WorldClass

28 марта 2024, 16:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

snob.ru // Андрей Лямин, Shiptor: «Логистика совсем не про то, как машина едет и везет груз. Это творчество в чистом виде»

22.02.2017 12:28

Директор по развитию Shiptor.ru Андрей Лямин рассказал, как обстоят дела с логистикой в России и за рубежом, как товары путешествуют по миру и в чем заключаются основные сложности импорта продукции.

Принято считать, что в России с логистикой все традиционно плохо. Согласны? В чем главные причины?

Основные трудности в логистике связаны с большой географией нашей страны. Есть регионы очень отдаленные, куда можно доставить что-либо только самолетом. Есть и такие, как, например, Хабаровский край, куда посылки доставляет только Почта России. Маленькие коммерческие компании с этим не справляются: у них просто нет достаточных ресурсов.

Вторая причина опять же связана с почтой. Речь идет о монополии Почты России. Долгое время она была крупным монополистом, потом резко потеряла часть аудитории (в районе 30-40%). Вслед за этим появились крупные игроки (такие, как DPD, Boxberry, IML), которые очень быстро начали отъедать часть рынка.

Многие недовольны работой Почты России. Это государственная компания, уровень сервиса и менеджмента которой немного не успевает за актуальными потребностями населения. Хотя надо заметить, что у нас очень капризные клиенты, которые требуют наложенного платежа и доставки день в день, поэтому их «все плохо» часто несправедливо.

Есть ли зарубежные компании из вашей отрасли, на которые вы равняетесь?

Да, мы работаем с большим количеством иностранных компаний-подрядчиков. Мы ценим высокотехнологичные решения, сервисы, которые являются надстройкой над логистикой и дают новые возможности. Примером для нас является компания MetaPack. Это крупнейший интегратор, который стоит между магазинами и службами доставки.

Ваша компания начиналась в Воронеже. Почему именно там? И как региональному бизнесу получилось выйти на рынки США и Европы?

Так сложилось, что мы из Воронежа, но бизнес к Воронежу изначально не имел никакого отношения. Нам было интересно, как обстоят дела на Западе с электронной коммерцией. Мы сразу нацелились на другие рынки и пытались занять ту нишу, которая в ту пору была совершенно свободна, на которой практически не было игроков.

Здесь вопрос как раз-таки о том, что все стремятся уехать в Москву. Как региональной компании удалось достичь таких объемов продаж?

Регион позволяет оптимизировать расходы на создание IT, тем более, что в Воронеже замечательная университетская база. То есть Москва – это хорошо, она открывает возможности. Но, если посмотреть в целом, то в регионе можно гораздо дешевле осуществить то, что пытаешься сделать в столице. Другой вопрос, что приходится много летать по миру и управлять инфраструктурой складов удаленно, но это мы тоже научились делать.

Как перемещаются грузы? Что «летит», что «плывет»? Зависит ли этот выбор только от бюджета? Или от вида груза тоже?

Тут все просто. Авиадоставка – это скорость. Из Америки в Россию груз перемещается всего за 12 часов, но и стоимость выше. Также есть такое понятие, как объемный вес, в самолете не так много места. Морем груз едет очень долго, но площадь для перевозки гораздо больше. Соответственно, стоимость в разы ниже, но сроки доставки увеличиваются в прогрессии. Доставка морем из Америки в Россию может занимать до 20-30 дней. Европа находится близко к нам, и доставка автомобилем отсюда выгоднее по цене, чем авиаперелет, хотя сроки, конечно, чуть дольше.

Больше половины одежды в Россию импортируется. Как выглядит стандартный путь платья из швейного цеха в Азии на прилавок магазина в Москве?

Одежда всегда импортируется очень большими партиями, поэтому получается дешево. Обычно так покупают крупные игроки – дистрибьюторы. Ее растаможивают как партию (накладывают определенные расходы сверху), затем происходит распределение по дилерам и мелким продавцам.

Если говорить про кросс-бординг (всеми любимый AliExpress), то здесь товар можно купить по еще более низкой цене. Платье не надо растаможивать, чаще всего оно лежит на складе фабрики или продавца. Есть поставщик, который торгует этим платьем в Китае. Вы делаете заказ, и конкретно эта единица товара поедет в Россию почтой или другой логистической компанией, но будет проходить таможню на физическое лицо. Пошлиной он облагается только если превышает стоимость 1000 евро или 30 кг. Происходит значительная оптимизация, по этой причине сейчас так популярен AliExpress, зарубежные магазины и покупки напрямую из Китая, США и Европы.

Часто ли пропадают грузы?

Грузы иногда пропадают, как и многое другое в этом мире. Самолетами реже, а с тем, что движется по земле, периодически случаются различные проблемы.

Есть какая-то статистика?

Это очень маленький процент, скорее погрешность. Сейчас все отслеживается, автоматизируется, используется GPS и прочие системы, которые позволяют увеличить сохранность груза. И, конечно, грузы страхуются. Пропадает, как правило, то, что едет нелегально. Например, есть серые грузы, которые доставляют из Китая (это очень популярная схема). Литий-ионные батарейки сложно отправить из Китая, как и брендовые вещи. Что я понимаю под брендами? Это не китайские фирмы, а мировые марки. Например, Adidas, Lacoste. Все они запрещены к ввозу из Китая в РФ в целях регулирования рынка и отрасли. Такие вещи часто отправляется всерую, челноками, их перевозят рюкзаками, тюками, сумками. Такие грузы обычно не отслеживаются, и с ними часто происходят какие-то проблемы: они застревают на таможне, их ловят, крадут.

Но если все же что-то теряется, кто несет ответственность? Как вы урегулируете конфликты с недовольными клиентами? Очень часто компенсация за потерю посылки в разы меньше стоимости груза. Можно как-то изменить ситуацию?

Во-первых, все грузы страхуются. Перевозчики несут прямую ответственность за них. Плюс у нас действует очень жесткий закон о правах потребителя в отношении фирм и компаний, которые продают или перевозят. Он всегда защищает покупателя. Большинство проблем решается в пользу клиентов, все компенсируется деньгами. Обычно, если товар застрахован, компенсация равна оценочной стоимости груза плюс стоимость доставки. При цивилизованном подходе у компании, которая осуществляет доставку, нет задачи не выплатить компенсацию.

Как перевозится хрупкая и дорогая техника? Как гарантируется безопасность и сохранность?

Используется дополнительная упаковка и повышающий коэффициент страховой премии за сохранность хрупких и дорогих товаров. Страхование высокотехнологичной техники дороже, чем страхование одежды. То же и с хрупкими вещами. Застраховать люстру будет дороже, чем кусок пластика, поэтому все эти расходы перекладываются на клиента.

Проводятся дополнительные проверки, делаются дополнительные фотографии на складе для подтверждения факта безопасной доставки вещей. Если идет разбирательство с Почтой России, где клиенту пришла посылка с кирпичом внутри, нужны какие-то доказательства того, что изначально там кирпича не было.

В России при доставке хрупких вещей действует такая схема: если клиенту пришла целая, неповрежденная коробка, но внутри разбито – это один алгоритм работы. Если коробка нарушена и внутри разбито – то, конечно, это сто процентов страховой случай. Если целостность коробки не нарушена, а внутри разбита люстра, то совершаются определенные дополнительные проверки. Ее могли уже разбитой положить в эту коробку.

Что чаще всего заказывают в зарубежных интернет-магазинах?

Часто заказывают всякое уникальное б/у, нишевые товары, которых просто нет на наших рынках. Тут я говорю про популярный сейчас американский eBay. Например, какие-нибудь редкие очки, limited edition электроника, лампы для усилителей, которые не производят уже много лет, очень дорогие объективы для фотоаппаратов.

Эксклюзивные, коллекционные товары также популярны. Это и бейсбольные карточки с автографами, и какие-то элементы регалий. Естественно, мода из-за рубежа - очень популярный сегмент. Половина всех покупок одежды через интернет в России сделаны напрямую в зарубежных магазинах. Огромное количество брендов у нас либо не продают вовсе, либо продают в три-четыре раза дороже. Легендарные ботинки Timberland, например, которые в США можно купить по 100 долларов, у нас стоят 15 000 – 20 000 рублей.

Что самое сложное в организации доставки из-за рубежа?

Мы делаем доставку для из-за рубежа для наших клиентов (интернет-магазинов) по схеме кросс-бордер. Т. е. у зарубежного магазина есть заказы от покупателей в РФ, а мы эти заказы доставляем и делаем таможенное оформление. Магазин имеет определенный регламент по доставке и определенный уровень сервиса для своих покупателей в другой стране. Один из главных показателей сервиса это сроки доставки. Наша задача их выдерживать, иначе клиенты будут недовольны покупкой и скорее всего не вернуться в магазин, если что-то пошло не так.

С момента покупки российского покупателя в зарубежном магазине (наш клиент) у нас (перевозчика заказа) начинается цепочка из нескольких основных этапов, которая проходит в фоне для покупателя. В этой цепочке также есть ответственность продавца (магазина).

Например, нам нужно забрать груз у продавца в Европе, чтобы передать его на склад для формирования объема на авиа-доставку в РФ. Продавец по каким-то своим причинам не готов к отгрузке в условленное время. Сроки горят. Клиент не получит посылку в срок, а все шишки посыпятся на перевозчика. Самое сложное в организации логистики – попытаться учесть все нюансы.

Логистика – сфера не очень поэтичная, часто остается на вторых ролях. А все заслуги получают интернет-магазины.

Электронная коммерция очень популярна и динамично развивается, а логистика идет по рынку четко рядом с ней. Как развивается логистика – так развивается и e-commerce. Безусловно, логистика создана для того, чтобы обслуживать, но для интернет-магазинов это очень важное звено. Ей уделяют максимум времени и внимания. От логистики зависит впечатление об электронном продавце, так как это практически единственная точка контакта с клиентом. От логистики зависит география продаж и конверсия в покупки.

А что касается поэтичности: как я уже говорил, очень многое в логистике зависит от оптимизации и IT-решений. А это уже творчество. Если рассматривать весь процесс как «машина едет и везет груз» – то да, романтики здесь мало. Если же смотреть на него сверху, когда ты выступаешь организатором, когда у тебя все работает, как часы, когда ты видишь все в едином интерфейсе, как открываются новые рынки и возможности для магазинов, то понимаешь, что логистика – это оркестр.

snob.ru, 16:24, 21.02.2017

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0