Up
Вы читаете новости региона:
USD EURO
Вопрос недели

Повлияет ли на работу Московской городской Думы большое число оппозиционных кандидатов в ее составе?

Нет, потому что это системная оппозиция, с которой можно договориться
Да, политика городского парламента значительно изменится в лучшую сторону
Нет, все равно все решения Думе будут «спускать» из мэрии, где кадровый состав не менялся
Затрудняюсь ответить

 0003 
   
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Где связь заголовка и содержания? Заморозка сделок - не является лишением разрешения на строительства. Запрет на строительство - это другое!...
Вячеслав, 12.08.2019, 13:35
c трудом представляю себе как на 300 квадратах разместить и производство и склад и магазин и офис. Разве что каких ипэшников-кустарей это заинтересует. Но ...
Скептик, 08.08.2019, 09:42
До Газовой на самом деле удобно добираться. Если воплотят задуманное на хорошем уровне, то в Воронеж еще логисты заходить будут....
Михаил, 07.08.2019, 14:33
Интересная тема. Но в регионах трудно будет взлететь. В мск бизнес все же более движяковый...
Адам Левайн, 07.08.2019, 14:27
Предлагаю учредить медаль "За казнокрадство и мздоимство". Необходимо З.Церетели поручить изготовление "награды" из чугуна. Зная его любовь к большим фор...
Таиров Фахратдин, 18.07.2019, 19:10
13.05.2019, 13:20:00

ЭКСПЕРТ – Тамилла Маданова: Как понять, что московский банк действует незаконно, и привлечь его к финансовой ответственности

Москва. 13.05.2019. MSK.ABIREG.RU – Эксклюзив – Динамичное развитие общественных отношений вынуждает законодательную власть дорабатывать действующие законы и принимать новые, а современный бизнес - быстро реагировать на изменения и выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы не понести финансовые потери, вызванные незнанием или непониманием новых «правил игры». Уже довольно долго длится дискуссия относительно возможности банков на основании закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ № 115-ФЗ) блокировать счета, приостанавливать и отказывать в операциях по ним, однако данная тема по-прежнему является актуальной, а получатели банковских услуг не перестают задаваться вопросом, как правильно вести себя в подобных ситуациях и возможно ли возместить возникшие убытки. Попробуем разобраться.
 
О блокировке счета и приостановлении операции по счету

Как было указано ранее, при осуществлении операции по счету ФЗ № 115-ФЗ дает банкам право блокировать счет и приостанавливать операцию по счету.

В первом случае (блокировка счета) речь идет о запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Указанный перечень публикуется Росфинмониторингом на официальном сайте и включение в него происходит только по предусмотренным законом основаниям (п. 2.1 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ), среди которых исключительно решения/постановления соответствующих органов.

Во втором случае банк приостанавливает соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

- юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

- физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Необходимо отметить, что в дальнейшем ограничение на осуществление расходных операций по счету согласно ст.8 ФЗ № 115-ФЗ может происходить только на основании полученного от Росфинмониторинга постановления - на срок до 30 суток; по решению суда на основании заявления Росфинмониторинга - на срок до отмены такого решения.

Как видно, механизм приостановления четко прописан в ФЗ № 115-ФЗ, в то время как порядок блокировки счета банк устанавливает самостоятельно в силу п. 4 Информационного письма Банка России от 28.03.2014 N 23 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».

При этом важным является то, что перечень оснований, по которым допускается приостановление операций по счету и блокировка счета, предусмотрены законом и является исчерпывающим. В случае, если указанные действия банка обусловлены иными причинами, не предусмотренными нормативно-правовыми актами, то банк действует незаконно.
 
Об отказе в проведении операции по счету

А вот отказать в осуществлении операции по счету банк может по довольно абстрактным основаниям, указанным в п. 11 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ, при непредставлении документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями ФЗ № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Между тем, банк обязан сообщить причины такого отказа.

Получивший отказ в осуществлении операции по счету клиент в соответствии с п. 13.4 ФЗ № 115-ФЗ вправе представить в банк документы, опровергающие основания, по которым последний принял рассматриваемое решение.

Банк обязан рассмотреть указанные документы в течение 10 дней с момента их предоставления клиентом, поэтому, если документы были направлены почтой, то необходимо отслеживать их поступление в банк, чтобы своевременно предпринимать меры по реагированию на бездействие банка, если таковое будет иметь место.

В случае, если банк по-прежнему отказывает в проведении операции по счету, существует возможность оспорить данное решение либо в межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации, либо в суде. Следует отметить, что в данном случае закон не обязывает соблюдать  досудебный порядок урегулирования спора и обязательно обращаться в поименованную ранее комиссию, однако учитывая срок, в течение которого рассматривается жалоба, равный 20 рабочим дням, а также практику, в соответствии с которой банки исполняют вынесенные в том числе в пользу клиентов решения комиссии, обращение в такой орган не будет являться лишним.

Что может послужить основанием для отказа в осуществлении операции по счету
 
ФЗ № 115-ФЗ не содержит конкретный перечень оснований, по которым банк может отказать в осуществлении операции по счету.

Однако Росфинмониторингом и Центральным Банком систематически принимаются рекомендательные письма, положения и правила, руководствуясь которыми банки принимают то или иное решение.

Перечень таких документов довольно обширен. В частности, рекомендуем представителям бизнеса обратить внимание на «Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П; информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями», письмо Банка России от 26.12.2005 N 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», которое, в частности, к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, относит систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней; осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

Таким образом, основываясь на носящей рекомендательный характер базе документов контролирующих органов, предприниматели предположительно могут оценить риск наступления тех или иных последствий, предусмотренных ФЗ № 115-ФЗ, хотя, безусловно, неопределенность оснований в законе может привести к злоупотреблению правом банками, что тоже необходимо учитывать.
 
Можно ли привлечь банк к финансовой ответственности за необоснованные действия в рамках ФЗ

Очевидно, что при приостановке операции по счету, его блокировании либо отказе в осуществлении операции по счету предприниматели несут убытки, которые вполне логично должны быть взысканы с банков при необоснованном применении последними мер в соответствии с 115-ФЗ.

В этом случае банки ссылаются на п. 12 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ, в соответствии с которым применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, приостановление операций, отказ от выполнения операций не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

Однако необходимо отметить, что в случае, если будет доказано необоснованное применение банком предусмотренных ФЗ № 115-ФЗ  и рассматриваемых в настоящей статье мер, то получатель банковских услуг вправе привлечь банк к финансовой ответственности, например, взыскать пеню за несвоевременное выполнение поручений по осуществлению денежных операций либо убытки при наличии причинно-следственной связи между действиями банка и понесенным ущербом.

Так, суд в деле по иску получателя банковских услуг признал незаконными действия банка по отказу в проведении операции по счету, поскольку в рассматриваемой операции отсутствовали признаки сомнительности. На основании указанного решения клиент обратился в суд с иском о взыскании с банка договорной неустойки за просрочку исполнения последним поручения клиента и выиграл данный спор (А65-23315/2018).

В другом деле А73-1399/2018 получатель банковских услуг доказав необоснованность действий банка взыскал с последнего убытки.

И хотя имеет место противоположная практика, приведенные решения судов не являются исключением из правил.

Между тем, единого выработанного механизма, как оспорить действия банка и привлечь его к финансовой ответственности не существует. Поскольку основания для применения банками мер в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ довольно размыты, то и конкретные рекомендации в данном вопросе дать сложно.

Однако дабы в целом избежать рассматриваемых в настоящей статье действий со стороны кредитных организаций, необходимо заранее обеспечить себя доказательствами законности сделок, подпадающих под обязательный контроль со стороны банков в соответствии со ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ. Таким доказательствами могут быть соответствующие договоры, а также документы, подтверждающие исполнение обязательств в рамках совершаемых сделок, оформленные в соответствии с действующим законодательством и иные документы, обосновывающие законное ведение бизнеса.

Кроме того, согласно п. 14 ст. 7 названного закона клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований ФЗ № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах. Как следствие, во избежание неблагоприятных последствий по запросу банка необходимо как можно скорее представить соответствующую информацию либо направить заявление о продлении срока предоставления такой информации.

Если же предусмотренные ФЗ № 115-ФЗ меры уже были применены кредитной организацией, то для эффективной защиты своих интересов, необходимо понимать, в связи с чем банк применил ту или иную меру. При этом банк не всегда должным образом исполняет свою обязанность по раскрытию перед клиентом причин отказа в проведении операции и тому подобных действий. В связи с этим Центральным Банком России были приняты «Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании» от 22.02.2019 № 5-МР, в которых банкам указывается на необходимость предоставления клиентам информации о причинах применения мер в рамках ФЗ № 115-ФЗ. Таким образом, в случае, если банк «забыл» раскрыть или недостаточно раскрыл указанную ранее информацию, то необходимо повторно обратиться в кредитную организацию за соответствующими разъяснениями, и, на основании полученного ответа оценить законность действий банка и перспективы их оспаривания в суде.
 
Резюмируя изложенное и базируясь на судебной практике по данной теме, считаем, что вопрос отнесения тех или иных действий банка в рамках ФЗ № 115-ФЗ имеет довольно тонкую грань, в связи с чем правоприменитель и, прежде всего, участники рассматриваемых отношений нуждаются в более детальной проработке законодателем положений ФЗ № 115-ФЗ, в частности, оснований для применения мер, предусмотренных названным законом.
 
Статья подготовлена юрисконсультом  юридического центра «Статус-Кво» Тамиллой Мадановой специально для «Абирег-Москва»

Комментарии на Facebook.com
Система Orphus
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Абирег Москва msk.abireg.ru
Агентство Бизнес Информации 

  т. 8 (495) 720-11-10, 8 (495) 560-48-82  msk@abireg.ru