Вы не авторизованы
Подать заявку на регистрацию блога Авторизация

Abireg.ru Блоги Авторы Рейтинг Регионы

             
 

Об авторе

 
Журавлев Владимир Николаевич
Председатель правления Ассоциации предприятий ИКТ Воронежской области, кандидат экономических наук
Воронежская область
Регистрация: 27.01.2012

Комментарии к публикациям
Как говорит наш президент: " главное -неотвратимость наказания", а вот соотноешния тяжести деяния и наказания за него уже никого не волнует. Правильно...
Осведомленный , 17.08.2017, 16:46:26
Великолепный сигнал всем взяточникам - просто закладывайте в размер взятки некий процент на случай, если вас отловят. Думаю процент будет не очень бол...
Виктор, 17.08.2017, 16:32:44
Спасибо нашей власти, за то что нас, с нашей русской земли немцы вытесняют.
Елена, 17.08.2017, 15:41:36
А, что: брэнд "Гнилой! - очень даже и ничего!
Коровьев, 17.08.2017, 15:27:56
Да,......Нет, чтобы наоборот, форсировать развитие города, строительство новых интересных зданий, так называемые "общественники" - вредители, гнут сво...
Павел, 17.08.2017, 14:02:09
Надо же было отличное место занять этой никому ненужной хреновиной. Лучше бы парк в порядок привели.
Евгений, 17.08.2017, 12:37:15
Где белгородский "зеленый блокнотик"?
ГУРД, 17.08.2017, 11:27:22
 
О некотором опыте участия в проектах
22.09.2014, 12:13:41

За более 25-ти летний опыт занятия бизнесом, работая и сотрудником японской компании, и занимаясь собственным бизнесом, мне приходилось реализовывать различные проекты. На начальном этапе при выполнении проектов, безусловно, иногда были и ошибки, благодаря которым приобретался опыт. Без совершения ошибок научиться методологии и технологии реализации проектов невозможно. Как и хирург, каждый хороший консультант или управленец (менеджер), имеет «собственное кладбище» в виде результата своих ошибок. Просто никто об этом не говорит по очевидным причинам.

Одним из итогов обучения управления проектами (в 2001-2002 годах в России еще не было апробированных и широкого доступных методологий управления проектами) у меня появилось осознание того, что прежде чем реализовывать проект необходимо иметь понимание, в каком состоянии находится компания, что хочет его руководство и насколько осознанно оно понимает свое будущее. Увы, нельзя двигаться куда-то, не имея общего видения и формализованных целей. Это, как минимум. Кроме того, с развитием компании необходимо уметь отслеживать правильность «движения компании» в нужном (запланированном и осознанном) направлении.

На примере своей компании мы столкнулись с тем, что  в связи с появлением новых видов деятельности, у нас появились потребности в поиске правильных решений. Так, например, дополнительно к основной нашей деятельности – купля/продажа сахара-песка, добавились новые дополняющие эту деятельность направления работы (так называемые кросс-услуги). Это транспортно-экспедиторские услуги (заказ крытых вагонов, перевозки по льготному тарифу, отгрузка и т.д.), консультационные (арбитражное управление, агроконсалтинг, управленческий консалтинг, производственно-технологический консалтинг), работа с таможней по растаможке сахара-сырца и сахара-песка и т.д. И тут мы почувствовали ряд проблем. Одна из них была связана с нехваткой ресурсов и с определением приоритетов, что напрямую связано с финансированием того или иного направления работ. Появилась дилемма – кому и как выделять ресурсы.  Но, где научиться методологиям, помогающим определять приоритеты, и как достичь консенсуса и  убедить в правильности их выбора менеджеров и владельцев компании? Вскоре я узнал, что для этого надо разрабатывать стратегию развития компании. Тогда в этой области было трудно найти специалистов (2001 -2002 г.г.), да и, честно говоря, лично я был не готов осознавать важность разработки стратегии. До сих пор многие считают, что стратегия - это какой-то сложный аналитический трактат, но это не так. Стратегия, вернее ее неформализованная часть, существует у каждого топ-менеджера в голове в виде мыслей и мечтаний. Зачастую, проблема существует в том, что многие не умеют ее правильно формализовать, затем выделить из нее стратегические цели, а на основании этих целей построить причинно-следственную связь и создать в итоге для топов стратегическую карту, благодаря которой затем разрабатывается  план мероприятий. Выполняя этот план мероприятий, вы оцениваете результат и проверяете правильность «движения» и развития компании. Одним из инструментов управления и контроля в этом случае выступает система бюджетного управления, включающая в себя постановку методологии бюджетирования и ее автоматизацию (единое информационное пространство и единые требования к аналитике). Польза от этого есть.

Приведу такой пример. Многие из нас умеют водить автомобиль. При поездке, например, в Москву мы мысленно строим у себя в голове своеобразные реперные точки (Липецк, Ефремово и т.д.). В процессе поездки мы ориентируемся на эти реперные точки и тем самым контролируем ситуацию, в правильном направлении мы едем или нет. Теперь, представьте себе, что вы поехали в Москву, ориентируясь по зеркалам заднего обзора, т.е. после того, как вы уже проехали какой-то участок дороги. В первом случае у нас есть реперная точка и, благодаря дорожной информации мы видим, что до Липецка 10 км, затем 5 км и т.д. То есть мы можем заранее принимать адекватное управленческое воздействие. Проехав Липецк, мы отслеживаем направление на Ефремово и т.д.

Во втором случае мы тоже едем в Москву, но реперные точки мы отслеживаем, проехав определенное количество километров дороги по зеркалам заднего вида. То есть, доехав до какого-то населенного пункта, мы можем оценить, туда мы приехали или надо возвращаться, или надо ехать как-то иначе, тратя время и ресурсы. Увы, мы не можем своевременно оценивать правильность выбранного направления движения. Теперь вы управляете компанией. Когда вы получаете финансовую и иную нефинансовую информацию, благодаря которой вам, как руководителю, необходимо принимать адекватное управленческое решение? К сожалению, существующая система бухгалтерского учета предназначена в первую очередь для отчетов перед фискальными органами, и только отчасти (с большой натяжкой) для поддержки принятия оперативного решения руководством компании.

Приведу еще один пример из сферы управления. В 2004 – 2006 годах в России началась мода на внедрение процессного управления, описание и моделирование бизнес-процессов. Эта мода пришла к нам со значительным запозданием из-за рубежа. Причем у нас в России даже сейчас нет такой конкуренции, которая была в развитых странах в 80-е годы. Поэтому в России стандарты качества ISO серии 9001 используют в основном в 2-х случаях – для клиентов/потребителей, когда они об этом спрашивают, и  для использования в рекламе и продвижении продукции или услуги. Сейчас появляется третий случай – это требования Таможенного Союза Белоруссии, Казахстана и России.

Полноценное внедрение стандарта качества ISO серии 9001 требует внедрения процессного управления, а это дело длительное и дорогостоящее. И, кроме того, без использования специализированной IT-системы осуществлять поддержку соблюдения стандартов в компании на регулярной основе и при участии всего персонала компании, как это требует стандарт ISO, практически невозможно. Поэтому реального внедрения стандартов качества на российских предприятиях очень и очень мало.

Иная ситуация была и есть за рубежом. Так уже в 80-х годах зарубежные рынки (период активного внедрения за рубежом  стандартов качества) наполнились (они стали конкурентными). Это повлияло на изменения статуса «продавец-покупатель» (решение принимает клиент, и принцип «они купят все, что мы произведем» не стал работать), появилась жесткая и многообразная конкуренция (цена-качество, лучшее обслуживание), нормальным состоянием зарубежных компаний стали постоянные изменения (требовалось гибкость и быстрая реакция). Поэтому внедрение стандартов качества и, как следствие, процессного управления, для зарубежных компаний стало жизненно необходимым.

Предлагаю рассмотреть такой пример. Компания N заинтересована в соблюдении качества готовой продукции, продаже и в своевременной доставке продукции потребителю в целях извлечения прибыли. Следовательно, ключевые бизнес-процессы в компании N должны выполняться в строгом соответствии с бизнес-процессами всего жизненного цикла* создания продукции (соответствовать требованиям качества ISO серии 9001). Для простоты бизнес-процессы жизненного цикла обозначим так – процесс закупки сырья (стандарт закупки сырья), процесс производства продукции (стандарт производства продукции), процесс хранения продукции (стандарт хранения продукции), процесс транспортировки продукции (стандарт транспортировки продукции), процесс продажи продукции (стандарт продажи продукции). Таким образом, у нас получилось что-то похожее на модульный принцип, т.е. когда появляется возможность  повторного использования отдельных процессов в других процессах (или других организациях) и при строгом соблюдении требований качества.

И вот компания N произвела продукцию, но на рынке увеличился спрос, а у компании N закончилась продукция, но клиенты/потребители ее просят, сложился хороший спрос на рынке …. Следовательно, компания N должна найти партнеров или продукцию, чтобы быть клиентно-ориентированной по отношению к своему клиенту. Однако при этом компания N не может и не хочет рекомендовать клиенту другого производителя из-за высокой конкуренции и из-за вероятности потерять клиента и рынок. Поэтому компании N надо искать поставщика продукции, у которого соблюдены стандарты производства продукции (а в ряде случаев и стандарты закупки сырья), затем найти транспортную или логистическую компанию, у которой соблюдены стандарты транспортировки и хранения продукции и т.д. Если компания N найдет поставщика продукции, а также транспортную или логистическую компанию, а также создаст квалифицированное подразделение из юристов, технологов и специалистов по качеству, то тогда она выполнит требования о гибкости и быстрой реакции на изменения рынка и сумеет удержать клиента, дополнительно при этом заработав. Но, если у компании N подробно не описаны ключевые бизнес-процессы, отсутствуют регламенты процессов, процедур, инструкции, технологические карты и т.д. (назовем все это словом «стандарты»), то, ей, во-первых, будет сложно самой выполнять требования стандартов, во-вторых, - требовать выполнения стандартов от партнеров, поставщиков и субподрядчиков, а, в третьих, - развивать и масштабировать свой бизнес. Следовательно, стандартизация деятельности компании в соответствии с требованиями стандарта качества ISO серии 9001(включая и внедрение процессного подхода) необходима и для того, чтобы развивать/расширять и масштабировать бизнес компании, в т.ч. и за счет привлечения субподрядчиков, поставщиков и партнеров.

Начиная с 90-х годов в зарубежном стратегическом менеджменте применяется принцип: Skate to where the money will be, то есть развивай то направление деятельности, которое будет приносить деньги в будущем, а все остальное можно аутсорсить (аутсорсинг предполагает обеспечение функций на основе длительного контракта, а не только разовые услуги, включая отдельные бизнес-процессы). Так вот, если процессы не описаны и не стандартизованы, то отдавать на аутсорсинг, например, бухгалтерский учет, IT-обслуживание, управление персоналом, эксплуатацию объектов недвижимости, логистику, техническое обслуживание и ремонт транспорта, управление проектами и производство, а также уборку помещений (клининг) нельзя, т.к. из-за отсутствия стандартов нет возможности обучать, а затем и требовать с того, кому передаешь эти услуги на аутсорсинг. Приведу такой пример. Ефремовский глюкозно-паточный комбинат, принадлежащий корпорации «Каргилл», строит свои отношения с аграрными хозяйствами в строгом соответствии со стандартами качества. Они, прежде чем делать предоплату, проводят аудит производственных процессов в аграрных хозяйствах, а затем в процессе сотрудничества с сельхозпроизводителями проводят для них семинары и регулярные аудиторские проверки качества. И все участники довольны. Еще пример, на ОАО «Электросигнал» прежде, чем был внедрен клининг (уборка помещений), были описаны все процессы уборки и на этой основе разработаны требования (стандарты) по уборке помещений, которые затем были задокументированы и приложены к договорам с клининговыми компаниями, и все участники руководствуются данными требованиями. В итоге – уборкой территории все довольны, а ОАО «Электросигнал» еще и сэкономил на этом. И таких примеров я знаю достаточно много.

В данной статье я хотел бы обратить внимание, что без реального внедрения требований стандартов качества трудно не только эффективно производить качественную продукцию или услугу (цена-качество), но и развивать и масштабировать свой бизнес, в т.ч. и окружая свою компанию предприятиями малого и среднего бизнеса. 

Мне вспомнились слова Питера Ф. Друкера из его книги  «Стратегические альянсы в бизнесе»: «Прежде бизнес мог расти только одним из двух способов: либо посредством естественного развития, либо путем поглощений. Современный бизнес растет за счет самых разнообразных альянсов, совместных предприятий и партнерства с потребителями, но это, к сожалению, понимают лишь единицы».  

И в заключение. Ранее в советское время предприятия, как правило, были ориентированы на производство полного цикла. Так было до последнего времени и в России, когда создавались компании холдингового типа на вертикальном уровне интеграции (взаимодействия). Сейчас ситуация меняется. Приведу слова генерального директора «Норильский никель» Владимира Потанина: «Наше производство ориентировано на завод полного цикла — в советское время такой подход был символом научно-технического прогресса. Но это не отвечает современным тенденциям. Стать такими, как Rio Tinto или BHP Billiton, можно не увеличивая диверсификацию, а уменьшая вертикальную интеграцию, чтобы получать наибольшую добавленную стоимость на каждом продукте. … В современном мире конкурентную борьбу выигрывает не тот, кто дальше идет по цепочке интеграции, …, а тот, кто обеспечивает большую добавленную стоимость».

 

 

Примечание:

Жизненный цикл изделия (продукции)* в соответствии с требованиями качества ISO серии 9001 — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.

Этапы жизненного цикла изделия (продукции) включают: маркетинг; НИОКР; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; непосредственно производство; контроль, испытания и обследование продукции в процессе производства и выходной контроль; упаковка и хранение готовой продукции; реализация и распределение; монтаж и эксплуатация; техническая помощь в обслуживании; утилизация после использования. Учет этапов жизненного цикла позволяет уменьшить издержки на доработку изделия или даже предотвратить возможную катастрофу вследствие действия «непредусмотренных» обстоятельств, рационально спланировать деятельность по созданию и обслуживанию продукции.

2442
Ваш E-mail:

Комментарии

Комментарии отсутствуют Добавить комментарий

Другие темы автора

Финансовый кризис ... Комментарии 8, 17.08.2017, 22:30:50
Сейчас самая модная тема – финансовый кризис. На простом языке – это нехватка денег в некоторых секторах экономики в конкретный период времени, т.е. это время, когда клиентам не хватает...
Предложение ВРСП «ОПОРА России» и Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области по поддержке и содействию развитию малого и среднего предпринимательства в сфере ИТ Комментарии 30, 17.08.2017, 22:30:50
 В рамках плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г...
Об опыте немецкого концерна «Зюдцукер» Комментарии 0, 17.08.2017, 22:30:50
Недавно в своем блоге на АБИРЕГе я упоминал про немецкий концерн «Зюдцукер», который сотрудники европейской офиса «Cargill», называли «Money Bag» (денежный меш...
Опыт работы в зарубежной корпорации - мой ответ на один из комментариев на пост «Исследование: ИТ-компании перед лицом кризиса» Комментарии 17, 17.08.2017, 22:30:50
Уважаемые читатели и Случайный прохожий! Один мой знакомый, молодой человек, принял решение трудоустроиться в одной из международных консалтинговых компаний «Большой тройки» (McKins...
Исследование: ИТ-компании перед лицом кризиса Комментарии 0, 17.08.2017, 22:30:50
Компания «IT-Доминанта» провела в конце года исследование, решив установить, каким образом драматичные события в финансовой сфере РФ повлияли на рынок труда в сфере информационных ...
Заканчивается 2014 год…. Комментарии 8, 17.08.2017, 22:30:50
В этой статье я хотел привлечь внимание к итогам встречи губернатора Воронежской области А.В. Гордеева, которая прошла 26 декабря т.г., с руководителями воронежских средств массовой информации, на ...
Российскому ИТ-рынку обещают трудный год Комментарии 15, 17.08.2017, 22:30:50
2015 год станет для России годом серьезных изменений в моделях поставок и потребления ИТ, что в свою очередь предоставит отдельным игрокам и бизнес-моделям новые возможности развития. Для росси...
5 заблуждений, способных похоронить бизнес Комментарии 2, 17.08.2017, 22:30:50
Коллеги, с большим удовольствием размещаю в своем блоге статью «5 заблуждений, способных похоронить бизнес», автор — Лиз Райан (Liz Ryan), основатель и СЕО консалтинговой компа...
Инновации и инновационные бизнес-модели Комментарии 2, 17.08.2017, 22:30:50
Сейчас интересное время, интересная молодежь, интересные технологии, в т.ч. и ИТ-технологии. Умело используя ИТ, другие технологии, а также различные управленческие методологии, можно добиться прек...
Почему организаторами конкурса инновационных ИТ-проектов «ИТ-Черноземье» в качестве партнера был выбран Фонд «Сколково»? Комментарии 0, 17.08.2017, 22:30:50
Зарубежная и российская практика показала одну из наиболее распространенных ошибок среди начинающих предпринимателей, ищущих венчурных инвесторов для своих проектов и желающих получить сразу все требу...
 
Самые читаемые новости
   
 
 
   

Рейтинг блогов
   
  
   
Комментарии к блогам
гость, а 5% годовых в долларе или евро?)) например, в коммерческой недвижимости за рубежом
merkulov, 11.08.2017, 08:32:11
Леонид, 140 часов теории о высших материях. Учат, да не тому)) сможет ли студент, прослушавший такой курс составить для себя финансовый план на 40 лет...
merkulov, 11.08.2017, 08:29:41
- Здравствуйте. Я из фирмы "Репутация". Черный и серый пиар. - Черный и серый - кто? - Это предвыборный штаб? - Да! - А вы?.. - А ...
Скептик, 10.08.2017, 13:18:38
Коровьеву: В точку! Вся страна переживает о судьбе Президента США. ( Как обычно)
Ироничный весельчак, 04.08.2017, 16:39:56
Рейдер: Извиняюсь за каламбур, но если вы не понимаете тропы, нам с вами не по пути :-)
Владимир, 02.08.2017, 23:27:38
 
             

 
 

Бизнес-издание Абирег-Москва

Ведущие Бизнес-центры Воронежа
Конференц-залы Воронежа

Лучшие адвокаты Воронежа

Выгодный курс обмена валют в банках Воронежа

Лучшие базы отдыха Воронежской области

 
    

Авторы блогов никак не связаны с редакцией "Абирега". Авторы самостоятельно добавляют информацию и несут ответственность за ее достоверность.

Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Создание сайта - "Алекс"