Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Ендовицкий Дмитрий Александрович
Ректор Воронежского государственного университета
Профессор. Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области.
Воронежская область
Регистрация: 14.07.2011

Комментарии к публикациям
От Конакова, очередную порцию лжи, только услышите. Зря потраченное время.
Коков , 19.11.2017, 03:59:34
На заводе арендатор,представители Чеченского банка. Первые поняли, что кидалово. И добровольно принудительном порядке взяли Зрм в аренду.Но, учитывая ...
Коков , 19.11.2017, 03:54:50
Местные олигархи зажрались. А Гнедых не стал плясать под их дудку и потребовал от Лукаваго справедливого распределения денег и стал неугоден. А Лукавы...
Виталий, 18.11.2017, 21:12:46
Украина-це Европа.
Андрий, 18.11.2017, 20:39:09
а пожар не бурцев с втк устроил
NOrlova@uv.ttk.ru, 18.11.2017, 18:48:08
Ну и ну!!!
Инна, 18.11.2017, 18:37:05
Теперь не нужно самой придумывать, чем заняться :)
Инна, 18.11.2017, 17:37:37
 
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛА И РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
23.01.2013, 16:23:04

Мысли о развитии человеческого потенциала

Несколько лет назад мне, тогда начинающему проректору по экономике и инновациям, было поручено вплотную заниматься изучением рынка труда для наших выпускников, связями с бизнес-сообществом, изучением кадровых потребностей региона. Именно тогда я понял, насколько важна эта проблематика для современного университета, и с моими помощниками активно включился в работу: мы опрашивали предпринимателей, составляли прогнозы кадровых потребностей, наладили связи с Торгово-промышленной палатой РФ и ведущими предприятиями региона, подготовили несколько отчетов и публикаций. С тех пор у меня осталась привычка собирать и перечитывать все, что пишут в СМИ по этим проблемам. Работа ректором государственного университета лишь укрепила понимание необходимости постоянного внимания и комплексного подхода к названной теме. Обучение в МШБ «Сколково» по программе «100 ректоров» заставило по-новому взглянуть на эти вопросы. Стало совершенно очевидно, что без тщательного анализа взаимодействия вузов и реальной экономики, без исследования всех аспектов востребованности наших выпускников любые дискуссии о будущем высшего образования в Российской Федерации останутся пустыми разговорами.

Кажется, что в последнее время статей о проблеме «вуз-выпускник-производство» стало намного больше, но по-прежнему, как справедливо отмечал В.Мау, преобладают два тезиса - количественный (много выпускников) и качественный (мало хорошо подготовленных к работе) (Forbes, 26.06.2012). Также нельзя не согласиться с В.Мау в том, что оба тезисы «столь же просты, сколь и бессмысленны».  К тому же нельзя забывать, что любимые российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в подобных статьях используются крайне неравномерно – все предпочитают искать виноватых:  работодатели обвиняют преподавателей, те в свою очередь жесткое министерство и скудное финансирование и т.д. и т.п. Думаю, что и мне не обойтись без разговора о соотношении количества и качества.

Высшее образование останется массовым

Рост числа россиян, получивших высшее образование – важнейший  тренд последнего десятилетия. По данным «Переписи населения – 2010»,  в 2002 году из каждой тысячи россиян высшее образование было у 162, а уже в 2010 – у 234. Весьма быстрый рост за такой промежуток времени, причем следует особо отметить, что число россиян, имеющих послевузовское образование, выросло в 1,9 раза («Ведомости», 19.12.2011). Многие авторитетные авторы пишут о том, что в постиндустриальном обществе наличие высшего образования «превращается в социальную норму – не иметь его становится неприличным и непонятным»  (В.Гимпельсон, «Ведомости», 19.12.2011). Не будем забывать и о том, что давнишние выводы западных исследователей о более высокой заработной плате (в 1,3-1,5 раза) специалистов с высшим образованием по сравнению с работниками со средним образованием подтверждаются и российской действительностью, что не может ускользнуть от внимания родителей и абитуриентов, думающих о своем  будущем. Западные страны уже давно перешли Рубикон массового высшего образования: США – после Второй мировой войны, Европа – в 60-70 годы, постсоциалистические страны – на рубеже веков.

Критика массовости звучит постоянно. Действительно, если учить в вузе практически всех, то вряд ли можно надеяться на блестящие результаты всех студентов. Не обошлось и без, я бы сказал, модных инновационных аргументов. Например, совсем недавно журнал «Форбс» опубликовал отрывок из книги Майкла Эллеберга «Миллионер без диплома» (11.01.2013). Автор вообще называет высшее образование «пузырем», который вот-вот лопнет, и пытается доказать, что старый рецепт успешной карьеры (т.е. обучение в университете) больше недействителен. Учеба вообще рассматривается как инвестиция с точки зрения рентабельности, автор считает, что формальное обучение несовместимо с инновационной предпринимательской деятельностью.

Разумеется, мы можем приводить немало примеров гениев-самоучек, несомненно, что в вузе не могут научить молодого человека всему, что необходимо в наш динамичный век, но столь радикальную позицию скорее надо признать провокационным приглашением к серьезному разговору, а не рецептом будущего процветания.

Уверен, что подобные идеи мало повлияют на желание выпускников школ поступить в понравившийся по тем или иным причинам вуз. Высшее образование останется массовым и  во всем мире, и в России. Недавно принятый закон «Образование в Российской Федерации» («Российская газета, 31.12.2012) закрепляет норму: 800 студентов-бюджетников на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Это очень серьезные цифры в условиях демографического спада. В целом, эта норма позволит отобрать лучших абитуриентов, готовых и желающих учиться за счет государства. И государство за свои деньги вправе требовать  от вузов качества, соответствующего XXI веку. Как, впрочем, и родители и предприятия,  оплачивающие обучение своих студентов. Таким образом, мы неизбежно должны перейти к проблеме качества подготовки будущего специалиста.

Качество специалиста – результат совместных усилий вузов и бизнеса

Претензии работодателей к выпускникам вузов в 90 % случаев ограничиваются простой фразой: «Они не могут сразу включиться в эффективную работу предприятия». Слыша это, так и хочется задать несколько злорадный вопрос: «А Вы, что уже на другой день уверенно участвовали в работе предприятия и учреждения?». Зачастую из-за неумения выпускника резво стартовать на новом месте работы следуют упреки в низком качестве подготовки в российских вузах. Тогда хочется задать еще один каверзный вопрос: «А что, в других странах все по-другому?». Забудем пока про первый вопрос, а вот на второй уже есть ответ. Всемирно известный McKinsey Global Institute (MGI) в конце 2012 года закончил исследовательский проект по этой тематике и издал отчет, название которого звучит как «От образования к трудоустройству». Так вот, в исследованных странах почти 40 % работодателей основной причиной  наличия вакансий назвали отсутствие нужных им навыков у выпускников («Ведомости», 19.12.2012). Причем, согласно отчету, ситуация в отдельных странах еще острее: в Турции – 56 %, Индии – 53 %, Бразилии – 48 %. Напомню, что это страны с плотной сетью вузов. В то же время в некоторых странах и на многих предприятиях картина выглядит оптимистичнее. В чем же причина этого?

Дело в том, что США и страны Западной Европы, перейдя к системе массового высшего образования, столкнулись с поддержками и рисками этой системы соответственно в 50-е и 70-е годы XX века. Именно тогда стало понятно, что знания, получаемые молодым человеком в университете, еще не делают  его успешным работником. Выпускник знает ответы на вопросы: «Что это?», но не знает, что и как с этим делать. Неслучайно сам термин «компетенция» в противовес термину «знание» появился в 1959 году. В последующие годы на Западе появились сотни статей, книг, концепций, посвященных проблеме компетенций. Стали говорить о компетенциях общих, ядерных, профессиональных, этических, личностных и т.п. Кстати, под ядерными компетенциями обычно понимаются коллективные (корпоративные) знания, умения и навыки, позволяющие предприятию или организации вести успешную деятельность в меняющихся условиях. Понятно, что пришедший на такое предприятие новичок никак не может знать подобных ядерных компетенций.

Объем поста для блога не позволяет охватить даже важнейшие аспекты проблемы компетенций, библиография огромна, разброс точек зрения по странам и исследовательским школам значителен. Важнее остановиться на последствиях всплеска интереса к теории компетенции. Во-первых, университеты активно приступили к внедрению компетентностного подхода в обучении, обращая большое внимание на практическую готовность студента к действию в новых для него условиях. Отделы кадров предприятий стали повсеместно переименовываться в управления  по развитию человеческих ресурсов (HRD), но не для большей звучности, а для того, чтобы подбирать и, если надо, готовить работников с определенными компетенциями. В разных странах Министерства труда и профсоюзы  стали разрабатывать и принимать списки общих и профессиональных  компетенций. Например, в США специально созданная комиссия утвердила такие списки  в 1992 году. Бизнес-школы стали формировать собственные модели компетенций. Во Франции граждане получили еще в  90-е годы право на независимую оценку компетенций, что давало работникам новые возможности повышения своего профессионального статуса. Были разработаны методики оценки личностных, в частности, деструктивных компетенции.

На мой взгляд, крайне важно развивать кооперацию вузов и бизнеса, что является целевой функцией Постановления правительства РФ № 218. В конце 2012 года ВГУ выиграл проекты «Создание высокотехнологичного производства оптоволоконного сепаратора зерна и семян» (бизнес-партнер ОАО «Воронежсельмаш») и «Создание производства по переработке растительных масел и растительных волокон в продукты непищевого использования» (бизнес-партнер ОАО «Эфирное», ГК «ЭФКО»). Общий объем субсидий из федерального центра на эти проекты – 260 млн. руб. Развитие компетенций (профессиональных, аналитических, исследовательских, управленческих, личностных) у сотрудников и студентов ВГУ, участвующих в реализации этих проектов, безусловно, будет идти опережающими темпами. Впереди проекты с Концерном «Созвездие» и ОАО «РИФ».

Как видим, все стейкхолдеры процесса «образование↔трудоустройство» - вузы, бизнес-сообщество, власть – говорят на общем языке и ищут пути решения проблемы.

Особо следует отметить, что внимание работодателей к профессиональному потенциалу работников резко возросло в годы кризиса и сейчас, когда западная экономика явно стагнирует, а компетенции персонала остаются едва ли не последним ресурсом конкурентоспособности предприятия. Характерная деталь: самая авторитетная бизнес-газета «The Wall Street journal» 18.11.2012 печатает статью о четырех важнейших компетенциях, которые будут необходимы в 2013 году.

Во-первых, это умение четко выстраивать межличностные коммуникации, во-вторых, создание личного бренда, в-третьих – гибкость, умение быстро реагировать на меняющиеся нужды работодателя, в-четвертых, умение постоянно повышать личную эффективность («Ведомости», 18.12.2012).

А что же у нас в России? Вопреки расхожему мнению о невозможности реформирования системы высшего образования, смею утверждать, что благодаря четкой позиции Президента РФ В.В. Путина, обозначенной им в первых же  указах после инаугурации 2012 г, целенаправленной деятельности Министерства образования и науки  РФ и всех заинтересованных сторон реформа идет активно. Переход университетов на Федеральные государственные  образовательные стандарты третьего поколения -  это масштабный переход образовательного сообщества России к внедрению компетентостного подхода к обучению. Несомненно, университетам  предстоит еще много работы. Нам придется перестраивать все аспекты учебной деятельности, но решение этих задач должно повысить эффективность вузов и отдачу от каждого преподавателя.

Министерство труда и социальной защиты РФ  подготовил план  разработки профессиональных стандартов на 2012-2015. По словам заместителя министра труда и соцзащиты Л.Ельцовой: «На основе  экспертной  оценки определено  количество  профстандратов – около 800 единиц» (Российская газета, 20.11.2012). Ключевую роль в подготовке новых профстандартов будут играть представители предпринимателей. Дело в том, что Российский Союз промышленников и предпринимателей разрабатывает профстандарты  уже несколько лет. В целом подготовка профстандартов и квалификации является частью дорожной карты Агентства  стратегических инициатив по развитию национальной системы квалификаций. Уверен, что вузовское сообщество активно включится в этот процесс.

В Воронежской области ситуацию с трудоустройством выпускников ведущих вузов нельзя назвать драматической. Во многом это объясняется тесным сотрудничеством этих вузов с предприятиями реального сектора экономики, о чем я не раз уже писал. Необходимо также отметить четкую позицию Правительства Воронежской области и лично губернатора А.В. Гордеева, который высказал ее на церемонии подписания Соглашения о сотрудничестве между Правительством Воронежской области и Холдинговой компании Анкор («Воронежский курьер», 20.12.2012).

В области формируется комплексная система кадрового воспроизводства, разрабатываются проекты создания регионального центра аддитивных технологий, учебного центра кластера предприятий деревообрабатывающей и мебельной  промышленности и др. Воронежский государственный университет готов взять на себя подготовку высококвалифицированных кадров для кластера IT-технологий. Тем более, что у нас уже есть большой опыт в этой области, в частности, совместная работа с компаниями «ATOS», «T-Systems» и другими. Важно успеть войти в перспективный проект вице-премьера Д.О. Рогозина по созданию системы целевой подготовки кадров для ОПК. Наш университетский город с развитой сетью предприятий военно-промышленного комплекса как никто другой должен участвовать в этом проекте.

Как видим, все заинтересованные стороны настроены на работу, и в этом я вижу залог будущих успехов.

2624
Ваш E-mail:

Комментарии

Верю в ВГУ! Отличные перспективы развития! Однако есть небольшая заметка, а для начала процитирую: "Не будем забывать и о том, что давнишние выводы западных исследователей о более высокой заработной плате (в 1,3-1,5 раза) специалистов с высшим образованием по сравнению с работниками со средним образованием подтверждаются и российской действительностью..." Утверждение конечно спорное...даже имеются противоположные данные... оклад специалистов с высшим образованием, например учителей - 6000 рублей, преподавателей техникумов чуть выше - 8000 рублей, доцент вуза - 12000... Средняя зарплата столяра с начальным проф. образованием - от 16... дальше думаю нет смысла продолжать... Конечно есть данные о том что высокая зарплата работников образования не сильно влияет на качество образования, но разве детям приятно смотреть на полуголодного учителя одетого в лохмотья?...
23.01.2013, 22:47:53 / Реалист
"Семейная лодка разбилась о быт", основополагающая проблема разводов, так и в образовании, специалист должен быть востребован, а нынешние специалисты напоминают к сожалению, ненужный спам или навязчивую рекламу. Возможно появятся новые профессии "инженер потребитель" или еще бредовое. Но хочется верить, что наконец реформы прекратятся, а наш университет просто станет университетом подобным Гумбольдту или Сорбоне, замечательно если Оксфорд. А чтобы это произошло вероятно в образовании должно присутствовать нечто, что ценится куда выше денежного довольствия и комфорта.
24.01.2013, 10:39:21 / Случайный прохожий
Вполне возможно, что преемственность "вуз-работа" и осуществится в программе ВГУ. И на "выходе" действительно будет компетентный специалист. Ну а по поводу уровня Оксфорда и прочих вузов-лидеров, это, конечно, пока мечты или планы лет на пятьдесят вперед... Кстати, мировые вузы-лидеры (Оксфорд, Гарвард и т.д.), имеющие годовой оборот в миллионы долларов действительно занимаются наукой и образованием... здесь удовлетворены базовые потребности и студентов и преподавателей... кстати, студент обучающийся в таком вузе может жить и содержать семью... трудно все-таки думать о бесконечности когда в кармане пустота.
24.01.2013, 13:23:02 / Реалист
Проблема трудоустройства выпускника после окончания очень важна, ректор ВГУ в данном посте затронул важную проблему. Мне особенно понравились требования, которые должны предъявлять к себе все работники: "Во-первых, это умение четко выстраивать межличностные коммуникации, во-вторых, создание личного бренда, в-третьих – гибкость, умение быстро реагировать на меняющиеся нужды работодателя, в-четвертых, умение постоянно повышать личную эффективность" Без них не возможно поступательное движение вперёд по карьерной лестнице. Ещё стоит отметить факт необходимости партнёрства вуза и бизнеса, т.к. студент, а тем более будущий инженер просто обязан проходит РЕАЛЬНУЮ практику на заводе. После окончания вуза он уже будет обладать необходимыми навыками, чтобы на производстве без долгой раскачки включиться в трудовой процесс.
24.01.2013, 13:45:21 / Аркадий
Для того, чтобы выпускник мог "сразу включиться в эффективную работу предприятия" это предприятие должно иметь возможность влиять на содержание образования. Не скажу за ВУЗ, но в СПО действующие ФГОС третьего поколения по содержанию совершенно дебильны и не соответствуют представлениям работодателя о содержании профессиональной деятельности, поскольку "нарисованы" кабинетными теоретиками. Если в высшем образовании та же беда - Ваши благие пожелания так и останутся благими пожеланиями. Сами работодатели сегодня совершенно пассивны по отношению к процессу подготовки квалифицированных кадров, на рынке труда полно "халявы" и ВУЗы продолжают печь квалифицированных безработных, с лёгкостью переваривая бюджетный кусок. Как только ВУЗы перестанут брать троечников (см. http://www.hse.ru/ege/second_section2012/ ) и с рынка труда уйдут условно-бесплатные-халявные специалисты, работодатели сами прибегут в образовательную организацию с деньгами и требованиями к содержанию образования.
25.01.2013, 11:02:57 / Информированный оптимист
Добавить комментарий

Другие темы автора

Грязные методы межвузовской конкуренции Комментарии 11, 19.11.2017, 15:13:21
Многие думают, что вузовское сообщество – это спокойное тихое море, где нет штормовых волн, над которым светит теплое солнышко. Они глубоко заблуждаются. Это большой бушующий океан конкурен...
Бренд университета узнаваем в мировом интернет-сообществе Комментарии 3, 19.11.2017, 15:13:21
  Хотим мы этого или нет, но осознанная жизнь современного человека все больше переходит в виртуальную реальность. Это напрямую касается и сферы высшего образования. Не так давно закончилась При...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Комментарии 4, 19.11.2017, 15:13:21
Процесс воспитания пронизывает всю жизнь общества, является одной из его ведущих функций. За решение воспитательных задач отвечает множество субъектов, практически все общественные институты – с...
Вузовский мир Воронежа: вызовы и тенденции развития Комментарии 2, 19.11.2017, 15:13:21
  Вузовская жизнь Воронежа яркая и динамичная, так как вузы являются одним из главных драйверов региональной экономики и должны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реалиям, а так...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Комментарии 1, 19.11.2017, 15:13:21
  Сейчас в вузовской среде самой злободневной темой разговоров, а подчас и яростных споров, стало укрупнение вузов. Я также уже не раз выступал на страницах СМИ с публикациями на эту тему. Доста...
Об Ассоциации вузов Черноземья Комментарии 3, 19.11.2017, 15:13:21
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как мне представляется, ключевым при о...
Возможность выбора стипендии – важная ценность университета Комментарии 1, 19.11.2017, 15:13:21
Деятельность любого высшего учебного заведения оценивается по многим параметрам, как правило, количественным. Это и квадратные метры площадей, и стоимость научного оборудования, и средняя зарплата про...
О мультфильмах: казалось бы, при чем здесь Воронеж и ВГУ? Комментарии 1, 19.11.2017, 15:13:21
Мультфильмы, разумеется, больше всего любят дети, а, как поется в известной песенке, «также их родители». Ведь когда дети смотрят мультики, они забывают обо всем на свете, а родители могут...
Вузовская реформа: новый этап Комментарии 6, 19.11.2017, 15:13:21
В вузах Воронежской области завершился учебный год. Но они продолжают жить напряженной жизнью. Из их стен вышел новый отряд молодых специалистов. И одновременно открылись двери приемных комиссий, нача...
Контрольные цифры приема на 2016/17 учебный год: ВГУ демонстрирует поступательный рост Комментарии 3, 19.11.2017, 15:13:21
 29 мая приказами Минобрнауки №№ 543 и 544 были подведены итоги открытого публичного конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема п...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   
Комментарии к блогам
Уважаемый Эшкере! По банду обнальщиков я не читал, сейчас окунусь. Обнал это тема нужная для коммерсанта. Ну а если источник из анонимок вон откуда во...
vyshegorodcev, 15.11.2017, 20:31:39
Уважаемый Пульсирующий! Я не сужу, что там крамольного или не правильного, да не судим сам буду (надеюсь меня тот зам. прокурора до сих пор читает). А...
vyshegorodcev, 15.11.2017, 20:30:17
Уважаемый Вася! Наверное, даже в клозете деревенском и туалете городском, возможно читать этот телеграмм-канал (если есть интернет). А вот от куда буд...
vyshegorodcev, 15.11.2017, 20:28:16
Уважаемый гость! Есть что-то сенсационного или нет, рано он стал писать или опоздал на семь (с конфискацией) - сие мне не ведомо. Пусть решают читател...
vyshegorodcev, 15.11.2017, 20:26:23
Уважаемый Скептик! Я написал с целью, что бы люди читали. Надеюсь "Андрей Иосифович" мне признателен за продвижение и не опасается отрыва от народа. И...
vyshegorodcev, 15.11.2017, 20:24:43
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"