Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
Поставили кукол в район. будут теперь за веревочки дергать.... Борьба с корупцией или с не угодными. Вот вопрос....
Лида, 20.09.2017, 23:03:59
Жаль что такие хорошие люди как Черных В.М. уходят из власти. Прекрасный человек, всегда выслушает, поможет, думаю большенство хохольцев со мной согла...
Хохолец, 20.09.2017, 22:51:48
"на памятнике Славы" - чисто по воронежски. Срамота
Серж, 20.09.2017, 19:14:53
Надеюсь, их не будет слишком много на погонный километр, так как реклама отвлекает водителей.
Варежка, 20.09.2017, 16:47:23
А еще необходим надземный переход через супер опасную М4 напротив Ситипарка. Доколе?
Варежка, 20.09.2017, 16:45:14
Ха-ха да кто-бы сомневался что под себя. Так же и прошлую стратегию делали. И где она? За чем за нее отвалили немало баьок? Что из нее реализовано? То...
Щукарь, 20.09.2017, 15:08:20
Особенно в этот, юбилейный, год с начала Большого террора в стране.
Евгений, 20.09.2017, 14:41:56
 
Управляя изменениями, измени себя
08.12.2012, 15:16:06

В ноябре я вошел в число счастливых «студентов» Московской школы управления «Сколково». Целую неделю более ста человек – топ-менеджеров ведущих вузов страны - жили и работали над проектами рука об руку. По своему обыкновению, я не мог не делать заметки на полях, которые вылились в этот текст.

Интересные мысли появились у меня уже в начале обучения по программе «Новые лидеры высшего образования в Сколково». Мне было очень интересно размышлять над тем, какова цель, для чего мы собрались, интересно проанализировать контингент участников.

Итак, участники. Название программы - «100 ректоров», однако на обучении были лишь 20-25% ректоров, остальные - проректоры, руководители управлений. Всех нас объединил возраст – 40-45 лет. Уже с первого дня пребывания там стало ясно, что отбор, который проводился Министерством образования и науки РФ и Московской школой управления Сколково», ориентирован на людей, внутренне созревших для изменений. И это неспроста. Пред программой стоит большое количество задач. Основной целью является точно не цель обучения и донесения до нас определенных технологий образования, управления, универсального менеджмента, а 3 сверхзадачи:

  1. Селекция, естественный отбор будущих лидеров, которые смогут принципиально изменить вектор развития высшего образования. 40-45 лет – оптимальный возраст для людей, отобранных по определенному психотипу, профессии, личностной компетенции, по тому, готовы ли они к изменениям. В программе, рассчитанной на работу по восьми модулям, вместе со мной принимало участие около 117 человек. Очевидно, что до 8 модуля, как в реалити-шоу «За стеклом», «доживут» не все.

  2. Минобрнауки разрабатывает 15 направлений: от международной конкуренции вузов до новых технологий университетского менеджмента, разделив все сообщество на проектные команды, в итоге к 8 модулю мы должны защитить совместные проекты. Министерство ждет от нас интеллектуального рывка, мы должны подготовить документы, исследования, которые можно будет переложить на всю систему высшего образования. Мы выполняем интеллектуальную работу Министерства. Очевидно, что из 15 проектов успешными, стоящими для тиражирования, могут быть 5-7 проектов, в лучшем случае - половина.

  3. Цель программы - формирование сетевого пространства - очень близка мне. В рамках этого проекта происходит сплочение команды людей, объединенных одной субкультурой; работоспособных людей, которые хотят изменений, много делающих для этого; людей, которые обладают не совсем уж маленьким IQ; людей, которые со временем придут к власти в системе образования. Уже после первого модуля мы знаем друг друга. Ежедневно мы работали в командах с 9 до 21 часов, практически без перерывов. Мы вынуждены были «переопыляться», узнавать друг друга. Через год эти отношения будут естественны и необходимы, можно будет решать любую задачу от Калининграда до Владивостока только лишь по e-mail или при помощи одного телефонного звонка.

В течение всего времени обучения к нам приходили знаковые замечательные люди – дизайнеры, политики, исследователи, главы корпораций. Они рассказывали свое видение перспектив развития высшего образования в России.

Очень положительное впечатление на всех произвел ректор МШУ Сколково Андрей Волков. Человек эрудированный, с богатым опытом практической работы, встроенный в программы национального уровня. С ним было действительно интересно.


5-М’ерная образовательная модель будущего по Волкову

  1. Проблема сложности общественной дискуссии по поводу высшего образования, сложность которой состоит в большом временном разбросе ее участников – разброс составляет порядка 20 лет.

Минус 20 лет: родители. В их время все было хорошо.

Текущее время: Слабо понимаются проблемы студенчества, работодателей, наблюдается запоздалая реакция на потребности общества.

Плюс 20 лет: форсайты, прогнозы, предсказывание будущего образования.

Одно понятно – мы живем в сложное время и не имеем права не осуществлять постоянных изменений в своей системе. При этом нужно понимать, что изменяться пассивно, адаптируясь к изменениям внешней среде, - контрпродуктивно. Тезис «образование не успевает» вполне обоснован: 10 самых востребованных профессий в 2010 году в далеком 2004 году еще не существовали.

Объем технической информации удваивается каждые 2 года. Сейчас образование стало источником кадрового обеспечения. Это отрасль, которая приносит колоссальный доход.

В 2010 году количество студентов, обучающихся в зарубежных вузах, составило 4,1 млн человек, в 2025 году ожидается прирост до 8 млн человек.

В США и Великобритании образование – высокоэффективная отрасль, которая приносит доход, с одной стороны, и «мягкая сила», которая изменяет мир, - с другой. Я много раз замечал, что, когда наши студенты едут на включенное обучение в США или Англию, они возвращаются совершенно другими людьми. Кто-то может назвать это «промывкой мозгов», я же называю это «переформатированием».

Вернусь к тому, что говорил А.Волков. Он предлагает рассматривать образовательную модель будущего, исходя из 5 М: массовость, мобильность, методы, мультипроффесиональность, мышление. Остановлюсь на двух основных моментах.

Массовость. Предполагается, что в 2025 году будет около 300 млн студентов против 150 млн в 2010 году.

Мультипрофессиональность. Произойдет отказ от специальностей, будут пользоваться спросом пограничные компетенции. Например, выпускник РГФ, получивший второе высшее образование в сфере экономики, станет бесценным специалистом. Инженер, экономист + ИТ = дважды бесценный специалист на рынке труда.

К слову: я пригласил А.Волкова в ВГУ, и он дал свое согласие. Думаю, эта встреча будет полезной и плодотворной для всех сотрудников и студентов универистета.

Заметки на полях. Интересно наблюдать за тем, как нас вводят в проектные методы работы. Мы пропускаем через себя очень многие эмоции и мысли, иногда нехотя, т.к. меняться сложно, но все же эта работа важна и интересна.

Философия эндаумента – задумываться о будущем

Еще одним выступавшим перед нами был Энио Омае – бывший главный разработчик компании Apple, в настоящем - вице-президент одной из крупнейших языковых школ мира EF Education First, специализирующейся в применении технологий и разработок в образовании. Он рассказал нам об облачных технологиях. Больших откровений мы не услышали. Его тезис о том, что должен соблюдаться баланс между когнитивным и эмоциональным, нам давно известен. Нельзя давать студентам только количественную информацию, их необходимо мотивировать к обучению. Интересно было послушать об опыте создания Российской экономической школы. Перед нами выступал Сергей Гуриев, ее ректор. Он рассказывал об интересном проекте, который в современных условиях пока не может быть реализован. Поделился информацией об организации структуры знаменитой «рэшки»: Совет директоров, ординарные профессоры, эндаумент-фонд, связь с бизнес-сообществом.

С его выводами я, пожалуй, соглашусь.

1. Если мы собираемся тратить деньги на эндаумент-фонд, мы даем сигнал стейкхолдерам (заинтересованным участникам, группам влияния), что мы думаем о долгосрочной перспективе. Философия эндаумента – задумываться о будущем. Нельзя тратить капитал, можно тратить лишь доход от него.

Также было интересно познакомиться с разработками АСИ (Агентство стратегических инициатив) и результатами форсайта вузов 2030 г. Сюрпризом стало участие выпускника исторического факультета ВГУ Дмитрия Пескова (наши люди есть везде!) в тренинге в качестве оратора. Он озвучил крайне дискуссионные взгляды, которые, как ни печально, являются основой аналитических обзоров, попадающих на стол президента. Признаюсь, организаторы сделали все, чтобы вывести участников из эмоционального равновесия. Нам говорили, что все плохо, образование не нужно. Меня они, впрочем, так и не убедили. А эмоциональность и потрясающую социальную активность Дмитрия Пескова, не отметить которые было просто невозможно, можно с большой пользой применить в работе недавно созданной Ассоциации выпускников ВГУ, о чем я ему и сообщил. Очень рассчитываю на его включение в работу нашей Ассоциации.

Совсем недавно ВГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады. На вопрос студентов о его оценке российского образования человек, представляющий интересы не зависящей от России никаким образом страны, он совершенно однозначно ответил «в мире мы ценим российское образование за его фундаментальность, у вас прекрасные студенты».

Форсайт

В ходе учебы нам рассказали о некоторых интересных вещах, которые необходимо использовать в процессе реализации стратегии развития вуза.

  1. Тренды. Наука и образование становятся глобальными в глобальном мире.

  2. Ориентация вузов на запросы экономики и общества.

  3. Цифровизация.

  4. Развитие модели координации общества.

  5. «Лишние люди». Важны качественные показатели работы преподавателей, студентов, количество и качество выпускников.

Опираясь на результаты форсайта АСИ, можно сказать, что в 2019-2020 году возникнет появление угрозы потери образовательного суверенитета России. Это уже серьезная угроза для национального кода, о котором говорят В.В.Путин, Патриарх Кирилл.

В форсайте мягко, не пугая, говорится о постепенной приватизации вузов бизнесом к 2015 году.

Должен быть рост практикоориентированного образования под контролем работодателей, ориентированный под их запросы. Вполне возможно движение в области реформирования вузов в сторону отбирания у вузов оценки итоговой аттестации выпускников школ.

Создается система мониторинга спроса на выпускников вузов.

В социум вбрасывается идея он-лайн федерального университета, который сможет обучать до 1 миллиона человек с помощью новых информационных технологий.

Соглашусь с тезисом: необходимо ориентироваться не на стандарты образования, разработанные Министерством, а на профессиональные стандарты. В настоящее время профессиональное сообщество очень слабо, оно пока неспособно контролировать разработку отраслевых стандартов.

Также было интересно послушать Игоря Агамирзяна, генерального директора и председателя правления ОАО «Российская венчурная компания». Его выступление было более взвешенным, менее эмоциональным.

Общий вывод его выступления таков: кризис образования не является кризисом только системы национального образования, это мировой тренд.

В современной экономике драйвер инноваций – уже не предприятия военно-промышленного комплекса, они «активируются» только на время военных действий. Драйверы сейчас – физические лица.

Соглашусь с его мыслью о том, что необходимо создавать в вузах систему отбора талантливых студентов - инженеров-разработчиков, особой «когорты» инженерной отрасли.

Также в ходе работы по программе «100 ректоров» мы говорили и о предпринимательской среде в вузах и пришли к выводу, что современные университеты, соответствующие запросам времени, сильны своими профессорами-предпринимателями. Если профессор создает МИП, есть выручка, выплачивается заработная плата сотрудникам, аспирантам, студентам, такого профессора необходимо стимулировать и поддерживать.

То, что вызывает в академическом сообществе протест

Инбридинг. И.Агамирзян называет это «университетским инцестом». Если постоянно брать на работу в топ-менеджмент вуза своих выпускников, вуз деградирует. «А как же династии, научные школы?» - спросят многие. На одном из последних Ученых советов в ВГУ мы обсуждали этот вопрос. Он достаточно сложный, думаю, мы к нему еще вернемся.

Также в ходе работы все участники были восхищены выступлением председателя совета директоров «ЕвразГрупп С.А.» Александра Абрамова, очень самодостаточным и независимым человеком. Он мог позволить себе говорить, что думает. И тем более ценным нам показалось его мнение. Правда, он вовремя «сбежал», когда наша группа вывела его на проблемы и темы, которые он вынужден был комментировать. Дальнейшее продолжение беседы могло привести к ненужной откровенности.

Его мысли просты: сейчас крупнейшие российские компании могут найти высококлассных экономистов и юристов в нашей стране. Нет главных инженеров. Нет уникальных людей с управленческими компетенциями, базовыми знаниями корпоративных финансов, дополненных прекрасными инженерными знаниями. Цитата из того, что он сказал: «Лидероспособный инженер с фундаментальными знаниями, полученными в университете, дообученные экономическим и юридическим компетенциям – это ваш лучший товар».

Порой некоторые вещи неприятно слушать, но ты чувствуешь, что что-то не так. Мы на 2 поколения технологического уклада отстаем от мира… Бизнес предлагает: «Приглашайте нас совместителями, скрещивайте с вашими преподавателями». Почему его не все слышат..?

Умей себя продать

Интересно было слушать и Камиля Исаева, генерального директора по исследованиям и разработкам Intel в России. Любопытна его мысль о том, что сейчас необходимо умение себя презентовать – presentation skills. Для нашей страны это очень большая, нерешенная проблема. Россия сейчас начинает искать свое место в глобальном разделении рынка труда, и данные навыки работникам просто необходимы. Современная молодежь и взрослое поколение обладают клиповым мышлением. Большие массивы информации не усваиваются мозгом. Краткая информация становится данностью. Мы договорились с руководством Intel об их визите в ВГУ. Я презентовал им наш проект Центра информационных технологий, сейчас ведем переговоры об открытии их центра в университете.

Мы ленивы, поэтому креативны

Перед нами выступал президент «Астра Россы» Владимир Пирожков, очень известный дизайнер как в России, так и за рубежом. Основной мыслью его выступления стала простая мысль: мы ленивы, поэтому креативны.

Любая программа имеет предел сложности, главное – не доусложнить ее, иначе модернизация превратится в систему барьеров. Доусложнить, не потеряв при этом эффективность, и есть инновации.

Стратегов-идеологов много, нужны люди know how, блестящие исполнители. А с этим в стране сейчас проблемы.

 Интересным опытом в образовательной деятельности и кадровой политике поделился с нами Ярослав Иванович Кузьминов, ректор ВШЭ. В его вузе введена система надбавок для кадрового резерва для молодых преподавателей, которые в первые два года работают в вузе. На последнем Ученом совете в ВГУ я дал поручение профильным проректорам разработать положение о поддержке кадрового резерва в нашем вузе. Мы отберем 20 молодых преподавателей и будем их поддерживать - платить ежемесячно 10 000 рублей в течение года.

Интересен также опыт ВШЭ в области поддержания индекса цитирования. Существует портал SSRN, на котором можно выкладывать препринты своих статей. По количеству скачиваний определяется, насколько статья интересна.

Выводы

Для того, чтобы измениться в положительную сторону, необходимо, по словам Я.Кузьминова, поделить на тех, кто работает и не работает. Потом выделить из группы тех, кто работает, людей, которые хотят меняться, с ними и нужно улучшать жизнь вуза.

Один из последних выступавших перед нами был ректор Skolkovo Tech Эдвард Коули. Его главный посыл – важно понимание необходимости изменений. Базовое требование – это изменение должно идти, помимо преподавательской среды, и от руководства вуза. Если этого не, то никакие изменения невозможны. Для руководства вузов очень важно сохранять способность к обучению - это влечет за собой возможность изменяться. Если руководство не способно на это, очень сложно будет что-либо изменить. Не менее важно, чтобы появлялись реальные успехи от этой деятельности. На протяжении последних неполных двух лет это видно на примере ВГУ: победы в конкурсах грантов, студенческих конкурсах, изменение статуса вуза на уровне восприятия его министерством, регионального правительства, изменилось психология восприятия перемен и в коллективе.

Мы живем в сложное время, и легче не будет. Важно, чтобы мы нашли баланс между успехами прошлого и способствовали развитию в будущем. Верю в наш университет. Точно знаю, что у нас все получится.

 

 

2486
Ваш E-mail:

Комментарии

очень много спорного. Особенно "понравилось" про "профессоров-предпринимателей" (конъюнктурное поведение как основа исключительно личной стратегии свойственно профессорам экономических и юридических кафедр, но даже если говорить про "хоздоговора" для всего кафедрального коллектива, то будет ли оптимизм у физиков, химиков, математиков? в отсутствии реального сектора в стране?); кризис образования - это мировой тренд (удобная неправда); приватизация вузов (кем? госкорпорациями? других нет) к 2015 году. Еще мысль - приватизация в тех условиях, которые мы наблюдаем сегодня, приведет к еще более выраженной элитарности высшего образования. где вход определяется только финансовой возможностью родителей, а не IQ абитуриента. Абсолютно верное утверждение - "Лидероспособный инженер с фундаментальными знаниями, полученными в университете, дообученные экономическим и юридическим компетенциям – это ваш лучший товар". .. при тех векторах движения страны и высшей школы, которые мы наблюдаем, - это нереальная задача. А значит, говорить сегодня о том, что ваши действия приведут к этой цели - полная профанация. Все приведенные положения лишь пытаются оправдать то неизбежное, что случилось с высшей школой страны.
08.12.2012, 20:59:33 / коллега
"Современная молодежь и взрослое поколение обладают клиповым мышлением. Большие массивы информации не усваиваются мозгом. Краткая информация становится данностью." А всё потому, что утрачены или не приобретены навыки и потребность в чтении серьёзной литературы, как художественной, так и научной, философской или религиозной. Нет почвы для размышления и для правильных выводов из прочитанного, а как следствие и из текущего момента. Всё это даёт только гуманитарная составляющая образования. Другой вопрос: заинтересованы ли власть предержащие в том, чтобы простые люди задумывались над происходящим? Нет, конечно, но опасность, и немалую, для каждого из нас представляет и неграмотная девушка Аннушка, разлившая масло на рельсах, и недоучившийся в университете юноша Родион, в порыве отчаяния схватившийся за топор, и просто дети соседей, у чьих родителей не хватило денег на "качественное" образование. Рынок труда, если таковой существует в России, расставит всех по своим местам. Для того, чтобы быть стать чемпионом по бегу, надо чтобы рядом бежали другие. Если ВГУ поглотит несколько крупных вузов Воронежа, он может непомерно раздуться и лопнуть.
09.12.2012, 16:25:03 / Гуманитарий
Во первых хочу поблагодарить ректора ВГУ, за столь подробное описание своего визита в Сколково. Пост очень интересен. "Лидероспособный инженер с фундаментальными знаниями, полученными в университете, дообученные экономическим и юридическим компетенциям – это ваш лучший товар". Считаю это верным на всё сто, как и ещё одно утверждение, которое прошло лейтмотивом через весь ваш пост. Нужны специалисты, готовые не только работать, но и постоянно меняться. Где-то подстраиваться, а где-то менять в новую стороны, те мировые тренды, которые сейчас существуют. Ещё одна проблема здесь затронутая, это умение презентовать себе. Мы почему то привыкли считать так, диплом есть, чему-то научили, значит возьмут на работу. Однако дальнейшего продвижения по работе без умения выставить всем напоказ свои сильные стороны и убрать слабые не будет. Также хочу отметить, что у вас и ваших взглядов на образование, на те преобразования которые вы пытаетесь осуществить в одном конкретном взятом вузе будет наверняка много врагов. Т.к. критика сейчас это тоже тренд. Да и меняться тоже тяжело. Когда есть своя точка зрения и тебе 25 и больше, попробуй скажи: ты не прав, нужно вот так. Поэтому все эти преобразования будут проходит сложно и болезненно, но они необходимы! Должны меняться люди, должно меняться само понимание окружающего нас мира. Только сильнейшие корпорации получат лучшие кадры, только сильнейший вуз выпустить качественных специалистов.
09.12.2012, 18:28:53 / Николай
Не все что есть в университете, товар который может продаваться
09.12.2012, 18:53:22 / А36
Считаю, проблема образования России заключается в том, что ещё 20 лет назад был Советский Союз и это было другое время. Тогда, если ты добросовестно работал, ты обязательно оказывался вознаграждённым, т.к. твой самый надёжный друг и помощник - это государство, которое всегда придёт на выручку и поможет. Пришли 90-е, пришли ваучеры, а за ним и дефолт и пока со всем этим разбирались, а вернее разгребали, наступил 21 век. Какие же он диктует нам условия? А диктует он, кто мудрее, дальновиднее других, тот и лучший. Это касается и частных фирм, корпораций и государственных. Каждый стремится, чтобы человек в отведённое ему рабочее время, сделал по максимуму ту работу, которая есть. Для этого фирмы не желают деньги на постоянные тренинги, на постоянный "апгрейд" своих сотрудников. Это преимущественно касается частного сектора. Теперь и государство пытается модернизировать свои ресурсы. "Для того, чтобы измениться в положительную сторону, необходимо, по словам Я.Кузьминова, поделить на тех, кто работает и не работает. Потом выделить из группы тех, кто работает, людей, которые хотят меняться, с ними и нужно улучшать жизнь вуза." И по моему мнению, это ясный, понятный и верный шаг.
10.12.2012, 10:43:48 / Александр Иванович
"Инбридинг. И.Агамирзян называет это «университетским инцестом». Если постоянно брать на работу в топ-менеджмент вуза своих выпускников, вуз деградирует. «А как же династии, научные школы?» - спросят многие. На одном из последних Ученых советов в ВГУ мы обсуждали этот вопрос. Он достаточно сложный, думаю, мы к нему еще вернемся"... Нет ничего плохого в том, что в вузах работают дети, внуки ученых, педагогов... Плохо когда известные ученые набирают себе китайцев в аспирантуру (не знаю чем они мотивированы), а русские блестящие молодые математики идут торговать на рынок...
10.12.2012, 13:18:39 / Рамирос
После вашего поста у меня такой энтузиазм, Дмитрий Александрович :) Так и хочется уже получить второе высшее образование и стать мультипрофессионалом, хотя ещё с первым до конца не разобралась :) Текст заряжает каким-то драйвом, позитивом. "Мы живем в сложное время, и легче не будет. Важно, чтобы мы нашли баланс между успехами прошлого и способствовали развитию в будущем. Верю в наш университет. Точно знаю, что у нас все получится." С этим утверждением, я с вами солидарна ))
12.12.2012, 14:10:03 / Оксана
Оксана! Если одного качественного высшего образования не хватает, то либо оно не качественное, либо Вам рано думать о втором. Разберитесь в самой себе, прежде чем заряжаться драйвом.
23.12.2012, 13:17:04 / Психолог
Психолог, мне можно вы писать с маленькой буквы :) И в себе я прекрасно разбираюсь :)) Пост написан живо и интересно, он актуален. В нём есть какая-то сила.. Из этого текста можно черпать энергию,как после просмотра фильма Социальная сеть. Ты понимаешь, что вокруг происходит много всего интересного, много того, чего ты не знаешь.
24.12.2012, 13:57:23 / Оксана
И ни слова о фундаментальной науке... Если бизнес приватизирует ВУЗы к 2015 году, кто будет готовить исследователей? Бизнесу фундаментальная наука не нужна. Она непрозрачна, затратна, отдача непонятна. Профессиональные стандарты не имеют к фундаментальной науке никакого отношения. Скрещивать бизнесменов с преподавателями, по-моему, все равно, что скрещивать ежа и ужа - кроме колючей проволоки ничего не получится. Но самое главное читается между строк - полный и окончательный приговор Российской системе образования...
22.03.2013, 02:03:09 / Сергей
Добавить комментарий

Другие темы автора

Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 21.09.2017, 09:46:28
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 21.09.2017, 09:46:28
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 21.09.2017, 09:46:28
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 21.09.2017, 09:46:28
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 21.09.2017, 09:46:28
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 21.09.2017, 09:46:28
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 21.09.2017, 09:46:28
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 21.09.2017, 09:46:28
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 21.09.2017, 09:46:28
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 21.09.2017, 09:46:28
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Комментарии к блогам
Красота в глазах смотрящего. На самом деле, Вы правы, недостатков у нас не мало. Но, согласитесь, город стремительно становится лучше.
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:54:35
13 сентября - День Парикмахера
rowevkina__r, 20.09.2017, 17:52:40
Застрахуют, он друзей привел.
ГУРД, 19.09.2017, 14:19:58
Скептик, первое и второе прекрасно дополняют друг-друга. И первым и вторым уже никого не удивишь. Они решают совершенно разные задачи. Охранять это со...
sukhovarov, 18.09.2017, 12:49:11
Этим летом я тоже покатался по Европе (Прага, Париж, Дрезден) и могу со всей ответственностью сказать: Воронежу до европейских городов - как до Луны. ...
Доктор Сэнди, 18.09.2017, 12:42:53
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"