахматной. Предлагаю провести региональную конференцию (или хотя бы семинар) с федеральным участием, на котором просмотреть пространство идей и расстановку сил и позиции, вынести на нее веер концепций слияния. И надо стимулировать широкую общественную дискуссию на эту тему в региональной прессе и телевидении. Но таким образом, чтобы в ней победило разумное начало. Т.е. нужно к ней подготовиться.
15.06.2012, 12:10:25 / А.Могилев
Прочитал предыдущий пост и задумался - а что если с новобрачной поступить неделикатно и неосторожно, как дальше-то жить? Как видим, Сергей затронул очень важные аспекты человеческих взаимоотношений и в частности проблемы взаимопонимания между мужем и женой. Что же касается того вопроса, который затронул ректор ВГУ, то сейчас он очень актуален. Считаю объединение вузов верным шагом. Наука должна быть двигателем прогресса, а для этого ей необходимо создавать все необходимые условия: нормальное финансирование, хорошие лаборатории, современное оборудование, возможность испытания технической мысли в самом производстве, наконец сами учёные. По отдельности вузам в современных условиях мировой интеграции столь глобальные проблемы не решить. Консолидация усилий единственный выход, позволяющий с надеждой смотреть на будущее.
15.06.2012, 12:59:49 / Коля
Как же будет происходить позиционирование нового образовательного гиганта? Бренд ВГУ будет отмечать столетие в его составе?
15.06.2012, 22:16:25 / интересно
Уважаемый Коля. На проблему объединения ВУЗов можно смотреть с двух сторон - со стороны "вливаемого" и со стороны "принимающего" учреждения. Поскольку Вы считаете объединение "верным шагом", скорее всего ВГУ - Ваша Alma mater. Вот и славно. Я обратил внимание не на интимные подробности взаимоотношений полов (не выхватывайте из контекста), а на очевидные последствия слияния - появление монополиста и вероятное ущемление интересов населения. А что касается "мировой интеграции" и решения "мировых проблем", - примите во внимание, пожалуйста, что наука это не единственное (и не основное) направление деятельности высшего учебного заведения. Всё же наиболее важное направление - подготовка кадров. Тем более, что от вузовской науки отдачи пока никакой. Или почти никакой. Успехов Вам в деле консолидации усилий на воронежской земле!!! Ура...
18.06.2012, 10:24:23 / Сергей
Дмитрий Александрович, коллеги! На данном этапе важно понять, какая модель объединения вузов будет выбрана. Есть опыт объединения вузов в Сибирский федеральный университет (Красноярск), там произошла глубокая интеграция объединяемых вузов с существенным перераспределением их функций в рамках вновь созданных институтов в структуре нового университета. И есть опыт Южного федерального университета (Ростов на Дону), где вузы были механически объединены с сохранением значительной доли автономии. Какая модель может быть выбрана у нас? Инновационная - Красноярская или консервативная - Ростовская? Или есть какие-то другие варианты? Красноярская модель более многообещающая, но она же и более затратная, трудоемкая и чреватая конфликтами. Ростовская - более спокойная, но она же продуцирует вопросы "А стоило ли все это затевать?" Может быть, нужно двигаться поступательно по ступеням интеграции в течение ряда лет? Вначале сформировать альянс со значительной долей автономии, потом начать оптимизировать образовательные программы и кафедры, постепенно формируя институты?
18.06.2012, 13:36:16 / А.Могилев
Был на конференции в Сибирским федеральном университете. Познакомился с его структурой и понял, насколько важна и нужна идея объединения вузов. Масштабы СФУ поражают: более 35 000 студентов, впечатляющая динамика НИР и прорывная инновационная деятельность. Всё это достигнуто путем слияния 7 вузов и образования федерального университета - одного из ведущих научно-образовательных центров России. От слияния вузов выигрывает не только регион, где расположен такой «гигант» образования, но и сама страна, т.к. научные разработки тамошних учёных имеют право на жизнь не только в нашей стране, но и далеко за её пределам. Очевидно, что федеральные вузы на равных конкурируют с ведущими мировыми центрами образования. И я, как воронежец, тоже хочу видеть в своём городе столь мощный научный центр.
20.06.2012, 13:29:23 / Аспирант
Добавить комментарий

Другие темы автора

Целевая кабала Комментарии 5, 19.07.2018, 06:54:51
Действующую систему подготовки так называемых «целевиков» в вузах не критикует только ленивый, и ее действующая модель действительно неэффективна и в существенной степени представляет собо...
Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 19.07.2018, 06:54:51
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 19.07.2018, 06:54:51
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 19.07.2018, 06:54:51
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 19.07.2018, 06:54:51
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 19.07.2018, 06:54:51
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 19.07.2018, 06:54:51
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 19.07.2018, 06:54:51
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 19.07.2018, 06:54:51
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 19.07.2018, 06:54:51
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   
Рейтинг блогов
   
  
   
Комментарии к блогам
Без Комментариев...футбол в головах.
Случайный прохожий, 11.07.2018, 14:55:31
Есть о чем. купил значиться ты ягодку, съела дочка, и заболела от нитратов. Что тогда? Пошел бы заяву писать или нема базару?
ГУРД, 11.07.2018, 13:53:36
Насчёт того, что парад "полностью создан нашими силами", -- это вы погорячились. )))) Арт-группировка КТОМЫ -- московская, а не воронежская. Анастасия...
Доктор Сэнди, 02.07.2018, 11:30:01
Ходят слухи, китайцы полсибири уже на поленья пустили... Оно конечно дело благое, не будь там китайцев, там уже НАТО пилило бы.. Но за державу обидно:...
Арсен, 28.06.2018, 22:20:15
Мне больше всего третий понравился. Очень лаконичный, уверенный и спокойный.
Силентиум, 26.06.2018, 12:14:54
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"